Организация психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Advertisements

Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности Требования к учителю и к педагогическому образованию.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Профессиональная психолого-педагогическая компетентность педагогов как условие реализации ФГОС ООО Репринцева Г.А., к.психол.н., доцент кафедры коррекционной.
Стиль педагогического общения Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Психологическое сопровождение одаренных детей Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п.Тумботино Легостина Е.С.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
Корниенко Татьяна Викторовна Учитель начальных классов в НВК Новоайдарская школа-гимназия Педагогический стаж: 2 года Курсы повышения квалификации: апрель.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Развитие детской одарённости в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Вершинотейской средней общеобразовательной школе Заместитель директора.
«Психологическое сопровождение введения ФГОС». «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
1 Профессиональный стандарт педагогической деятельности.
Раздел I Паспорт Программы развития Раздел II Содержание программы Раздел III Цель, задачи, основные направления, этапы программы развития, Раздел IV основные.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Транксрипт:

Организация психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса

Уровни психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школьников индивидуальное ; групповое; на уровне класса; на уровне ступени начального обучения; на уровне средней ступени обучения; на уровне старшей ступени обучения

Основные формы сопровождения образовательного процесса Профилактика Профилактика Диагностика Диагностика Консультирование Консультирование Развивающая работа Развивающая работа Коррекционная работа Коррекционная работа Просвещение Просвещение Экспертиза Экспертиза

Задачи психолого-педагогического сопровождения реализации программы формирования универсальных учебных действий Выявление возрастных особенностей форм УУД.Выявление возрастных особенностей форм УУД. Выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.Выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию. Проведение групповой работы по формированию и развитию УУД.Проведение групповой работы по формированию и развитию УУД. Мониторинг формирования УУД на различных этапах образования.Мониторинг формирования УУД на различных этапах образования.

Ребенок в воспитательной системе ОУ родители учителя Личность учащегося методическая служба психологи

На примере работы конкретного ОУ Создание психолого-педагогических условий адаптации и развития школьников и педагогов Создание психолого-педагогических условий адаптации и развития школьников и педагогов

Система работы с одаренными детьми Развитие одаренности Диагностика В учебное время Во внеурочное время Мониторинг качества и результативности работы с одаренными детьми Стимулирование учащихся Результативность Самореализация учащихся на конференциях, конкурсах, соревнованиях и т.д. Развитие личности учащегося Высокая креативность Развитие рефлексии Широкий круг интересов Высокий уровень мотивации на получение знаний

Создание условий для развития одаренности Личность учащегося Содержание образования Программное обеспечение Вариативность профилизации Структура учебного процесса Спаренные уроки Учебные семестры, зачеты и сессии Учебные консультации Интегрированные и специализированные курсы Личность учителя Индивидуальный стиль деятельности Технологи- ческое обеспечение Комфортность обучения, психолого-педагогическая поддержка

Развитие одаренности в системе дополнительного образования гимназии 1 Личность учащегося Языковые курсы Сотрудничество с вузами Сотрудничество с УДО Музыкальное отделение Созвездие Компьютерные курсы Н Т С О О О У У У Орган самоуправления - гимназическая Дума

Приоритетные формы работы с детьми, проявляющими признаки одаренности: опережающее обучение; опережающее обучение; индивидуальные консультации, в том числе по работе с научно-популярной литературой; индивидуальные консультации, в том числе по работе с научно-популярной литературой; творческие задания (доклады, рефераты, сообщения по темам урока); творческие задания (доклады, рефераты, сообщения по темам урока); привлечение к участию в работе факультативов; привлечение к участию в работе факультативов; подготовка и участие в предметных олимпиадах; подготовка и участие в предметных олимпиадах; подготовка и участие в научно-практических конференциях; подготовка и участие в научно-практических конференциях; участие в работе научных обществ учащихся; участие в работе научных обществ учащихся; привлечение к созданию наглядных пособий, таблиц; привлечение к созданию наглядных пособий, таблиц; помощь учителю в поиске и поборе необходимой информации. помощь учителю в поиске и поборе необходимой информации.

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности учителя начальных классов

Психологическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях введения ФГОС направлено на: помощь учителю в обучении, психологическую экспертизу подготовки и проведения урока;помощь учителю в обучении, психологическую экспертизу подготовки и проведения урока; психологическую поддержку учителя;психологическую поддержку учителя; повышение психологической готовности к инновационной деятельности.повышение психологической готовности к инновационной деятельности.

Сопровождение реализуется в форме: Психологического консультирования (индивидуального и группового);Психологического консультирования (индивидуального и группового); Диагностики и предоставлению по ее результатам рекомендаций профессионального развития;Диагностики и предоставлению по ее результатам рекомендаций профессионального развития; Тренингов развития профессионально важных качеств и профилактики эмоционального выгорания Тренингов развития профессионально важных качеств и профилактики эмоционального выгорания Психологического просвещения и повышения психологической грамотности Психологического просвещения и повышения психологической грамотности

базовые профессионально важные качества личности педагога в системе современных требований, которые необходимо учитывать педагогу- психологу в психологическом сопровождении учителя начальных классов:

Вера в силы и возможности обучающихся свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Педагог, обладающий этим качеством, УМЕЕТ СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ; ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГРАМОТНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ; НАХОДИТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ У КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, СТРОИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕС С ОПОРОЙ НА ЭТИ СТОРОНЫ. Вера в силы и возможности обучающихся свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Педагог, обладающий этим качеством, УМЕЕТ СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ; ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГРАМОТНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ; НАХОДИТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ У КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, СТРОИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕС С ОПОРОЙ НА ЭТИ СТОРОНЫ.

Интерес к внутреннему миру обучающихся. Эта личностная компетенция проявляется в умении выяснить индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается. Предполагается не просто знания индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на эти особенности. Интерес к внутреннему миру обучающихся. Эта личностная компетенция проявляется в умении выяснить индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается. Предполагается не просто знания индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на эти особенности.

Открытость к принятию других позиций, точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрению. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающихся, включая изменение собственной позиции. При убежденности, что истина может быть не одна, учитель интересуется мнениями и позициями других, учитывает другие точки зрения в процессе оценивания учеников. Открытость к принятию других позиций, точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрению. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающихся, включая изменение собственной позиции. При убежденности, что истина может быть не одна, учитель интересуется мнениями и позициями других, учитывает другие точки зрения в процессе оценивания учеников.

Общая культура определяет характер и стиль педагогической деятельности, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, в знании материальных и духовных интересов современного ребенка. Педагог предоставляет каждому обучающемуся возможность продемонстрировать свои достижения, способен организовать внеурочную деятельность, руководить кружками и секциями. Общая культура определяет характер и стиль педагогической деятельности, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, в знании материальных и духовных интересов современного ребенка. Педагог предоставляет каждому обучающемуся возможность продемонстрировать свои достижения, способен организовать внеурочную деятельность, руководить кружками и секциями.

Эмоциональная устойчивость определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Благодаря высокой степени эмоциональной устойчивости в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие, его эмоции не влияют на объективность оценки, учитель не стремится в ущерб воспитательному процессу избежать эмоционально- напряженных ситуаций. Эмоциональная устойчивость определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Благодаря высокой степени эмоциональной устойчивости в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие, его эмоции не влияют на объективность оценки, учитель не стремится в ущерб воспитательному процессу избежать эмоционально- напряженных ситуаций.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. В основе данной компетенции лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности, позитивное настроение, желание работать. Позитивная направленность на педагогическую деятельность. В основе данной компетенции лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности, позитивное настроение, желание работать.

Уверенность в себе способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися, Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Высокая профессиональная самооценка. Уверенность в себе способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися, Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Высокая профессиональная самооценка.

Постановка целей и задач педагогической деятельности. Данная компетентность предполагает умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Постановка целей и задач педагогической деятельности. Данная компетентность предполагает умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Мотивация учебной деятельности обучающихся зависит от способности учителя обеспечить успех в деятельности младшего школьника, позволяющий ребенку поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих. Знания возможностей конкретного ученика, его интересов, Постановка учебных задач в соответствии с его возможностями, демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам; умение превращать учебную задачу в личностно-значимую являются главными способами обеспечения позитивной учебной мотивации. Мотивация учебной деятельности обучающихся зависит от способности учителя обеспечить успех в деятельности младшего школьника, позволяющий ребенку поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих. Знания возможностей конкретного ученика, его интересов, Постановка учебных задач в соответствии с его возможностями, демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам; умение превращать учебную задачу в личностно-значимую являются главными способами обеспечения позитивной учебной мотивации.

Компетентность в педагогическом оценивании. Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов младшему школьнику невозможно обеспечить субъективную позицию в образовании. Педагогу необходимо знание многообразия педагогических оценок, умение пользоваться различными методами оценивания в урочной и внеурочной деятельности в соответствие с требованиями Стандарта. Компетентность в педагогическом оценивании. Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов младшему школьнику невозможно обеспечить субъективную позицию в образовании. Педагогу необходимо знание многообразия педагогических оценок, умение пользоваться различными методами оценивания в урочной и внеурочной деятельности в соответствие с требованиями Стандарта.

Оценка профессионально- личностных качеств учителя начальных классов. исходя из особой важности учителя, его профессиональной компетентности в формировании личности младшего школьника, представляется важным его овладение методами самодиагностики профессионално-личностных качеств, стиля педагогического общения.

Самооценка профессиональных качеств педагога (СПК) Инструкция. Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется. На бланке поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные вами отметки. Сравните ваши показатели со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале. Количество баллов определяется следующим образом: всегда 7, очень часто 6, часто 5, не часто 4, иногда 3, редко 2, никогда 1.

1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих обстоятельствах. 2. В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт. 3. Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы. 4. Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение. 5. Стараюсь четко продумывать свои действия и как эти действия будут восприниматься детьми. 6. Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах. 7. Считаю все свои действия профессионально оправданными. 8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе. 9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка. 10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление. 11. На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций. 12. С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения. 13. Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы. 14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.

АО ИППК СПО Ф.И.О (шифр) Школа Класс Возраст Стаж МЖ Образование Дата исследования «___» ________ 20 ___ г. Всегда Очень часто Часто Не часто Иногда Редко Никогда

Средние данные опросника, полученные на выборке педагогов в 300 человек: 1) ординарность увлеченность 5,88 2) зависимость самостоятельность 5,83 3) самоуверенность самокритичность 5,95 4) профессиональная ригидность профессиональная гибкость 6,05 5) экстрапунктивность рефлективность 6,20 6) импровизация стереотипность 4,55 7) профессиональная неуверенность профессиональное самосознание 5,13 8) заниженная самооценка высокая самооценка 6,15 9) упрощенное понимание детей глубокое понимание детей 5,98 10) односторонний подход целостный подход к детям 6,18 11) самообладание невыдержанность 2,80 12) недостаточная коммуникативность, контактность 5,78 13) удовлетворенность знаниями познавательные потребности 6, 43 14)стандартный подход творческая направленность 5,98

Оценка стиля педагогического общения Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа. На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа.

Считаете ли вы, что ребенок должен: а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т. д.; б) говорить вам только то, что он сам захочет; в) оставлять свои мысли и переживания при себе. 2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы: а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение; б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах; в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями. 3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите: а) похвалите его и всем детям покажете его работу; б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня; в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался». 4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите: а) заставите его громко при всех поздороваться с вами; б) не обратите на это внимания; в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе. 5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочтете делать: а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются; б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; в) займетесь своими делами (записи, проверка тетрадей и т. д.).

6. Какая точка зрения вам кажется более правильной: а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания; б) эмоции ребенка, его переживания это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом. 7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его; б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину. 8. Как вы относитесь к активности самого ребенка: а) положительно без нее невозможно полноценное развитие; б) отрицательно оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом. 9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия: а) сказали бы: «Ну и не надо»; б) заставили бы выполнить работу; в) предложили бы другое задание. 10. Какая позиция, по-вашему, более правильная: а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет; в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

АО ИППК СПО Ф.И.О. (шифр) Школа Класс Возраст Стаж МЖ Образование Дата исследования «__» _________ 20__ г. Ответ а б в

Варианты ответов Вопросы а б в КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ

Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов баллов предпочтение демократического стиля; 2024 балла склонность к авторитарному стилю; 1019 баллов выраженность либерального стиля общения

Спасибо за внимание!