Развитие системы дуального обучения в контексте задач региональных программ модернизации профессионального образования Перевертайло Алексей Станиславович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Подмероприятие 3.2. ФЦПРО «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации »
Advertisements

Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Некоторые итоги реализации комплексных региональных программ развития профессионального образования в 2011 – 2013 годах АРЖАНОВА И.В., исполнительный директор.
«О государственной поддержке профессионального образования с 2014 года» АЛИМОВА Т.М., заместитель директора Департамента государственной политики в сфере.
Поддержка реализации региональных программ развития профессионального образования в 2015 году – предварительные итоги Москва, г. IX Международный.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.
Подмероприятие ФЦПРО 3.2. «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации»
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
«Развитие социального партнерства учреждения начального профессионального образования на селе»
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Об опыте реализации в 2011 – 2013 годах комплексных региональных программ развития образования по направлению «разработка и внедрение программ модернизации.
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Транксрипт:

Развитие системы дуального обучения в контексте задач региональных программ модернизации профессионального образования Перевертайло Алексей Станиславович руководитель отдела разработок систем обеспечения качества профессионального образования, Национальный фонд подготовки кадров

Модернизация системы профессионального образования в субъектах РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2011 – 2013 годы) 30 субъектов РФ в 7 федеральных округах. 32 программы, каждая из которых охватывает 7 направлений модернизации региональной системы профессионального образования 30 субъектов РФ в 7 федеральных округах. 32 программы, каждая из которых охватывает 7 направлений модернизации региональной системы профессионального образования ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» Приоритетные отрасли МАСШТАБЫ РЕАЛИЗАЦИИ 2

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, ОБРАЗОВАНИЯ И ВЛАСТИ Региональные органы исполнительной власти Предприятие Образовательное учреждение Интеграция Обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста в субъектах Российской Федерации Система профессионального образования 3

Разработка стратегии и формирование методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально- экономического развития субъектов Российской Федерации Программы социально- экономического развития субъектов РФ 1. Формирование конкурентоспособной системы кадрового обеспечения приоритетных отраслей развития экономики РФ 2. Развитие кадрового потенциала, обеспечивающего в долгосрочной перспективе социально-экономическое развитие субъектов РФ Типовая программа модернизации проф. образования субъекта Российской Федерации Результаты аудита систем проф. образования субъектов РФ Инфраструктура Управление Содержание обучения Ресурсы системы Состояние рынка труда Структура системы ПО Инфраструктура образования Нормативно-правовая база ОСНОВНАЯ ЛОГИКА ПРОЕКТА 4

5 Содержание программы как инструмента модернизации региональной системы профобразования Управление системой профобразования субъекта на основе стратегий социально-экономического развития Реструктуризация сети учреждений профессионального образования субъекта РФ, сетевое взаимодействие Оптимизация экономических и финансовых механизмов системы профессионального образования субъекта РФ Детализация требований работодателей к качеству и содержанию образовательных программ Формирование инфраструктуры базовых центров Разработка и управление Программой Мониторинг реализации Программы Внедрение новой модели управления Внедрение системы управления качеством контента Переподготовка и повышение квалификации Разработка и адаптация существующих образовательных программ, УМКД и КИМ Построение системы оценки качества образования Подготовка УМК для переподготовки и повышения квалификации Организация переподготовки по: управлению, педагогике, отраслевым знаниям, ИТ.

Финансовые показатели ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ Федеральный бюджет – 1,92 млрд. руб. Софинансирование: Средства субъектов РФ – 11,14 млрд. рублей Внебюджетные источники (включая средства работодателей) – 5,33 млрд. рублей Федеральный бюджет – 1,92 млрд. руб. Софинансирование: Средства субъектов РФ – 11,14 млрд. рублей Внебюджетные источники (включая средства работодателей) – 5,33 млрд. рублей СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ( годы) Условные обозначения: ОУ – образовательные учреждения РД – работодатели СФ – средства финансирования региона ФБ – средства федерального бюджета

Взаимосвязанные направления модернизации 1. Совершенствование прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики 2. Повышение востребованности выпускников на региональном рынке труда 3. Совершенствование территориально-отраслевой организации ресурсов 4. Повышение эффективности реализации образовательных программ внедрение современных технологий практического обучения Дуальное обучение Бережливое производство Зеленые технологии и др. 5. Построение государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования 6. Внедрение новых финансово-экономических механизмов 7. Развитие кадровых ресурсов

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 В 30 субъектах Российской Федерации реализованы современные модели государственно-общественного управления на базе прогнозирования потребностей регионального рынка труда Переход от прогнозирования баланса трудовых ресурсов к прогнозированию потребностей в квалификациях и компетенциях Количество субъектов РФ – участников ФЦПРО, в которых определены на региональном уровне актуальные и перспективные требования работодателей к квалификациям и компетенциям выпускников

Проведено кардинальное обновление содержания образования на основе требования работодателей РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Осуществлена оптимизация региональной сети образовательных организаций, созданы новые элементы образовательной инфраструктуры Количество субъектов РФ, в которых создан координирующий сетевой элемент (региональный центр развития профессионального образования), выполняющий сервисные (информационно- аналитические, контрольные, учебные, методические, экспертно-консалтинговые и др.) сетевые функции, а также функции, обеспечивающие взаимодействие между рынками труда и профессионального образования, закрепленные в регламентах его деятельности НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

оптимизация сети НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Становление системы независимой оценки качества профессионального образования НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования Средняя доля работников образовательных учреждений профессионального образования, повысивших квалификацию на основе разработанных механизмов персонифицированного финансирования, модульно-накопительной системы по индивидуальным образовательным траекториям (%) НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регионы – участники ФЦПРО , в числе задач региональных программ которых - развитие системы дуального обучения: Субъект Российской Федерации Основные партнеры Калужская область ООО «Фольксваген Груп Рус» Белгородская область ООО «Управляющая компания МЕТАЛЛОИНВЕСТ» Курганская область ОАО «Курганский машиностроительный завод», ОАО «Курганэнерго», ЗАО «Курганстальмост», ОАО «Старт», ОАО «Синтез», ООО «Велес» Ярославская область компании «Такеда Никомед», «R-FARM», НП «Ярославия», компания «КОМАЦУ», ОАО «Автодизель» Нижегородская область ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ООО «Автозавод ГАЗ», ООО "Павловский автобусный завод", "ОАО "Выксунский металлургический завод, ОАО "Русские машины", ОАО "Красный якорь", ОАО "Нижегородский машиностроительный завод" и др. Республика Татарстан ОАО «Аммоний», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Танеко», ОАО «Бугульминский механический завод», ОАО «Татнефть», ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «Казанский завод синтетического каучука» Свердловская область ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ООО «ФЕСТО-РФ» Ульяновская область О АО "Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов", ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод», завод «Димитровградхиммаш»

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ с позиции участников ФЦПРО Модернизация программ подготовки : определение требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников корректировка планируемых образовательных результатов программ обучения проектирование модульной структуры программы разработка системы оценки результатов изменение графиков учебного процесса согласно принципам дуального образования профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Связанные технологии: Модульно-кредитная система обучения Кластерный подход в системе профессионального образования Сетевая организация ресурсов

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность образовательных организаций и предприятий за качество подготовки кадров основной организационно-экономический механизм - ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО : - договорная основа партнерских отношений; - обмен ресурсами между участниками партнерства; - неиерархический характер отношений; - наличие особой культуры консенсуса (на конструктивной и доверительной основе); - длительные сроки действия соглашений; - разделение ответственности и рисков между участниками. ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ с позиции участников ФЦПРО

Материально-технические ресурсы: Региональные программы Двусторонние соглашения о размещении оборудования на учебно- производственной площадке и об использовании оборудования предприятия для учебных целей Приобретение или получение от промышленных предприятий в рамках договоров о социальном партнерстве (сотрудничестве) современного оборудования, программного обеспечения, технических средств обучения Механизмы взаимодействия: Трехсторонние соглашения с участием государственных органов исполнительной власти Двусторонние договоры о социальном партнерстве Договоры целевой подготовки обучающихся Ученические договора предприятия со студентами Предмет соглашений: долгосрочное сотрудничество по широкому перечню направлений подготовка кадров под заказ предприятия организация оплачиваемой практики и стажировки на производственных площадях предприятий, трудоустройство предоставление ресурсов наставничество дополнительная стипендиальная поддержка, организация питания, подвоза к месту практики повышение квалификации работников повышение квалификации преподавателей участие в итоговой и промежуточной государственной аттестации выпускников сертификация квалификаций

Инфраструктура: Образовательные кластеры Образовательно- производственные комплексы Методический центр дуального обучения / Региональный центр дуальных технологий Учебный центр на базе ПОО Учебно-производственный цех на предприятии Лаборатория по аттестации рабочих мест предприятий и организаций Многофункциональный центр прикладных квалификаций Центр сертификации квалификаций на базе предприятия Кадры: организация работы мастеров- наставников - действующих работников предприятий с признанной высокой квалификацией Организация работы специалистов предприятий в ПОО повышение квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения и административного состава ПОО тренинги для специалистов предприятия и ПОО по разработке учебных планов на основе дуальной системы ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ с позиции участников ФЦПРО

1 Архангельская область 2 Астраханская область 3 Белгородская область 4 Брянская область 5 Владимирская область 6 Волгоградская область 7 Вологодская область 8 Ивановская область 9 Кемеровская область 10 Костромская область 11 Краснодарский край 12 Курганская область 13 Курская область 14 Московская область 15 Нижегородская область 16 Омская область 17 Пензенская область 18 Пермский край 19 Приморский край 20 Республика Башкортостан 21 Республика Бурятия 22 Республика Марий Эл 23 Республика Мордовия 24 Республика Саха (Якутия) 25 Республика Северная Осетия-Алания 26 Республика Татарстан 27 Республика Тыва 28 Ростовская область 29 Рязанская область 30 Самарская область 31 Саратовская область 32 Свердловская область 33 Смоленская область 34 Ставропольский край 35 Тамбовская область 36 Тверская область 37 Томская область 38 Тульская область 39 Ульяновская область 40 Хабаровский край 41 Ханты-Мансийский АО-Югра 42 Челябинская область 43 Чеченская Республика 44 Чувашская Республика 45 Ярославская область 45 РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Объем субсидий из средств федерального бюджета в 2014 году Объем финансирования из средств региональных бюджетов в 2014 году «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации» (2014 – 2015 гг.) МАСШТАБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Группа мероприятий 1: «Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики» Мероприятия комплексных региональных программ на гг. развитие инфраструктуры и технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации дальнейшее развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования и обучения развитие учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров разработка и внедрение современных инструментов оценки качества услуг профессиональных образовательных организаций развитие системы непрерывного образования педагогических кадров с использованием инструментов государственно-частного партнерства 21

Группа мероприятий 2: «Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования» развитие механизмов и форм участия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении региональной системой профессионального образования и образовательными организациями развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональной системы профессионального образования 22

Группа мероприятий 3: «Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности» формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций, признания результатов неформального профессионального обучения 23

Группа мероприятий 4: « Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся» Создание условий для развития выпускников с точки зрения их занятости и самозанятости, в том числе на развитие содержания и технологий обучения, стимулирующих обучающихся к получению дополнительных профессий и квалификаций; целевое обучение навыкам предпринимательства, в том числе путем поддержки проектов, направленных на вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность; подготовку в области эффективного поведения на рынке труда; формирования навыков коллективной работы, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы Развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства, развитие научно-технического творчества детей и молодежи, проведение чемпионатов предпринимательских идей 24

25 Реализация в 2014 году План 2014 Факт II квартал Показатель (выборочно) Количество программ СПО и профессионального обучения, разработанных или доработанных и внедренных совместно с ведущим работодателем выбранной отрасли Доля студентов, проходящих подготовку на основе договоров целевого обучения в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО и практико-ориентированным программам бакалавриата 10,1 %5,6 % Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики

26 Реализация в 2014 году План 2014 Факт II квартал Показатель (выборочно) Число субъектов РФ (из 45), в которых определены на региональном уровне актуальные и перспективные требования работодателей к квалификациям и компетенциям выпускников Число субъектов РФ (из 45), в которых утвержден регламент формирования ежегодного государственного (регионального) заказа (задания) на подготовку кадров Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики

27 Реализация в 2014 году План 2014 Факт II квартал Показатель (выборочно) Количество образовательных организаций профессионального образования, получивших материальную поддержку при реализации программ Количество созданных при поддержке программ новых ученических мест в кабинетах/лабораториях/мастерских, на учебных полигонах и площадках предприятий Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики

28 Реализация в 2014 году План 2014 Факт II квартал Показатель (выборочно) Число субъектов РФ (из 45), в которых сформированы и утверждены региональные требования к вариативной составляющей ОПОП СПО, релевантной стратегическим приоритетам развития региональной экономики Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики Количество обучающихся в профессиональных образовательных организациях, прошедших практику или стажировку на предприятиях ведущего работодателя выбранной отрасли

29 Реализация в 2014 году 57,9%57,9%55,09% План 2014 Факт II квартал Показатель (выборочно) Доля профессий/специальностей в структуре подготовки в региональной системе профессионального образования, по которым с участием работодателей разработаны компетентностно-ориентированные оценочные средства Число субъектов РФ (из 45), в которых разработана и утверждена единая методика, позволяющая не только надежно устанавливать квалификационные требования работодателей к выпускникам, но и проектировать модульные образовательные программы на их основе 158 Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования

Регионы – участники ФЦПРО , в числе задач региональных программ которых - развитие системы дуального обучения: Субъект Российской Федерации Основные партнеры Курганская область ОАО «Курганский машиностроительный завод», ЗАО «Курганстальмост», ООО «Сенсор», ОАО «Курганэнерго», ОАО «Синтез», ОАО «Старт», ОАО «Дельта- Технология» и др. Белгородская область ЗАО «Приосколье», Группа Компаний «Агро-Белогорье», Группа компаний «ЭФКО» и др. Ульяновская область ОАО «Утёс», ЗАО «Авиастар-СП» Курская область Филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» Пензенская область ОАО «Биосинтез» Пермский край ОАО «НПО «Искра», ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Морион», ОАО «Пермский электромеханический завод», ОАО «Пермский завод «Машиностроитель», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Протон-ПМ», ОАО «СТАР» и др. Брянская область ЗАО «Группа-Кремний ЭЛ»; ОАО «Брянский химический завод им.50-летия СССР»; ЗАО «Брянский автомобильный завод» Вологодская область ОАО «Фос Агро» Тульская область ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот», ОАО «Щекиноазот», ОАО «Химволокно», ОАО «Пластик», ФКП «Алексинский химический комбинат» и др.

31 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !