Независимая оценка качества профессионального образования (региональный аспект) А.С. Перевертайло Зам. руководителя отдела проектов в сфере профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Advertisements

О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Система сертификации квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты Национальная.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Нормативно-методическое обеспечение профессионально- общественной аккредитации профессиональных образовательных программ ФАКТОРОВИЧ А.А., д.п.н., заместитель.
Сертификация профессиональных квалификаций как инструмент непрерывного профессионального образования Департамент образования и науки Костромской области.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Лебедева Е.А. заместитель директора по учебно-производственной работе ОГБОУ СПО «Костромской торгово-экономический колледж»
Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта Развитие системы профессионально-общественной аккредитации.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина В.Н. Субботин СЕМИНАР «Апробация модели экспертно- методического центра в области юриспруденции»
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
Актуальность, проблемы и перспективы развития профессионального признания в России Владивосток 2011.
Транксрипт:

Независима я оценка качества профессионального образования (региональный аспект) А.С. Перевертайло Зам. руководителя отдела проектов в сфере профессионального образования Национального фонда подготовки кадров Руководитель департамента сертификации Национального агентства развития квалификаций Межрегиональный семинар «Инновационное развитие начального и среднего профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы» 29 марта 2011 года

Госсовет 31 августа 2010 г. На фоне обострения глобальной конкуренции и начавшейся гонки за создание принципиально новой технологической базы экономического роста, Россия не может позволить себе сохранять систему профессионального образования, созданную для индустриального периода экстенсивного развития в неконкурентной среде «Обеспечить при участии объединений работодателей разработку региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития» (Пункт (2 д) перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г.)

Методическа я поддержка htpp://yaminister.ru Письмо Минобрнауки России от 23 декабря 2010 г. АП- 497/13

Основнне направления реализации мероприятий региональных комплексных программ 1. Создание системы прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров; 2. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда; 3. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда; 4. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования; 5. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональной системе профессионального образования; 6. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования; 7. Мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования. Основна я цель - создание в субъекте Российской Федерации механизмов и условий для модернизации системы профессионального образования, направленной на решение задачи кадрового обеспечения социально- экономического развития региона

Независима я (внешняя) оценка качества профессионального образования Цель: привести методы и инфраструктуру оценки качества профессионального образования в соответствие с международными принципами оценки качества, такими как ориентированность: на конечный результат, на удовлетворенность всех заинтересованных сторон и сосредоточенность на интересах потребителей. Основнне объекты оценки качества образования: образовательнне программы; знания, навыки и компетенции («индивидуальнне образовательнне достижения») выпускников; образовательнне организации. Задачи в рамках РКП: - развитие системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и использование ее результатов при проведении процедуры государственной аккредитации, распределении государственного задания на подготовку кадров; - формирование регионального сегмента системы сертификации квалификаций; - разработка процедур общественно-государственной оценки деятельности организаций, реализующих программы профессионального образования, со стороны работодателей региона и других потребителей результатов образования

Нормативна я база национальной системы оценки и сертификации квалификаций

Соискатели Национальна я система оценки и сертификации квалификаций Базова я организация Регистр Центры оценки и сертификации квалификаций Экспертно- методические центры Организации -партнеры Общественно-государственный совет

Экспертно- методический центр (в области (виде) деятельности – ВЭД, ОПД, ВТД) Общественно – государственный совет Отбирает по конкурсу Центры оценки и сертификации квалификаций Оказывает методическую поддержку Обучает экспертов Эксперты Разрабатывает критерии оценки и сертификации квалификаций в соответствующих областях (видах) деятельности, основаннне на НРК, ОРК и ПС Разрабатывает требования к порядку и процедуре сертификации для различных профессий и уровней квалификации Разрабатывает регламенты и организационно- методические документы в соответствующих областях (видах) деятельности Регистр Разрабатывает контрольно- измерительнне материалы по соответствующим областям (видам) деятельности Проводит адаптацию международных профессиональных стандартов (ПС) Граждане и организации Проводит взаимодействие по вопросам экспертного и методического сопровождения оценки и сертификации Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах: Требования к экспертно-методическим центрам

Организация Экспертно- методический центр Базова я организация Общественно-государственный совет За явка на участие в конкурсе Конкурсна я документация Копии документов, справки, сведения о возможностях подготовки экспертов и наличии методических материалов Рекомендации работодателей и подтверждающие материалы Договор Реестр Экспертно- методических центров Регистр Утверждение Информация об условиях конкурса Конкурсна я комиссия Утверждение Списка победителей Итоги конкурса Интернет - сайты, СМИ Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах: Процедуры конкурсного отбора

Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах: Требования к центрам Центр оценки и сертификации квалификаций Общественно – государственный совет Наделяет полномочиями Экспертно-методические центры (в областях (видах) деятельности – ВЭД, ОПД, ВТД) Обучают экспертов Эксперты Проводит административную проверку за явочных документов соискателей и заключает договоры Регистр Граждане и организации Проводит взаимодействие по вопросам оценки и сертификации Экзаменационн(а я)не комиссии(я)и по областям (видам) деятельности Сертификационн(а я)не комиссии(я)и по областям (видам) деятельности Апелляционн(а я)не комиссии(я)и Оказывают методическую поддержку, обеспечивают КИМ Регламенты, требования и форматы Обеспечивает соискателей информационными материалами Определяет порядок (единовременный, накопительный) и график оценки и сертификации квалификаций Соискатели проводит оценочнне процедуры и оформляет экзаменационнне протоколы принимает решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификатов установленного образца рассматривает и принимает решения по апелляционным вопросам осуществляет выдачу, приостановление, прекращение или продление действия выданных сертификатов осуществляет ведение реестра сертифицированных специалистов осуществляет регистрацию и хранение документации по проведению оценки и сертификации

Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах: Процедуры наделения полномочиями Организация Центр оценки и сертификации квалификаций Базова я организация Общественно-государственный совет За явление о наделении полномочиями Справка-обоснование о наделении организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификации Копии документов, справки, сведения о квалификации экспертов Ходатайства работодателей и подтверждающие материалы Решение о наделении полномочиями Договор Реестр Центров оценки и сертификации квалификаций Регистр

Соискатель Административна я проверка документов Индивидуальное (очное/заочное) собеседование: согласование порядка, графика, времени и места проведения оценки, заключение договора Проведение оценки компетенций и оформление экзаменационных протоколов Анализ результатов оценки и принятие решений по сертификации Выдача сертификата Апелляция Сертифицированный специалист Ведение реестра и архивирование личных дел Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах

1. Требования к профессиональной (экспертной) компетентности Общественно- государственный совет Экспертно-методические центры (в областях (видах) деятельности – ВЭД, ОПД, ВТД) иметь высокий уровень профессиональной компетентности в области предмета, по которому проводится оценка и сертификация квалификаций иметь соответствующе е образование, подтвержденное документом установленного образца иметь опыт работы (практический, научный, управленческий) в одном или нескольких видах профессиональной деятельности иметь определеннне достижения в данном виде профессиональной деятельности (профессиональную квалификацию, дипломы, аттестаты, награды, ученне звания, публикации, признание со стороны профессионального сообщества и др.) иметь необходимне знания в области оценки и сертификации квалификаций, подтвержденнне соответствующим документом об обучении иметь практический опыт работы по организации и (или) проведению оценки и сертификации квалификаций, подтвержденный соответствующими документами 2. Требования к образовательному цензу эксперта (зависят от уровня и вида экспертной деятельности) 3. Основнне требования, предъявляемне к членам комиссий центра (экзаменационным, сертификационным, апелляционным) и к экспертам, осуществляющим индивидуальное собеседование с соискателем с целью определения графика и сроков оценки и сертификации 4. Запреты, устанавливаемне с целью обеспечения независимости работы комиссий центра оценки и сертификации квалификаций не долже н прини мать участи е в обучен ии соиска теля не должен работать в иной комиссии Центра (в ходе оценки и сертификации квалификаций соискателя и решения апелляционных вопросов, связанных с соискателем) не должен принимать участие в проведении индивидуального собеседования с соискателем с целью определения графика и сроков оценки и сертификации уметь аргументиро вать свою позицию по профессион альным вопросам, соблюдать этические нормы уметь анализи ровать докумен тацию, предост авляему ю в соотв. комисси ю знать установленн ый порядок рассмотрения апелляций и принятия решений по апелляционн ым вопросам быть компетентным в той области профессиональн ой деятельности, в рамках которой осуществляется оценка и сертификация квалификаций знать установле нный порядок принятия решений по результата м оценки квалифика ции уметь органи зовыва ть экзаме ны и подгот авлива ть отчеты уметь разраб атыват ь КИМы для провед ения экзаме нов Общие требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах

РКП: Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования Проблемы (Примеры): реальное качество подготовки рабочих кадров и специалистов сегодня не соответствует запросам и требованиям внешних потребителей. разобщенность требований работодателей в области совершенствования качества рабочей силы, разработки и внедрения системы профессиональных стандартов и сертификации квалификаций, отсутствие механизмов определения потребности в подготовке кадров для своих предприятий с учетом изменяющейся профессионально-квалификационной структуры рынка труда; нежелание работодателей активно участвовать в процессе формирования образовательных стандартов, оценочных и аккредитационных процедурах оценки подготовленности выпускников, обеспечивать финансовую и организационную поддержку процесса обучения для целенаправленной подготовки кадров; в регионе отсутствует комплексна я система оценки качества профессионального образования, не сформировано единое концептуально- методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. для оценки качества образования часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий, деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, недостаточно координируется; отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров; слабо проработана нормативно-правова я база системы оценки качества образования. Анализ ситуации (пример): 1. Действующие механизмы и инфраструктура независимой оценки качества профессионального образования 2. Система общественно- государственной оценки качества образовательных программ профессионального образования 3. Региональна я система оценки и сертификации квалификаций 4. Система общественно- государственной оценки деятельности организаций, реализующих программы профессионального образования

Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования Задачи: формирование регионального сегмента системы сертификации квалификаций; развитие системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и использование ее результатов при проведении процедуры государственной аккредитации, распределении государственного задания на подготовку кадров; стимулирование участия ведущих работодателей в профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования, использование ее результатов при проведении государственной аккредитации; разработка процедур общественно- государственной оценки деятельности организаций, реализующих программы профессионального образования, со стороны работодателей региона и других потребителей результатов образования Целевне индикаторы: Доля выпускников программ профессиональ ного образования / профессиональ ной подготовки, успешно прошедших сертификацион нне процедуры. Доля лиц, обучающихся по программам НПО, СПО и ВПО, прошедшим профессионал ьно- общественную аккредитацию.

Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования Мероприятия (примеры): Определение и актуализация перечня массовых и наиболее значимых для социально-экономического развития региона видов экономической деятельности для разработки профессиональных стандартов Координация взаимодействия с организациями и объединениями работодателей и методическое обеспечение разработки профессиональных стандартов по массовым и наиболее значимым для социально-экономического развития области видам экономической деятельности Определение и актуализация потребностей в формировании регионального сегмента системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах Принятие совместного решения Администрации региона и ключевых организаций и объединений работодателей о создании центров оценки и сертификации квалификаций по ключевым отраслям экономики (по видам экономической деятельности, профессиям и уровням квалификации), в том числе на базе учреждений профессионального образования Организация выполнения установленных процедур наделения полномочиями со стороны национальной системы оценки и сертификации квалификаций региональных центров оценки и сертификации квалификаций

Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования Мероприятия (примеры): Формирование и обеспечение деятельности регионального экспертного совета по экспертизе основных профессиональных образовательных программ Организация и проведение государственно-общественной аккредитации и экспертизы инновационных профессиональных программ развития ОУ ПО постоянно действующими советами Выполнение экспертизы разрабатываемых в ОУ ПО учебных, методических изданий по циклу профессиональных и специальных дисциплин с привлечением работодателей Разработка системы показателей и регламентов общественно-государственной оценки деятельности организаций, реализующих программы профессионального образования Разработка системы аттестации образовательных организаций (учреждений профессионального образования), учитывающей результаты независимой общественно- государственной оценки качества профессионального образования Создание и развертывание информационной системы, обеспечивающей процедуры прохождение сертификации профессионально-педагогических работников системы профессионального образования (в т.ч. подготовка и ежегодна я коррекция контрольно- измерительных материалов) Подготовка ресурса (кадры, КИМ, методики и др.) и разработка методического обеспечения добровольной сертификации профессиональной деятельности педагогических (научно-педагогических) работников ОУ ПО Введение в региональной системе НПО и СПО процедуры добровольной сертификации профессиональной деятельности педагогических работников Оценка деятельности ОУ ПО с учетом результатов добровольной внешней независимой экспертизы качества образовательных услуг (с привлечением работодателей)