1 Золотарева Н.М., директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Московская область, Домодедово.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Золотарева Н.М., директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Московская область, Домодедово.
Advertisements

1 Алимова Татьяна Михайловна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России г.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Всероссийская практическая.
О проведении апробации показателей деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования Директор Департамента государственной.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
1.ступень образования часть региональной экономики 2.мобильность и гибкость системы короткие сроки обучения 3.преподавание разных дисциплин многопрофильность.
«О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования» Золотарева Н.М., директор Департамента государственной политики в.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
L/O/G/O 1 Стратегия развития многофункционального центра прикладных квалификаций на базе ОГАОУ СПО ИоТИП Непрерывное образование О.А. Бажина, директор.
ГБУ ДПО «КУЗБАСИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
1 Кульмач Е.Г. заместитель директора департамента образования и науки Костромской области О реализации государственной политики в сфере профессионального.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
ОБ ИТОГАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПОО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УЧЕБНОМ ГОДУ И НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Кто является учредителем WORLDSKILLS RUSSIA? Что такое WORLDSKILLS? – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Транксрипт:

1 Золотарева Н.М., директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Московская область, Домодедово 15 сентября 2015 г. О ЗАДАЧАХ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СПО В УЧЕБНОМ ГОДУ

Образовательные организации, реализующие программы СПО Тыс. единиц 2 общий контингент обучающихся 2,9 % сокращение сети организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, по срав нению с 2014 годом 2,8 млн. человек 2015 г. Контингент обучающихся (в том числе 0,5 млн. человек в вузах) Характеристика системы среднего профессионального образования (далее - СПО) В 40 % ПОО обучается 14,25 тыс. чел. из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличение количества обучающихся данной категории по срав нению с предыдущим учебным годом 6%6% Млн. рублей Консолидированный бюджет системы СПО Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения Тыс. рублей

3 Прием в разрезе источников финансирования Прием в разрезе уров ней образования выпускников школ Прием в разрезе источников бюджетного финансирования 78 субъектов Российской Федерации увеличили объемы КЦП в 2015 году 7 субъектов Российской Федерации уменьшили объемы КЦП в 2015 году КЦП 2015 года по программам СПО КЦП 2014 года по программам СПО % СПО: характеристика приемной кампании 2015 года Тыс. человек 729,3 тыс. человек прогнозный прием в 2015 году

п/п Наименование субъекта Российской Федерации п/п Наименование субъекта Российской Федерации 1Амурская область 14 Республика Дагестан 2Астраханская область 15 Республика Ингушетия 3Белгородская область 16 Республика Крым 4Брянская область 17 Республика Мордовия 5Воронежская область 18 Республика Северная Осетия - Алания 6 г. Москва 19 Республика Татарстан 7Кемеровская область 20 Республика Тыва 8Красноярский край 21 Саратовская область 9Нижегородская область 22 Свердловская область 10Новосибирская область 23 Ставропольский край 11Омская область 24 Удмуртская Республика 12Приморский край 25 Челябинская область 13Республика Бурятия 26 Ямало-Ненецкий автономный округ 4 СПО: мониторинг результатов приемной кампании 2015 года по состоянию на 01 сентября 2015 года 59 субъектов Российской Федерации представили информацию Ситуация с мониторингом результатов приема 2015 года в субъектах Российской Федерации из них 10 субъектов Российской Федерации представили некорректную информацию Перечень субъектов Российской Федерации, не представивших информацию о мониторинге результатов приема

5 Тенденции формирования объемов и структуры КЦП по программам СПО в образовательных организациях высшего образования 2016 год 2017 год 2018 год НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КЦП Сохранение в прежнем объеме КЦП по специальностям: - входящим в Госплан подготовки кадров для ОПК; - определенным Стратегией развития отрасли информационных технологий Сохранение подготовки: - только по крайне необходимым, обоснованным потребностью субъектов РФ, специальностям, в том числе для наукоемких и высокотехнологичных производств - по узкопрофильным уникальным специальностям (например, УГС Изобразительное и прикладные виды искусств) Тыс. мест Перспектива формирования КЦП

2,1% 15,3%19,5%36,0% 15,5% 11,6% Доля обучающихся от общего количества обучающихся в системе СПО 586 ПОО 1037 ПОО659 ПОО 173 ПОО 690 ПОО 75 ПОО Смоленская область СПО: оптимизация сети ПОО 1321 тыс. чел. – контингент обучающихся, приведенный к очной форме обучения в 3,3 тыс. ПОО, из них: 63,1% обучающихся в 938 ПОО, имеющих контингент более 500 человек; 36,9% обучающихся в 3025 ПОО, имеющих контингент менее 500 человек Приведенный контингент 410 чел. (2015 г.) 1000 чел. (оптимальный показатель) Средняя численность обучающихся ПОО Российской Федерации

Минфин России Органы исполнительной власти субъектов РФ Минэкономразвития России ТПП РФ 7 Основ ные направления совершенствования системы среднего профессионального образования СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 г. ПК-5 в н) СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 г. ПК-5 в н) КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ГОДЫ (утвержден респоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р) КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ГОДЫ (утвержден респоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р) I. Обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики II. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования III. Мониторинг качества подготовки кадров

Доля ПОО, в которых осуществляется подготовка кадров по наиболее востребованным и перспектив ным профессиям и специальностям СПО Доля субъектов Российской Федерации, чьи команды участвуют в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе национальном чемпионате WSR Количество руководителей и педагогических работников ПОО, прошедших дополнительное профессиональное образование по вопросам подготовки кадров по наиболее востребованным и перспектив ным профессиям и специальностям СПО Доля студентов ПОО, обучающихся по наиболее востребованным и перспектив ным профессиям и специальностям СПО, участвующих в региональных чемпионатах профмастерства WSR, региональных этапах всероссийских олимпиад профмастерства, отраслевых чемпионатах Доля выпускников ПОО, завершивших обучение по наиболее востребованным и перспектив ным профессиям и специальностям СПО, получивших сертификат в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций или получивших «медаль профессионализма» в соответствии со стандартами WorldSkills 2015 г г. Целевые индикаторы и показатели реализации Комплекса мер, направленных на совершенствование системы СПО, на гг. Нет данных 50% 70% 90% 50% 10% 40% 0% Нет данных

9 Список перспектив ных профессий и специальностей, требующих СПО, востребованных на рынке труда, с выделением 50 наиболее востребованных (Минтруд России, октябрь 2015 года ) 2015 г. 1 Компетенции WorldSkills Russia Перспектив ные профессии СПО (АСИ, Сколково, эксперты) Предложения субъектов РФ с учетом направлений модернизации и технологического развития (респ. Правительства РФ от 5 мая 2014 г. 755-р) Предложения РСПП и объединений работодателей Перечень профессий по которым проводится эксперимент по дуальному обучению (АСИ, Минобрнауки России) Перечень из 50 наиболее востребованных и перспектив ных профессий и специальностей СПО 2 Минтруд России Минобрнауки России 3 Субъекты Российской Федерации учебный год не менее чем в 20 % профессиональных образовательных организациях должна осуществляться подготовка по данным профессиям и специальностям Издание норматив ного акта, определяющего перечень профессий и специальностей из списка ТОП-50, по которым будет осуществляться подготовка в региональной системе СПО 2016 г. Формирование перечня 50 наиболее востребованных и перспектив ных профессий и специальностей СПО

Мониторинг экономики образования: взгляд работодателей Важность работы по профессиональной ориентации молодежи За последние 5 лет число компаний, нанимавших выпускников, уменьшилось В 2014 году 25% компаний принимали выпускников СПО Снижение компетентности педагогических работников, незнание ими современных производств/технологий Отсутствие базовых практических навыков у студентов У выпускников СПО уровень профессиональных знаний оценивается на 3,7 баллов, интерес учиться новому - на 4 балла 2% участвовали в наблюдательных советах, коллегиальных органах ПОО 3% участвовали в финансировании инфраструктуры ПОО 4% вели преподавание в ПОО Преимущественно принимали участие в организации производственных практик и в ярмарках вакансий В 2014 году 36% предприятий сотрудничали с ПОО 36% – реализация производственных практики студентов 32% – обучение сотрудников в МЦПК 10% – участие в организации «прикладного бакалавриата» 13% – организация стажировок преподавателей Наиболее интересные для предприятий направления сотрудничества Условие дальнейшего развития: получения бизнесом налоговых льгот, другой господдержки !

44 из 85 субъектов Российской Федерации участвуют в движении 2015 год WS COMPETITION 2019 KAZAN Мировое первенство 2019 г. в России Развитие движения WorldSkills в Российской Федерации 6 медалей «За высшее мастерство» Участие национальной сборной России: 32 конкурсанта и 39 экспертов из 16 субъектов Российской Федерации 30 компетенций из 50; 14 -е место из субъектов Российской Федерации являются ассоциированными членами Союза «Ворлдскиллс Россия»

Каменщики Столяры Автомеханики Электрики Сварщики Трактористы Штукатуры Воспитатели Парикмахеры Повара-кондитеры РАЗРЫВЫ Логика оценки результатов обучения: Наличие или качество? Профессиональная и социально- психологическая адаптация По окончании обучения или во время учебы? Потребность в ресурсах: МТБ, ИКТ, кадры Планировать или довольствоваться имеющимся? РЕШЕНИЯ Внедрение подходов СМК - качество процесса - качество результата - верификация Использование новых подходов к формированию и оценке результатов обучения Важно не просто освоить, а ЧТО, КАК и НАСКОЛЬКО Конкретизация требований: - по уров ням квалификации - по уров ню оснащения МТБ - по уров ню подготовки педагогических кадров РЕЗУЛЬТАТЫ 10 ПООП, коррелированных с WSR и ПС Алгоритм разработки образовательных программ СПО в контексте регламентов WSR и ПС Переходные таблицы по уров ням квалификации ЕТКС – ПС - WSR Комплекс УМ материалов: ~ 120 примерных программ УД и ПМ ~ 100 УМ пособий и МР по выполнению ЛР/ПР, организации СР студентов и пр. > 50 демонстрационных презентаций лекционных курсов Министерство образования Московской области Профессиональные образовательные организации Московской области, Свердловской области Развитие региональных систем профессионального образования и базовых учреждений СПО Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом международных стандартов Разработка образовательных программ СПО по выбранным профессиям WSR требования к подготовке содержание ОП поиск и подбор способов ее освоения формирование результатов обучения Цели проекта ожидаемые результаты способ их формирования и становления содержание ОП Доступность – РЕЕСТР ПООП Объектив ность – оценочные материалы Бизнес- ориентирован- ность – участие работодателей, ПС Профес- сиональная мобильность – учет WSI/WSR Проект ГИНФО о разработке примерных образовательных программ СПО Участники проекта

13 Концепция кадрового обеспечения системы СПО на период до 2020 года ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ: обеспечение системы среднего профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами ! Основ ные направления модернизации системы кадрового обеспечения ПРИВЛЕЧЕНИЕ (работников реального сектора экономики, выпускников образовательных организаций ВО, ПОО, работников вузов) УДЕРЖАНИЕ КАДРОВ (социальные льготы, «эффектив ный контракт», формирование экспертного сообщества) ПОДГОТОВКА (разработка, апробация и в недрение: ФГОС и ОПОП высшего образования («прикладной» бакалавриат (по отраслям), магистратура (профессионально- педагогическая, методика и управление)) ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ОЦЕНКА И ПРИЗНАНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Характеристика педагогических работников 158 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональных образовательных организациях Наличие педагогического образования Средний возраст педагогических работников 45 лет

Август СентябрьОктябрь Ноябрь Этапы реализации Концепции кадрового обеспечения системы СПО на период до 2020 года гг гг. Реализация пилотных проектов в 3-5 субъектах Российской Федерации: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии Разработка предложений по масштабированию результатов, достигнутых при реализации пилотных проектов, на другие субъекты Российской Федерации Создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры для подготовки и переподготовки педагогических работников СПО Подготовка и переподготовка работников базовых организаций в субъектах Российской Федерации, обеспечивающих подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров для региональных систем профессионального образования Внедрение новых моделей подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров СПО во всех субъектах Российской Федерации План мероприятий на 2015 год Разработка Концепции кадрового обеспечения системы СПО Разработка «Дорожной карты» Разработка Плана мероприятий Концепции Обсуждение и доработка плана мероприятий Концепции Утверждение Плана мероприятий Концепции

региональных программы развития образования 45 Подмероприятие ФЦПРО 3.2. «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации» годы Распределение субъектов РФ, реализующих программы Распределение программ по приоритетным отраслям экономики Средства региональных бюджетов Средства федерального бюджета млн. руб млн. руб. Финансирование проекта в 2015 году Региональные программы развития профессионального образования 15

16 Российская Федерация 332 МЦПК создано на 1 июля 2015 года 12 п/п Виды программ Количество обученных уч.год (факт) уч.год (план) 1 Программы дополнительного профессионального образования Программы переподготовки рабочих и служащих Программы повышения квалификации рабочих и служащих Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих Программы профессиональных и иных практико-ориентированных модулей в составе основ ных программ среднего профессионального образования ВСЕГО Доля обучающихся в МЦПК (УЦПК) по заявкам работодателей в общем количестве обучающихся по программам, реализуемым МЦПК (УЦПК) Доля обучающихся в МЦПК (УЦПК) по заявкам центров занятости населения в общем количестве обучающихся МЦПК (УЦПК) Многофункциональные центры прикладных квалификаций 1

Поручение Президента Российской Федерации от Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на годы 17 КАЧЕСТВО ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО Результаты участия в чемпионатах профмастерства, национальном чемпионате WSR Результаты государственной итоговой аттестации на основе стандартов WSI (демонстрационный экзамен) Результаты участия в процедуре независимой оценки квалификаций ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО Трудоустройство выпускников образовательных программ СПО ПОКАЗАТЕЛИ Мониторинг качества подготовки кадров ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА Данные Сompetition Information system Реестр НОК

Мониторинг занятости выпускников по программам среднего профессионального образования: ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ Пилотный проект Всероссийский проект Процедура мониторинга занятости* Охват Цели пилотного проекта Планируемые результаты *В соответствии с успешным опытом проекта оценки трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования (2015 г.) – Формирование перечня востребованных профессий, стандартов профессиональной подготовки и квалификации Мониторинг региональных программ развития профобразования Прогнозирование востребованных профессий Формирование и согласование объёма и профиля приёма Распределение КЦП с учётом занятости выпускников и эффектив ности ОО СПО Оптимизация образовательной сети, территориальное планирование Организации СПО Заполнение шаблона сведениями о выпускниках (ФИО, дата рождения и др.) Субъект РФ Сбор с ОО СПО заполненных шаблонов и загрузка их в ФРДО Рособрнадзор Формирование и отправка запроса в Пенсионный фонд России Пенсионный фонд России Определение наличия СНИЛС и формирование статистики Республика Башкортостан Тамбовская область Тульский государственный университет – Более организаций, обучающих по программам СПО (в том числе 400 вузов) Около выпускников по программам СПО ежегодно (2013 и 2014 годы) Формирование системы мониторинга занятости выпускников Апробация модели мониторинга занятости выпускников Определение организационных и технологических требований к реализации всероссийского проекта мониторинга занятости выпускников Развитие системы СПО Мониторинг занятости выпускников СПО Созданы и апробированы организационные и технологические возможности для проведения ежегодного мониторинга занятости Получены достоверные сведения о занятости и заработной плате выпускников образовательных организаций СПО (в обобщённом виде) Проведена аналитическая обработка полученных результатов мониторинга занятости выпускников Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р