Основа конструирования и методика проведения урока отработки умений и рефлексии в ТДМ обучения Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Advertisements

Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Типы уроков по ФГОС урок «открытия» нового знания; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля.
Структура урока отработки умений и рефлексии Выступление подготовил: учитель истории и обществознания МАОУ "Куровская гимназия" Узбекова Юлия Харисовна.
Урок в соответствии с ФГОС ООО Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода А М. Трещёв, проректор по учебной работе.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Уроки рефлексии имеют следующую структуру: этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия;
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Урок развивающего контроля Доклад на педагогическом совете учителя физики и информатики Юрина В.А. р.п. Горьковское
1)Ориентация на результаты образования. 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты. Ключевые.
1 Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа »
ОСОБЕННОСТИ УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ Заболотная Любовь Анатольевна заместитель директора МБОУ «СОШ 7»
Структура урока открытия нового знания в рамках системно - деятельностного подхода.
Транксрипт:

Основа конструирования и методика проведения урока отработки умений и рефлексии в ТДМ обучения Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район» г.

Задание 1 Назовите номера, которые соответствуют целям урока рефлексии. Цели уроков: 1. РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ; 2. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ; 3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д.; 4. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ.

Задание 1 Назовите номера, соответствующие двум основным этапам урока рефлексии

Логика построения урока рефлексии на основе ТДМ

УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ.

Поможем нашим ученикам обходиться без нашей помощи!

Технологический уровень освоения ТДМ. Урок рефлексии 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности 3. Локализация затруднений 4. Коррекция выявленных затруднений 5. Обобщение затруднений во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение нового знания в систему знаний и повторения 8. Рефлексия деятельности на уроке

Инструменты для самопроверки ЭТАЛОН ПОДРОБНЫЙ ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЕЦ

А ) Образец Б ) Подробный образец В ) Эталон Описание ХОДА выполнения задания Обобщенное описание выполнения задания (правило, алгоритм, схема, …) Результат выполнения задания Установить соответствие между понятием и его определением.

Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону для самопроверки. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности.

Технологический уровень освоения ТДМ. Урок рефлексии 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности 3. Локализация затруднений 4. Коррекция выявленных затруднений 5. Обобщение затруднений во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение нового знания в систему знаний и повторения 8. Рефлексия деятельности на уроке

Эталон для самопроверки Подробный образец Эталон (за)шел (глагол) – зашел (до)бежал (глагол) – добежал 1) Читаю слово; 2) Определяю часть речи, если это глагол – пишу слитно (так у глагола не бывает предлога); х +14 = 29 х = 29 – 14 х = 15

Эталон для самопроверки Подробный образец Эталон Эталон для самопроверки Объединяет эталон и подробный образец В нем шаги алгоритма соответствуют шагам выполнения задания

Из предложенных шагов постройте алгоритм составления эталона для самопроверки. Подробно прописать ход выполнения задания Составить или найти эталон на новый способ действия. Соотнести ход выполнения задания и эталон.

Шаги алгоритма составления эталона для самопроверки Подробно прописать ход выполнения задания Составить или найти эталон на новый способ действия. Соотнести ход выполнения задания и эталон.

Ошибка – не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели.

Технологический уровень освоения ТДМ. Урок рефлексии 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности 3. Локализация затруднений 4. Коррекция выявленных затруднений 5. Обобщение затруднений во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение нового знания в систему знаний и повторения 8. Рефлексия деятельности на уроке

Составьте детский план урока. План урока рефлексии (детский) 1. Применяем 2. Самостоятельная работа 1 3. Повторяем 4. Зачем мы здесь? 5. Самостоятельная работа 2 6. Ставим цель 7. Работаем над ошибками 8.Итог

4. Зачем мы здесь? 3. Повторяем 2. Самостоятельная работа 1 6. Ставим цель 7. Работаем над ошибками 5. Самостоятельная работа 2 1. Применяем 8. Итог План урока рефлексии (детский)

1. Зачем мы здесь? 2. Повторяем 3. Самостоятельная работа 1 4. Ставим цель 5. Работаем над ошибками 6. Самостоятельная работа 2 7. Применяем 8. Итог План урока рефлексии

Из блоков составьте алгоритм самопроверки и работы над ошибками.

Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов: 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»); исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов: 2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов: 3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке; Далее учащиеся, которые допустили ошибки: на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение; выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений. В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов: 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов: 5. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу). Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов: 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой цели: организуется обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов: 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки; проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты; фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов: 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов: 9. Этап рефлексии деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: уточняют алгоритм исправления ошибок; называют способы действий, вызвавшие затруднение; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности; в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Составьте алгоритм подготовки конспекта урока рефлексии. Средства для построения конспекта урока рефлексии Цели урока рефлексии. Структура урока рефлексии и требования. Знания об инструментах самопроверки. Ш аги алгоритма.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ КОНСПЕКТА УРОКА РЕФЛЕКСИИ 1. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся. 2. Составить список мест возможных затруднений учащихся и их причин. 3. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этап локализации затруднений). 4. Подобрать задания для самостоятельной работы 1 и 2 на применение перечисленных знаний.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ КОНСПЕКТА УРОКА РЕФЛЕКСИИ 5. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности). 6. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки. 7. Подобрать задания для тренинга и актуализации знаний. 8. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока. 9. Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют тренинга и коррекции ошибок. Подобрать соответствующие эталоны.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ КОНСПЕКТА УРОКА РЕФЛЕКСИИ 1. Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют тренинга и коррекции ошибок. Подобрать соответствующие эталоны. 2. Составить список мест возможных затруднений учащихся и их причин. 3. Подобрать задания для самостоятельной работы 1 и 2 на применение перечисленных знаний. 4. Подобрать задания для тренинга и актуализации знаний. 5. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ КОНСПЕКТА УРОКА РЕФЛЕКСИИ 6. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности). 7. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этап локализации затруднений). 8. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся. 9. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока

Формы организации и методические приёмы на уроке рефлексии

Актуализации знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Способы работы при актуализации знаний : проверка заданий из домашней работы; работа с заданиями, подготовленными учителем.

Способы предъявления самостоятельной работы : самостоятельная работа состоит только из заданий, соответствующих сформулированной цели; самостоятельная работа состоит из разных заданий: «Найдите среди данных заданий только те, которые соответствуют сформулированной цели урока» Место предъявления?

Условия, которые влияют на место и способ предъявления заданий для индивидуальной работы : Возраст учащихся. Понимание учащимися шага коррекционной деятельности - длительность обучения в ТДМ.

Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени. Опыт проведения урока рефлексии требует от учителя создания и применения раздаточного индивидуального материала. Урок отработки умений и рефлексии

Источники информации : 1. Петерсон, Л.Г. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000»/Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева.-М.: АПКиППРО с. 2. Серия обучающих вебинаров «Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС. Основа конструирования и методика проведения урока рефлексии в ТДМ обучения Л.Г. Петерсон».- М.:АПКиППРО Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»