Принципы пунктуации Структурный (синтаксичес кий, грамматичес кий) Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы пунктуации Структурный (синтаксичес кий) Ведущий принцип с точки зрения основ пунктуации: на нём строятся правила расстановки знаков препинания.
Advertisements

Принципы пунктуации Структурный (синтаксичес кий) Ведущий принцип с точки зрения основ пунктуации: на нём строятся правила расстановки знаков препинания.
Принципы пунктуации Структурный Ведущий принцип с точки зрения основ пунктуации: на нём строятся правила расстановки знаков препинания в простом и в сложном.
Принципы пунктуации Струк- турный Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с его грамматическим строением.
СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Пишем сочинение на лингвистическую тему. Функции знаков препинания: 1.Выделительные 2.Разделительные.
И т о г о в а я а т т е с т а ц и я п о р у с с к о м у я з ы к у 9 к л а с с.
Принципы русской пунктуации. Что такое пунктуация? Обратимся к словарю.
Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые.
Ученическая презентация Зачем нужна пунктуация?. Авторы работы: 1. Аверкина Анастасия 2. Евтеева Анна 3. Крысанов Андрей 4. Никишин Дмитрий 5. Юдина Яна.
(подготовка к ГИА, задание С 2.1 ) Презентация выполнена учителем русского языка МОУ СОШ 3 г-к.Анапа с.Витязево Поповой Еленой Витальевной Prezentacii.com.
До введения в России книгопечатания в рукописных текстах знаков препинания было мало. В печатных текстах сразу стали употребляться почти все те знаки,
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Транксрипт:

Принципы пунктуации Структурный (синтаксический, грамматический) Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с его грамматическим строением. Таковы, например, знаки в конце предложения, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами предложения и др. Смысловой Ведущий принцип с точки зрения назначения пунктуации: цель любого высказывания есть выражение смысла. Предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно понять и истолковать смысл предложения, когда возможны варианты смысла. (См.примеры) Данные принципы едины: смысл заключается в определенную синтаксическую форму, или грамматическая структура передает заданный смысл.

Принципы пунктуации Интонационный Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации. Человек разумный разве всегда человек разумный? Скажем честно: далеко не всегда это так. Впрочем, это известно всем. История человечества наглядно демонстрирует факты неразумности нашего поведения, да и всегда ли мы в обыденной жизни поступаем по разуму, по совести? (В.Астафьев) В данном тексте вопросительные знаки и точка обозначают границы предложений, выражающих законченную мысль. Эти знаки препинания характеризуют также интонацию и цель высказывания. Предложение 1: тире указывает на предупредительную интонацию и паузу между частями предложения. Предложение 2: двоеточие соединяет части бессоюзного сложного предложения и указывает на пояснительные смысловые отношения между этими частями. Предложение 3: запятая выделяет вводное слово и обозначает паузу в интонации. Предложение 4:запятая отделяет присоединительную конструкцию и тоже соответствует паузе.

Назначение пунктуации Расчленение текста при помощи знаков препинания помогает донести до читающего смысл написанного таким, каким он представляется пишущему.

Знаки препинания – «ноты при чтении» (А.П.Чехов) помогают в восприятии текста; помогают понять авторскую мысль; могут не только подчеркнуть значение, выраженное словами словами, но и резко изменить его; могут разорвать смысловые и грамматические связи слов.

Московский летописный свод конца 15-го века

Примеры То что есть есть того чего нет нет это не то это то. (С. Стивене. «Математика, измерение и психофизика») То, что есть, есть; того, чего нет, нет. Это не то? Это то. Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем. (1. «Этот человек, не раз говорил брату Антон, никогда не был учителем». 2. Этот человек не раз говорил брату: «Антон никогда не был учителем»). И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув. ( И шла она легко назад, изгибы длинные чадры откинув). Шибанов молчал. Из пронзённой ноги Кровь алым струилася током… (А.Толстой) Я занимался с братом, который был болен английским языком. Кот несся на трех лапах, а четвертой передней лапой бил петуха по спине (Пауст.). В зале находились Антон три его приятеля Степан Андрей Михаил Ирина сестра Антона и Мария Петровна. По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович девочка Маша дядя Андрей тетя Анна Ильинична бабушка Даша.

Примеры Поставлю статую золотую пику держащую. Очень-очень странный вид: речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку, Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно, Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!» Хватит жевать давайте читать Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать. Бежать нельзя стоять на месте. Старую не хочу новую. (Реклама автомобиля) Приготовьтесь боксеры гимнасты борцы на выход.

А всего лишь одна запятая….))) Уважаемые сотрудники! В разосланном от имени Генерального директора новогоднем поздравлении допущена опечатка. Фразу "С Новым Годом, Свиньи!" следует читать без запятой. Отдел кадров.

Функции знаков препинания Знаки выделения (их функции- обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию: две запятые и два тире (единые парные знаки), скобки, кавычки. Знаки отделения (их функции – обозначение границ между отдельными независимыми предложениями; между однородными членами предложения; между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске: точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Функции знаков препинания Точка Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Восклицательный знак Передают соответствующую интонацию. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональные оттенки (восклицания, вопроса) Вопросительный знак Многоточие Отделительная. Знак эмоционального напряжения. Подчеркивает многозначность передаваемого содержания. Сигнал преднамеренного пропуска частей.

Функции знаков препинания Запятая Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Выделение в предложении особо значимых частей. Точка с запятой Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Тире Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.) Означает пропуск членов предложения. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления, сопоставления в БСП. Отделяет однородные члены от обобщающего слова. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения).

Функции знаков препинания Двоеточие Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП) Скобки Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения) Кавычки Выделение цитат, «чужой речи». При употреблении слова в необычном, переносном или противоположном значении.

Практика На примере самостоятельно выбранного текста докажите следующие положения: 1) пунктуация создаёт экспрессивность текста; 2) знаки препинания являются помощниками писателя в создании художественной выразительности текста; 3) знаки препинания способны скрыть глубину смысла; Ознакомьтесь с информацией и выполните задание. На примере данного текста убедитесь, что знаки препинания служат средством выражения мыслей и чувств в письменном тексте. Многоточие передает эмоциональное состояние автора. Скобки выделяют коммуникативно важные слова. Восклицательный знак передает взволнованность, недосказанность реплики. Вопросительный знак приглашает читателя к разговору. Тире привлекает и акцентирует внимание читателя и т.д.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Задание С2.1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Его цель – раскрыть важность того лингвистического материала, о котором идет речь в задании. Сочинение-рассуждение должно быть композиционно оформлено, т.е. содержать тезис, аргументы и вывод: Вступление. Прямая актуализация проблемы: формулировка основного тезиса по указанной проблеме («Знаки препинания в русском языке играют важную роль»). Основная часть. Формулирование тезиса, который предстоит доказывать. («Я считаю, что….»), его обоснование с помощью примеров из исходного текста. Заключение. Вывод о справедливости высказывания о сущности данного языкового явления.

Типичные ошибки в сочинении данного типа отсутствие тезиса; отсутствие логики в расположении частей сочинения; отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями; неумение выстраивать доказательную часть сочинения; неумение использовать текст как способ аргументации.

Тезис ТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется доказать и в которой последовательно раскрывается его тема и основная мысль. Тезис формулируется как простое двусоставное предложение. Подлежащее – это тема текста. Сказуемое – то главное, важное (основная мысль), что будет говориться по данной теме. Тезис – это ТЕМА + ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Примеры тезисов: Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Запятые не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения. В данных тезисах подлежащие называют тему - многоточие, фразеологизмы, запятые. Затем следует основная мысль, которая поясняет содержание темы, выделяет самое главное в ней.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. Слова одной тематической группы 2. Однокоренные слова 3. Синонимы, антонимы ( в том числе контекстные) 4. Лексический повтор 5. Союзы 6. Местоимения 7. Вводные слова 8. Синтаксический параллелизм 9. Вопросительные или неполные предложения и т.д.

Практика Раскройте смысл приведенного ниже высказывания. Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель). Во-первых,_____________________________ Во-вторых,_____________________________ В-третьих,______________________________ Следовательно,_________________________

Практика Выпишите слова и предложения в следующем порядке: а) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства; б) средства связи доказательства и вывода. А. Приведем доказательства этого… Б. Это можно доказать таким образом:… В. Почему? А вот почему… Г.Обобщим сказанное: … Д. Итак; таким образом,… Е. Это можно объяснить так:… Ж. Следовательно,…

Примерный вариант сочинения- рассуждения «Зачем нужна пунктуация?» На письме без знания пунктуационных правил невозможно обойтись. Они необходимы и автору текста, чтобы выразить определенный смысл, и читателю, чтобы правильно воспринять этот смысл. Для этого используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило, выделяют разделительные и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам. Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других. Так, с этой целью они используются в предложениях 3, 5,7. Выделительные знаки препинания ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) - парные знаки. Они выделяют различные отрезки речи, как, например, в предложениях 23, 31. Как видим, при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, помогает нам понять текст.

Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему. 1. Внимательно прочитайте утверждение лингвистического положения. 2. Сформулируйте тезис и подберите в тексте примеры, доказывающие справедливость вашего утверждения. 3. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации. Чтобы не было логических ошибок, можно использовать следующие речевые клише: Чтобы доказать сказанное, обратимся к … предложению текста. Пример использования ….. можно найти в предложении …. В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста. Рассмотрим … предложение ( слово ). В нем использован (- а, - о ) …, который (- ая, - ое )…. Это подтверждает вывод о том, что ….