С ОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ КАК ИСТОЧНИК НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ Принципы построения экспертных сетей. Виртуальные научные семинары. Научные дискуссии. Problemanalysis.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сетевое педагогическое сообщество «Дошкольное образование»
Advertisements

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной.
Возможности сервисов Web 2.0 для сетевого взаимодействия педагогов Пикалова Лилия Рахимовна Центр новых образовательных технологий ТГПУ.
Основными сервисами компании «Google» является поиск «Google Search» и всемирно известный видеохостинг «YouTube» и также Gmail- бесплатная электронная.
Сетевые педагогические сообщества Чурикова С.А., заведующая отделом дистанционного образования ИРОСТ.
Технология Вики-Вики и ее использование в сетевом ресурсе «Летописи» Патрина Елена Алексеевна, зам. директора по УВР школы 3 г. Кирсанова.
Oчно - дистанционный курс Intel ® Обучение для будущего. ( версия10.0) Пасечник Ирина Григорьевна Южноукраинский национальный педагогический университет.
Использование Веб-квестов в дистанционном обучении Ревчук И.И., учитель английского языка Лычковской средней школы.
ИНТЕРНЕТ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Малышев М.В., старший преподаватель кафедры педагогических инноваций.
Web 2.0 для обучения в ВУЗе активное обучение для современных людей.
«Повышение ИКТ- компетентности учителя математики средствами сетевого взаимодействия педагогов» ВИПКРО г. Денисова И.П. учитель математики МОУ СОШ.
Социальные сети. Обзор популярных проектов социальных сетей.
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
Роль современного учителя изменилась. Учитель сегодня должен не только сформировать профессиональные и общие компетенции, научить и воспитать в рамках.
Компьютер в руках дефектолога
Социальные сервисы Веб 2.0 Тренинг «Проект завтрашнего дня»
Социальные сети Интернет и обучение Пехова Наталья Дмитриевна.
Использование интернет - технологий в самостоятельной работе «Развитие интернет - технологий изменяет саму сущность образовательного процесса»
Дистанционные образовательные технологии институт экономики и финансов МИИТа Заведующий кафедры Экономическая информатика Григорьев Олег Алексеевич.
Сетевые образовательные сообщества как средство профессионального развития учителя.
Транксрипт:

С ОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ КАК ИСТОЧНИК НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ Принципы построения экспертных сетей. Виртуальные научные семинары. Научные дискуссии. Problemanalysis.ru как пример научной экспертной сети: возможности участия, электронная дискуссионная платформа.

Д ВА ТИПА СИСТЕМ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИЙ 1. В первом из них преобладает диалог, обсуждение – обмен информацией, направленного на выяснение позиций участников и установление взаимоотношений. В рамках данной системы коммуникаций происходит свободный обмен информацией без каких-либо ограничений. 2. Во втором типе взаимодействие реализуются как более высокая ступень взаимоотношений, на которой профессиональный коллектив объединяется (формально или неформально) для решения некоторых общих задач и с общими целями, причем члены такого коллектива могут быть удалены друг от друга на весьма значительное расстояние.

В ОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Насколько научное сообщество готово воспользоваться социальными сетями? Насколько ценной получается информация в уже созданных социальных сетях для ученых в России и за рубежом?

Р ОССИЙСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА : созданные в рамках правительственных программ, например, сайт «Президент России – молодым ученым и специалистам» ( головной сайт всероссийской социальной информационной сети молодых ученых и специалистов «Молодые ученые России» созданные инициативными группами, например, SciPeople.ru

HTTP :// WWW. YOUNGSCIENCE. RU

HTTP :// SCIPEOPLE. RU /

П РОЕКТ S CI P EOPLE. RU Социальная сеть для аспирантов и учёных, где можно выкладывать свои научные публикации и совместно работать над новыми проектами. Сайт довольно информативен, на нем много сообщений о новых конференциях, выходе журналов и т.п. Программное обеспечение позволяет участникам сети решать практически все задачи, которые могут потребоваться учеными для общения. Активность обсуждений достаточно низкая.

HTTP :// RUSSIAN - SCIENTISTS. RU / CLUB / GROUP / SEARCH /

Н АУЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В Р УНЕТЕ o Scipeople - o Scientific Social Community - community.org/ruhttp:// community.org/ru o социальная сеть «Ученые России» Российской академии естественных наук (РАЕН) - o научно-сетевой проект для специалистов в области экологической этики «Экологическая этика» (Центр прикладной и профессиональной этики, сектор этики Института философии РАН, кафедра философии для гуманитарных специальностей Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарева, Московское бюро ЮНЕСКО) - o исследовательская сеть для молодых ученых и студентов (ВИСМУС) на базе Казанского государственного финансово- экономического института) -

Н АУЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В Р УНЕТЕ научные сообщества в общедоступной профессиональной сети Профессионалы.ру многочисленные научные и образовательные сообщества в социальной сети Вконтакте сервисы «закладок» (Бобр Добр - МоёМесто - Memori.ru сайты, занимающиеся организацией и проведением вебинаров (Из Дома.net) и онлайновых конференций, а также информационные сайты, аккумулирующие информацию о таких онлайновых событиях (например, каталоги вебинаров) -

С ОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В Р УНЕТЕ фото и кино хостинги (эти сетевые сервисы Рунетана - пример видеохостинг RuTube – пока еще почти не востребованы исследователями для своей профессиональной деятельности в отличие от их транснационального аналога YouTube вики-сервисы, «Русская Википедия» - в которой вики- сообщество функционирует как социальная сеть Национальная нанотехнологическая сеть RusNanoNet.ru -

HTTPS :// SOCIONET. RU /

SCIENTBOOK.COM – СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ДЛЯ УЧЕНЫХ свободная информационная площадка научного общения – представление результатов исследований, общение учителей и учеников, обмен знаниями и мнениями, знакомство с публикациями. Пока что там зарегистрировалось 465 пользователей, новые публикации появляются каждый день, но научных из них очень мало и обсуждений, практически не ведется.

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА Видимо самая трудная задача – мотивировать ученых на самостоятельную публикацию контента и обсуждение его. Универсальным ресурсам без хорошей команды организаторов этого процесса трудно добиться превращения информационного ресурса в социальную сеть.

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА В нашем мире научный приоритет определяется публикациями и патентами, поэтому многие ученые боятся высказывать в социальных медиа идеи, которые могут быть использованы их научными конкурентами. Важным преимуществом социальных сетей называют постоянный доступ к экспертам. Однако и в реальном мире у каждого ученого уже сложилась некая сеть коллег, с которыми он общается в соседних лабораториях. Процесс вовлечения ученых в социальные медиа идет не очень быстро.

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА Успешным использованием социальных медиа является популяризация науки. Во многих блогах активные ученые стараются популярно изложить новости своей науки. Кадровые агентства успешно используют социальные сети ученых для поиска персонала. Сотрудники министерств науки могут яснее понимать картину связей между учеными и роль каждого в развитии отрасли. Активно функционируют форумы по обсуждению работы научного оборудования. Подбор библиографических описаний и полных текстов удобен в онлайновых менеджерах ссылок и этим тоже активно пользуются.

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА Российским ученым не хватает сетевой активности. Очень многие готовы читать и очень немногие готовы участвовать в конструктивном обсуждении. По данным исследований, возможности обмена информацией через социальные медиа востребованы учеными в основном для решения научно-организационных вопросов. Основными причинами отказа учеными от использования социальных медиа, являются: отсутствие научного и правового статуса у таких сообщений (например, анонимность пользователей, отсутствие влияния на индекс цитирования и др.), а также проблема недобросовестного использования информации.

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА Почему социальные сети для ученых и преподавателей вузов у нас находятся в зачаточном состоянии (с точки зрения количества участников, их активности и содержания материалов), в том время как сетевые сообщества для школьных учителей и профессионалов сферы общего образования развиваются весьма активно? Не является ли это одним из свидетельств того, что в постсоветские годы бардака, развала и падения нравов наука и высшая школа развалились сильнее, чем средняя школа, в частности в плане профессиональной мотивации работающих в этих сферах осваивать новые технологии, делиться опытом и т.п.?

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА При оценке сетевой активности нужно учесть, что сотрудников средней школы намного больше, чем высшей, а разнообразие преподаваемых предметов намного меньше и требования к их изучению стандартизированы. Поэтому существует намного больше желающих обсудить довольно узкий предмет. Также нужно учесть, что различными фондами было выделено довольно много средств на развитие и поддержку в том числе и приведенных Вами площадок. При этом я бы не идеализировал информационное наполнение всех этих площадок. Я недавно анализировал наличие образовательных материалов по физике для средней школе в открытом доступе и понял, что хотя отдельные интересные материалы и присутствуют, но в основном это отрывки отдельных тем, которые довольно трудно использовать другим учителям. Большая активность учителей объясняется еще и тем, что для многих школ в небольших населенных пунктах Интернет является единственным инструментом общения с коллегами. ВУЗы же. как правило, находятся в более крупных городах и преподавателям легче найти понимающего собеседника в off line. Михаил Шварцман

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА Социальные сети для ученых, блоги и другие возможности Web 2.0 составляют новую информационную среду науки. Традиционно в этой сфере большую роль играли и играют крупные научно-информационные центры (в нашей стране это ВИНИТИ, ИНИОН и многие другие организации в системе научно-технической информации). Как Вы считаете: должны ли они включить в сферу своих интересов новую информационную среду науки Web 2.0, что они могут сделать в этой области? Могут ли у них появиться какие-либо новые функции?

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА Основное, что нужно обсуждать ученым в социальных медиа – это статьи, в которых ученые публикуют результаты своей научной деятельности. Лучше всего статьи обсуждать там где они опубликованы. По крайней мере там автор может тоже поучаствовать в обсуждении. Статьи публикуются на сайте издательства или что более распространено в России на сайте агрегатора. Такими агрегаторами для российских научных журналов сейчас является elibrary. Поэтому уместнее всего внедрять новые функции (обсуждение публикаций) в информационных центрах для тех журналов, которые они сами выпускают. ИНИОН выпускает довольно большое количество журналов и, полагаю, там есть что обсудить. Хотя мне почему то кажется, что в elibrary эта функция будет пользоваться большим успехом. Михаил Шварцманelibrary

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА Социальные сети с самого начала обречены на: 1) Ученый, если возникнет потребность искать материалы или контакты, предпочтет воспользоваться уже сформировавшимися международными сетями. 2) Российские научные социальные сети проигрывают в Контакте и Facebook как технологически, так и в раскрученности среди ученых.

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА Относительно ВУЗовских сетей вообще. Однако, общая их беда, да и Вашей сети тоже (я посмотрел презентацию) это страсть к охвату всех возможных задач. Я не уверен, что студент, который захочет вести блог или выставлять свои фотографии, будет это делать в Вашей сети. Существуют более раскрученные и удобные инструменты. Также существует проблема контроля со стороны администрации, далеко не всегда студенты соблюдают закон (и прекратить это очень трудно) при работе в социальных сетях и, если это происходит в сети ВУЗа, то за это отвечает администратор сети. Если же это происходит в Контакте, то и вроде бы никто ни за что не отвечает. По крайней мере пока. Ожидать большой социальной активности от российских студентов при обсуждении разных аспектов жизни университета я бы не стал. Поэтому успех ВУЗовских сетей во многом зависит от личности их организатора и задач, которые он ставит. Михаил Шварцман

И НФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА Делиться опытом, интересными наработками и тому подобному особо никто не желает в сети специалисты не желают. Делиться интересными наработками принято только через научные статьи, которые закрепляют твой приоритет и повышают научный статус. Социальные сети нужны несколько для иного (в основном, общения, решения организационных вопросов, и т.п.) и не нужно от них требовать лишнего.

HTTP :// ELIB. BSU. BY /

С ОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ КАК СРЕДА ДЛЯ ОБМЕНА ОПЫТОМ Примеры профессиональных сообществ в социальных сетях. Сетевые дискуссии. Презентационные материалы. Формы и правила участия. Преподавательские сообщества в сетях LinkedIn, Professionaly.ru. Темы обсуждений, возможности участия.

С ОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ КАК ИСТОЧНИК УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Методические возможности обучающих социальных сетей. Сетевые средства структуризации учебного материала. Сетевые средства составления контрольных заданий. Сети обмена дополнительными учебными заданиями. Busyteacher.org как пример методической сети.

О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ : Classroom 2.0, Edutopia, Technology Integration in Education и т.д., онлайн-сообщество по размещению обучающих видео-ресурсов TeacherTube, социальная образовательная сеть Sophia

О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ЕБ 32 Веб 1.0 Основа – учебные материалы преподавателей Учебные материалы публикуются на закрытых сетевых ресурсах Линейная подача материалов В центре обучения - преподаватель Веб 2.0 Основа – совместно создаваемые материалы Материалы генерируются на открытых сетевых ресурсах Свобода и самостоятельность в изучении В центре обучения – социальные коммуникации

В ОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА реализация проектной деятельность, проведение научно-исследовательской работы, организация коллективной работы распределенной учебной группы; информационная поддержка учебных курсов и совместное создание сетевого учебного контента (технология Wiki); мобильное непрерывное образование и самообразование и др.

В АРИАНТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕТЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС «Виртуальный класс» «Сетевое сообщество» «WIKI-модель»

В ИРТУАЛЬНЫЙ КЛАСС технологическая основа -- программы-оболочки ДО обучения со встроенными разнообразными сервисами все обучающиеся имеют примерно одинаковый возраст обучение строится на основе общих образовательных задач учебный процесс организуется в форме самостоятельной работы обучающихся над материалом курса преподаватель определяет цели и задач обучения, отбирает содержания учебного материала, управляет учебной деятельностью, контролирует результаты

С ЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО технологическая база -- сетевые сервисы, например блоги (сетевые дневники) обучение строится на добровольной основе обучаемые -- единомышленники Совпадают образовательные, профессиональные интересы учебная деятельность носит совместный характер итог обучения -- достижение общего образовательного результата преподаватель выполняет функции модератора

«WIKI- МОДЕЛЬ » базируется на проектной технологии обучения технологическая основа сервисы совместного редактирования документов, блогов, сервисов совместного хранения материалов и т. п.). участники образовательного процесса решают единые для всех образовательные задачи учебный процесс ориентирован на совместную деятельность обучаемых преподаватель выполняет функции тьютора

С ЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ : поиска информации с помощью разнообразных инструментов (по сформулированному условию, по тегу, с использованием облака тегов и т. п.); обращения к хранилищам научной и научно-технической информации (данных научных экспериментов, результатов теоретических и прикладных исследований) и ее последующего изучения; обращения к хранилищам учебной и научно-популярной информации, представленной в сервисах, в том числе размещенной преподавателем, и последующей работы учащихся с компонентами виртуальной среды сервиса (учебными текстами, анимацией, моделями, видео- и аудиоматериалами и т. п.);

С ЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ : изучения опыта работы других людей, включая участников образовательного процесса - учащихся, учителей (обращение к персональным сайтам различных субъектов виртуального пространства: ученых, специалистов, представителей различных профессий и др.); хранения информационных материалов различных медиаформатов; классификации и систематизации информации посредством тегирования;

С ЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ : составления аннотации, рецензии, комментария к размещенным в сети материалам; создания авторских материалов различных медиаформатов с применением инструментария сетевых сервисов; размещения результатов собственной (авторской) деятельности в виде ресурсов различных медиаформатов, в том числе в форме сообщений, рефератов и докладов, моделей, фотографий натурных моделей, видео- и аудиоматериалов и пр.; редактирования авторских материалов;

С ЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ : апробации авторских информационных материалов посредством их обсуждения с использованием сервисов общения (чатов, форумов, блогов); создания совместных документов с другими участниками учебного процесса (опорного конспекта, презентаций, статьи и пр.); редактирования документов, предназначенных для совместного использования на сервисах совместных документов, сервисах обмена знаниями, с применением инструментария этих сервисов или программ, установленных на ПК пользователя;

С ЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ : социального взаимодействия: - с учителем (консультации с использованием сервисов общения, в том числе видеосервисов), - учащимися (общение в блогах и онлайн-дискуссии при выполнении совместных учебных заданий и подготовке отчетных материалов), - учеными, специалистами (консультации, дискуссии в режиме реального и отсроченного времени);

С ЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ : самоконтроля (обращение к хранилищам информации с целью оценки результатов собственной работы, анализ хода работы на основе предложенной инструкции, алгоритма или эталона деятельности); внешнего контроля: - со стороны учителя (создание учащимся условий для внешнего контроля: формирование тегов, написание аннотации, обеспечение доступа к размещенным документам; проверка учителем материалов учащегося по наличию размещенных материалов, качеству материалов, количеству и качеству размещенных комментариев и дополнений к материалам, созданных другими участниками образовательного процесса); - со стороны сетевого сообщества (посредством выставления рейтинга, написания отзывов и комментариев; аналитической оценки результатов работы сетевым сообществом).

Оспенникова Е.В., Яковлева И.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении Педагогическое образование в России Выпуск 5. Педагогическое образование в России

Э ТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ : формирование проблемы или темы для обсуждения в социальной сети; локализация подсети социальной сети; обмен сообщениями; анализ сообщений, их рейтингов и устранение противоречивых и нерелевантных сообщений; формирование решения проблемы или выводов по теме как результат коллаборативной работы участников сообщества.

П РИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ обсуждение организационных вопросов со студентами (ВКонтакте); хранение учебных материалов (Google Docs); просмотр роликов на иностранном языке (YouTube); публикация статей в сообществах (RusEdu.ru); публикация полезных ссылок по дисциплине (Twitter) и др.). группа по проекту «Бацькі.BY» в социальной сети «ВКонтакте», БрГУ имени А.С. Пушкина и др.).

П РИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ

П РОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Отсутствие сетевого этикета участников сетевого взаимодействия. Невысокий уровень мотивации и ИКТ- компетенций преподавателя. Высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя. Отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий.