Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Advertisements

Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Организационно-содержательные основы внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Условия введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов ( по итогам контрольно-надзорных мероприятий службы по контролю и.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Рабочая программа учителя. Требования к структуре ООП ООО 1. ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Система.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Требования к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) основного общего образования 3 раздела программы: - Целевой - Содержательный - Организационный.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Котлярова В.Ф., заместитель директора по научно–методической работе гг.
Транксрипт:

Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования

«Основное общее образование» является одним из уровней общего образования и направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком РФ, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)(часть 2 ст.6 ФЗ 273 )

Основное общее образование можно получить: В образовательной организации в очной, очно- заочной, заочной форме; Вне образовательной организации-в семье(семейное образование(статьи 17 и 63 ФЗ 273); Обучающимся предоставлено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке,установленном локальными нормативными актами ОО(пункт 3 ч.1 ст.34ФЗ 273- ФЗ)

Какой срок установлен для получения основного общего образования? Срок получения основного общего образования составляет 5 лет Для лиц с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования увеличивается не более чем на 1 год.

Порядок применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации основной общеобразовательной программы Дистанционные образовательные технологии-это образовательные технологии, реализуемые,в основном, с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном ( на расстоянии)взаимодействии обучающихся и педагогических работников Электронное обучение-это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Обязан ли педагогический работник при переходе на Стандарт пройти повышение квалификации? Непрерывное профессиональное развитие работников организации должно обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных программ по профилю не реже, чем один раз в 3 года. На основании ст.196 ТК РФ работодателю предоставлено право определять необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, а также с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 ТК РФ. Право работников на дополнительное проф.образование реализуется путём заключения договора между работником и работодателем.

В договоре ( в т. ч. трудовом) могут содержаться: Обязанности работодателя по обеспечению реализации требований Стандарта к уровню квалификации педагогического работника, к непрерывности его профессионального развития путём освоения дополнительных профессиональных программ; По предоставлению в соответствии со ст.187 ТК РФ гарантий и компенсаций работнику, направляемому на дополнительное профессиональное образование

Национальные и этнокультурные особенности народов России в Стандарте Учебные планы основных образовательных программ основного общего образования должны обеспечивать возможность изучения государственных языков народов республик РФ и родного языка из числа языков народов РФ, а также устанавливать количество занятий, отводимых на их изучение, по классам обучения.

Национальные и этнокультурные особенности народов России в Стандарте Предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России» является обязательной. Предметная область может быть реализована через включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей, учебный предмет по выбору участников и в рамках внеурочной деятельности

В соответствии со Стандартом обязательными являются следующие предметные области: Филология учебные предметы «Русский язык. Родной язык», Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык» Математика и информатика: учебные предметы «Математика», «Алгебра», « Геометрия», « Информатика» Естественно-научные предметы: учебные предметы «Физика», «Биология», «Химия» Общественнонаучные предметы: учебные предметы «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География» Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство: учебные предметы «Изобразительное искусство», «Музыка» Технология: учебный предмет «Технология» «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности учебные предметы «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности

Является ли обязательным изучением второго иностранного языка? Стандарт позволяет ОО в рамках реализации образовательной программы основного общего образования вводить изучение второго иностранного языка как обязательного. При составлении учебного плана основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе.

Нормативный документ, регламентирующий порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основной образовательной программе Организацию и осуществление образовательной деятельности по образовательной программе основного общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует Порядок организации и осуществления образовательной деятельности,утверждённый приказом МОиНРФ от г 1015

Сетевая форма реализации общеобразовательной программы Сетевая форма реализации-совместная реализация образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется образовательными организациями на основании договора( ст.15 ФЗ 273-ФЗ )

На основе каких нормативных документов разрабатываются рабочие программы учебных предметов ? Рабочие программы разрабатываются ОУ в соответствии со Стандартом с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования. Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов Согласно пункту 1 части 1 ст ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утверждённой рабочей программой.

Рабочие программы учебных предметов и курсов должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Тематическое планирование в рабочей программе Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков,объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Рабочая программа Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения; перечень лабораторных работ, опытов, демонстраций, экскурсий, проектов. Объём времени, выделяемый на изучение учебного предмета, определяется с учётом примерного учебного плана основного общего образования.

На основании каких нормативных документов разрабатывается учебный план? Учебный план является одним из основных механизмов реализации основной образовательной программы и определяет общий объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и учебных предметов,последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования. Учебный план должен включать количество занятий за 5 лет,не менее 5267 и не более 6020 часов.

Учебный план ОУ должен: Формироваться с соблюдением Сан Пина и норм к условиям и организации обучения в ОО ; Обеспечивать возможность преподавания и изучения государственного языка РФ, родного языка из числа языков народов РФ и устанавливать количество занятий, отводимых на их изучение,по классам обучения Предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.

Индивидуальный учебный план Это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Индивидуальные учебные планы могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей. Реализация ИУП сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность. ИУП может предполагать также ускоренный курс обучения.

Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности и плановых перерывов по календарным периодам учебного года: Даты начала и окончания учебного года; Продолжительность учебного года, четвертей; Сроки и продолжительность каникул; Сроки проведения промежуточных аттестаций.

Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы и реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей, а также с учётом имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий. Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой совей основной образовательной программы Количество часов на организацию внеурочной деятельности в 5-9 классах-до 1750 часов за 5 лет обучения Количество часов, определённых Стандартом на его реализацию, не может быть включено в объём предельно допустимой учебной нагрузки

Внеурочная деятельность План внеурочной деятельности реализуется ОУ в формах, отличных от урочной, количество часов, определённых Стандартом на его Реализацию, не может быть включено в объём предельно допустимой учебной нагрузки. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования с учётом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования

План внеурочной деятельности включает - план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы ( предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам программы основной школы, предметные недели и т.д.) -план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); -план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве ОУ (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся)

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: Пояснительную записку, в которой конкретизируются цели образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности; Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; Содержание курса внеурочной деятельности; Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения курса внеурочной деятельности

На что должна быть направлена программа воспитания и социализации обучающихся? Программа должна быть направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, в том числе: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности; формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров, в том числе антикоррупционного сознания и норм здорового и безопасного образа жизни; развитие осознанных потребностей в занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни; формирование экологической культуры.

Программа УУД должна содержать: Цели и задачи; Описание места Программы и её роли в реализации требований Стандарта; Описание понятий, функций,состава и характеристик УУД и их связи с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места УУД в структуре образовательной деятельности; Типовые задачи по формированию УУД; Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; Описание условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся; Методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися УУД и др.

Требования Стандарта к программе коррекционной работы Программа коррекционной работы должна быть направлена на создание комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, оказание им помощи в освоении образовательной программы основного общего образования

Требования Стандарта к программе коррекционной работы Программа коррекционной работы должна носить комплексный характер и обеспечивать обучающимся с особыми образовательными потребностями, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию: выявление и удовлетворение их потребностей при освоении образовательной программы основного общего образования (в урочной и внеурочной деятельности), в совместной педагогической деятельности работников образования, семьи и других институтов общества; дальнейшую их интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность; оказание комплексной, индивидуально ориентированной поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности; создание специальных условий обучения и воспитания, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности.

Программа коррекционной работы должна содержать: Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования; Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями образовательной программы основного общего образования; Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Механизм взаимодействия учителей, работников в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, мед.работников, организации,осуществляющей образовательную деятельность и др.; Планируемые результаты коррекционной работы

Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования должна: Закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; Ориентировать образовательную деятельность на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения образовательной программы; Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения образовательной программы, позволяющей вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; Обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения образовательной программы; Предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы включает : Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы; Результаты ГИА выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Итоговой оценке не подлежат ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы основного общего образования включают: укомплектованность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень квалификации педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей образовательную программу основного общего образования.

Требования к финансово-экономическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны: обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования; обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность, возможность исполнения требований Стандарта; обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную деятельность; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.

Требования к материально-техническим условиям Материально-технические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, а также соблюдение: санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях ; требований к санитарно-бытовым условиям ; требований к социально-бытовым условиям; строительных норм и правил; требований пожарной и электробезопасности; требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организации, осуществляющей образовательную деятельность; требований к транспортному обеспечению обучающихся; требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения организаций, осуществляющих образовательную деятельность; требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.

Требования к психолого-педагогическим условиям Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать: преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений ; диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения; вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Требования к информационно-методическим условиям Информационно-методические условия реализации образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает : Комплекс информационных образовательных ресурсов, в т.ч. ЦОР; Совокупность технологических средств ИКТ: компьютеров, иного информационно-коммуникационного оборудования, коммуникационных каналов, системы современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Нормы обеспеченности учебниками и учебными пособиями в соответствие со Стандартом определяется из расчёта: Не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана; Не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана.

Нормы обеспеченности учебниками и учебными пособиями Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания ОУ, в пределах Стандарта осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета РТ и местных бюджетов. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины(модули)за пределами Стандарта, и (или)получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Спасибо за внимание.