Урок истории как средство развития творческого мышления обучающегося Конкурсное задание «Методический семинар» Кубанова В. Е., учитель истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Advertisements

Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Транксрипт:

Урок истории как средство развития творческого мышления обучающегося Конкурсное задание «Методический семинар» Кубанова В. Е., учитель истории и обществознания Республика Крым

ИДЕЯ «НОВОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА» Снижение роли традиционных природных ресурсов в пользу устойчивых технологий Глобальная конкуренция рабочей силы и производителей Дальнейший рост значимости интеллектуального и творческого труда, гибкости и способности переобучаться Новая социально-экономическая модель современной России - информационное общество Умение работать с большими объёмами информации. («Человек - пул знаний») Коммуникативные навыки (95% работников будут связаны с другими людьми) Креативность Способность к переобучению МИР И ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: целостный образ мира, целостное мышление, обобщённые способы деятельности, способность к саморазвитию. НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: целостный образ мира, целостное мышление, обобщённые способы деятельности, способность к саморазвитию. ВНЕДРЕНИЕ ФГОС: на первое место - личностные и метапредметные универсальные учебные действия. ВНЕДРЕНИЕ ФГОС: на первое место - личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

Я – УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ Мысль – начало всего. И потому главное дело совершенствования – работать над мыслями. Дхаммапад ПРОТИВОРЕЧИЕ полученные знания на уроке, когда понадобится решить задачу (проблему) - бесполезны. (работает репродуктивное мышление) ЧТО ДЕЛАТЬ? ПРОТИВОРЕЧИЕ полученные знания на уроке, когда понадобится решить задачу (проблему) - бесполезны. (работает репродуктивное мышление) ЧТО ДЕЛАТЬ? НУЖНО формировать творческое мышление - взгляд на ситуацию, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи, создание новых идей. (Т. е. новые способности) НУЖНО формировать творческое мышление - взгляд на ситуацию, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи, создание новых идей. (Т. е. новые способности)

И. Я. ЛЕРНЕР (советский педагог) выделил черты: o самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; o видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; o видение структуры объекта, подлежащего изучению; o умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; o умение комбинировать способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других. В. Н. ДРУЖИНИН (российский психолог): o это мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез). И. Я. ЛЕРНЕР (советский педагог) выделил черты: o самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; o видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; o видение структуры объекта, подлежащего изучению; o умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; o умение комбинировать способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других. В. Н. ДРУЖИНИН (российский психолог): o это мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез). Л. М. МИТИНА (российский психолог) о необходимой атмосфере на уроке: o учитель демонстрирует доверие и уважение к обучающемуся; учитель демонстрирует доверие и уважение к обучающемуся; o у обучающихся есть внутренняя мотивация к учению и потенциальные возможности; у обучающихся есть внутренняя мотивация к учению и потенциальные возможности; o проявление личного энтузиазма и положительных эмоций; проявление личного энтузиазма и положительных эмоций; o вовлечение школьников в общий процесс творчества; вовлечение школьников в общий процесс творчества; o различные виды взаимодействия: «учитель- класс», «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученики»; различные виды взаимодействия: «учитель- класс», «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученики»; o постановка и решение проблемы. постановка и решение проблемы. Л. М. МИТИНА (российский психолог) о необходимой атмосфере на уроке: o учитель демонстрирует доверие и уважение к обучающемуся; учитель демонстрирует доверие и уважение к обучающемуся; o у обучающихся есть внутренняя мотивация к учению и потенциальные возможности; у обучающихся есть внутренняя мотивация к учению и потенциальные возможности; o проявление личного энтузиазма и положительных эмоций; проявление личного энтузиазма и положительных эмоций; o вовлечение школьников в общий процесс творчества; вовлечение школьников в общий процесс творчества; o различные виды взаимодействия: «учитель- класс», «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученики»; различные виды взаимодействия: «учитель- класс», «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученики»; o постановка и решение проблемы. постановка и решение проблемы. КАК Я РЕАЛИЗУЮ НА ПРАКТИКЕ О ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ И УСЛОВИЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ

СТРАТЕГИЯ Я - система Система мета- познания Когнитивная система Область знания Мышление высокого уровня Творческое мышление Таксономия Марцано (2000 г.) У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: Я-система определяет текущую линию поведения. Система мета познания устанавливает цели и отслеживает то как они достигаются. Когнитивная система обрабатывает всю необходимую информацию. Область знаний накапливает необходимое содержание. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

МОЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Проблемное и эвристическое обучение эвристическое обучение Проблемное и эвристическое обучение эвристическое обучение Элементы ТРИЗ Элементы ТРИЗ Диалог Сотрудничество, сотворчество (Задания на уроке «Общественные движения при Николае I») Сотрудничество, сотворчество (Задания на уроке «Общественные движения при Николае I») Эвристические задания Эвристические задания Цепочка проблем (Конспект урока) Цепочка проблем (Конспект урока) «Удивляй» «Лови ошибку» «Своя опора» Развитие творческого мышления

ПУТЬ К ВЕРШИНЕ – НОВЫЕ СПОСОБНОСТИ Мышление не развивается в результате получения информации или показа действия, т. е. необходимо включение обучающегося в посильную деятельность, требующую проявления и развития способностей. (СПОСОБНОСТЬ – это психологическая особенность человека применять определённый способ действий, приводящий к успешному решению стоящей перед ним конкретной задачи). Мышление не развивается в результате получения информации или показа действия, т. е. необходимо включение обучающегося в посильную деятельность, требующую проявления и развития способностей. (СПОСОБНОСТЬ – это психологическая особенность человека применять определённый способ действий, приводящий к успешному решению стоящей перед ним конкретной задачи). ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Первый путь - это усвоение и применение уже известных знаний и умений Второй путь - это самостоятельное создание ранее неизвестных знаний и умений Задача - ситуация, которая включает в себя и цель, и условия, в которых она должна быть достигнута. (А. Н. Леонтьев) Проблема - это неопределённая ситуация, способ решения которой неизвестен решателю, особый род познавательной деятельности, своеобразная рефлексия. (Б. Д. Грязнов ) НОВАЯ СПОСОБНОСТЬ - основа формирования мышления НОВАЯ СПОСОБНОСТЬ - основа формирования мышления

Традиционный урок 1. Проверка д/з обучающихся учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний обучающимися по плану учителя Личностный урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы обучающимися (Конспект урока «Латинская Америка») (Конспект урока «Латинская Америка») 2. Актуализация обучающимися своих знаний 3. Поиск решения проблемы обучающимися 4. Выражение решения обучающимися 5. Применение знаний обучающимися Школьник - субъект, выполняя учебную задачу, обязательно открывает новое для себя, т. е. развивается творческое мышление. Особо выделяю образные методы, которые пробуждают, поддерживают детскую духовность в самостоятельном творческом действии. Методы подчёркивают открытие нового символического пространства в истории. Главное –творческий пафос эпохальности. Образный метод - это условие, раскрывающее глубинное «Я» детского сознания. С помощью содержательных исторических структур это впечатление переводится самостоятельному творческому самовыражению. Школьник - субъект, выполняя учебную задачу, обязательно открывает новое для себя, т. е. развивается творческое мышление. Особо выделяю образные методы, которые пробуждают, поддерживают детскую духовность в самостоятельном творческом действии. Методы подчёркивают открытие нового символического пространства в истории. Главное –творческий пафос эпохальности. Образный метод - это условие, раскрывающее глубинное «Я» детского сознания. С помощью содержательных исторических структур это впечатление переводится самостоятельному творческому самовыражению.

ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Учебная деятельность на уроке истории - основа развития способностей обучающегося, где он одновременно: o решает проблему; o принимает решение; o занимается исследованием; o документалист. Складывается система. ПРИМЕР НА УРОКЕ: (Конспект урока)(Конспект урока) Обучающиеся делятся на группы, каждая работает над вопросами Представляют свой результат. Вывод: экономика - это система. Микрогруппа – это система (можно оговорить на рефлексии успешность взаимодействия), в которой происходило взаимодействие. ( Развиваются метапредметные универсальные учебные действия). Учебная деятельность на уроке истории - основа развития способностей обучающегося, где он одновременно: o решает проблему; o принимает решение; o занимается исследованием; o документалист. Складывается система. ПРИМЕР НА УРОКЕ: (Конспект урока)(Конспект урока) Обучающиеся делятся на группы, каждая работает над вопросами Представляют свой результат. Вывод: экономика - это система. Микрогруппа – это система (можно оговорить на рефлексии успешность взаимодействия), в которой происходило взаимодействие. ( Развиваются метапредметные универсальные учебные действия). Урок «Социально-экономическое развитие России в I п. XIX в.) Урок «Социально-экономическое развитие России в I п. XIX в.) Поэлементное усвоение опыта творческой деятельности на уроке истории обеспечивается эвристическими методами обучения А. В. Хуторского: o метод гипотез; o метод символического и образного видения; o метод взаимообучения; o метод самооценки; o метод конструирования понятий; o метод прогнозирования; o метод «мозгового штурма.

ВОПРОС – МОСТ В НЕИЗВЕСТНОЕ (к продуктивному мышлению) «Хороший вопрос» это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. В. М. Снетков «Хороший вопрос» это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. В. М. Снетков Необходимы условия для развития: o должен быть выбор и его создают сами обучающиеся, составляют «банк» вопросов для изучения материала; o на уроке следует использовать больше открытых, творческих вопросов (толстых), которые побуждают к дальнейшему диалогу. Один из приёмов на уроке истории Вопросный метод Сократа Вопросный метод Сократа: o эффективный способ исследовать глубину мысли; o может применяться во всех возрастных группах; o развивает навыки независимого мышления; o создаёт ощущение причастности к предмету (эпоха, личность, событие) изучения. Эффективен в ходе размышлений, дебатов, дискуссий, оценки и анализа содержания собственными усилиями и усилиями окружающих (формируются личностные, регулятивные УУД) Необходимы условия для развития: o должен быть выбор и его создают сами обучающиеся, составляют «банк» вопросов для изучения материала; o на уроке следует использовать больше открытых, творческих вопросов (толстых), которые побуждают к дальнейшему диалогу. Один из приёмов на уроке истории Вопросный метод Сократа Вопросный метод Сократа: o эффективный способ исследовать глубину мысли; o может применяться во всех возрастных группах; o развивает навыки независимого мышления; o создаёт ощущение причастности к предмету (эпоха, личность, событие) изучения. Эффективен в ходе размышлений, дебатов, дискуссий, оценки и анализа содержания собственными усилиями и усилиями окружающих (формируются личностные, регулятивные УУД) ВОПРОС ПОБУЖДАЕТ К МЫСЛИ! Обучающиеся часто: «Откуда это взялось?», «Где это было?», «Кто первый открыл?»- простые вопросы не позволяют сформировать о проблеме полное представление. (Нет системы!) Умение задавать «правильные» вопросы, которые стимулируют познание, ведёт к созданию целостной картины изучаемого. ПРИМЕР НА УРОКЕ: Диспут о личности Н. С. Хрущёва «Два цвета одной эпохи» ВОПРОС ПОБУЖДАЕТ К МЫСЛИ! Обучающиеся часто: «Откуда это взялось?», «Где это было?», «Кто первый открыл?»- простые вопросы не позволяют сформировать о проблеме полное представление. (Нет системы!) Умение задавать «правильные» вопросы, которые стимулируют познание, ведёт к созданию целостной картины изучаемого. ПРИМЕР НА УРОКЕ: Диспут о личности Н. С. Хрущёва «Два цвета одной эпохи»

Цель Задание (правополушарные) Задание (левополушарные) Повысить осознанность учебной работы обучающихся Обосновать выбор времени и места сражения Сравнить состояние противников в Куликовской битве Способствовать прочному запоминанию через универсальные действия Нарисовать схему расположения и действия войск на контурной карте (визуалы) Написать письмо домой от имени участника сражения с характеристикой Дмитрия Донского (аудиалы) Формировать качество устной речи и содержательность ответа Найти строчки в «Задонщине», которые могут передать дух и настроение сражения. Выбор обоснуйте. Смоделировать: "Что было бы, если бы русская армия проиграла в Куликовской битве?" ПРИМЕР: Задания с учётом индивидуальных особенностей обучающихся (выбирают сами) Мозг изумительная машина. Надо только снабдить её вдоволь горючим… Альтов Г. Мозг изумительная машина. Надо только снабдить её вдоволь горючим… Альтов Г. ТРИЗ - ступень к успеху Из ТРИЗ-педагогики использую разнообразные формы и методы обучения. Приёмы: «Пресс-конференция», «Выполни роль», «Опрос по цепочке», «Экономный опрос», «Улей»; Дидактические игры: «Точка зрения», «Да нет», «Узнай, кто я?» ОБУЧАЮЩИЙСЯ: o углубляет знания; o учится думать; o формирует умение в новой ситуации самостоятельно определить проблему, рассмотреть её системно; o выдвигает собственные гипотезы, обосновывает их и предлагает эффективное решение. Из ТРИЗ-педагогики использую разнообразные формы и методы обучения. Приёмы: «Пресс-конференция», «Выполни роль», «Опрос по цепочке», «Экономный опрос», «Улей»; Дидактические игры: «Точка зрения», «Да нет», «Узнай, кто я?» ОБУЧАЮЩИЙСЯ: o углубляет знания; o учится думать; o формирует умение в новой ситуации самостоятельно определить проблему, рассмотреть её системно; o выдвигает собственные гипотезы, обосновывает их и предлагает эффективное решение.

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ (изучение её частей и связей между ними (внутренних связей), а также связей между системой и внешним миром (внешних связей) НЕОБХОДИМ. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД и УРОК ИСТОРИИ Главное отличие систем, объединяющих людей (изучаются на уроке истории): o социальные связи – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время; o социальные условия – содержание и характер действий людей. Главное отличие систем, объединяющих людей (изучаются на уроке истории): o социальные связи – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время; o социальные условия – содержание и характер действий людей. Важная составляющая ТРИЗ-педагогики системно-функциональный анализ (СФА), с помощью которого учебный материал не просто изучают, а изучают как систему. Важная составляющая ТРИЗ-педагогики системно-функциональный анализ (СФА), с помощью которого учебный материал не просто изучают, а изучают как систему. o Отбираю и строю учебный материал, связанный межпредметно, научно и в системе. o Связываю учебный процесс с теорией познания и логикой. o Подвожу к формированию категорий мышления – понятия и суждения, умозаключения. o Отбираю и строю учебный материал, связанный межпредметно, научно и в системе. o Связываю учебный процесс с теорией познания и логикой. o Подвожу к формированию категорий мышления – понятия и суждения, умозаключения. ПРИМЕР НА УРОКЕ: Понятие: Революция – это переворот, приводящий к смене власти. Суждение: Февральская революция в России свергла монархию. Умозаключение: В России в 1917 году произошла революция, в результате была установлена республика.(Возможна работа с любым понятием) ПРИМЕР НА УРОКЕ: Понятие: Революция – это переворот, приводящий к смене власти. Суждение: Февральская революция в России свергла монархию. Умозаключение: В России в 1917 году произошла революция, в результате была установлена республика.(Возможна работа с любым понятием) (Конспект урока)Конспект урока

ТЕМА: КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ (6 класс) Факт г. – захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым ещё более укрепил язычество. Неподалёку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. Факт г. – Владимир приказал сжечь идолы и всей Руси принять крещение по православному обряду Побуждающий диалог: Сравни два поступка князя Владимира - в чём противоречие? Подводящий диалог: Как Владимир относился к языческим богам в начале своего правления? Как изменилось отношение Владимира к богам? «Сохранял язычество» «Принял крещение» КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС? ПРОБЛЕМА: ПОЧЕМУ ВЛАДИМИР ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА И ПРИНЯЛ ПРАВОСЛАВИЕ? ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ – ОСНОВА МЫШЛЕНИЯ ПРИМЕР: УРОК «СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА » (конспект урока)«СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА » Мы пишем биографию Жанны д Арк 1-я группа: Кто такая Жанна д Арк? Почему она стала символом освободительной войны? 2-я группа: Почему Жанну д Арк назвали Орлеанской девой? Чему мы можем у неё поучиться? 3-я группа: Какую роль сыграл подвиг Жанны д Арк для Франции? Почему она была сожжена? Выполняя поставленную задачу ребята анализируют информацию, формируют своё представление о личности, дополняют знания об эпохе. ПРИМЕР: УРОК «СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА » (конспект урока)«СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА » Мы пишем биографию Жанны д Арк 1-я группа: Кто такая Жанна д Арк? Почему она стала символом освободительной войны? 2-я группа: Почему Жанну д Арк назвали Орлеанской девой? Чему мы можем у неё поучиться? 3-я группа: Какую роль сыграл подвиг Жанны д Арк для Франции? Почему она была сожжена? Выполняя поставленную задачу ребята анализируют информацию, формируют своё представление о личности, дополняют знания об эпохе. ЭТО ЗАДАНИЯ, ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ НЕ ОПИСАН В УЧЕБНИКЕ, ИМЕЮТСЯ ЛИШЬ ПОДСКАЗКИ. o Позволяют обучающемуся преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. o Полученный продукт может применяться за пределами урока, превращаясь из предметного умения в УУД. o Позволяют обучающемуся преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. o Полученный продукт может применяться за пределами урока, превращаясь из предметного умения в УУД.

Экскурсии Исторические вечера ВЫБОР Тематические вечера Походы Подготовка к олимпиадам УРОК БЕЗ ГРАНИЦ Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Б. Паскаль

РЕФЛЕКСИЯ Способность Новая способность Проблема Познавательно- творческая деятельность Новый подход Решение Целенаправленное создание ситуации для обучающегося на уроке истории, в которой он встречается с проблемой, анализ и успешное решение которой даст ему основы новой способности - это цикличный процесс (можно формировать бесконечное множество новых способностей) - происходит РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. ПОВЫШАЕТСЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Я, УЧИТЕЛЬ, ПРИОБРЕТАЮ: o Умение сформулировать учебно-познавательные проблемы; o Стимул к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем; o Новые пути поддержки обучающегося на пути к самостоятельным выводам и обобщениям; o Различные приёмы для создания атмосферы творчества посредством моделирования ситуации успеха; o Стремление к выполнению принципов гуманности и саморазвития. ОБУЧАЮЩИЙСЯ СУМЕЕТ: o Различными способами быстро достигать результата; o Детально оценивать своё решение и совершенствовать его; o Реализовать свой потенциал и амбиции; o Легче и полнее адаптироваться к новым условиям; o Быть эффективным в решении возникающих задач; o Развивать воображение; o Научиться использовать непривычные подходы, разрушить стереотипы мышления. ОБУЧАЮЩИЙСЯ СУМЕЕТ: o Различными способами быстро достигать результата; o Детально оценивать своё решение и совершенствовать его; o Реализовать свой потенциал и амбиции; o Легче и полнее адаптироваться к новым условиям; o Быть эффективным в решении возникающих задач; o Развивать воображение; o Научиться использовать непривычные подходы, разрушить стереотипы мышления.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА o Мастер-классы по теме «Развитие мышления на уроке истории, 2010 г.; o Победитель конкурса «Мастер года -2011»; o Педагогическая мастерская «Современный урок» (2011, 2012 г.); o Выступление на городском МО учителей истории на тему: «Деятельностный подход на уроках истории в 5-м классе. Работа по новому Госстандарту», апрель, 2013; o Выступление на августовской городской конференции «Актуальные вопросы состояния и перспективы развития школьного исторического образования», август 2014 г.; o Выступление на муниципальной конференции «Формирование гражданской идентичности средствами гражданско- патриотического воспитания», январь 2015 г. o Мастер-классы по теме «Развитие мышления на уроке истории, 2010 г.; o Победитель конкурса «Мастер года -2011»; o Педагогическая мастерская «Современный урок» (2011, 2012 г.); o Выступление на городском МО учителей истории на тему: «Деятельностный подход на уроках истории в 5-м классе. Работа по новому Госстандарту», апрель, 2013; o Выступление на августовской городской конференции «Актуальные вопросы состояния и перспективы развития школьного исторического образования», август 2014 г.; o Выступление на муниципальной конференции «Формирование гражданской идентичности средствами гражданско- патриотического воспитания», январь 2015 г.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ учебный год Всего сдавали экзамен 25 обучающихся. Процент качества знаний составил – 92%, средний балл - 4,3. Результаты представлены на гистограмме 1: учебный год Всего сдавали экзамен 28 человек. Процент качества знаний составил – 96,4%, средний балл - 4,7. Результаты представлены на гистограмме 2: Предмет История 82%85%89% Гистограмма 1 Гистограмма 2 КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА Высокий уровень знаний демонстрируют выпускники одиннадцатых классов в ходе ГИА. История сдавалась как предмет по выбору. Выбирали - 100%. РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА Высокий уровень знаний демонстрируют выпускники одиннадцатых классов в ходе ГИА. История сдавалась как предмет по выбору. Выбирали - 100%.

Обучающиеся 11–г класса принимали участие в конкурсе «Интеллектуальное многоборье Евразия ». Из 6 участников 2 человека стали победителями по стране ( сontent/uploads/2012/01/Победители-конкурсов-5-11 клссы.pdf), набрав 99 баллов из 100 возможных. сontent/uploads/2012/01/Победители-конкурсов-5-11 клссы.pdf ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, МОТИВИРОВАННЫМИ НА ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ уч. год 1. Иванникова Анастасия - I этап Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся - членов МАН «Искатель» (II место. Тема - «Безработица молодёжи»); 2. Кругова Елизавета – I место в Седьмом городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов учащихся 5-7 классов «Юный исследователь» (тема - «Судьба крымчаков на примере моей семьи»). ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, МОТИВИРОВАННЫМИ НА ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ уч. год 1. Иванникова Анастасия - I этап Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся - членов МАН «Искатель» (II место. Тема - «Безработица молодёжи»); 2. Кругова Елизавета – I место в Седьмом городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов учащихся 5-7 классов «Юный исследователь» (тема - «Судьба крымчаков на примере моей семьи»). РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАЛИЧИЕ ПРИЗЁРОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАДЫ 2012/2013 уч. год ПО ИСТОРИИ Иванникова Анастасия - ІI место на ІІІ этапе; Безручко Роман - ІІІ место на ІІІ этапе. 2013/2014 уч. год Безручко Роман - ІІІ место на ІІІ этапе; Тарасенко Николай - ІІ место на ІІІ этапе; Петровец Никита - ІІІ место на ІІІ этапе; Береславский Владислав - ІІ место на ІІІ этапе; Чумаченко Дмитрий - ІІІ место на ІІІ этапе. 2014/2015 уч. год ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Котолуп Артём –III место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников; Иззетдинова Авашерфе - ІІІ место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников; НАЛИЧИЕ ПРИЗЁРОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАДЫ 2012/2013 уч. год ПО ИСТОРИИ Иванникова Анастасия - ІI место на ІІІ этапе; Безручко Роман - ІІІ место на ІІІ этапе. 2013/2014 уч. год Безручко Роман - ІІІ место на ІІІ этапе; Тарасенко Николай - ІІ место на ІІІ этапе; Петровец Никита - ІІІ место на ІІІ этапе; Береславский Владислав - ІІ место на ІІІ этапе; Чумаченко Дмитрий - ІІІ место на ІІІ этапе. 2014/2015 уч. год ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Котолуп Артём –III место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников; Иззетдинова Авашерфе - ІІІ место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников; III этап = региональный

С ВЕРШИНЫ НАУЧНОГО ОЛИМПА. Формула Константина Эдуардовича Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные».