Образ дороги, мотив пути в русской литературе Аверина М.А.
«…первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги» (А.А. Блок )
Древнерусская литература В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских произведениях: в поход «на землю половецкую», желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович
Древнерусская литература В путь на битву с ханом Мамаем вел войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец А. Никитин описал свое путешествие в «Хождении за три моря».
Прием путешествия Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности.
А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» Именно по дороге в Белогорскую крепость Гринёв встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком.
Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
Н.В. Гоголь. Мёртвые души Авантюрист Чичиков скор в своих передвижениях, ведь в погоне за наживой ему приходится общаться с самыми разными представителями общества. Путешествуя от одного поместья к другому, он позволяет читателю наблюдать за контрастом, что открывается его глазам: крепость быта мужиков Собакевича соседствует с полнейшей разрухой в имении Плюшкина.
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму со столбовой дороженьки, на которой сошлись семеро мужиков- правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник» Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
Путь исторический В знаменитом отступлении о птице- тройке Гоголь, сравнивая Русь с несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».
Исторический путь народа О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок, поэт, оказавшийся на перепутье двух веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия»
Путь исторический Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период жизни А. Блока являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы («На поле Куликовом»).
Исторический путь народа В подобном ключе можно рассматривать и путь русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения от главнокомандующего Кутузова до «самого нужного человека» в партизанском отряде Тихона Щербатого и «старостихи Василисы, побившей сотню французов», сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.
Жизненный путь героя Андрея Болконского Пьера Безухова Катерины Базарова Обломова Печорина Доктора Старцева
Духовное развитие Так, путь внутренней эволюции, т.е. путь к Богу, описан Лермонтовым в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Горизонтальное измерение герой движется вперед по дороге сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.
Цитируя литературоведа Д.Е. Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок». Каждый из писателей переживал такие периоды по- своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы.