Образ дороги, мотив пути в русской литературе Аверина М.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила - ученица 10 «А» класса Лебедева Марина Проверила- Кравченко Алла Евгеньевна Школа 683 Приморского района Итоговая работа по литературе Тема:
Advertisements

Обзор содержания 3 тома романа « Война и мир » Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Блиц-опрос 1. Возлюбленная Евгения Онегина (Татьяна Ларина)
Образ дороги в творчестве русских и зарубежных писателей
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Сиротина Анастасия, ученица 9 класса А МОУ «СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов»
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Повесть «Капитанская дочка» Литературная игра 2014 год.
«Зачем на земле этой вечной живем». «Дар напрасный, дар случайный Жизнь, на что ты мне дана?» А.С. Пушкин.
Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Методические рекомендации для написания итогового сочинения по тематическому направлению «Путь» Маркова А.В., учитель русского языка и литературы МАОУ.
Интегрированный урок по литературе и истории Художественные особенности и историзм романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
«Благие потрясения» в жизни главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Авторы: Иванова Екатерина, Русанжик Дарья, 9А класс Руководители: Русанжик.
Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Литература XIX века. Русская национальная культура в 19 веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика».
Тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Выполнила ученица 9Акласса Ким Анастасия. Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное.
Произведения русских писателей в изобразительном искусстве. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практический семинар Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 17» г.о. Электросталь Научно-практический семинар: итоговое экзаменационное.
И. С. Никитин Стихотворение «Русь» 1. Что необычного увидел поэт? 2. Почему поэт так назвал своё стихотворение? 3. Каким чувством проникнуто стихотворение?
Транксрипт:

Образ дороги, мотив пути в русской литературе Аверина М.А.

«…первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги» (А.А. Блок )

Древнерусская литература В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских произведениях: в поход «на землю половецкую», желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович

Древнерусская литература В путь на битву с ханом Мамаем вел войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец А. Никитин описал свое путешествие в «Хождении за три моря».

Прием путешествия Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности.

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» Именно по дороге в Белогорскую крепость Гринёв встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком.

Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.

Н.В. Гоголь. Мёртвые души Авантюрист Чичиков скор в своих передвижениях, ведь в погоне за наживой ему приходится общаться с самыми разными представителями общества. Путешествуя от одного поместья к другому, он позволяет читателю наблюдать за контрастом, что открывается его глазам: крепость быта мужиков Собакевича соседствует с полнейшей разрухой в имении Плюшкина.

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму со столбовой дороженьки, на которой сошлись семеро мужиков- правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник» Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

Путь исторический В знаменитом отступлении о птице- тройке Гоголь, сравнивая Русь с несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

Исторический путь народа О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок, поэт, оказавшийся на перепутье двух веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия»

Путь исторический Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период жизни А. Блока являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы («На поле Куликовом»).

Исторический путь народа В подобном ключе можно рассматривать и путь русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения от главнокомандующего Кутузова до «самого нужного человека» в партизанском отряде Тихона Щербатого и «старостихи Василисы, побившей сотню французов», сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.

Жизненный путь героя Андрея Болконского Пьера Безухова Катерины Базарова Обломова Печорина Доктора Старцева

Духовное развитие Так, путь внутренней эволюции, т.е. путь к Богу, описан Лермонтовым в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Горизонтальное измерение герой движется вперед по дороге сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.

Цитируя литературоведа Д.Е. Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок». Каждый из писателей переживал такие периоды по- своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы.