Профессор, доктор экономических наук Матюшок В.М. Проф., д.э.н. Матюшок В.М. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Advertisements

Этапы планирования потребности в персонале
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Системный подход в управлении Выполнил: студент группы ЭБС-502 Егорова Мария.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Основы курса управления Zoja Vaks. Управление и менеджмент… Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ Основные определения и свойства систем 1.
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ. ТРИ ОПИСАНИЯ СИСТЕМ.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Система экономических законов.. Экономические законы устойчивые, существенные причинно- следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями.
Моделирование как метод познания. Содержание Объекты и модели Моделирование Информационное моделирование Компьютерные информационные модели Основные понятия.
Транксрипт:

Профессор, доктор экономических наук Матюшок В.М. Проф., д.э.н. Матюшок В.М. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Проф., д.э.н. Матюшок В.М. 1. Понятие современного менеджмента Основной недостаток прежних школ управления – акцентирование внимания на одном или нескольких элементах. Они не рассматривали эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Школа научного управления (1885–1920 гг.) – повышение эффективности труда путем усовершенствования операций ручного труда (Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт). Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.) – принципы, структура и функции управления, организация как закрытая система (А. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Райли, А.П. Слоун, Л. Гьюлик). Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.) – психология и человеческий фактор (Г. Мюнстерберг, Дж.Э. Мэйо и Ф. Ретлисбергер, Ч. Барнард, М.П. Фоллет, Коул Дж. и Гоц А. – произв. демократия). В этом главное отличие современного менеджмента.

Проф., д.э.н. Матюшок В.М. Школа поведенческих наук (с 1950 г. по н. в., бихевиоризм, от англ. behaviour – поведение) – поведение людей, межличностные отношения, коммуникации, мотивации, лидерство и др. (К. Арджирис, Р. Лайкерт, Ф. Херцберг, Д. Мак Грегор, А.Н. Маслоу, Д. Портер и Э. Лоулер. Школа количественного подхода (с 1950 г. по н. в.) - Дж.Р. Форрестер, Л.В.Кантарович, Я.Тинберген) – исследование операций, динамики, тенденций. Школа ситуационного подхода (конец 1960 г.г. по н. в.) – ситуационное мышление (Джоан Вудворд, Т. Бернс и Г. Сталкер - соавторы книги «Управление инновациями» ). Процессный подход в управлении (с 1990 г. по н.в.) – акцент на бизнес- процессах (Джеймс Харрингтон - «Улучшение бизнес-процессов» (англ. изд г.), «Оптимизация бизнес-процессов»; ISO 9000:2005 Системы менеджмента качества). В этом главное отличие современного менеджмента.

Проф., д.э.н. Матюшок В.М. Современный менеджмент представляет собой систему идей и методов построения и эффективного управления организациями как системами, это скорее новая управленческая философия, нежели свод готовых рецептов. Эта система идей и методов складывалась под влиянием реалий деловой жизни развитых стран и фундаментальных работ по: - теории систем; - теории хаоса; - теории сложности. Порядок рождается из беспорядка в процессе самоорганизации, но в определенный момент «ослабленная» стабильностью система вновь дает рождение хаосу.

ИСХОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 1. Внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна (динамичность). 2. Любой сотрудник фирмы - прежде всего личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь - инструмент для обеспечения прибыли. 3. Управление - необыкновенно сложная сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь. 4. Усиление взаимовлияния, взаимозависимости, взаимодействия всех составных частей современного общества. 5. Динамичность и взаимозависимость обуславливают сложность социальной структуры, что порождает трудности в ее познании, прогнозировании и управлении и необходимость использования системного анализа и системного подхода. Проф., д.э.н. Матюшок В.М.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов

Проф., д.э.н. Матюшок В.М. В свете этих теорий и подходов в управленческом сознании следует переосмыслить следующие «постулаты»: 1. Каждая организация должна иметь точную долговременную стратегию и детальный долгосрочный план. 2. Каждый сотрудник организации должен иметь точно сформулированные функциональные обязанности и полномочия. 3. Основное предназначение организации - приносить прибыль. 4. Существует оптимальная структура организации, позволяющая получить максимальный долговременный эффект. 5. Материальный стимул является главным мотивом трудовой деятельности: чем выше оплата труда персонала, тем эффективней работа организации. 6. Чем лучше осуществляется контроль за работой персонала, тем результативней работа организации. 7. Требовательность к подчиненным, установление дисциплины и порядка является наиболее эффективным подходом к управлению коллективом.

Проф., д.э.н. Матюшок В.М. 8. У каждого руководителя должен быть точный перечень его функций. 9. Все рычаги власти в организации должны быть сосредоточены в одних руках, система управления организацией должна быть построена по принципу пирамиды. 10. Чем выше квалификация приглашаемых в организацию специалистов, тем эффективней ее работа в целом. 11. Руководитель должен быть профессионалом в отрасли, в которой работает возглавляемая им организация; ему необходимо вникать во все производственные вопросы. 12. Повышение квалификации специалистов должно осуществляться в первую очередь в сфере их профессиональной деятельности. 13. Организация должна стремится во всех сферах своей деятельности как можно больше внедрять точные, количественные методы, осуществлять компьютеризацию.

Проф., д.э.н. Матюшок В.М. Систем идей и методов современного менеджмента нашла свое отражение в работах ведущих специалистов, таких, как: Рассел Акофф ( ) – исследование операций, интерактивное планирование, целеустремленная организация, мифы и рифы. Джамшид Гараедаги - амер. специалист в области системного менеджмента, ученик Р. Акоффа - «Мир представляется нам безумно сложным и хаотичным только потому, что для его объяснения мы используем неадекватные концепции» Питер Дракер ( ) – теория инновационной экономики « В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен, те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности».

Проф., д.э.н. Матюшок В.М. Роберт Уотермен - «Ничто не порождает внутреннее напряжение – или пассивную покорность – так же верно, как приказ. Когда у человека нет выбора, от него не приходится ожидать истинной преданности делу». «В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки» - Том Питерс и Роберт Уотерман 1982 г., за первые четыре года продано более 3 млн экз.Том Питерс Роберт Уотерман Это обширное исследование принципов успеха 43 успешных американских компаний. Авторы проанализировали используемые этими компаниями методы управления, сформулировали восемь принципов успеха и предложили принципы создания эффективного бизнеса. Люди добиваются успеха, когда кто-то, кого они уважают, считает, что они "могут". В чем же заключается суть их идей?

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 2. Системный подход в управлении Каждый человек в отдельности, группа людей, компания, страна, человечество….– это с и с т е м а. Система (греч. «составленное из частей», «соединение») – объективное единство закономерно связанных друг с другом элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности. Главное свойство системы: - эмерджентность или целостность (запчасти и автомобиль; люди, станки и фирма);

С позиций современных научных представлений системность всегда была методом любой науки. На ранних этапах развития человечества преобладал синтетический метод познания. Ф. Энгельс Ф. Энгельс ( ) отмечал, что в древней Греции преобладало нерасчлененное знание: природа рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является результатом непосредственного созерцания. В последующем возобладал метафизический способа мышления и аналитический метод познания. Успехи в области познания природы столетиями базировались на этом методе. Однако метафизики сами ощущали незавершенность аналитического знания.

Шесть мудрецов из Индостана, Любовь к познанию питая, Отправились к слону (хоть были все слепыми), Чтоб свои теории проверить. Один лицом уткнулся В шершавый бок слона И, падая, воскликнул: «О, господи, меня ты вразумил, Воистину, слон – прочная стена!» Второй, нащупав бивень, закричал: «Мне совершенно ясно! Чудесный слон в моей руке – Не что иное Как гладкое и острое копье!» А третий, подойдя к слону, За хобот ухватился, Отбросил в сторону: И молвил: «Несомненно, Слон и змея – одно и то же.» Четвертый подбежал к слону, Колено руками обхватив, Сказал: «Ну что тут спорить, Таким прямым и ровным Быть может только дерево». Тут пятый, он сумел до уха Допрыгнуть, закричал: «Любой слепец вам скажет – Нет никаких сомнений: На веер слон похож». И з у ч е н и е с л о н а (древнеиндийская притча)

Шестой неспешно Добрался до хвоста И вымолвил: «Веревка, да и только. Не может слон Быть чем-нибудь еще». Так мудрецы из Индостана В горячих спорах Стояли твердо на своем. Был каждый в чем-то прав. Но ошибались все. М о р а л ь Так часто в спорах люди, истину свою Пытаясь доказать, не слушают друг друга. И притча о слоне – Лишь небольшой пример Всеобщего непониманья.

Французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт ( ) утверждал, что «Разум должен предполагать порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи». Иммануил Кант ( ) наиболее точно выражал суждения о системности: «Достигаемое разумом единство есть единство системы». Кант считал систему идеальной, построенной разумом человека, а не существующей независимо от него.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) – дал идеалистическое понимание системы Истинное знание, по Гегелю, существует только в форме научной системы... истинное знание должно принять форму теоретической системы: «Суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением… голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». Гегель сформулировал два важнейших принципа своей философии: принцип системности - философия должна быть системным теоретическим знанием; принцип диалектики - теория познания должна быть диалектикой – теорией развивающегося объекта познания, передающей развитие, становление объекта. «Следует указать, что истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман»[ Гегель. Т. 4. C. 20. ].

Первым в явной форме вопрос о научном подходе к управлению сложными системами поставил французский физик Андре-Мари Ампер ( ). Первым в явной форме вопрос о научном подходе к управлению сложными системами поставил французский физик Андре-Мари Ампер ( ). Идеи системности применительно к управлению государством развивались в работах польского ученого Бронислава Трентовского ( ). В книге "Отношение философии к кибернетике, или искусство управления народом" в 1843 году ввел в употребление термин кибернетика. К числу основоположников теории систем можно заслуженно отнести и российского ученого, академика Евграфа Степановича Федорова ( ) - кристаллограф, минералог, математик. Директор петербургского Горного института.

Русский философ, экономист, медик Александр Александрович Богданова ( ), в начале 20-го века создал теорию организации (тектологию). Осн. соч. - «Всеобщая организационная наука» (т. 1-3, ). Основные идеи теории Богданова: все развивающиеся объекты природы и общества представляют собой целостные образования, или системы, состоящие из многих элементов; все существующие объекты и процессы имеют определенный уровень организованности, который тем выше, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств комплектующих элементов; анализ свойств целого и его частей представляет основную характеристику понятия сложной системы;

тектология объясняет процессы развития природы и общества на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания; равновесное состояние системы Богданов рассматривает не как раз и навсегда заданное, а как «динамическое» или «подвижное» равновесие; отмечает роль противоречий в системах - «Рано или поздно, системные противоречия усиливаются до того, что перевешивают организационную связь (системы); тогда должен наступить кризис, ведущий либо к её преобразованию, либо к распадению, крушению; из системных противоречий вытекает организационная задача, …задача их разрешения или устранения. Жизнь её решает или отрицательным путем, разрушается самая система, например, умирает организм, или положительным путем, преобразованием системы, освобождающим её от противоречий.

Большой вклад в развитие теории систем внесли: Пригожин Илья Романович ( ) - бельгийский физикохимик рус. происхождения. В 1977 удостоен Нобелевской премии по химии за работы в области неравновесной термодинамики. Австрийский биолог-теоретик Карл Людвиг фон Берталанфи ( ) - первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем». В 50-х годах прошлого века организовал в Канаде центр системных исследований (основная работа «Общая теория систем»,1968 г.) Выдающийся американский математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберт Винер ( ) в своих трудах "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1944), "Кибернетика и общество» (1948) указал, что для кибернетики несущественно, какова природа системы; для изучения различных типов систем (физических, биологических, экономических, организационных или просто в виде модели) кибернетика предлагает единые подходы исследования.

Уильям Росс Эшби ( ) - английский психиатр, специалист по кибернетике, пионер в исследовании сложных систем. Эшби принадлежит изобретение гомеостата (1948) - самоорганизующейся системы, моделирующей способность живых организмов поддерживать некоторые величины (например, температуры тела) в физиологически допустимых границах; самоорганизующейся ввел понятие самоорганизации, адаптивной, самоорганизующейся системы; сформулировал закон о требуемом разнообразии: «Разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления».

Входом называется то, что изменяется при протекании данного процесса (ресурсы, передаваемые системе из среды; при помощи входов осуществляется влияние среды на систему). Выходом называется результат или конечное состояние процесса (компоненты, передаваемые системой окружающей среде; посредством выходов система может оказывать влияние на среду). Процесс переводит вход в выход. материально- вещественные энергетические информационные Входы Процесс материально- вещественные энергетические информационные Выходы среда Рис.1. Схема открытой системы

К свойствам систем относят: Целостность или эмерджентность ( от англ. emergent – внезапно возникающий ) - появление нового качества в объединении именно этого набора элементов. Свойства и качества элемента в системе значительно выше, чем свойства и качества элемента, взятого изолировано, вне системы (колесо, рука - отдельно и в системе). Можно доказать целостность потерей системных качеств при исключении любого из выделенных элементов системы.

Связность - осуществление обмена информацией, энергией между элементами системы. Благодаря связям в системе возникает новое качество. Связи осуществляют перенос свойств каждого элемента системы ко всем остальным элементам. Взаимодействие свойств элементов порождает в системе новые качества, которых нет у элементов. Такие качества называют системными, интегральными, они присущи только системам, а не их отдельным элементам.

Взаимодействие между частями системы оказывается гораздо важнее, нежели результативная работа отдельных ее частей (отдел маркетинга и другие отделы); Ни один из элементов сложной системы не может быть познан без учета его связей с другими элементами (цеха и компания). Изучение сложных систем требует не только аналитического, расчленяющего подхода, но и иного - целостного, исследующего систему в единстве всех ее частей. Этот подход берет за основу не привычный нам анализ, а противоположный исследовательский прием - синтез, т.е. объединение частей, выявление системного качества, присущего лишь всей системе в целом.

Разнообразие - наличие качественно различных определенно организованных элементов системы, несущих различные функции. В концепции У.Р. Эшби одно из центральных понятий – ограничение разнообразия в сравнении с абстрактно возможными. Всякий закон природы – есть ограничение разнообразия. Всякий прогноз - есть ограничение разнообразия системы, поведение которой прогнозируется.

Целенаправленность (цель) – желаемый результат действия, функционирования либо развития системы. В технических системах цель функционирования задается при конструировании (создании) системы. В системах, обладающих сознанием (человек, коллектив) ставятся конкретные осознанные цели. Для органических систем (живые организмы, биовиды, популяции и т.д.) характерны вмененные цели, а именно ее выживание. «Цель существования любой системы получает свое окончательное выражение только с позиции системы более высокого уровня» (Берталанфи)

Целедостижение осуществляется за счет выполнения системой определенной функции, роли в другой, более широкой системе, в которую она входит как часть. Так рабочий выполняет определенные функции в бригаде, бригада - в цехе, цех - на предприятии, предприятие - на рынке. В зависимости от задач и времени цели могут быть различными. Например, главная цель фирмы: в краткосрочном периоде – максимизация прибыли; в среднесрочном периоде – максимизация объема продаж; в долгосрочном – выживание.

Устойчивость (гомеостаз) способность сохранения вышеуказанных свойств при достаточно широком изменении параметров среды (пример устойчивости – равновесие – температуры, сахара в крови, щелочи и соли в желудке, кислорода и углекислого газа в атмосфере и т.д.).

Таким образом основными свойствами системы являются: 1. Целостность или эмерджентность 2. Связность 3. Разнообразие 4. Целенаправленность 5.Устойчивость

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов Главной целью любой сложной системы, в том числе и экономической, является самосохранение и развитие, т.е. повышение эффективности ее функционирования

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов Внешняя среда, окружающая любую фирму, многообразна и представляет собой сложную систему, в которой огромную роль играют политические факторы, действующее законодательство, правительство, факторы научно-технического прогресса, поставщики, конкуренты, потребители, социокультурная среда, экономические факторы. Современное предприятие – это открытая система, которая тысячами нитей связана с внешней средой; она обменивается с ней и информацией, и энергией, и материалами, и товарами, и людьми, и идеями. Внешняя среда фирмы диктует свои жесткие условия для построения ее внутренней среды.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов «Полисистемность - любой предмет окружающего нас мира принадлежит одновременно многим системам

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов Внутренняя структура фирмы должна быть построена таким образом, чтобы в какой-то мере удовлетворить интересы всех систем, в которые входит фирма, гармонизировать их противоречивые цели. Любой реальный предмет (субъект) представляет собой систему элементов, которая, в свою очередь, является частью более широкой системы. Все системы и элементы связаны многообразными связями. Системы, входящие в качестве частей в более широкую систему, называются подсистемами. Системы, включающие в себя эти подсистемы в виде своих частей называются, надсистемами.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 3. ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА Наука не дает индивиду готовое знание, «наука подставляет индивиду лестницу», по которой он должен сам добраться до истинного знания ( Гегель)

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 1. Определить границы исследуемой системы. Эти границы условны. Диктуются конкретной задачей исследования. Например: Границы системы корпорация в одном случае могут быть определены списочным составом постоянного персонала; в другой задаче - постоянным персоналом плюс всеми акционерами компании; в третьем случае эти пределы расширяются за счет всех временно привлекаемых специалистов, экспертов, консультантов и т.д.; можно расширить эти границы за счет всех поставщиков компании, ее потребителей и любых иных субъектов каким- либо образом с ней связанных.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 2. Определить все надсистемы, в которые входит исследуемая система в качестве части.. Каждая система принадлежит бесконечному числу надсистем, однако, исходя из условных требований конкретной задачи, необходимо ограничиться лишь кругом наиболее значимых надсистем. Исходя из взаимосвязанности всех сфер жизни современного общества, любой объект, в частности, предприятие, следует изучать в качестве составной части многих систем. В противном случае, вся совокупность многочисленных влияний, оказываемых надсистемами на предприятие будет казаться хаотичной и непредсказуемой, исключая возможность разумного управления им.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 3. Определить основные черты и направления развития всех надсистем, которым принадлежит данная система, в частности, сформулировать их цели и противоречия между ними. 4. Определить роль исследуемой системы в каждой надсистеме, рассматривая эту роль как средство достижения целей надсистемы. Следует рассмотреть при этом два аспекта: a)идеализированную, ожидаемую роль системы с точки зрения надсистемы, т. е. те функции, которые следовало бы выполнять, чтобы реализовать цели надсистемы; b) реальную роль системы в достижении целей надсистемы. Определение ожидаемой роли предприятия в потребительской среде и его реальной роли, а также их сравнение, позволяют понять многие причины успеха или неудачи компании, особенности его работы, предвидеть реальные черты ее будущего развития.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 5. Выявить состав системы, т.е. определить части, из которых она состоит. Проникновение вглубь системы может быть бесконечным; он ограничен лишь потребностями конкретной задачи. Так, в зависимости от решаемой задачи, рассматривая состав такой системы как предприятие, можно ограничиться, например перечнем цехов и отделов, можно, при необходимости расчленить их на бригады, участки, отдельных работников, элементы деятельности каждого из них и т.д.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 6. Определить структуру системы, представляющую собой совокупность связей между его компонентами. Структура - это внутренняя форма системы, образно говоря ее строение. Ее нельзя, как это нередко делают, сводить лишь к составу системы, набору компонентов. Следует подчеркнуть многоструктурность любой системы. Например: организационная структура - отношения подчиненности и согласованности; производственная структура - потоки материалов, сырья, деталей, готовых изделий; информационная структура - формальные и неформальные потоки информации; экономическая структура – отношения собственности; морально-психологическая структура - симпатии и антипатии между работниками и т.д.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 7. Определить функции компонентов системы, т.е. целенаправленные действия компонентов, их вклад в реализацию роли системы в целом. Следует отделить провозглашаемые или предписанные функции компонентов от реально выполняемых. Функции компонентов должны быть: непротиворечивы - согласованность функций отличает гармоническую систему от хаотического набора элементов и процессов; качественно разными. Познание функций компонентов должно осуществляться не по отдельности, а в единстве, во взаимодействии, в выявлении противоречий между ними, степени их согласованности.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 8. Выявить причины, т.е. интегрирующие факторы, объединяющие отдельные части в систему, в целостность. В целом интегрирующим фактором, создающим системы, является человеческая деятельность. Первичным интегрирующим фактором является цель. Цель - представляет собой сложное сочетание различных противоречивых интересов. Например: максимизация прибыли не является целью современного предприятия, это лишь один из интересов. другой не менее важный интерес - стабильность получения прибыли; третий существенный интерес - устойчивая репутация предприятия. Подобных интересов много, и лишь в их пересечении, в своеобразной комбинации заключается истинная цель. Всестороннее познание ее позволяет судить о степени устойчивости системы, о ее непротиворечивости, целостности, предвидеть характер ее дальнейшего развития.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 9. Определить все возможные связи, коммуникации системы с внешней средой. Следует определить все системы, которым принадлежат работники предприятия - профсоюзы, политические партии, семьи, системы социокультурных ценностей и этических норм, этнические группы и т.д. Необходимо также хорошо знать связи структурных подразделений и работников предприятия с системами интересов и целей потребителей, конкурентов, поставщиков, зарубежных партнеров и пр. Нужно также видеть связь между используемыми на предприятии технологиями и пространством научно-технического процесса и т.п.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов 10. Рассмотреть исследуемую систему в динамике, в развитии. Это означает: сформулировать историю системы, источник ее возникновения, периоды становления, тенденции и перспективы развития, переходы к качественно новым состояниям. Необходимость динамического подхода к исследованию систем легко проиллюстрировать сравнением двух предприятий, у которых в какой-то момент времени совпали значения одного из параметров, например, объем продаж. Из этого совпадения совсем не вытекает, что предприятия занимают на рынке одинаковое положение: одно из них может набирать силу, двигаться к расцвету, а другое, наоборот, переживать спад. Важно увидеть развитие системы в будущем, т.е. прогнозировать ее будущие состояния, проблемы, возможности.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов Один из методов - предвидение будущего на основе форсайта и жизненного цикла развития организации, отражающего состояние и последовательность расцвета или затухания «генетического кода» компании PAEI - P (от англ. purposeful) – целенаправленный – ориентирован на текущую отдачу от производства и удовлетворение потребностей клиентов; А – (от англ. administrative) – контроль и поддержание установленных процедур и правил; E (от англ. entrepreneurial) – предпринимательский - стремление к предприимчивости и переменам; I (от англ. integrative) – интегрирующий – создание атмосферы сотрудничества, доверия и гармонии.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов На практике далеко не всегда используются многие приемы системного анализа. Некоторым исследователям, тем более специалистам-практикам, они представляются чересчур сложными и громоздкими. Возникает легко объяснимое стремление пользоваться простыми методами. Попытка исследовать сложные объекты простыми средствами, стремление объяснить многокомпонентные системы, многогранные взаимодействия упрощенными схемами ведет: к дезориентации в нашей динамичной и противоречивой действительности; к односторонним подходам и ошибочным решениям, которые приводят к несомненному краху.

©Матюшок В.М., Российский университет дружбы народов Наука не дает индивиду готовое знание, «наука подставляет индивиду лестницу», по которой он должен сам добраться до истинного знания ( Гегель)

Спасибо за внимание Спасибо за внимание Проф., д.э.н. Матюшок В.М.