Познание как деятельность. Истина и ее критерии. ФРЕНСИС БЭКОН, АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ (1581 – 1626) «Знание – сила»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Презентация "Познание как деятельность. Истина и ее критерии"
Advertisements

Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Познавательная деятельность. Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Истина и ее критерии Урок обществознания в 10 классе С.В.Зверева.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Истина. Выполнила: Ахмедова Р. ДОиВ 2 к.. Что есть истина? Истина это: соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение,
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
Истина и Ложь Подготовила : Амренова. Ж. 2 курс, ДОиВ.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Тест 1. Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание. Занятие 7. Истина и ее критерии.. В прошлый раз Система наук выстраивается в соответствии с делением на отрасли по критерию предмета и метода.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Познание окружающего мира План урока 1. Как мы познаём окружающий мир? 2. Научное познание и его особенности. 3. Истина и лож. 4. Философское мышление.
Транксрипт:

Познание как деятельность. Истина и ее критерии

ФРЕНСИС БЭКОН, АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ (1581 – 1626) «Знание – сила»

Что такое познание? В процессе своей деятельности человек приобретал знания. Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека. Знания появляются в результате познавательной деятельности.

Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание – это процесс получения знания.

Элементы познавательной деятельности Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы: Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество) Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека) Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания). Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире. Результат познания – знание.

Ступени познания Чувственное Низшая ступень познания. Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Познание через чувственные образы (представления). Рациональное (логическое) Высшая ступень познания. Выявление общего, существенного в познаваемом объекте. Основной инструмент – разум и мышление. Результаты закрепляются в знаковых формах, системах

Формы познания Чувственное В форме ощущений, восприятий и представлений. Рациональное (логическое) Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.

Формы чувственного познания Ощущение- Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов Восприятие- Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности Представление- Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).

Формы рационального познания Понятие- Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки. Суждение- мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого- либо положения дел. Умозаключение (теория) Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой- либо предметной области

Ступени познания Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют. Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств). Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении, не являются истинными.

Философы об истине Истина – это результат совпадения восприятий большинства Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания - ясность Истина – это соответствие знания объекту, действительности АристотельР.Декарт Д.Беркли, Э.Мах, Р.Авенариус Платон и Гегель

Проблема истины Адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Адекватно (правильно) Истина Неадекватно (неправильно) Заблуждение

Свойства истины Конкретность это зависимость истины от места, времени и других условий ее получения Объективность это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Формы истины

Абсолютная истина это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто

Относительная истина это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

В чём причина относительности человеческих знаний? Мир бесконечно изменчив. Познавательные возможности человека ограничены. Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента. Особенности познавательной деятельности человека.

Объективная истина это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Критерии истины 1) Эмпиризм: данные чувственного опыта; 2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые интуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории; 3) Конвенционализм: удобство и простота теории; При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется. 4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»; 5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.

Критерии истины соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика.

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли Агностицизм «Недоступный познанию» (греч.) Отрицают возможность получения истинного знания Эмпирики «Опыт» (греч.) Отводят решающую роль в достижении истины чувственному познанию Рационалисты «Разум» (лат.) Считают разум критерием истины Прагматики «Действие» (греч.) Истинно то знание, которое способствует решению жизненных задач

Истина Объективная Не зависит от человека, существует в объективной реальности Субъективная Устанавливается конкретным субъектом познания (человеком, группой, обществом)

Абсолютная истина Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении. Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание. В реальности такое знание практически невозможно.

Относительная истина На пути к абсолютной истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание. Относительность истины определяется рядом причин: - Познаваемый мир бесконечен и изменчив; - Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени; - Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.

Виды познания 1. Обыденное 2. Научное 3. Философское 4. Художественное 5. Социальное 6. Самопознание

1. Научное познание Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя. Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов. Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем. Используются особые методы и формы познания.

Уровни научного познания Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса. Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо. Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.

Методы научного познания 1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент 2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование

2. Способы ненаучного (обыденного) познания Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. Опыт повседневной жизни, жизненная практика. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука. Познание средствами искусства.

3. Социальное познание Совпадает объект и субъект познания. Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества. Сложность изучаемого объекта – общества. Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом. Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.

4. Самопознание Получение человеком знаний о самом себе. Формы самопознания: - Самоузнавание - Самооценка - Самоисповедь Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.

5. Художественное познание 1. Познание мира с помощью художественных образов. 2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли. 3. Субъективное отражение действительности