Украина – 2015: От экономического кризиса к устойчивому росту Аналитический центр «Новая социальная и экономическая политика» И. Акимова 24 апреля 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Advertisements

Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
май 2009 Д.Н. Ананьев, председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Российский фондовый рынок и меры по государственной.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Май 2010 Д.Н. Ананьев, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению "Правовые аспекты регулирования финансовых рынков.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
1 МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Особенности антикризисных.
А.И.Милюков Исполнительный вице-президент АРБ 24 октября 2012 г. Финансово-банковские рычаги в системе управления.
Докладчик: Филиппов А. ФЭУТ IV-2 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА Москва.
L/O/G/O Специфика современной антиинфляционной политики Выполнили: Анноярова К., Здота В. ДЭМ-201.
Российская экономика: Перспективы и риски Облигационный рынок России 2013: Вызовы новой реальности Москва, 27 июня 2013 Алексей Девятов – главный экономист,
Марек Домбровски Таргетирование инфляции в переходной экономике.
Совершенствование корпоративного и финансового законодательства в России А.В. Шаронов.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Экономика и финансы. Финансы Совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств -кредит в банке, оплата труда работника, платежи.
1 Банки в посткризисной экономике: модернизация ради прибыли А.Г.Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков России Сочи, 1-5 сентября 2010 г.
«Монетарная политика Европейского центрального банка» подготовила студентка Эссе на тему:
Трансформационные процессы в экономике Китая Выполнила ст. гр. ЕК -16 М Ефимчук Екатерина.
Транксрипт:

Украина – 2015: От экономического кризиса к устойчивому росту Аналитический центр «Новая социальная и экономическая политика» И. Акимова 24 апреля 2015

Причины кризиса и его проявление 2 Причины: внешние шоки политическая нестабильность на фоне революционной смены власти, формирования переходных институтов власти, перевыборов Президента и парламента; аннексия Крыма Российской Федерацией и военные действия на Донбассе, в результате которых Украина утратила около 20% своего промышленного потенциала и контроль над 30% территорий Донецкой и Луганской областей; потеря традиционных рынков сбыта в странах Таможенного союза, прежде всего в РФ, дополненное ухудшением внешней конъюнктуры со второй половины 2014 г. Главная причина: переформированная экономика Украины + низкая динамика ее модернизации в гг. повысили уязвимость к внешним шокам В результате : стремительное падение в 2014 г. ВВП (на 6,8%)и промышленного производства (на 10,1%), рост дефицита государственного бюджета (10,3% ВВП) и государственного долга (до 72,6% ВВП), риск суверенного дефолта, закрытие внешних финансовых рынков; глубокая девальвация гривны (в 3 раза) и галопирующая инфляция (45,8% в марте 2015 г.); проблемы в банковском секторе - отток депозитов (на 31,2% валюте и 13,7% в гривне) + с начала кризиса с рынка выведен каждый 4-й банк, 194 тыс. юридических лиц (15,2%) прекратили существование в I квартале 2015 г. социальный кризис- в 2014 г. безработица выросла с 7,2 до 9,3% реальная зарплата снизилась на 6.5% г/г., пенсии заморожены на уровне 2013 г.; более 1,1 млн. вынужденных переселенцев нуждаются в помощи

Слабые перспективы роста и растущий разрыв со странами ЕС 3 Прогнозы роста слабые: ВВП – в 2015 г. - 5,5% (по прогнозу НБУ – 7,5%).; в 2016 г. + 0,5-2% (по прогнозу НБУ до 3%) и +0,8-3,5% – в 2017 г. (< показателя потенциального экономического роста для Украины (4%). Разрыв в экономическом и социальном развитии между Украиной и странами ЕС увеличился: в 2015 г. ВВП в сопоставимых ценах может вернуться на уровень начала 2005 г. Утрачено целое десятилетие для экономического роста; по итогам 2014 г. ВВП на душу населения в долл. составил 9% от уровня ЕС-28 и 18% от уровня ЕС-13 (государств – новых членов ЕС с 2003 г.); за гг. доход на душу населения в Украине как % от соответствующего показателя в Польше ухудшился с 23 до 21,4%, Литвы – с 24 до 18,6%, Румынии – 39 до 30%. при среднегодовом курсе 21,7 грн/долл. в 2015 г. ВВП на душу населения сократится почти до 2 тыс. дол. (с 3,9 тыс. дол. в 2013 г). По методологии ВЭФ, это клуб беднейших государств ( 2 тыс. долл.), экономика которых развивается за счет натуральных ресурсов и низкоквалифицированной рабочей силы. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, ППС (8240 дол. в 2014 г., МВФ) составляет менее 1/3 от уровня ЕС-13 и 1/4 от уровня ЕС-28 при сохранении нынешних темпов роста планы в стратегии «Украина -2020» довести среднедушевой ВВП по ППС до 16 тыс. дол. нереалистичны

Качество госуправления в гг. не улучшилось 4 Несмотря на: формирование про властного конституционного большинства, успех в развитии сотрудничества с внешними партнерами (получение пакета внешней финансовой поддержки, что снизило риски суверенного дефолта, и подписание Соглашения об ассоциации с ЕС), попытки начать реформы (оздоровить госфинансы и банковскую систему, ТЭК, продолжить де регуляцию и создать новую институциональную рамки по борьбе с коррупцией)… Качество госуправления не улучшилось: социальный популизм сменился реформаторским популизмом. Количество заявлений и планов реформ резко возросло. Однако уровень их реализации остался низким, динамика реформ не соответствовала динамике развивающегося кризиса и уровню внешних угроз ( из 44 задач в Плане мер по имплементации Соглашения об ассоциации, срок исполнения которых наступает 1 апреля 2015 г., было выполнено только 13, т.е. около 30%). не произошло полного отказа от кланово-олигархической системы госуправления. Частично поменялись олигархи, начался передел собственности, монополизация осталась; усилилось недоверие общества к власти и экономическим институтам, прежде всего к Национальному банку Украины и банковской системе). По результатам исследования Центра Разумкова (март 2015 г.), более 77% респондентов не поддерживали деятельность НБУ. Внешние партнеры, выделив некоторый уровень финансовой поддержки, жестко привязали ее предоставление к прогрессу в реформах. отсутствие последовательности и прозрачности в действиях власти, конфликт внутри коалиции + плохие коммуникации способствовали усилению негативных ожиданий бизнеса и населения.

Программа МВФ не гарантирует успех при низком доверии между властью, населением и бизнесом 5 Главным источником финансовой поддержки стал МВФ, от сотрудничества с которым зависит сотрудничество с другими МФО. Программа с МВФ стала главным внешним якорем реформ. Задавая, в целом, правильные направления стабилизационной политики, программа МВФ сама по себе не гарантирует успех и может нести риски охлаждения экономики и повышения социальной напряженности, если уровень доверия между властью, населением и бизнесом останется низким. На этом фоне основными слабыми местами стабилизационной политики власти, подрывающими ее поддержку бизнесом и населением стали: доминирование фискальных целей над всеми остальными; активное использование жестких административных методов; попытки переложить «цену» болезненных реформ на плечи населения и бизнеса без предложения «компенсационного пакета» – повышения качества социальных услуг, снижения коррупции и тонизации экономики; подмена эффективной реализации стабилизационных реформ наступлением на свободу слова, порой граничащим с политическими преследованиями.

Недостатки социально – экономической политики в гг 6 В направлении макроэкономической стабилизации: проведение мягкой монетарной политики доминирование фискальных целей над целями снижения инфляции (НБУ профинансировал около 40% доходов бюджета), 4 раунда обвальной девальвации гривны и отсутствие прозрачной и последовательной валютной политики, запоздалая реакция на отток депозитов, пробелы в банковском надзоре и выведении проблемных банков с рынка (95% неплатёжеспособных банков идут на ликвидацию), высокий дефицит бюджета на фоне слабых результатов в детонизации экономики. В сфере бизнес-климата: высокая коррупция (142 место в мире из 175, Transparency International, прогресс за год – 1 бал из 100); зарегулированность бизнеса (даже после дерегуляции – 24 контрольных органа, 680 контрольных функций, 33 вида лицензируемой деятельности); высокое фискальное и административное давление (двойной рост ренты, де стимулирующее наращивание внутренней добычи газа, введение НДС-счетов, бесспорное списание налоговой задолженности); активизация рейдерства В реальном секторе: запоздалая реакция на возникшие в 2014 дефициты предложения на рынках газа, угля и электро­энергии, отсутствие адекватных мер поддержки украинского экспорта и внутреннего производителя в условиях кризиса и закрытия российского рынка (экспорт в РФ упал на 5,9 млрд. дол, а в ЕС вырос только на 0,3 млрд); рост тарифов на услуги ЖКХ без улучшения их качества и обоснованности В социальной сфере: стандартов соцпомощи без запуска механизмов предотвращения крайней бедности; финансирования в соц. сфере без принятия мер по эффективности использования имеющихся средств; отмена позитивных наработок прошлой власти (проект по реимбурсации, закон о пилотах, надбавки медикам).

Рекомендации: макроэкономическая стабилизация 7 Реализация предсказуемой валютной политики: РБУ и КМУ разработать антикризисный план с использованием режимов управляемого курса при усилении рисков нового раунда девальвации. Обеспечить жесткий контроль над выданным рефинансированием. Постепенно смягчить валютные ограничения. Развивать инструменты страхования валютных рисков. В среднесрочной перспективе: перейти к плавающему курсу по мере возвращения к равновесной экономической ситуации, либерализирован валютное регулирование и снизив уровень долларизации. Проводить антиинфляционную политику на основе повышения независимости НБУ: В 2015 г. продолжать жесткую монетарную политику с позитивными реальными процентными ставками и эффективным перераспределением ликвидности. Повысить политическую, финансовую, операционную независимость НБУ. В среднесрочной перспективе: перейти к инфляционному таргетированию. Повысить устойчивость банковского сектора: Ускорить расчистку проблемных банков и до капитализировать платежеспособные банки. Использовать гибкие схемы докапитализации, реструктуризации и передачи проблемных банков инвесторам с целью минимизации убытков государства/ клиентов банков. Повысить эффективность банковского надзора, ограничив сделки со связанными с банком лицами. Усилить защиту прав кредиторов В среднесрочной перспективе: привлечь длинные ресурсы для восстановления кредитования экономики Снизить долговую нагрузку на экономику и обеспечить гибкие подходы к фискальной консолидации: Провести реструктуризацию внешнего госдолга Украины в соответствии с параметрами, установленными соглашением с МВФ. Развивать внутренний рынок заимствований, в т.ч. за счет выпуска облигаций МФО в гривне В среднесрочной перспективе: в случае более глубокого падения экономики по итогам 2015 г., удлинить на 1- 2 года план фискальной консолидации для стимулирования спроса в экономике.

Рекомендации: дерегуляция, борьба с коррупцией 8 В краткосрочной перспективе: усиление борьбы с коррупцией (запустить НАБ и НАПК; ввести оценку доходов и расходов лиц, наделенных функциями госуправления; повысить прозрачность госзакупок (min исключений из общин правил, сокращение сроков, обнародование реальных владельцев - участников тендеров; переход на электронные торги); активная борьба с рейдерством: усиление ответственности рейдеров ; усовершенствование техрегулирования: принять и запустить имплементацию стандартов ЕС; дальнейшая дерегуляция и демонополизация (сократить к-во лицензий с 33 до 12-15, разрешительных процедур – на 1/3; местная «регуляторная гильотина»; апгрейд АМКУ и реальная борьба с монополиями – контроль за тарифоообразованием); ослабление налогового давления: отказ от НДС-счетов, 100%-е возмещение НДС (в т.ч. долгов государства по нему); усовершенствование использования авансовых платежей; отказ от чрезмерного контрольно-надзорного прессинга: публичная аргументация КМУ причин проведения проверок во время моратория; все процессуальные проверки – только после санкции суда; приведение размера санкций в соответствие с ущербом; потери бизнеса – возмещать из бюджета органа- контролера; проведение админреформы и усовершенствование админуслуг: пересмотр функций ЦОИВ и сокращение их количества; расширение сети ЦПАУ и перевод max. количества админуслуг в ЦПАУ. В среднесрочной перспективе: перевод в электронный вид всех разрешительных документов; налоговая реформа (упрощение администрирования, сокращение отчетности, минимизация исключений из общих правил налогообложения, инвестиционно-привлекательные ставки налогов и ЕСВ); приведение системы госконтроля к европейским стандартам, пересмотр риск-критериев; принятие нового закона о господдержке секторов экономики и предприятий, а также сектора МСБ.

Рекомендации: реформы в реальном секторе и повышение энергобезопасности 9 Повышение энергобезопасности: повысить внутреннюю добычу энергоресурсов o снизить рентные ставки на добычу газа до уровня 2013 года o повысить цены для Укргаздобычи до рыночного уровня повысить энергоэффективность o обеспечить до 2017 г. 100%-й коммерческий учет и возможность регулирования энергопотребления o увеличить финансирование из всех источников (бюджет, МТП, мягкие внешние кредиты) льготного кредитования проектов, направленных на повышение энергоэффективности до октября 2015 г. перейти на стимулирующее тарифообразование с целью снижения издержек и прозрачного установления тарифов В среднесрочной перспективе: обеспечить энергонезависимость и развивать конкуренцию на рынке энергоресурсов (в т.ч. полное разделение Нафтогаза на отдельные компании по добыче, транспортировке и хранению газа; переход на модель энергорынка на основе 2-х сторонних договоров) Поддержка реального сектора экономики: помочь экспортёрам, созданив экспортно-кредитное агентство для o кредитования внешнеторговых операций, o предоставления государственных гарантий по экспортным кредитам, o страхования экспортных кредитов от экономических и политических рисков. обеспечить господдержку экспортерам в продвижении на рынки ЕС и выходе на новые мировые рынки сбыта - в маркировании продукции и получении сертификатов соответствия Привлечь дополнительный пакет международных инвестиционно-кредитных ресурсов (30-40 млрд долл. ПИИ и мягких кредитов )для восстановления экономического потенциала страны, в т.ч. на o постепенное восстановление разрушенной социальной и транспортной инфраструктуры Донбасса, интеграция украинской инфраструктуры с европейской o повышение энергоэффективности и развитие возобновляемой энергетики o перенесение в Украину производств, в отраслях с высокой долей добавленной стоимостью В среднесроч. перспективе: перейти к умной отраслевой политике по поддержке точек/ кластеров роста

Рекомендации: преодоление кризиса в социальной сфере 10 Увеличить помощь в решении социальных проблем вынужденным переселенцам упростить регистрацию ВПЛ и ерейти к единому межведомственному реестру ВПЛ, местным администрациям создать фонд социального жилья, в т.ч. используя механизм государственно- частного партнерства Ввести единую формулу для начисления солидарной пенсии Обеспечить эффективную работу нового механизма жилищных субсидий В среднесрочной перспективе: оптимизировать льготы, отказавшись от льгот по профессиональному признаку постепенно провести монетизацию льгот, обеспечив их полное финансирование Снизить уровень безработицы в условиях кризиса стимулировать общественные работы по восстановлению инфраструктуры Донбасса и работу в соцслужбах обеспечить поддержку развития МСБ Отработать новые механизмы финансирования + расширить экономическую автономию медучреждений Продлить Закон о пилотных регионах Изменить БК – для концентрации финансирования медучреждений «вторички» на областном уровне Принять Закон «О медучреждениях и медицинской деятельности» и дать возможность больницам самостоятельно формировать коечный фонд, перераспределять выделенные финресурсы, использовать банковский счет, работать по договорам между местной исполнительной властью и медучреждениями В среднесрочной перспективе: Определить гарантированный пакет медпомощи, полностью покрываемый за счет бюджета Внедрить механизм финансирования медучреждений по DRG Вернуть механизм реимбурсации стоимости лекарств, расширив перечень лекарств Усовершенствовать систему госзакупок лекарств + обеспечить конкуренцию на фармрынке Разрешить поставки лекарств по долгосрочным договорам с производителями, в т. ч. иностранными Полностью отменить перерегистрацию лекарств и упростить лицензирование оптовой торговли лекарствами

Рекомендации: восстановление доверия между властью и обществом 11 Продемонстрировать конкретные примеры быстрых успехов реформ (приоритеты – борьба с коррупцией, госзакупки, разрешительная система) Отказаться от идеи массовой национализации и реприватизации и продолжить приватизационный процесс на прозрачной и равной для всех потенциальных участников основе. Бороться за разделение бизнеса и власти вместо борьбы с крупным бизнесом: ускорить принятие закона о финансировании политических партий, принять закон об обязательном раскрытии конечных владельцев СМИ и закон о лоббизме; назначить главу Антимонопольного комитета и повысить независимость АМК от власти; в политике государственной поддержки перенести акценты с крупного бизнеса на МСБ с целью формирования в будущем сильного среднего бизнеса Прозрачная кадровая политика и разделение полномочий: в рамках работы Конституционной комиссии подготовить для публичного обсуждения предложения по разграничению полномочий в триаде власти (законодательная, исполнительная, судебная) с минимумом пересечений и инструментами реализации этих полномочий; внести изменения в Закон «Об очищении власти» согласно рекомендациям Венецианской комиссии Обеспечить гарантии демократии и свободы слова: прекратить попытки ограничения свободы слова как в форме создания искусственных контрольных/регуляторных барьеров для средств массовой информации, так и в форме возбуждения политически мотивированных уголовных дел против политических оппонентов или просто граждан, имеющих иное мнение.

Перезапуск экономики потребует открытой дискуссии по ключевым вопросам, определяющим векторы развития Украины 12 Для перезапуска украинской экономики и сокращения разрыва со странами ЕС одной программы МВФ и правильных стабилизационных реформ недостаточно. Украинским властям, обществу и международным партерам необходимо выработать ответы на вопросы о стратегических векторах развития Украины в будущем: Какую выбрать модель экономического развития: государственный капитализм, либеральный рынок, отраслевая политика стимулирования точек роста? Каков украинский путь европейской интеграции? В краткосрочной перспективе необходимо определиться с режимом работы зоны свободной торговли с ЕС после 2015 г. В среднесрочной перспективе - открытая дискуссия с европейскими партнерами о глубине евроинтеграции Украины после 2020 г. В каком направлении изменять Конституцию? Уровень децентрализации, распределение полномочий между ветвями власти, определение объема социальных гарантий

Спасибо за внимание! АЦ «Новая социальная и экономическая политика» Киев, ул. Ирининская, 5/24 Тел