СЛАЙДЫ К ЛЕКЦИЯМ по дисциплине «Методика социально- психологического тренинга»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Advertisements

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Воспитание как педагогический процесс.
Методика организации интерактивного обучения. МОУ СОШ 46 Учитель математики Корнева М.С.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Тема презентации: «Группа. Законы развития.» Данный материал предназначен для : Социальных педагогов Психологов Классных руководителей Может быть использован.
Руководители: Виноградова Ирина Васильевна. Специальность: учитель истории; психолог и преподаватель психологии. Любимова Светлана Владимировна. Специальность:
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Готовность к инновационной деятельности - это совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Транксрипт:

СЛАЙДЫ К ЛЕКЦИЯМ по дисциплине «Методика социально- психологического тренинга»

Вместо эпиграфа « - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил Кот. - Да мне почти все равно, - начала Алиса. - Тогда все равно, куда идти, - сказал Кот. - Лишь бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса. - Не беспокойся, если тебе неважно куда прийти, то куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот» Л. Кэрролл. "Алиса в стране чудес"

Тренинг – это в первую очередь непосредственное общение

Конфуции сказал: Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию. Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению. Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей? Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием. Если в человеке естество затмит воспитанность - получится дикарь, а если воспитанность затмит естество - получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком. Утром узнав истину, вечером можно умереть. Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их. Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали. Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА. Лекция 1. Общее представление о социально-психологическом тренинге. План: 1. История становления групповых форм психологической работы. 2. Общее определение социально-психологического тренинга. 3. Специфика работы тренинговых групп и аспекты СПТ. Основные понятия: Т-группы, тренинг, социально-психологический тренинг, общение, компетентность в общении, компоненты компетентности в общении. 1. История становления групповых форм психологической работы. В своей работе психологи и социальные работники сталкиваются с необходимостью работать не только индивидуально с каждой личность, но и с необходимостью одновременно работать с небольшой группой людей (семья, учебная группа, спортивная команда, производственное подразделение). По мере развития психологической практики сформировался групповой подход в психологической работе с людьми, который выделился в отдельное направление практической психологии. Как любое направление в психологии, групповая работа имеет историю своего возникновения и развития. Рассмотрим этапы развития теории и практики групповой работы:

Первый этап становление групповых форм работы в рамках практической медицины. Тяготение к объединению в различные группы было свойственно людям на протяжении всей истории человечества. Уже на самых ранних этапах развития общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. Но только в последние два столетия группы стали использовать для решения задач целенаправленного воздействия на личность. И это стало предметом научно-психологического исследования. Антон Месмер ( ) австрийский врач одним из первых предпринял попытки лечения больных с психическими и соматическими расстройствами, посредством объединения их в группы. Он приобрел международную известность благодаря своему умению излечивать от самых разных соматических и психических болезней. Месмер считал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмосфере невидимых магнетических флюидов, которые исходят от звезд. Он собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой, после чего в развевающейся мантии и с волшебным жезлом в руках эффектно появлялся на сцене. В то время как пациенты держались за отходившие от чана специальные железные стержни и друг за друга, целитель касался каждого из них своим жезлом. Группа легко поддавалась воздействию эмоциональной атмосферы происходящего, пациенты начинали смеяться, плакать и даже галлюцинировать якобы под влиянием наводимых Месмером «чар». В результате состояние некоторых больных улучшалось. Теория "животного магнетизма" Месмера стала первой попыткой дать научно- теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения.

Вместе с тем, до XIX XX века поведение людей в группах, законы функционирования групп, способность групп оказывать целебное воздействие систематически не изучались. Практическая психология формировалась посредством научных изысканий врачей- практиков, Джозеф Пратт американский фтизиатр Пришел к убеждению, что основой психотерапии является благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений. Зигмунд Фрейд, увлекся групповой работой в связи с его интересом к психологии масс и склонности членов группы идентифицировать себя с сильной личностью, играющей роль лидера. Альфред Адлер, пробовал адаптировать методы индивидуальной терапии для работы с группами. Он придавал большое значение социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей. Л.Уэндер и П.Шильдер стали первыми психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе. Т.Барроу -приверженец психоанализа предложивший в 1925 году термин «групповой анализ». Пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат.

Второй этап развития групповых форм психологической работы Он связан со становлением социальной психологии в самостоятельное направление психологической науки и развитием групповых форм работы в рамках социальной психологии. В 1908 году социальная психология выделяется в самостоятельную отрасль психологической науки. Социальная психология стала подробно изучать вопросы образования групп, их структуры, законы функционирования малых групп, процессам межличностного взаимодействия в группах, т.е. стала формироваться теоретическая основа групповых форм психологической работы. И в 30- годы в различных сферах практики уже достаточно широко использовались групповые методы работы. Групповая работа нашла своё применение в медицине, в педагогике, в студенческих группах.

Третий этап развития групповых форм психологической работы Этот этап становления групповой психологической работы в отдельное направление в практической психологии. Зарождение непосредственно тренинговых групп, как форм групповой психологической работы с людьми связано с именем Курта Левина. В 1933 эмигрировал в США из Германии. Он работал над проблемами групповой динамики и социального действия. В то время в медицине, педагогике, управлении стали широко применяться групповые методы. В ходе этой практической работы имели место феномены группового взаимодействия, которые не имели под собой научного объяснения. И К.Левин начинает заниматься исследованием различных аспектов группового взаимодействия. Изучая феномены группового взаимодействия, он вводит понятие групповой динамики как одного из основных процессов жизнедеятельности группы. При исследовании данного феномена в лабораторных занятиях, возникают первые тренинговые группы (Т-группы). В основе их создания лежали следующие идеи:большинство людей живет и работает в группах;чаще всего человек не отдает себе отчета в том, каким образом он участвует в группе, каким его видят другие члены той или иной социальной группы;большинство людей не осознает, каковы реакции, чувства и мысли, которые вызывает их поведение у других людей. На основе своих исследований и наблюдений К. Левин приходит к выводу:большинство эффективных изменений в поведении и установках людей происходит не в индивидуальном, а в групповом контексте;чтобы обнаружить свои установки, изменить их и выработать новые формы поведения, человек должен научиться видеть себя так, как его видят другие. По мнению Левина такие возможности как раз и предоставляются в тренинговой группе при межличностном взаимодействии. В 1947 году К. Левин создает Национальную лабораторию тренинга в городе Бетел, штат Мэн. С этого времени групповая психологическая работа с людьми получает широкое распространение, основываясь уже на новых теоретических и практических разработках. Т-группы использовались для решения самых разнообразных задач, но наибольшую популярность приобрели группы, ориентированные на межличностные аспекты поведения. Т-группы стали предшественницами большинства видов групповой психологической работы с людьми, объединенными в настоящее время под общим названием социально- психологический тренинг.

Появление понятия «социально-психологический тренинг» и история развития тренинговых средств Программа была предназначена для подготовки специалистов в области управления, прежде всего на обучение кооперативному поведению. Практическим применением методов стала социально- психологическая подготовка руководителей Тренинговыми средствами выступали ролевые игры с элементами драматизации. Целью метода ставилось формирование эффективных коммуникативных навыков посредством обучения в тренинге. Понятие социально-психологический тренинг для обозначения групповых форм психологической работы ввел Манфред Форверг.

2. Общее определение социально-психологического тренинга В настоящее время для обозначения групповых форм психологической работы с людьми чаще всего используют термин «социально-психологический тренинг» (СПТ). В литературе встречаются различные определения СПТ. Емельянов Ю.Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. В работах Петровской Л.А. социально-психологический тренинг определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте «в самом широком смысле под СПТ обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции. Широкий круг задач, решаемых средствами СПТ, определяет разнообразие форм тренинга. Жуков Ю. И., Петровская Л. А., Растянников П. В. «СПТ область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении. Компетентность в общении это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми». В состав компетентности включают всю совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание общения.

Все многообразие форм тренинга можно разделить на 2 класса: 1 ориентированные на развитие специальных умений; 2 нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом».

3. Специфика работы тренинговых групп и аспекты СПТ. На основании названных определений обозначим, что первая основная цель СПТ повышение компетентности в сфере общения. Основной целью социально-психологического тренинга, как считает Захаров В. П., является овладение социально-психологическими знаниями непосредственно в активной форме. С его точки зрения, спецификой работы тренинговых групп является:осознание в процессе работы группы, особенностей поведения каждогоучастника;развитие умений и навыков общения;сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия. Таким образом, первый аспект СПТ, который мы выделяем это направленность на развитие компетентности в общении. Остановимся подробнее на данном аспекте. По определению Ломова сущность общения определяется «…как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов». Общение следует отличать от коммуникации. Коммуникация заключается, прежде всего, в приеме и передаче информации, которую получатель должен принять, понять, усвоить и поступить в соответствии с ней. В этом варианте оба партнера являются средством по отношению к некоторой цели, лежащей вне их, и поочередно выступают объектом сообщения для другого. В процессе общения партнеры выступают как субъекты и являются равноактивными, равноуникальными и равносвободными. Таким образом, в СПТ, имеющим одной из главных целей развитие компетентности в общении, ставятся задачи развития каждого из 3-х её составляющих, т.е. когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов компетентности в общении. Таким образом, СПТ может способствовать решению широкого круга задач, прежде всего, связанных с общением направленность на коррекцию и развитие системы отношений личности (компетентность в общении).Но необходимо подчеркнуть и второй аспект, который всегда присутствует в тренинговых группах направленность непосредственно на работу с личностью

Тренинг это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. В таком случае главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность. Под психологическим воздействием Ковалев А. Г. понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений. Воздействие может осуществляться в двух системах отношений: «субъект-объектной» и «субъект-субъектной». В первой системе отношений субъекту отводится роль манипулятора, объекту роль манипулируемого (тренинги поведения). В субъект-субъектной системе устанавливается равенство психологических позиций (личностно-ориентированные тренинги). Вторая основная цель тренинговых групп, направленная на развитие личности и личностный рост, связана с психологическим воздействием, осуществляемым как раз во второй системе отношений. Она связана с гуманистическим направлением в психологии, основанном на вере в конструктивное начало человеческой природы. Таким образом, соединив две большие цели, которые ставятся в тренинговых группах, дадим общее определение СПТ. Социально-психологический тренинг это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов различных видов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностного роста. Необходимо отметить, что в тренинге могут выполняться как обе, обозначенные в определении СПТ цели, так и каждая в отдельности. Отсюда, рассматривая СПТ как формы активной групповой психологической работы, мы подходим к разделению понятий СПТ в узком смысле и широком смысле.СПТ в узком смысле это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении. СПТ в широком смысле это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении и развития личностного потенциала (личностного роста).

Лекция 2. Типы и виды СПТ, преимущества и особенности организации СПТ. План: 1. Основные типы и виды СПТ. 2. Преимущества и недостатки группового метода психологической работы. 3. Особенности и процедурные аспекты организации СПТ. Основные понятия: инструментально-ориентированные тренинги, личностно-ориентированные тренинги, психокоррекционные группы. 1. Основные типы и виды СПТ В зависимости от того, на какую цель делается акцент в тренинге, их условно можно подразделить на два типа: 1.Инструментально-ориентированные тренинги. 2.Личностно-ориентированные тренинги тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы. Конечно, в обоих типах групп решаются параллельно и цели из другого типа групп. Но решение их является не основным, просто идет сопутствующий процесс, которые обрамляет основное содержание тренинга. Так в личностном тренинге будут решаться, в том числе, и задачи повышения компетентности в общении. А в коммуникативном тренинге идут процессы, затрагивающие «Я» участников группы и являющиеся предпосылками для развития личности. Остановимся отдельно на характеристике каждого типа тренинга

К инструментально-ориентированным тренингам относится непосредственно социально-психологический тренинг поведения. Он основывается на бихевиоральном направлении в теории личности, когда индивид рассматривается с точки зрения различных моделей его поведения, и возможности определенными стимулами и методами изменять его поведения и формировать новое. Психологическое воздействие в данных группах осуществляется в «субъект-объектной» системе отношений. В ней субъекту отводится роль манипулятора, объекту роль манипулируемого. Такая система отношений непосредственно связана с бихевиоризмом такой парадигмой групповой психотерапии, когда психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий. Сущность бихевиористических программ заключается в идее управления человеком через систему стимулов, посредством которых можно вызвать желаемую реакцию. Цель данного группового подхода овладеть эффективными моделями поведения. При достижении цели СПТ поведения происходит некая деятельность непосредственно в процессе обучения, и приобретаются определенные навыки и умения как результат обучения.

СПТ поведения = деятельность (в процессе обучения) + навыки (в результате обучения). Целью СПТ поведения не может быть личность. Известно, что из условий, которые оказывают влияние на поведение человека, наиболее сильное влияние имеют установки. Таким образом, целью тренинга можно также определить модификацию установок. В СПТ поведения главная цель изменение установок и как следствие этого последующее изменение поведения. С тоски зрения цели тренинга важно не само поведение, а тренируемые модификации поведения, возможности его изменения через модификацию установок. К инструментально-ориентированным тренингам можно отнести следующие видытренинга: тренинги, направленные на модификацию определенного аспекта поведения, например (СПТ поведения, как правило, в таком широком виде и звучании встречается не часто, тренеры стараются делать программы на определенные виды поведения); тренинг для руководителей направлен на организационное поведение; тренинг-программа аргументированного поведения; тренинг-программа для преодоления страха перед публичным выступлением; тренинг стратегии решения конфликта; тренинг для управляющих; тренинг делового общения; тренинг для эффективного руководителя; тренинг уверенности в себе; тренинг социальных навыков и т.д.По большому счету СПТ поведения является своеобразной формой обучения новым знаниям, умениям, навыкам.

СПТ как форма обучения имеет отличия от традиционных форм.1. СПТ способствует не только быстрому приобретению знаний, прежде всего, формируется способность и готовность человека быстро без стресса изменять своё поведение в сложной новой обстановке.2. Навыки, приобретенные в тренинге, сохраняются и проявляются более эффективно.3. В очень короткий срок можно получить опыт поведения в ситуациях типичных для профессиональной деятельности.4. Приобретается опыт в эквивалентных жизненных ситуациях, что дает возможность личности реализовать свой опыт непосредственно в деятельности.5. В тренинге быстрее идет формирование мотивационной сферы личности, её адекватное отношение к действительности, быстрее достигается эмоциональная стабильность.6. СПТ создает предпосылки к тому, чтобы человек лучше сохранял свой эмоциональный тонус.7. Приобретаются знания в области педагогики и психологии.Второй тип тренингов мы обозначили как личностно- ориентированные тренинги. К личностно-ориентированным тренингам относятся группы личностного роста или, так называемые психокоррекционные группы. Основные задачи этих групп взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, её развитие и раскрытие. Психологическое воздействие осуществляется здесь в «субъект-субъектной» системе отношений, в которой устанавливается равенство психологических позиций.Основным процессам в данных группах является личностный рост активный процесс открытия и развития самого себя через соприкосновение с внешним миром. Существуют различные типы групп личностного роста. Приведем примеры групп личностного роста: 1.группы-встреч; 2.2. гештальт-группы; 3.3. психодраматические группы; 4.4. психодинамические группы; 5.5. экзистенциальные группы; 6.6. группы арт-терапии; 7.7. группы танцевальной терапии и т.д.

2. Преимущества и недостатки группового метода психологической работы. К. Рудестам указывает на следующие преимущества групповой работы: 1. В группе возмещается потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. 2. Опыт, приобретенный в специально организованных группах, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. 3. В условиях группы возможно получение обратной связи. 4. В тренинговой группе возможно получение поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживание с конкретными участниками группы. 5. Индивид может обучиться новым умениям и навыкам в поддерживающей и контролируемой обстановке. 6. В группе становятся очевидными такие скрытые факторы как давление партнеров, конформизм, социальное влияние, распределение ролей. 7. Участники могут идентифицировать себя с другими и использовать, установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных переживаний, чувств и поведения. 8. Группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, формирование «Я» концепции индивида. 9. Экономическая выгода один ведущий-психолог работает с группой индивидов.

Недостатки группового метода психологической работы. 1. Группа, особенно личностного роста (психокоррекционная), способствует созданию уникального, необычного стиля общения, который не соответствует стилю общения, принятому в повседневной социальной жизни. Переход участников к обычной жизни может быть болезненным. Возникает некоторая дезадаптация на какой-то период времени. Участник ждет от людей его окружающих тех реакций, того поведения, стиля общения, той атмосферы, которые присутствовали в группе. Данное состояние дезадаптации может породить различные поведенческие и эмоциональные реакции индивида. От выражения крайней нетерпимости к окружающим в отношении их поведения до растерянности, замкнутости, ухода в себя. 2. Трудность реализации в обычных социальных условиях тех ценностей, которые формируются в группах, могут привести к следующему явлению. Человек становится своего рода «наркоманом» групп. У него развивается потребность участия в различного рода группах. Потому что именно там он находит ту атмосферу, тот стиль общения и взаимоотношений, чувство безопасности и комфорта, которые он не может найти в реальной жизни. Зачастую желание и стремление участвовать постоянно во все новых группах (психокоррекционных), обусловлено поиском все более сильных и значимых переживаний. Это ведет к своего рода уходу от реальной жизни, реальных психологических проблем. Для избежания данного явления необходимо научиться переносить опыт, полученный в группе в реальную жизнь. 3. В группе может происходить формирование новых ценностей, установок, взглядов, убеждений. При возвращении в обычную жизнь у участника может возникнуть разочарование вследствие того, что близкие люди: не видят произошедших в нем изменений; не разделяют его новую систему ценностей; сами никаким образом не изменились. Для предотвращения данного эффекта участникам необходимо осознавать, что изменения обусловлены именно групповой работой, в которой не участвовало их ближайшее окружение и вследствие этого снижать уровень своих ожиданий по отношению к ним. 1. Возможны психологические ожоги в группе. Группа может вызвать изменение личности в любом направлении, что увеличивает вероятность возникновения психологических травм. Снижение последствий психологических травм зависит от профессионализма и мастерства ведущего. 2. У некоторых участников может возникнуть вера в полную приложимость групповых методов к повседневной жизни. Применение внутригруппового поведения в реальной жизни без учета обстановки, может привести к неадекватному восприятию индивида окружающими, породить чувство уязвимости у индивида (в случае самораскрытия).

3. Особенности и процедурные аспекты организации СПТ. Если на тренинг посмотреть со стороны, то для внешнего наблюдателя там нет ничего особенного. Сидят люди в кругу, разговаривают, играют, потом снова разговаривают, потом молчат, и т.д. Это длится несколько дней. А потом в конце рассказывают о своих переживаниях и психологических открытиях.Это свидетельствует о том, что тренинг «снаружи» непознаваем, в нём нет места наблюдателю. Отсюда часто к тренингам бывает двойственное восприятие: одно идёт от тех, кто был его участником, другое – от тех, кто слышал от этих участников, что это такое. Последние относятся часто скептически, а иногда и враждебно к психотренингу. Им не понять, что события на тренинге осуществляются совершенно в другой реальности – психической. Тренинг – это не групповая дискуссия, не ролевые игры и даже не психогимнастика. Всё это вторично и является рабочими метафорами – моделями, с помощью которых происходит влияние на внутренний мира человека. Работа тренера при этом как минимум двуплановая. С одной стороны, она включает в себя непосредственную организацию взаимодействия участников между собой в виде приёмов и процедур, с другой – скрытый взгляду «внутренний стиль», способствующий созданию особой атмосферы, влияющей на людей в нужном аспекте. Таким образом, двуплановость СПТ является его главной особенностью, из которой можно сделать вывод, что психотренинг – это наука и искусство создания в группе событий для участников в их субъективной реальности. Высокая степень неопределённости – следующая особенность тренинга. Т.е. в самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения. В нём принципиально отсутствует жёсткий сценарий, ход его развития невозможно предсказать заранее, а какие у кого из участников будут результаты, нельзя гарантировать. Профессия тренера в этих условиях является в высшей степени творческой, т.к. тренер должен учитывать массу переменных: количество участников, их возраст, их соотношение по полу и образованию, их предыдущий жизненный опыт, их актуальное состояние, декларируемые и скрытые цели, параметры помещения, расположение участников, собственное настроение, и многое другое. Конечно, степень неопределённости можно варьировать в зависимости от задач вашего тренинга. Если вы хотите обучить людей простым и стандартизированным навыкам, то на вашем занятии такая непредсказуемость ни к чему. Но чем более глубинное общение вы затрагиваете, тем больше поможет вам эта неопределённость. Есть даже такой парадокс – чем меньше тренер навязывает свой сценарий, тем выше уверенность участников, что всё идёт по его плану.

Искусственность – т.е. общение по правилам. Общение на тренинге отличается от наших повседневных разговоров, это отличие заключается даже не в интенсивности, насыщенности или эмоциональности, доверительности. Тренинг – это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает интенсивный контакт. Обычно вначале тренер информирует участников о том, что тренинг – это необычная ситуация с некоторыми ограничениями – правилами общения. Но должно пройти достаточно много времени, чтобы участники осознали их необходимость. В первое время участники постоянно нарушают эти правила. Задача тренера в том, чтобы следить за выполнением договоренностей по поводу ограничений и контролировать их соблюдение. Назначение правил в тренинге заключается в обеспечении психологической безопасности для участников. В качестве основных используются следующие ограничения: 1) обсуждать только те ситуации, которые возникают в тренинге /акцент на настоящее время/; 2) при разговоре использовать лишь местоимение «я» вместо «мы» или «каждый человек» /акцент на принятии ответственности за свои слова и проявления/; 3) искренность взамен тактичного поведения /акцент на исследовательскую, а не «поглаживающую позицию»/ Следующей особенностью является – специальная атмосфера тренинга. Ввиду того, что тренинг «сжат» во времени – обычно он занимает 7-10 дней, тренеру необходимо как можно быстрее создать рабочую обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение особого психологического климата, в котором начинают «раскрываться» участники. Тренинг – это, прежде всего, специальная атмосфера. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосферы на тренинге является её эмоциональная насыщенность. Это не обычный эффект, а специальный методический принцип. Только «переплавленные» личным эмоциональным опытом знания могут быть опорой человеку в изменении неэффективных способов общения. Отсюда кстати, непредсказуемость результатов тренинга, т.к. неизвестно, у кого из участников произойдут переживания. Встречная активность участников» - одно из необходимых организационных свойств и особенностей СПТ. Активность участников и их добровольность являются незаменимым инструментов в достижении поставленных в тренинге целей. «Колесо» тренинга. Это незаменимая система взаимодействия триединства в тренинге и особенность СПТ. Отсутствие даже одного из трёх элементов «колеса» говорит о не существовании тренинга. Этими элементами являются: 1) тренер; 2) участники; 3) программа тренинга.

Лекция 3. Групповая динамика в СПТ. План: 1. Понятие групповой динамики. 2. Характеристика основных элементов групповой динамики 3. Структура группы как один из важнейших элементов групповой динамики 4. Социометрия как метод исследования групповой динамики. Основные понятия: групповая динамика, телесно-ориентированные тренинг, нормы группы, роль, социометрия. 1. Понятие групповой динамики. Создание и развитие учения о групповой динамике связано с именем Курта Левина. Предпосылки развития данного учения появились в 30-е годы ХХ столетия. В то время на практике уже широко использовались различные виды групповой работы в педагогике, в социальной работе, отчасти в медицине. В результате данной работы, стали очевидны, имеющие место определенные тенденции в развитии групп, в структуре групп, выявилось наличие определенных закономерностей их функционирования. Таким образом, в ходе групповой работы имели место феномены, которые не могли объяснить, существовавшие в то время в психологии и педагогике теории. К. Левин, работая в области социальной психологии, уделял особое внимание вопросам функционирования и развития малых групп. В частности он занимался вопросами группового взаимодействия. И в 1939 году он публикует статью «Эксперименты в социальном пространстве», где он впервые употребляет термин «групповая динамика», дает ему определение, раскрывает основные характеристики.

Групповая динамика (Левин) дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. В 1945 году создается Центр по изучению групповой динамики в технологическом университете г. Масачусет. В 1948 г. (после смерти Левина в 1947) Центр был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор. Основные задачи Центра К. Левин видел в следующем: 1. изучение законов групповой динамики; 2. создание теории групповой динамики; 3. создание методов, влияющих на изменение жизни группы. При исследовании принципов групповой динамики К. Левин рассматривал группу как нечто целое и опирался на законы гештальт-психологии. Закономерности групповой динамики, описанные Левиным, можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии: I. Целое доминирует над частями в большей степени подходят для тренинговых групп:1. Группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение отдельных участников;2. Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного её члена;3. Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов. II. Отдельные элементы объединяются в целое больше подходят для вообще социальных групп: 1. не сходство, а взаимозависимость является основой формирования группы; 2. человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не членом группы, от которой он больше всего зависит; 3. Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, давление недружественным. В последующем понятие групповой динамики расширялось, дополнялось, вносились новые элементы.Групповая динамика совокупность внутригрупповых социально- психологических процессов и явлений, характеризующий весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регрессия, распад.

2. Характеристика основных элементов групповой динамики. В понятие групповой динамики входит 5 основных элементов: 1. Цели группы. 2. Нормы группы. 3. Сплоченность группы. 4. Структура группы и проблема лидерства. 5. Фазы или стадии развития группы. Элементы групповой динамики все процессы, происходящие в группе, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её существования. Основные нормы групповой работы. 1. Искренность в общении. 2. В группе не стоит лицемерить и лгать. 3. Активность каждого участника в ходе групповой работы. 4. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени. 5. Конфиденциальность. 6. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. 7. Право каждого участника группы сказать «стоп» прекратить обсуждение его проблемы. 8. Каждый участник говорит от себя, от своего имени. 9. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. 10. Общение между всеми участниками и ведущим на «ты». 11. В разговоре, говоря о присутствующих, избегать 3-го лица

Сплоченность группы. Сплоченность является ключевым понятием теории групповой динамики, разработанной Куртом Левином. Он определял сплоченность как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. С. Кратохвил определяет сплоченность группы как взаимное тяготение членов группы друг к другу. Групповая сплоченность это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Социально-психологические характеристики сплоченных групп: 1. Участники группы больше общаются друг с другом. 2. Участники группы открыты взаимному влиянию друг на друга. 3. Участники реже покидают группу. 4. В группе между участниками меньше враждебности друг к другу и легче её переносят. 5. Выше самооценка участников группы. Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить: 1. возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп; 2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы; 3. неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы; 4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

Стадии развития группы. Основные стадии развития группы (по Большакову): 1. Знакомство участников друг с другом и тренером. 2. Стадия агрессии (фрустрационная больше подходит по смыслу). 3. Стадия устойчивой работоспособности. 4. Стадия распада группы. Первая и вторая стадии подготовительные, третья стадия главная. Не обязательно, что будет точно выполнена последовательность и интервалы, но группа согласно социально- психологическим механизмам пройдет эти все стадии. Стадия знакомства: Включает: 1) обмен приветствиями, 2) обмен краткой информацией о себе. Характеристики:участники предстают друг перед другом не раскрытыми;проявляются те особенности индивида, которые являются следствиями его предыдущего социального опыта;участников объединяет общие цель и задачи. Стадия фрустрационная: Характеристики стадии:происходит формирование структуры группы каждому участнику группы присваивается своя роль;создаются правила деятельности;группа готовится к решению своих задач.Стадия начинается с выявления претензий участниками группы на какую-либо социальную роль. Чаще это заявление на лидера (громкий голос, размашистые жесты, подчеркивание своего опыта в решении задач). Все члены группы проявляют себя каким- либо образом. Таким образом, каждый член группы делает заявку на определенную роль. Может быть, два или три лидера, несколько экспертов и т.д. Распределение ролей может вызывать борьбу (психологическую), что и обусловливает обозначение стадии как агрессии, но лучше фрустрационная. Постепенно идет структурирование группы по ролям, с учетом соответственного желания участника. Группа формирует свою структуру, идет распределение ролей: лидера, эксперта, оппозиционера и т.д. Стадия устойчивой работоспособности. Основные социальные ниши заполнены. Участники группы не чувствуют необходимости работать на свой авторитет, на повышение своего статуса с точки зрения, оценивания престижности той или иной роли. Группа вступает в стадию устойчивой работоспособности. Стадия распада группы. Логическое завершение тренинга. Но иногда стадия распада может быть преждевременной, что обусловлено следующими причинами:1. Решение в ходе занятий всех вопросов, интересующих группу.2. Уверенность большего числа участников группы, что больше занятия ничего не дадут.3. Физический уход из группы лидеров.4. Конфликт тренера с группой перешедший в деструктивную фазу.С. Кратохвил выделяет три фазы развития группы.1 фаза фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации, сильная зависимость от ведущего группы.2 фаза фаза конфликтов и протеста. Появляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Преобладающие эмоции тревога, напряженность, враждебность. Встречается открытая конфронтация с ведущим группы, иногда объект агрессии один из участников группы.3 фаза фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы». Появляется искренность в выражении чувств, группа способна обеспечить развитие личности.

3. Структура группы как один из важнейших элементов групповой динамики Структура группы является одним из наиболее важных элементов групповой динамики. Остановимся на анализе этого элемента более подробно. Формирование групповой структуры связано с возникновением различных групповых ролей участников группы. Роли возникают, как правило, на ранних стадиях развития группы. Роль это совокупность функций и видов поведения, которые участник считает подходящим для себя в определенном социальном контексте, и принимает за основную модель поведения в данной определенной группе. Набор ролей в целом всегда один и тот же, формируется на ранних этапах развития группы. Существуют различные классификации групповых ролей. Р. Шиндлер в 1957 году описал 5 групповых ролей: Альфа лидер, которому группа доверяет. Он принимает решения и побуждает группу к их исполнению. Он влияет на группу, но не всегда, говорит больше и чаще других. Лидер в реальной тренинговой группе может молчаливо и незаметно управлять реакциями группы. В процессе развития группы появляется один или несколько лидеров. Кто именно возьмет на себя эту роль. Зависит от имеющейся в группе потребности в ней, индивидуальных качеств потенциального лидера и восприятие группой степени его соответствия этой роли. Лидерами обычно становятся наиболее активные участники занятий группы. Важными детерменантами способности члена группы оказаться у власти являются производимое им первое впечатление и его умение и готовность вносить в развитие группы свой вклад. Бета эксперт, который обладает знаниями и опытом, важными для группы. Он предоставляет информацию, анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон. Его поведение самокритично и рационально. Он не пытается прямо влиять на группу только через информацию. Гамма участник, поддерживающий лидера. Это рядовые члены группы, основная часть её, так называемые «массы». Большинство таких членов отождествляет себя с лидером. Исполняя решения лидера, рядовые члены могут проявлять такую активность, что неопытному ведущему может показаться, что именно они и есть лидеры. Омега выпадающий член группы, которого могут не принимать во внимание другие члены группы. Крайний вариант пренебрегаемый или отвергаемый член группы. Причиной его выпадения может быть какое-то отличие от других членов группы: застенчивость, погруженность в себя, отсутствие инициативы. Р Противник, оппозиционер, открыто выступающий против лидера. Он может бороться против лидера потому, что считает его несправедливым, не согласен с ним. С другой стороны, причиной его борьбы может быть дух противоречия, переполняющий его, недоверие к любым авторитарным фигурам. Он может также претендентом на лидерство, не принятым группой на эту роль.В чистом виде, как и всё в психологии, эти роли встречаются довольно редко. Почти всегда картина намного сложнее.

Следующая классификация групповых ролей, связана с анализом процесса взаимодействия в тренинговых группах и предложена Р. Бэйлзом. На основе данного анализа были выявлены два типа функций поведения, необходимых для успешного существования группы: функции решения задач; функции оказания поддержки.В ходе групповой работы эти функции постоянно взаимодействуют. Для эффективной работы группе требуется определенный баланс позитивных способов поведения, связанных как с оказанием поддержки, так и с решением стоящих перед группой задач. Для выполнения той или иной функции поведения в тренинговой группе, участники принимают на себя определенные роли. Одни участники берут на себя выполнение одной из ролей, важных для решения задач, а другие берут на себя роли, направленные на поддержание гармоничных отношений. Роли, связанные с решением задач: 1. Инициатор. Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. 2. Разработчик. Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые членами группы. 3. Координатор объединяет идеи, пытается координировать действия. 4. Контролер направляет группу к целям, выявляет отклонения. 5. Оценщик критически оценивает идеи. 6. Погонщик подталкивает к принятию решений. Роли, связанные с оказанием поддержки. 1. Вдохновитель. Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений. 2. Гармонизатор. Служит посредников в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия. 3. Примиритель. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других. 4. Диспетчер. Побуждает к общению членов группы, помогает им, и регулирует процессы общения. 5. Нормировщик. Формулирует или примеряет стандарты для оценки происходящих в группе событий. 6. Ведомый. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя или при принятии решений. Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие групповой структуры неразрывно связано с распределением групповых ролей среди участников группы. Формирование структуры группы ведет к образованию её различных типов.

В. Большаков выделяет следующие типы групповой структуры: 1. Иерархический подразумевает наличие социального рейтинга у каждого члена группы (возникшего в данной группе), который определяет его значимость и авторитетность в группе. 2. Демократический подразумевает равенство рейтингов всех членов группы. Проявляется: большая гибкость в поведении лидеров, меньшая жесткость и непроходимость ранговых перегородок, меньшая социальная дистанция между лидером и отверженным, особые правила отношений между лидером и оппозицией. В тренинговой группе оба типа структуры могут существовать во взаимопроникающей форме. Может быть, выделение подгрупп со своими правилами игры, роли могут меняться в течение тренинга. Формирование групповой структуры это динамический процесс, он проходит определенные этапы развития.

Основные этапы развития групповой структуры: I этап эмоциональный или социометрический. 1-й день тренинга. На данном этапе отношения регулируются сугубо эмоциональными и субъективными впечатлениями друг о друге. Каждый на первый момент видит в другом более успешного партнера, чем он сам. Складывается первое эмоциональное впечатление друг о друге. Группа поляризуется на социометрических богатых и социометрических бедных. Социометрически богатые те участники, которые при проведении социометрии получают больше голосов (+) при ответе на вопросы: «Кто способствовал работе группы?», «Кто способствовал созданию позитивной атмосферы в группе?». Социометрические бедные те участники, которые получают меньшее количество голосов при ответе на подобные вопросы. Характерно, что на данном этапе развития групповой структуры звездами могут стать случайные люди. II этап осознание своего положения в группе. 1-й, 2-й день тренинга. На этом этапе происходит дифференциация групповой структуры, каждый член группы начинает уточнять своё первое впечатление о других, начинает видеть в себе определенные черты поведения.В группе происходят следующие процессы:1. идет процесс разделения позиций под влиянием групповых норм;2. намечается тенденция уравнивания отношений;3. группа начинает жить как целостная микросистема, каждый участник вносит вклад в решение общих задач;4. происходит настройка кооперативных связей в зависимости от величины индивидуального вклада;5. нет резкой поляризации, исчезают звезды и аутсайдеры. Если остаются изолированные, то это говорит об индивидуальных особенностях данных участников, а не об отсутствии развития группы. Тренеру нужно повышать их престиж (в СПТ поведения) подбором упражнений, разговором в перерыве. Важно, чтобы к концу второго дня изолированных не было. III этап этап дифференциации и возникновения новой иерархии. 2-3-ий день тренинга.В группе появляются другие социометрические звезды (лидеры). Здесь новая поляризация строиться на основе успешности в решении задач. Преобладает деловой подход, количество предпочтений определяется величиной индивидуального вклада участника в ходе тренинга. На данном этапе более успешных участников больше, чем менее успешных. Групповая структура приобретает характер деловой иерархии, эмоциональные отношения уже опосредованные деловыми отношениями. IV этап этап равномерного распределения социометрических выборок. Формирование групповой структуры закончено. Группа функционирует с учетом, определившихся ролей участников. Наибольшее предпочтение получают те участники, которых планирует ведущий. Группа максимально работает на выполнение, поставленных целей и задач. Выделяют следующие признаки развития групповой структуры: 1. сложилась устойчивая групповая атмосфера поведения; 2. появились определенные стандарты поведения участников группы.4.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА. Лекция 5. Основные методы социально - психологического тренинга.

План: 1. Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы. 2. Игра как метод групповой психологической работы. 3. Психогимнастика как метод групповой психологической работы. Основные понятия: групповая дискуссия, игра, моделирование, деловые игры, ролевые игры, роль, психогимнастика, эмоциональный план тренинга, содержательный план тренинга.

Понятие «метод» указывает на существование определенного способа достижения какой-либо цели какого-либо процесса. В тренинговой работе понятие «метод» означает – путь к достижению цели тренинга. И если придерживаться вышеуказанного эпиграфа, то получается, что и тренер, и участники в большей мере заинтересованы в подборе правильных методов, чтобы пойти в нужном направлении.

БАЗОВЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИНГА Игровые методы Психогимнастика Групповая дискуссия

Вспомогательные и дополнительные методы Элементы аутотренинга Песенные упражнения Творческая визуализация медитативные упражнения танцевальные упражнения проективный рисунок

«Человека ничему нельзя научить, ему можно только помочь найти ответы в самом себе» Галилео Галилей ЧТО МОЖНО ФОРМИРОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА ?

АБСТРАКТНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ мышление

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ мышление

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ мышление

КРЕАТИВНОЕ мышление

ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ мышление

Аналитическая работа: Уровень самооценки