Этапы развития теории коммуникации 1. Проблема коммуникации в античной культуре 2. Коммуникативная проблематика в христианской и новоевропейской культуре.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Advertisements

Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Экзистенциализм (лат. existentio существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность.
PPTzone.ru Экзистенциализм Экзистенциализм (позднелат. существование) - философия существования Термин возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов,
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
Page 1 Свобода в деятельности человека 11 класс. Обществознание.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Характер философского знания и задачи философии Презентация к учебному занятию по основам философии Автор Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории.
История возникновения и развитие этике - Зарождение этической мысли в древней Греции в эпоху Гомера и Геосида - Релятивистские воззрения древнегреческих.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
апологетика
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Воспитание как педагогический процесс.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Транксрипт:

Этапы развития теории коммуникации 1. Проблема коммуникации в античной культуре 2. Коммуникативная проблематика в христианской и новоевропейской культуре 3. Коммуникация в современной философии

мифологическое мировоззрение проблема отношения человека к человеку, человеческого общения не выделялась как самостоятельная. неразвитость абстрактного мышления; растворенности индивидуального существования в коллективном, где не существовало противопоставления индивида и «других»; ориентации сознания первобытного человека на его отношение к природе и управляющему ею и им самим миру тотемов, божеств, а не к себе подобным.

Начальный этап развития философии Во время господства натурфилософии философская рефлексия была направлена на проблемы физика и Космоса природы и гармонии. Человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. В V в. до н.э. положение меняется: центральной для философских рассуждений становится проблема человека (деятельность софистов и Сократа) На первый план выводятся вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики.

Коммуникативная проблематика в христианской и новоевропейской культуре Суд Эйхмана

Распространение христианства дало мощный импульс развитию самосознания личности. признание равенства всех людей перед Богом («нет ни эллина, ни иудея»), чего не было в античном сознании («люди и боги не равны, эллины и варвары не равны, хозяева и рабы не равны»). провозгласило, что поведение каждого человека зависит от него самого, от его свободного выбора (Бог наделил человека свободой воли, согласно Августину, осознание несовпадения человеческой воли с Божественной в конце концов и ведет к открытию Я как личности). определило особое место человека в тварном мире. Если античное сознание рассматривало человека как частицу Космоса, подчиненную ему, живущую и действующую по его законам, то христианское видение человека ставило его над всем сущим, полагало его господином природы. провозгласило важнейший принцип человеческих отношений «возлюби ближнего как самого себя».

Возрождение и Просвещение Новое, демистифицированное, понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания - не Бог, а Человек. Появление рецидивов крайнего индивидуализма, свойственных эпохе становления и развития буржуазных отношений, что нашло свое выражение в знаменитой формуле Т. Гоббса «человек человеку волк».

В эпоху Просвещения все более широкое признание завоевывает такое понимание сущности человека и человеческих отношений, которое основано на вере в природную доброту и разумность человека, в возможность создания общества, в котором будут царить отношения «свободы, равенства и братства». Это время развития педагогики, этики, эстетики, психологической науки.

Философские подходы к построению теории коммуникации На рубеже XVIII XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях «субъект» и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно- познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру «объекту».

И.Т. Фихте ( ) человеческое общение трактовалось в категориях субъект-объектной связи, а не субъект-субъектной, человеческое индивидуальное Я было на столько абсолютизировано, что «другое Я» (тоже субъект) по существу оказывалось лишенным своей субъектности и становилось объектом среди объектов. вместо принципа диалогичности межличностной коммуникации восторжествовал принцип ее монологичности. Понимание коммуникации как субъект- объектного отношения, где другая сторона - пассивный объект воздействия познающего субъекта (Он).

Ф. Шлейермахер ( ), общение между людьми это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектное отношение). разработка теории понимания (герменевтики) как основы подлинно человеческих взаимоотношений. рассматривал герменевтику как «искусство постижения чужой индивидуальности», «другого». Ее предметом выступает аспект выражения, а не содержания, так как именно выражение есть воплощение индивидуальности.

Определение герменевтики как метода всех наук о духе (Шлейермахер) с помощью психологического «вживания» можно проникнуть во внутренний мир не только современника, но и авторов древних текстов. герменевтика раскрывает саму интерпретативную структуру, характеризующую понимание как таковое принцип герменевтического круга: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Так, слово часть предложения, предложение часть текста, текст часть творческого наследия данного автора и т.д.

Ф. Ницше ( ) яркий критик коммуникации в XIX в. значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Убежден в том, что: мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь-как-она-есть-сама-по-себе ее искусственной картиной, лишенной атрибутов «бытия» естественности, страстей, непосредственности, стихийности. с помощью слов-метафор люди упорядочивают хаос впечатлений. Случайные метафоры постепенно «твердеют», так как забывается источник их появления, и от частого употребления они превращаются в «понятия». деиндивидуализация и универсальная применимость понятий залог существования общества, члены мышление неспособно представить знание независимо от языка.

Проблемы коммуникации в философии XX в. Философская традиция изучения коммуникации в XX в. еще более многообразна. В ней получили продолжение идеи семиотики и герменевтики; проблеме человеческой коммуникации было уделено внимание в рамках таких философских направлений, как экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия и др.

Экзистенциализм - философия существования утвердился и стал одним из самых мощных философских течений в Европе в период между двумя мировыми войнами. схожие идеи можно встретить и у некоторых мыслителей, заявивших о себе еще в XIX в. (С. Кьеркегор, Ф.М. Достоевский и др.). оформление экзистенциализма как особого философского направления относится к 1920-м гг. Представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, русские мыслители Л. Шестов и НА. Бердяев. Предмет и цель философских исследований экзистенциализма внутренний мир личности, изолированной от общества.

философия человеческой некоммуникабельности способ переживания личностью противоположной ей чуждой и враждебной действительности. В центре внимания внутренний мир человека; социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, кризис личности понимается как кризис человеческого бытия вообще. Распространение Э. связано с историческими потрясениями, которые переживал мир с начала XX в Разочарование во всемогуществе знания, науки, которая не смогла справиться с социальными кризисами и потрясениями, заставило многих философов обратиться к вопросам о смысле жизни. Ответ содержал в себе констатацию ее бессмысленности, абсурдности бытия, вырваться из которого человек уже не в состоянии.

Альбер Камю ( ) Перед лицом ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. Только фальшь и ханжество.

Карл Теодор Ясперс Именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений человек прозревает экзистенцию как корень своего существования. Способность человека к коммуникации отличает его от всего остального сущего, благодаря ей человек может обрести самого себя, она лежит в основе экзистенциального отношения между людьми, как отношение между Я и Ты. Человек не может быть самим собой, не вступая в общение, и не может вступать в общение, не будучи уединенным, не будучи «самостью». Таким образом, коммуникация, по Ясперсу, является универсальным условием человеческого бытия.

Г.Г. Гадамер ( ) ученик М. Хайдеггера, автор классического труда «Истина и метод» (1960). осмысливает предшествующую герменевтическую традицию, в первую очередь учение Ф. Шлейермахера, который стремится к исторической реконструкции прошлого состояния произведения искусства (текста) через реконструкцию его культурного контекста. Для Гадамера такая реконструкция («репродукция прошлой продукции») «не более осмысленна, чем реставрация прошлой жизни». Целью герменевтического искусства должно стать не «вживание в мир автора», а представление этого мира «в себе» для актуализации его для себя.

выделяет категорию «предпонимание» совокупность «предрассудков», «пред суждений», «пред мнений», «предвосхищений», определяющихся традицией «горизонт пониманий». Центральным, обусловливающим все остальные является понятие предрассудка «это суждение, которое имеет место до окончательной проверки всех фактически определяющих моментов» (Гадамер). Следовательно, предрассудок не обязательно ложное суждение, в нем могут быть как положительные, так и отрицательные моменты.

Ж.Делез ( ) В ключевой работе «Капитализм и шизофрения» (первый том – «Анти-Эдип», второй том называется «Тысяча плато») дается анализ человеческой психологии, экономики, жизни общества и показывается, как «примитивные», «деспотические» режимы отличаются в организации ими производства и потребления.

М.Фуко о «Анти-Эдип» первейшей целью этой работы является борьба против современного фашизма. И не только против исторического фашизма, фашизма Гитлера и Муссолини (…) но и против фашизма во всех нас, в наших головах и в нашем каждодневном поведении, фашизма, который заставляет нас любить власть, жаждать той самой вещи, которая подавляет и эксплуатирует нас.

Теория коммуникативного действия Разработана Юргеном Хабермасом Направлена на интегративное понимание социальной реальности Отказ от анализа внутреннего сознания – переход к анализу языковых форм взаимопонимания Реальность не в сфере разума, а в языковых формах