Работу выполнила ученица 4 «а» класса Мухаметзянова Екатерина МОУ «Славянская СОШ» Нововаршавского района Омской области Руководитель работы: Сипита О.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Повторение пройденного по разделу «Лексика».
Advertisements

Тема занятия 2: «Омонимия». Цель занятия: Познакомиться с разновидностями омонимов.
Проект выполнила ученица 6 класса Каплун Дарья МОУ «ООШ с. Славянка» Саратовской области Руководитель проекта: Пиянзина О.В.
ОМОНИМЫ Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:
В гостях у Лексики. Знакомьтесь – омоними! Выполнила учитель русского языка и литературы Самохина Марина Викторовна. МОУ «Основная общеобразовательная.
Упражнение в написании слов с удвоенными согласными. Состав слова. 2 класс Учитель: Аймуканова Елена Тельмановна. МОУ Акбашевская СОШ.
СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ, НО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ.
День вступ ил в свои права. Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо?! Предо мною близнецы. Я спросил их: - Вы откуда Появились, молодцы? Отвечали.
Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Что в слове главное
Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку, Вдруг на Мишку - вот напасть Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной.
«Русский язык является богатейшим из всех европейских языков и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью,
ОМОНИМЫ МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА КАК ОТЛИЧАТЬ?. Цели урока: Создать учебную ситуацию, в которой ученики смогут понять различие омонимов и многозначных слов;
Слова одной и той же части речи, сходные по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению называются омонимами.
Омонимы и их виды Автор Камкина Ольга, ученица 5 класса Руководитель Сысова В. А., учитель русского языка и литературы.
Урок русского языка в 5- б классе.. Первое декабря. Классная работа. Слова – омонимы. 1.Проверка д/з. Какие чередования корней вы помните? 2. Когда после.
Презентация по русскому языку Омонимы русского языка Выполнила ученица 5 «А» класса Школы 25 Уланова Анна.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Крапотина Т.Г. – канд.филол. наук., доцент.
Омонимы 5 класс Дейкина Татьяна Ивановна, ЗУВК 109, г. Запорожье.
Омонимия Презентацию подготовила Учитель Кирпищикова С.Н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 3 г. Грязи Липецкой области.
Транксрипт:

Работу выполнила ученица 4 «а» класса Мухаметзянова Екатерина МОУ «Славянская СОШ» Нововаршавского района Омской области Руководитель работы: Сипита О.В.

Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей. Н.Г.Чернышевский

Цель Показать, что выбор нужного омонима и правильное его употребление – необходимое условие яркой, выразительной и точной речи.

Задачи выяснить, что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов; чем отличаются омонимы друг от друга; исследовать роль омонимов в языке; познакомить одноклассников с результатами работы.

Проблемный вопрос ??? Омонимия – это рядовое явление в языке или полезная вещь в современной жизни?

Омонимы ? ЛИСТ ЛИСТ

ОМОНИМЫ ? КЛЮЧКЛЮЧ

НОРКАНОРКА

ВЫВОД : НЕ ВСЕ ПОХОЖИЕ СЛОВА НАЗЫВАЮТСЯ ОМОНИМЫ

КАК ОТЛИЧИТЬ ОМОНИМЫ ОТ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ ? МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – СЛОВА, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕ ОДНО, А НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ. Говорят : часы стоят, Говорят : часы спешат, Говорят : часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А они висят на месте.

КАК ОТЛИЧИТЬ ОМОНИМЫ ОТ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ ? ОМОНИМЫ – СЛОВА, ОДИНАКОВЫЕ ПОЗВУЧАНИЮ И НАПИСАНИЮ, НО СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ. За столом сказала мать : - Хватит языком болтать ! А сынишка осторожно : - А болтать ногами можно ?

« Братья, не помнящие родства »

Вывод : Чтобы отличить омоним от многозначного слова, надо разобраться в значении слова.

РАЗНОВИДНОСТИ ОМОНИМОВ « ОМОНИМ » происходит от двух греческих корней :homos– одинаковый, onyma– имя. Полные омонимы - полностью совпадают по произношению и написанию, но обозначают разные предметы. Неполные ( частичные ) омонимы - совпадают частично.

Омоформы – одинаково звучат и пишутся, но это разные части речи или разные формы одного и того же слова В полях, не кошенных косой, Всё утро дождик шёл косой.

ОМОФОНЫ – звучат одинаково, пишутся по разному. В лесу я нашёл гриб. У меня обнаружили грипп.

ОМОГРАФЫ – одинаково пишутся, но произносятся по разному. На двери за ' мка нет замка '.

ОМОНИМЫ вопросодинаковый разный / одинаковый разный произно шение одинаковоеразноеодинаковое написан ие одинаковое разноеодинаковое примерыключ - ключ свет - свет лист - лист за ' мок – замо ' к му ' ка - мука ' а ' тлас - атла ' с сухой - с ухой гриб - грипп код - кот печь - печь косой - косой лечу - лечу вид омоними и полный омоним омографомофономоформа

Вывод : существуют полные омонимы и неполные ( частичные ): омографы, омофоны, омоформы. Чтобы их различить нужно посмотреть на произношение, написание, вопрос. Омонимы – двойники, но не братья.

Нужны ли омонимы в современной жизни ? Омонимы, как и омографы, омофоны и омоформы нередко используются для создания шуток, каламбуров. Каламбур Каламбур – шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Люблю p ечные отмели и косы, Люблю, когда звенят лугами косы … Но мне милей моей любимой косы !.. Ты не смот p и на эту слабость косо.

Нужны ли омонимы в современной жизни ? Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку, Вдруг на Мишку – вот напасть – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной, Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало.

Нужны ли омонимы в современной жизни ? Омонимия лежит в основе многих загадок, скороговорок. Какие кошки мышей не ловят ? Оружье, фрукты, камни - самоцветы, одно название – разные предметы.

Нужны ли омонимы в современной жизни ? РЕКЛАМА ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПСИХОЛОГИЯ « НЕ ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В БАНКЕ, А ХРАНИТЕ ИХ В СБЕРБАНКЕ »

Нужны ли омонимы в современной жизни ? Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть. На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани.

Вывод : знания о языковом явлении омонимии обязательно нужны, они имеют широкое практическое применение в современной жизни.

Заключение Внимательное чтение и изучение произведений мастеров слова – одно из необходимых условий повышения своей собственной культуры. Омонимические богатства русского языка огромны. Только тот, кто любит родную речь, кто знает её хорошо, только тот ощутит радость свободного владения ею.

Выводы: Изучив литературу по данной теме, я научилась отличать омонимы от многозначных слов. Изучив омонимы и их разновидности, познакомила с ними одноклассников. Мы сделали подборку заданий для внеклассного занятия по русскому языку, и ребята в игровой форме узнали об омонимах. Познакомив одноклассников со своей работой, я смогла заинтересовать их дальнейшим изучением русского языка.

Использованная литература 1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/Под ред. Л. П. Крысина; Худож. О.С. Василькова. – М.: Просвещение, – 383 с.:ил. – ISBN Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н.: Донецк: ПКФ «БАО», Волина В. Весёлая грамматика. М, Знание, Козловский Я.А. Игры с буквами и словами на уроках и дома. - М.: ACT-ПРЕСС, с.; серия "Занимательный русский язык". 5. Успенский Л.В. По дорогам и тропам языка / Рис. В.Воробьёва. М.: Дет. лит., с.: ил. 6. Беляева Татьяна Петровна, Омонимы, Официальный сайт школы 38, г. Калининграда, omonimy omonimy 7. Русские рифмы, mhttp://rifma.com.ru/Museum-9+.ht m

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!