КОММЕНТАРИЙ к Водному кодексу Республики Беларусь. Обзор основных нововведений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 марта 2015 г. 152 О некоторых мерах по реализации Водного кодекса Республики Беларусь.
Advertisements

Технологические нормативы водопользования. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 мая 2015 г. 21.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2007 г. N 271-З ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года Одобрен Советом Республики 22.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Выполнила: студентка 3 курса. План: 1) Водные отношения 2) Государственное управление в области охраны вод. 3) Способы использования и охраны водных объектов.
Презентация опыта и имеющихся данных в Республике Беларусь Александр Пахомов ЦНИИКИВР.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
"Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ Статья Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую.
Основные проблемы водных отношений Отсутствие четкого определения водного объекта Отсутствие четкого определения предмета водного законодательства Бассейн.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
КОНЦЕПЦИЯ проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования и ведения Перечня новых комплексных инвестиционных.
Е.П. Богодяж*, А.П. Станкевич** * Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов,
Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений к.и.н., профессор Подсумкова А.А.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Транксрипт:

КОММЕНТАРИЙ к Водному кодексу Республики Беларусь. Обзор основных нововведений

21 мая 2015 г. вступил в силу новый Водный кодекс Республики Беларусь (далее - Кодекс), в котором по сравнению с предыдущей его редакцией произошел ряд существенных изменений. Установление приоритета охраны вод. Исключение дублирования функций органов государственного управления В первую очередь пересмотрены основные принципы охраны и использования вод путем установления приоритета охраны вод. В целях исключения дублирования функций органов государственного управления в Кодексе предусмотрено четкое разграничение сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений. Так, например, вопросы, связанные с питьевым водоснабжением, включая соответствие воды питьевому качеству, ее подготовку, а также соблюдение режима содержания зон санитарной охраны водозаборных скважин, теперь регулируются исключительно законодательством о питьевом водоснабжении, контроль за соблюдением которого в компетенцию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) не входит. Вопросы, связанные с эксплуатацией коммунальных систем водоотведения, в том числе при сбросе производственных сточных вод в систему канализации населенных пунктов, регулируются законодательством в области коммунального хозяйства, которое также не относится к вопросам охраны окружающей среды (ст.2 Кодекса).

Терминология Существенно переработан понятийный аппарат. Определена классификация поверхностных водных объектов, согласно которой технологические водные объекты (пруды-охладители, пруды-испарители, пруды-усреднители, подводящие каналы насосных станций и иные подобные объекты, а также пожарные водоемы, пруды и каналы, специально созданные для разведения и выращивания рыбы) не относятся к поверхностным водным объектам и, следовательно, к ним не будут предъявляться нормативы качества воды, а также устанавливаться водоохранные зоны и прибрежные полосы (п.26 ст.1 Кодекса). Лимиты водопользования Исключены нормы по утверждению местными исполнительными и распорядительными органами лимитов водопользования, так как на практике они принимаются равными объемам сбросов сточных вод в окружающую среду, добычи (изъятия) вод, установленным водопользователям в разрешениях на специальное водопользование, в комплексных природоохранных разрешениях. При этом компетенция местных исполнительных и распорядительных органов дополнилась функциями по: определению мест пользования поверхностными водными объектами для рекреации, спорта и туризма, принятию мер по благоустройству этих мест и содержанию их в надлежащем состоянии; определению мест изъятия поверхностных вод для поливомоечных работ на землях общего пользования населенных пунктов; обеспечению ликвидации заброшенных и не подлежащих дальнейшему использованию гидротехнических сооружений и устройств, в том числе водозаборных сооружений, в случае невозможности установления их собственника (подп.2.4, 2.7 и 2.9 п.2 ст.13 Кодекса).

Бассейновый принцип управления водными ресурсами В рамках проведения гармонизации национального законодательства с законодательством стран Европейского союза, вызванной необходимостью соблюдения принципов Конвенции по охране и рациональному использованию трансграничных водотоков и международных озер (вступила в силу для Республики Беларусь 27 августа 2003 г.), в Кодексе заложен принцип бассейнового управления водными ресурсами (абзац 7 ст.3 Кодекса), реализация которого предусматривает: разработку и утверждение совместным решением областных, Минского городского исполнительных комитетов планов управления бассейнов рек Западный Буг, Западная Двина, Неман, Припять и Днепр, которые направлены на определение экологических проблем речных бассейнов и путей их решения; создание бассейновых советов, деятельность которых определяется Положением о порядке деятельности бассейновых советов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от , и Инструкцией о порядке создания бассейновых советов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от , и направлена на обеспечение организационной основы управления речными бассейнами. В обязательном порядке в состав бассейнового совета будут включаться представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Минприроды, областных и Минского городского исполнительных комитетов. Представители иных государственных органов включаются в состав бассейнового совета в случае влияния на речной бассейн видов деятельности, государственное регулирование которых относится к их компетенции. При необходимости более детальной подготовки рекомендаций по охране и рациональному (устойчивому) использованию водных ресурсов в состав бассейнового совета включаются представители водопользователей и научных организаций. От общественных объединений в бассейновый совет включаются те их представители, деятельность которых в соответствии с учредительными документами направлена на охрану и рациональное использование водных ресурсов.

Упразднение отдельных административных процедур Кодексом предусмотрено упразднение двух административных процедур: принятие решения о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование с удостоверением права обособленного водопользования государственным актом на право обособленного водопользования (в отношении граждан). В свою очередь граждане, которым были выданы государственные акты на право обособленного водопользования, обязаны сдать их в орган выдачи в течение года после вступления в силу Кодекса, а право пользования такими водными объектами (прудами-копанями) будет подтверждаться документами, удостоверяющими права на земельные участки. Кроме того, возведение и ликвидация названных водных объектов в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке гражданам, могут осуществляться без проектной документации; согласование индивидуальных технологических нормативов водопотребления и водоотведения с территориальными органами Минприроды (в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Однако разработка таких нормативов по-прежнему требуется и постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от «О некоторых вопросах разработки технологических нормативов водопользования» к ним установлены новые требования. Теперь при расчете технологических нормативов водопользования должен проводиться анализ эффективности использования вод в производственном процессе, которая оценивается по рациональности использования водных ресурсов с учетом безвозвратного водопотребления и потерь воды, количеству используемой в производственном процессе оборотной воды. Также установлен перечень видов экономической деятельности и критерии, в отношении которых разрабатываются технологические нормативы водопользования.

Изменение видов и сроков водопользования Пересмотрены подходы по определению целей, видов и сроков водопользования. Исключены следующие виды водопользования (как не получившие практики их применения): совместное; первичное; вторичное (ст.28 Кодекса). Кодексом закреплены конкретные сроки, на которые водные объекты могут предоставляться для осуществления специального водопользования: от 1 года до 3 лет - водопользователям при установлении временных нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод; от 5 до 10 лет - водопользователям, получающим комплексные природоохранные разрешения; на 10 лет - водопользователям, осуществляющим только добычу (изъятие) вод; на 5 лет - иным водопользователям. Поверхностные водные объекты (их части) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны предоставляются на 25 лет. Срок обособленного водопользования прудами-копанями, расположенными в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и технологическими водными объектами определяется сроком пользования земельными участками, на которых они расположены. Поверхностные водные объекты предоставляются в аренду для рыбоводства на срок от 5 до 25 лет. Одновременно определены случаи, когда право водопользования может быть ограничено или прекращено (ст.33 Кодекса).

Нормативы качества воды Произведена замена термина «нормативы качества воды рыбохозяйственных водных объектов» на термин «нормативы качества воды поверхностных водных объектов», так как он более точно отражает суть таких нормативов. При этом разграничена область применения между нормативами качества воды поверхностных водных объектов и гигиеническими нормативами безопасности водных объектов для хозяйственно-питьевого и культурно- бытового (рекреационного) использования. Так, нормативы качества воды поверхностных водных объектов устанавливаются в целях обеспечения благоприятных условий воспроизводства водных биологических ресурсов и безопасности продукции из них, а гигиенические нормативы безопасности воды водных объектов для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового (рекреационного) использования устанавливаются в целях охраны здоровья населения (ст.21 Кодекса). В этом контексте постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от установлены новые нормативы качества воды поверхностных водных объектов, где показатели качества воды данных объектов устанавливаются в зависимости от отнесения их к: поверхностным водным объектам, используемым для размножения, нагула, зимовки, миграции видов рыб отрядов лососеобразных и осетрообразных, перечень которых установлен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от ; иным поверхностным водным объектам.

Специальное водопользование. Разрешение на специальное водопользование Произошли изменения по вопросам специального водопользования. Теперь гражданам в случае добычи (изъятия) вод в объеме более 5 м 3 в сутки с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин, также как и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо получать разрешения на специальное водопользование (далее - разрешения). Данная норма появилась исходя из требований Кодекса Республики Беларусь о недрах (п.2 ст.30 Кодекса). Порядок выдачи разрешений установлен Положением о порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от (далее - Положение). Теперь выдача юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений будет осуществляться исключительно по месту осуществления специального водопользования. При этом водопользователю выдается, как правило, одно разрешение. Несколько разрешений может быть выдано одному водопользователю, если объекты, на которых осуществляется специальное водопользование, расположены на территории разных административно- территориальных единиц (областей, г. Минска) и не связаны между собой единой системой водоснабжения и (или) канализации. Если объекты, на которых осуществляется специальное водопользование, расположены на территории разных административно-территориальных единиц (областей, г. Минска) и при этом они связаны единой системой водоснабжения и (или) канализации, место получения разрешения определяется водопользователем (п.5 Положения).

Сократились сроки выдачи разрешений (с 2 до 1 месяца), а также пересмотрен перечень документов, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для его получения. Регистрационный номер разрешения сохраняется за водопользователем в течение всего периода осуществления им специального водопользования. Установлена новая форма разрешения, предусматривающая нормирование качественного состава сточных вод, поступающих на очистку (приложение к Положению). Пересмотрен порядок продления срока действия разрешения. Заявление о продлении срока действия разрешения подается (в произвольной форме) не позднее чем за 1 месяц до истечения срока его действия с приложением первого экземпляра оригинала разрешения. В период проведения данной административной процедуры (15 рабочих дней) право специального водопользования удостоверяется копией выданного разрешения. По истечении срока действия разрешения водопользователь обязан обратиться в орган выдачи разрешений за получением нового разрешения (п.23 Положения). Внесение изменений и (или) дополнений в разрешение может осуществляться только в случаях изменения: наименования, местонахождения водопользователя - в шестимесячный срок; условий осуществления специального водопользования, а также иных сведений, указанных в разрешении, - в трехмесячный срок (п.17 Положения).

Также из административной процедуры по выдаче разрешений (в случае добычи подземных вод с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин) получение заключения о возможности добычи заявленных водопользователями объемов подземных вод, выдаваемого республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный геологический центр», было преобразовано в отдельную административную процедуру с установлением исчерпывающего перечня представляемых документов (заявление; копии паспортов водозаборных скважин; копии актов, удостоверяющих горный отвод; копии актов на консервацию (ликвидацию) водозаборных скважин; документ, подтверждающий внесение платы) (п единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ). Подготовка таких заключений (в течение 15 рабочих дней) осуществляется только для водопользователей, которые эксплуатируют водозаборные сооружения, предназначенные для добычи подземных вод, на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании. Единая форма заявления водопользователя о выдаче разрешения на специальное водопользование, которое уже не требует согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, установлена в приложении 1 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от Также данным нормативным правовым актом установлены формы: заявления о получении заключения о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод; заключения о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод.

Предоставление поверхностных водных объектов в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны и в аренду В целях осуществления комплексного подхода к принятию решений о предоставлении юридическим лицам поверхностных водных объектов (его частей) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны Кодексом закреплен порядок осуществления административной процедуры, совершаемой местными исполнительными и распорядительными органами, с выдачей государственного акта на право обособленного водопользования. Также необходимо обратить внимание, что предоставление поверхностных водных объектов в аренду может осуществляться только для целей рыбоводства. Пользование поверхностными водными объектами для иных целей (без применения гидротехнических сооружений и устройств) должно осуществляться только на правах общего водопользования. Одновременно пересмотрен перечень поверхностных водных объектов (пруды и обводненные карьеры), которые могут предоставляться в аренду для рыбоводства. Возврат арендуемого поверхностного водного объекта осуществляется арендатором после проведения мероприятий по восстановлению его нарушенного состояния. Вместе с тем наличие договора аренды не дает права арендатору ограничивать общее водопользование (таким правом наделены только водопользователи, у которых поверхностные водные объекты находятся в обособленном водопользовании).

Введение классификации видов сточных вод Кодексом введена классификация видов сточных вод, а также установлены требования к их сбросу. Так, например, сброс производственных сточных вод в поверхностные водные объекты через систему канализации населенных пунктов должен осуществляться с соблюдением условий приема таких сточных вод в систему канализации, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Минприроды. При невозможности обеспечить допустимую концентрацию загрязняющих веществ в составе производственных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, концентрацию этих веществ подлежит снижать за счет устройства локальных очистных сооружений. Одновременно установлены запреты для возводимых или реконструируемых объектов на сброс сточных вод в озера и непроточные водоемы (за исключением технологических водных объектов), а также в водотоки, которые впадают в озера и непроточные водоемы, на расстоянии менее 1 км от таких водоемов (ст.47 Кодекса).

Эксплуатация водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств. Учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду Пересмотрены требования к эксплуатации водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств (их использование должно осуществляться на основании проектной документации и в соответствии с инструкциями по их эксплуатации). Кодексом закреплены требования по ведению учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, с применением приборов учета вод (далее - учет вод), внесенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь. При этом определены случаи, когда допускается ведение учета вод неинструментальными (расчетными) методами, а именно в случае: сброса поверхностных сточных вод; сброса сточных вод в окружающую среду в объеме 5 м 3 и менее в сутки. При этом объем сброса сточных вод принимается равным объему добытой (изъятой) воды согласно показаниям средств измерений расхода (объема) вод, установленных на водозаборных сооружениях, с коэффициентом 0,7; добычи (изъятия) воды из водных объектов и сброса в них сточных вод при ведении рыбоводства; добычи (изъятия) вод, попутно образующихся при добыче полезных ископаемых; когда учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, невозможен с применением средств измерений расхода (объема) вод, внесенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь (случаи невозможности применения приборов учета вод должны определяться с привлечением специалистов специализированных научных организаций, деятельность которых связана с исследованиями в области охраны и использования вод) (ст.57 Кодекса). Нормы, определяющие порядок установки приборов учета вод, а также расчет объемов добываемых (изымаемых) вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, регулируются техническим кодексом установившейся практики ТКП (33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила ведения учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от Т).

Установление границ водоохранных зон и прибрежных полос. Запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах Кодексом пересмотрены подходы к установлению границ водоохранных зон и прибрежных полос. Анализ существующей антропогенной нагрузки на территориях, прилегающих к поверхностным водным объектам, показал, что существующая минимальная ширина водоохранной зоны и прибрежной полосы для ряда из них неоправданно завышена (например, для больших и средних рек она колеблется от 0,2 до 16,2 км). При этом, с точки зрения комплексного управления речными бассейнами, нелогично, чтобы для водотоков, которые протекают по территории Республики Беларусь транзитом, ширина водоохранной зоны была установлена несколько шире, чем в Российской Федерации, Украине и странах Европейского союза (п.7 ст.52 Кодекса). Для простоты использования, а также учитывая практику применения существующих требований в данной области и подходы законодательства стран (Российская Федерация, Украина), с которыми Республика Беларусь заключила межправительственные соглашения по рациональному использованию и охране трансграничных водных объектов, предлагается минимальную ширину водоохранной зоны и прибрежной полосы устанавливать без учета уклона поверхности земли, месторасположения водного объекта (населенный пункт, межселенная территория) и вида земель. Пересмотрен размер минимальной ширины водоохранной зоны для больших, средних рек (с 700 до 600 м), а также минимальной ширины прибрежной полосы для ручьев и родников, которая будет совпадать с водоохранной зоной и составлять 50 м (вместо 100 м).В связи с этим решения местных исполнительных и распорядительных органов об установлении минимальной ширины водоохранной зоны и прибрежной полосы подлежат приведению в соответствие с требованиями Кодекса.

Необходимо отметить, что пересмотр минимальной ширины водоохранной зоны и прибрежной полосы для ряда водных объектов в целом не отразится на субъектах хозяйствования, так как размеры этих территорий по-прежнему будут уточняться в соответствующих проектах водоохранных зон и прибрежных полос. Утвержденные проекты водоохранных зон и прибрежных полос подлежат применению после вступления в силу Кодекса. В целом существующие запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах сохраняются. Вместе с тем установлен запрет по размещению в водоохранных зонах площадок складирования снега (подп.1.4 п.1 ст.53 Кодекса). Данная норма вводится с учетом требований п Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от Требования к выбору земельного участка для размещения площадок складирования снега (включая снегосплавные пункты), их обустройству и эксплуатации, рекультивации земель после вывода из эксплуатации для предотвращения либо обеспечения минимального воздействия складирования снега на природную среду установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Требования к размещению и эксплуатации площадок складирования снега» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от Т (

Определены условия дальнейшей эксплуатации для существующих промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в водоохранной зоне. Для указанных объектов обязательны: благоустройство территории; устройство централизованной системы канализации или водонепроницаемых выгребов с организованным подъездом для вывоза содержимого; строительство систем дождевой канализации. Принимая во внимание, что в состав животноводческих ферм входят системы навозоудаления, а в состав животноводческих комплексов - очистные сооружения биологической очистки сточных вод, размещение которых в водоохранных зонах допускается, Кодексом отменяется существующий запрет на размещение в водоохранных зонах таких сельскохозяйственных объектов и определяются условия их эксплуатации, которые предусматривают внедрение достижений научно-технического прогресса, инноваций, техническое и технологическое переоснащение с переходом на адаптивные ресурсосберегающие технологии, не позволяющие ухудшить качество поверхностных и подземных вод (п.3 ст.53 Кодекса). Если руководствоваться указанными подходами для ряда других объектов, в частности, объектов хранения нефти и нефтепродуктов, то Кодексом также предлагается разрешить их размещение в водоохранных зонах, установив при этом для них запрет на размещение в прибрежных полосах (ст.54 Кодекса).