УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Подготовила начальник УМО Шалимова Ж. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Методический семинар Разработка учебно- методического комплекса дисциплины (УМК) в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Учебно-методический отдел г.
Транксрипт:

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Подготовила начальник УМО Шалимова Ж. Н.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ это комплекс нормативной, учебно - программной и учебно - методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для полного и качественного обучения дисциплинам ( профессиональным модулям ) в рамках времени, отведенного рабочим учебным планом конкретной специальности, направления подготовки

Нормативные документы Закон РФ об образовании ( Федеральный закон от N 273- ФЗ ( ред. от ) " Об образовании в Российской Федерации " ( с изм. и доп., вступ. в силу с ) Стандарт по направлению подготовки ( ГОС ВПО, ФГОС ВПО, ФГОС ВО ) Ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса ( Приказ Минобрнауки России от , 1367) Методические рекомендации, указания УМО по планированию и организации образовательного процесса

Учебно - программная документация Основная профессиональная образовательная программа ( ОПОП ) – ранее ООП ( основная образовательная программа ) Рабочий учебный план Календарный график учебного процесса

Учебно - программная документация Примерные программы дисциплин Рабочие программы дисциплин Программы практик Календарный тематический план Индивидуальный план преподавателя

Учебно - методическая документация конспекты лекций ( допускаются тезисы ) основная литература, в том числе на электронном носителе дополнительная литература, в том числе на электронном носителе справочники, каталоги, альбомы методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий методические рекомендации по изучению учебной дисциплине, ее разделов, тем, отдельных элементов методические разработки, авторские разработки методические рекомендации по организации самостоятельной ( внеаудиторной ) работы обучающихся

Учебно - методическая документация темы курсовых работ и методические указания по их выполнению тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ тематические « копилки » - комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по учебной дисциплине комплект оценочных средств для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по учебной дисциплине

Учебно - методическая документация методический комплект « входного » контроля уровня знаний у обучающихся ( для общеобразовательных дисциплин ) систему контроля знаний у обучающихся по учебной дисциплине критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся документация по мониторингу качества освоения обучающимися учебной дисциплины с планом корректирующих мероприятий

Историческая справка ГОС ВПО - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 1- го поколения (1998 год ) ГОС ВПО - Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2- го поколения (2000 год ) ФГОС ВПО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3- го поколения (2009 год ) ФГОС ВО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3 поколения (3+) – 2013 год

Краткий анализ структуры стандартов НазваниеГОС ВПО – 2 ФГОС ВПО - 3 ФГОС ВО – 3+ Квалификация Специалист 1. Бакалавр 2. Магистр 1. Бакалавр : академический и прикладной 2. Магистр Срок по ОФО 5 лет 4 года /2 года Структура 1. ГСЭ ( цикл ОГиСЭД ) 2. ЕН ( цикл ОМиЕНД ) 3. ОПД ( цикл ОПД ) 4. СД ( цикл СД ) 5. ДС ( дисциплины специализации ) 6. ФТД ( факультативы ) Есть : 1. Федеральный компонент ( Ф ) 2. Региональный ( вузовский ) компонент ( Р ) 3. Дисциплины по выбору ( В ) с 1-4 пункты Блок 1. ГСиЭ цикл Блок 2. МиЕН цикл Блок 3. П цикл Блок 4. Физическая культура Блок 5. Практика, НИР Блок 6. Итоговая государственная аттестация ( ИГА ) ФТД Есть : 1. Базовая часть ( Б ) 2. Вариативная часть ( В ) а ) обязательная часть ( ОД ) б ) дисциплины по выбору ( ДВ ) в Б 1, Б 2, Б 3 Блок 1. Дисциплины ( модули ) 1. Базовая часть 2. Вариативная часть Блок 2. Практики ( у магистров в т. ч. НИР ) 1. Базовая часть 2. Вариативная часть Блок 3. Государственная итоговая аттестация ( ГИА ) ФТД Форма аттестации 1. Текущая аттестация 2. Итоговая аттестация ( З, Э ) 3. Государственная аттестация ( ГА ): ГЭ и защита Фонд контрольных заданий 1. Текущая аттестация 2. Промежуточная аттестация ( З, заО, Э ) 3. Итоговая государственная аттестация ( ИГА ): ГЭ ( по усмотрению ВУЗа ) и защита ВКР ФОС 1. Текущая аттестация 2. Промежуточная аттестация ( З, заО, Э ) 3. Государственная итоговая аттестация ( ГИА / ИА ): ГЭ ( по усмотрению ВУЗа ) и защита ВКР ФОС

ФГОС ВО 3+ Изменены коды направлений подготовки Квалификация у бакалавров подразделяется на академический ( АБ ) и прикладной ( ПБ ), у магистров без изменений Объем программы 240/120 з. е. ( все формы обучения, сетевая форма, индивидуальное обучения ( ИП ), ускоренное обучение )

Коды укрупненных групп направлений подготовки. Коды направлений подготовки Наименования направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 12 сентября 2013 г Коды Наименования направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», в соответствии с перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. 337, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. 168; от 12 августа 2010 г. 856; от 11 марта 2011 г и от 5 июля 2011 г ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Экономика Экономика Менеджмент Менеджмент Государственное и муниципальное управление Государственное и муниципальное управление СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО- БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО Реклама и связи с общественностью Реклама и связи с общественностью СЕРВИС И ТУРИЗМ Сервис Сервис Туризм Туризм ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Педагогическое образование Педагогическое образование ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Лингвистика Лингвистика

Коды укрупненных групп направлений подготовки. Коды направлений подготовки Наименования направлений подготовки высшего профессионального образования - магистратуры, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 12 сентября 2013 г Коды Наименования направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр», в соответствии с перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. 337, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. 168; от 12 августа 2010 г. 856; от 11 марта 2011 г и от 5 июля 2011 г ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Экономика Экономика Менеджмент Менеджмент Государственное и муниципальное управление Государственное и муниципальное управление СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО- БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО Реклама и связи с общественностью Реклама и связи с общественностью СЕРВИС И ТУРИЗМ Сервис Сервис Туризм Туризм ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Педагогическое образование Педагогическое образование ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Лингвистика Лингвистика

ФГОС ВО 3+. БАКАЛАВРИАТ Сроки обучения и объем программы : - ОФО – срок обучения 4 года – объем программы 60 з. е. за 1 год - ЗФО, ОЗФО – срок обучения 4,6 г. до 5 лет – объем программы определяет ВУЗ - ИП обучения – срок обучения устанавливает ВУЗ, но не более срока для соответствующей формы обучения – объем программы не более 75 з. е. за 1 г. Применяется традиционное обучение, интерактивное обучение, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, сетевая форма

ФГОС ВО 3+. БАКАЛАВРИАТ Определяется квалификация ( АБ или ПБ ) Выбирается вид профессиональной деятельности. От него зависит выбор компетенций, область профессиональной деятельности и профессиональные задачи, виды практики Компетенции. У АБ и ПБ разные виды деятельности и компетенции. 1. АБ : ОК, ОПК, ПК + ДК ( определяет ВУЗ ) 2. ПБ : ОК, ОПК, ППК + ДК ( определяет ВУЗ )

ФГОС ВО 3+. БАКАЛАВРИАТ 1. АБ : ОК, ОПК, ПК + ДК 2. ПБ : ОК, ОПК, ППК + ДК Код Наименование База данных Отношение к дисциплинам стандарта ОКОбщекультурные компетенции Стандарт Базовые и вариативные дисциплины общекультурной направленности ОПКОбщепрофессиональные компетенции Стандарт Базовые и вариативные дисциплины профессиональной направленности ПКПрофессиональные компетенции Стандарт Базовые и вариативные дисциплины профессиональной направленности ППКПрофессионально - прикладные компетенции Стандарт Базовые и вариативные дисциплины прикладного характера ДК Дополнительные компетенции ВУЗВариативные дисциплины общекультурной, общепрофессиональной, профессиональной и профессионально - прикладной направленности

ФГОС ВО 3+. БАКАЛАВРИАТ Структура программы бакалавриата : Блок 1. Дисциплины ( модули ) Базовая часть Вариативная часть Блок 2. Практики Базовая часть 1.2. Вариативная часть Блок 3. Государственная итоговая аттестация ( ГИА ) ФТД Набор дисциплин базовой части определяет ВУЗ, кроме Философии, Истории, Иностранного языка, Безопасности жизнедеятельности, Физическая культура + Прикладная физическая культура. Объем дисциплин определяет ВУЗ ( кроме Ф и ПФ ). Дисциплины определяются ВУЗом для формирования профиля программы Обязательные для всех, независимо от вида ПД Выбираются в зависимости от вида ПД. ВУЗ вправе сам устанавливать иные виды практик ( кроме перечисленных в стандарте ) 1. Защита ВКР ( подготовка к процедуре защиты и процедура защиты ) 2. ГЭ ( при наличии )

Особенно отличаются стандарты ФГОС ВПО (3) и ФГОС ВО (3+) практиками. Обратите внимание на их вариативность и классификацию учебных и производственных практик ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ

ФГОС ВО 3+. БАКАЛАВРИАТ Электронно - библиотечная система ( электронная библиотека ) По данному направлению допускается использование литературы со сроком первого издания не более 5 лет до момента начала обучения по дисциплине ( модулю ), за исключением дисциплин, направленных на формирование ОК и ОПК

ФГОС ВО 3+. БАКАЛАВРИАТ Электронная информационно - образовательная среда организации : 1. УП. 2. РПД. 3. Практики. 4. Фиксация хода образовательного процесса. 5. Промежуточная аттестация. 6. Электронный портфолио обучающегося ( сохранение работ, рецензий, оценок ) 7. Синхронное и асинхронное взаимодействие с участниками образовательного процесса посредством сети « Интернет ».

ФГОС ВО 3+. БАКАЛАВРИАТ Оценка качества освоения программы : 1. Ответственность – ОУ 2. Уровень качества – соответствие требованиям рынка труда, профессиональным стандартам ( при наличии ) может устанавливаться с учетом профессионально - общественной аккредитации образовательных программ 3. Оценка качества : а ) текущий контроль успеваемости б ) промежуточная аттестация обучающихся в ) ГИА ( ИА ) 4. Создаются ФОС для текущей аттестации и промежуточной аттестации. Необходимо для оценки ФОС привлекать внешних экспертов : работодателей со стажем работы не менее 3 лет в данной профессиональной области ), преподавателей смежных образовательных областей, специалистов в разработке и сертификации оценочных средств 5. Обучающиеся оценивают содержание, организацию и качество образовательного процесса

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Совокупность учебно - методических материалов по дисциплине ( предмету, курсу, модулю ), призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения для наиболее полной реализации задач, предусмотренных стандартами

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ УМКД Соответствие стандарту Четкая структуризация ( модульность ) учебного материала Последовательность изложения учебного материала Полнота и доступность информации Определение компетенций, которых должен достичь студент Соответствие объема учебных материалов объему часов / зачетных единиц, отведенных на изучение дисциплины Комплексность ( теоретические, практические материалы, контроль и аттестация ) Мобильность ( модернизация компонентов УМКД каждый год ) Современность и соответствие научным достижениям в соответствующей сфере Оптимальность ( размещение дидактических единиц на различных носителях информации ) Доступность компонентов УМКД для студентов и преподавателей

СТРУКТУРА УМКД по ГОС ВПО Рабочая учебная программа дисциплины ( РУПД ) Методические указания для проведения занятий 1. Методические рекомендации ( материалы ) для преподавателя ; 2. Методические указания по проведению практических занятий ; 3. Методические указания по проведению семинарских занятий ; 4. Методические указания по проведению лабораторных работ или лабораторный практикум ; 5. Методические указания по выполнению курсовой работы или курсового проекта ; 6. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения ; 7. Методические указания по проведению деловых игр или рассмотрению конкретных хозяйственных ситуаций ; 8. Методические указания по организации самостоятельной работы студента и изучению дисциплины. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 1. Фонд контрольных заданий ( контрольно - измерительные материалы ) 2. Комплект экзаменационных билетов. Учебник, учебное пособие, конспект лекций

СТРУКТУРА УМКД по ФГОС ВПО Руководство по изучению комплекса ( методические указания, разбивка на модули, балльно - рейтинговая система, календарный план изучения дисциплины ) Рабочая программа дисциплины ( РПД ) Методические указания к лабораторным / практическим / семинарским занятиям ( если они предусмотрены учебным планом ) Фонд оценочных средств ( проекты, кейсы, рефераты, эссе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации ( сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т. д.)) Учебная информация ( учебник, учебное пособие или курс лекций ) в различных формах ( текст, аудио -, видео -, слайд - презентации, мультимедиа вставки и др.) Методические указания для студентов по организации изучения дисциплины, а также по выполнению самостоятельной работы, в том числе курсовых работ / проектов Практикум ( лабораторный практикум ) дисциплины Глоссарий и его элементы Хрестоматия ( электронная библиотека данных )

ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА УМКД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫ Й МАТЕРИАЛ УМКД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Нормативный документ, определяющий содержание, объем, а также последовательность изучения и преподавания учебной дисциплины

СТРУКТУРА РПУД по ФГОС ВПО РПУД Пояснительная часть 1. Цели и задачи 2. Место дисциплины в структуре ООП 3. Требования к результатам обучения ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Трудоемкость дисциплины ( объем и виды учебной работы ) 2. Тематический план 3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи 4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины 5. Содержание дисциплины 6. Планы практических / семинарских занятий, лабораторных работ 7. Примерная тематика КР / КП, рефератов, эссе, РГР и других материалов СРС. 8. Учебно - методическое обеспечение СРС 9. Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации 10. Образовательные технологии 11. Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины 12. Материально - техническое обеспечение дисциплины Методическая часть Методические рекомендации преподавателю и студентам

РПД по ФГОС ВО СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРЕДЛАГАЕМАЯ СТРУКТУРА УМКД по ФГОС ВО 3+ Норматив ный материал Стандарт Учебный план Примерная учебная программа РПД Учебный материал Учебник Учебное пособие Курс лекций Практикум Методиче ский материал МУС по организации изучения дисциплины МУС к ЛР / ПЗ / СМ МУС по выполнению КР / КП МУС по выполнению СР МУП по чтению дисциплины Контроль ный материал Самоконтроль Текущий контроль Рубежный контроль ( балльно - рейтинговая система ) Промежуточный контроль ( З, ЗаО, Э ) Дополнит ельный материал Глоссарий Электронная база дополнительного материала