ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Ответственный за ИД кандидат педагогических наук, доцент, ст. воспитатель.
Advertisements

Организация системы ПМП- сопровождения дошкольников с ОВЗ специалистами Центральной ПМПК 2012 год.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Целью образовательной политики области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, заведующий.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Город Шелехов 2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 19 «Малышок»
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Актуальность проблемы Отсутствие научно- обоснованных программ и технологий коррекционно- педагогической работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования Организация и функционирование совместной деятельности.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Транксрипт:

ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВА 2015

Факторы, определяющие необходимость создания СРП Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи детскому населению раннего возраста и их семьям стали следующие факторы: 1. Низкое качество репродуктивного здоровья родителей. 2. Снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста. 3. Дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями. 4. Накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста. 5. Высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ОВЗ и детям группы риска

Актуальность создания СРП При разработке научно-методического обоснования, технологий и организационных форм оказания ранней помощи в Российской Федерации были учтены противоречия между: расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовностью детей с ОВЗ к интеграции в дошкольные образовательные организации наличием существенных региональных различий в положении детей с ОВЗ и их семей и отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей; потребностями детей раннего возраста с ОВЗ в эффективном комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей; значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей раннего возраста с ОВЗ и отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения.

Служба ранней помощи Главные условия эффективного функционирования Службы ранней помощи: Максимальное приближение СРП к месту жительства ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, ребенка группы риск раннего возраста Функционирование на основе межведомственного и междисциплинарного взаимодействия специалистов Семейно-центрированный характер деятельности

Вариативные модели Службы ранней помощи Многообразие вариантов Служб ранней помощи может строиться на разных основаниях: 1. По ведомственной принадлежности (в системах здравоохранения, социальной защиты, образования) 2. По типу нарушений (для детей с сенсорными нарушениями, с генетическими заболеваниями, с расстройствами двигательной сферы и др.) 3. По типу функционирования (стационарные, мобильные, дистанционные, домашнее визитирование и др.) Возможны различные комбинации вариантов.

Базовая модель Службы ранней помощи Базовая модель включает следующие разделы: 1. Характеристика целевых групп 2. Направления и содержание работы 3. Алгоритм разработки индивидуальных программ сопровождения ребенка и его семьи 4. Регламент взаимодействия специалистов службы ранней помощи 5. Оценка эффективности деятельности

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста; 2. Дети группы риска возникновения отклонений в развитии; Основные критерии отнесения ребенка к категории нуждающихся в ранней помощи: возраст ребенка в диапазоне значений от 0 до 3 лет; наличие интеллектуального, сенсорного, эмоционального, двигательного, речевого недостатка, их сочетаний или риска их возникновения наличие потребности в специальном комплексном сопровождении. 3. Семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска раннего возраста. Целевые группы населения, в отношении которых осуществляется деятельность СРП

Диагностическое направление, в рамках которого осуществляется диагностическая деятельность Коррекционно-развивающее направление обеспечивает: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста. Консультативное направление предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс. Информационно-просветительское направление обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями. Направления работы СРП

Многоэтапная модель диагностики в системе ранней помощи детям с ОВЗ 1-й этап. Медицинское обследование 2-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью выявление структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей); разработка рекомендаций; направление в СРП 3-й этап. Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи 4-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК, разработка рекомендаций, определение дальнейшего педагогического маршрута и необходимости сопровождения специалистами СРП

Алгоритм разработки индивидуальных программ При разработке базовой модели ранней помощи был разработан алгоритм составления индивидуальных программ ранней помощи ребенку с ОВЗ и его семье: 1 этап. Определение запроса родителей, его сопоставление с заключением и рекомендациями ПМПК, разработка программы углубленного обследования ребенка; 2 этап. Проведение совместного с родителями углубленного обследования ребенка, при необходимости - оптимизация запроса родителей 3 этап. Определение основных направлений ранней помощи, их приоритетности, содержательных аспектов, специальных условий, методов и сроков реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи; 4 этап. Документальное оформление индивидуальной программы сопровождения ребенка и его семьи; 5 этап. Определение параметров и критериев оценки эффективности реализации программы.

Регламент взаимодействия специалистов СРП Постоянно действующий Психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) – эффективный механизм междисциплинарного взаимодействия специалистов Службы ранней помощи Регламент оформляется в виде протокола консилиума и заключения консилиума. Заключение включает рекомендации и указание срока следующего консилиума

- характер изменений в физическом и психическом состоянии ребенка характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды - динамика участия ребенка в различных социальных ситуациях улучшение понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей улучшение знаний членов семьи о своих правах, правах ребенка и умения их эффективно отстаивать повышение компетентности членов семьи в развитии и воспитании ребенка улучшение поддержки членов семьи в плане социальных контактов расширение доступа родителей и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям Оценка эффективности деятельности СРП Показатели, характеризующие динамику развитии ребенка и оптимизацию социальной ситуации развития :

Показатели эффективности реализации программы ранней помощи Критериями высокой эффективности являются: максимальное приближение показателей развития ребенка к возрастным нормативам и адаптация семьи к ситуации воспитания ребенка с ОВЗ Критериями положительной динамики являются: приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития ребенка; готовность к интеграции в дошкольную образовательную организацию; расширение возможностей функционирования в социальной среде; овладения навыками самообслуживания, социальной коммуникации, повышение его адаптационных механизмов; улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком; повышение качества жизни семьи. Критериями недостаточной динамики могут служить: незначительные изменения в когнитивном, двигательном, речевом, эмоциональном развития ребенка; отсутствие существенных изменений в качестве жизни семьи Критериями высокой эффективности являются: максимальное приближение показателей развития ребенка к возрастным нормативам и адаптация семьи к ситуации воспитания ребенка с ОВЗ Критериями положительной динамики являются: приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития ребенка; готовность к интеграции в дошкольную образовательную организацию; расширение возможностей функционирования в социальной среде; овладения навыками самообслуживания, социальной коммуникации, повышение его адаптационных механизмов; улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком; повышение качества жизни семьи. Критериями недостаточной динамики могут служить: незначительные изменения в когнитивном, двигательном, речевом, эмоциональном развития ребенка; отсутствие существенных изменений в качестве жизни семьи

Основные профессиональные компетенции специалистов СРП 1. способность и готовность к социальному взаимодействию с детьми с ОВЗ раннего возраста и их родителями 2. способность и готовность к сотрудничеству в междисциплинарной команде, в том числе в рамках межведомственного и сетевого взаимодействия, а также к взаимодействию с общественными организациями, 3. способность систематизировать и использовать современные знания о причинах, механизмах и типологии нарушений развития в раннем возрасте, динамических изменениях при различных вариантах дизонтогенеза, системе помощи детям с различными нарушениями развития в различных ведомствах и учреждениях, отечественный и зарубежный опыт ранней помощи детям с ОВЗ раннего возраста

Основные профессиональные компетенции специалистов СРП 4. способность к рациональному выбору и применению диагностического инструментария, созданию и реализации вариативных диагностических программ, модификации существующих диагностических программ и методов для оценки индивидуальных потребностей детей с ОВЗ раннего возраста ; 5. готовность к организации коррекционно- развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы с использованием реабилитационного оборудования 6. способность к рациональному выбору, разработке и реализации программ коррекции и сопровождения развития детей с ОВЗ раннего возраста и их семей, способность к оценке эффективности реализуемых программ;

Основные профессиональные компетенции специалистов СРП 7. готовность к взаимодействию с семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению комплексного сопровождения процессов коррекции нарушений и социализации детей с ОВЗ раннего возраста 8. способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии 9. способность осуществлять работу по популяризации знаний в области ранней помощи детям с ОВЗ, детям группы риска и детям-инвалидам

! БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ