Рефлексивные вопросы как фактор поддержки субъектности ученика на уроке русского языка Малышева Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рефлексивные приемы на уроках информатики. Модное слово «рефлексия» Когда проводить рефлексию на уроке? Как проводить рефлексию? Зачем проводить рефлексию?
Advertisements

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г.Новоуральск Конкурс учителей, владеющих эффективными технологиями реализации ФГОС.
МБОУ «Средняя школа 12» город Нижневартовск, 2015 г «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» (К.Д.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Всероссийский конкурс «Учитель года России 2014» Щукина Анна Борисовна Санкт-Петербург.
Публичная защита проектов школьных команд педагогов «Технология формирования метапредметных компетенций обучающихся»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Москва, 2013г. НМС секция учителей истории и обществознания секция учителей русского языка и литературы Секция учителей музыки и ИЗО.
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории; почетный работник общего образования РФ ; стаж работы – 29 лет; победитель конкурса «Лучшие.
Система работы школы по формированию компетентности учителя и ученика. Компетентностный подход в обучении.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
Критерии готовности педагога к введению ФГОС. Когнитивный аспект Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Росинка» Программа «Школа молодого педагога» с Павловск.
Транксрипт:

Рефлексивные вопросы как фактор поддержки субъектности ученика на уроке русского языка Малышева Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназия 33 г. Ульяновска, Ульяновская область Всероссийский конкурс «Учитель года России– 2015»

Какие вопросы волнуют сегодня учителя? Почему тщательно подготовленный урок не вызвал интереса в учениках? Почему традиционные виды работы, методы и приемы обучения русскому языку не обладают прежним эффектом? Каким должен быть урок русского языка по ФГОС? Как вовлечь ребят во внеурочную деятельность?

Как сформировался опыт? Рефлексивная деятельность Разработчики: А. В. Карпов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Н.Г. Алексеев Рефлексивная деятельность Разработчики: А. В. Карпов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Н.Г. Алексеев Субъектность Исследователи: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.И.Слободчиков,Субъектность Опытно-экспериментальная работа коллектива гимназии по теме «Повышение рефлексивной компетентности педагога на основе рефлексивно-деятельностного подхода» ОПЫТ Проведение мастер-классов, открытых уроков, работа в творческих группах педагогов по внедрению ФГОС, участие в РИП Проведение мастер-классов, открытых уроков, работа в творческих группах педагогов по внедрению ФГОС, участие в РИП Размышления над работами психологов, методистов, коллег Зуева С.В., Шустова И.Ю., Зарецкий В.К. Размышления над работами психологов, методистов, коллег Зуева С.В., Шустова И.Ю., Зарецкий В.К. ФГОС, Профессиональный стандарт педагога

Какова модель опыта? Как? Зачем? Что? Осуществление рефлексивного подхода КАЖДОМ Через рефлексивные вопросы на КАЖДОМ этапе урока Для активизации субъектного потенциала ученика

С какого момента урока начинается рефлексия? С НАЧАЛА С этапа проверки домашнего задания С НАЧАЛА С этапа проверки домашнего задания ВОПРОСЫ Учителя Нужно ли проверять сегодня домашнее задание? Почему задание не вызвало затруднений? Какие трудности вы испытывали, выполняя это задание? Зачем мы выполняли это задание? ВОПРОСЫ Учителя Нужно ли проверять сегодня домашнее задание? Почему задание не вызвало затруднений? Какие трудности вы испытывали, выполняя это задание? Зачем мы выполняли это задание? УЧЕНИК входит в активную позицию определяет свое место в учебном материале свое отношение к происходящему на уроке

Какой вопрос является рефлексивным? Вопрос, направленный на понимание смысла и назначения своей деятельности, на способы ее осуществления, на формирование личностного отношения к происходящему и развития коммуникативной культуры Вопрос, направленный на понимание смысла и назначения своей деятельности, на способы ее осуществления, на формирование личностного отношения к происходящему и развития коммуникативной культуры

Что меняет рефлексивный вопрос на уроке? стиль отношений «учитель- ученик», «ученик-ученик» психологическую атмосферу на уроке ученик становится соавтором урока позицию учителя на уроке мотивацию к учению интерес к предмету

Что такое рефлексивное слушание?Выяснение «Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду» «Повторите, пожалуйста, эту часть»Перефразирование «Правильно ли я поняла, что…» «Другими словами, вы говорите…», «Вы считаете, что…»Отражение «Мне кажется, что вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены…», «Мне знакомы ваши ощущения…»Обобщение «Если подытожить сказанное вами, то…», «Правильно ли я поняла, что вашими основными идеями являются…» Техники рефлексивного слушания

Ошибка ученика это движущая сила или неудовлетворительная оценка? Исправить учителю? Обратиться за правильным ответом к классу? Предложить классу задать вопрос, позволяющий отвечающему исправить ошибку ! Что делать?

Что такое свободное домашнее задание? Выбрать из предложенных вариантов Осознать свой выбор Объяснить его

Какова классификация рефлексии? Рефлексия по временному принципу ситуативная ретроспективная перспективная по форме организации индивидуальная групповая по способу проведения вербальная невербальная по форме устная письменная

В чем суть принципов рефлексии? Учитель – исследователь и творец своей профессиональной деятельности Субъектности учителя Рефлексия осуществляется на всех этапах образовательного процесса: на уроке, во внеурочной деятельности, в проектной работе школьников Всеэтапности Рефлексия должна быть содержательной, эмоциональной, процессуальной Разнонаправленности ПРИНЦИП

В чем суть принципов рефлексии? Рефлексия строится в режиме диалога «учитель – ученик», «ученик – ученик» Интерактивности Поддержка инициативы и свободного размышления ученика относительно его учебной деятельности Психологического комфорта Саморазвитие и самосовершенствование учителя и ученика в совместной деятельности Соразвития ПРИНЦИП

Что меняется в ученике? Школьник : учится исследовать свою собственную деятельность не боится осваивать новые способы действия задает рефлексивные вопросы, исследуя деятельность другого интересуется учебной и проектной деятельностью

Какова результативность опыта?

2 место 2 место на ХI Поволжской конференции учащихся имени Н.И.Лобачевского, Антонова Е, Бахтина А., 2011 год 2 место 2 место на городской научно-практической конференции школьников, Цехместрюк А., Лихотинский К., 2012 г. 1 место 1 место на 6 открытом региональном конкурсе инновационных проектов детей и юношества «Новое поколение», 2013 г. Кофман Г. 2 место 2 место на 7 открытом региональном конкурсе инновационных проектов детей и юношества «Новое поколение», 2014 г.Шаркова А. 2 место 2 место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку Боброва Е., 7 класс г. 3 место 3 место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по литературе Андаева Н., 8 класс г. 2 место 2 место на 7 открытом региональном конкурсе инновационных проектов детей и юношества «Новое поколение», 2014 г. 1, 3 место 1, 3 место на региональной научно-практической конференции, Боброва Е., Галеева Р., Баулина А., Власов П., Ермолаев С., Конторщикова Д, Коростелева Д, Куляшина А г.

Список используемой литературы Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. – С. 85 – 103. Бизяева А.А. К вопросу о педагогической рефлексии // Психологические аспекты гуманизации образования. – Псков, – С. 73 – 82. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы – М.: МИРОС, Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. Учебное пособие, ТПО «Ахилл». – М., Зуева С.В. Преподавание русского языка в контексте субъектной парадигмы образования – Ульяновск: УлГПУ, Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности – М.:Институт психологии РАН, Поляков С.Д. Реалистическое воспитание - М.: Центр «Педагогический поиск», Русское слово: Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора Е.И.Никитиной. Ульяновск: УлГПУ, 2011, 2012, 2013, 2014 гг. Шустова И.Ю. Жизненная и профессиональная позиция современного педагога // Проблемы и перспективы развития профессиональной рефлексии педагогов и психологов образовательных учреждений: сборник научных трудов / Под общ. ред. А.Д. Барбитовой, Р.Г. Загидуллина. - Ульяновск: УИПКПРО, С. 116 – 122.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Малышева Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназия 33 г. Ульяновска Сайт: irinamalisheva.org