Правописание корней АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Advertisements

Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Орфография Существительное (кто? что?) человек, книга Прилагательное (какой? чей? каков?) красивый, мамин, красив Глагол (что делать? что сделать?) читать,
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Правописание гласных в корне орфография. Правописание безударных гласных в корне 1.В безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает.
Правописание гласных в корнях с чередованием. Чередование – это замена одного звука другим. Загар – загореть ЗАПОМНИ! Гласные в корнях с чередованием.
Гласные в корне слова Опорный конспект. 1. Безударные гласные в корне слова Безударные проверяемые гласные Безударные непроверяемые гласные Чередующиеся.
Чередующиеся корни -ЛАГ- -ЛОЖ- Предлагать – предложить Излагать – изложить Полагаться – положиться.
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Повтори орфографию. Орфография ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое.
Чередование гласных в корнях слов 5 класс. Корни с безударными гласными 1. Если безударные гласные в корне проверяются ударением, то следует: - определить.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Работу выполнила Лоханова Е.В. Лицей 1 г.Балаково.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Правописание корней, зависящих от сочетания согласных и от значения слов Корни лаг-лож, скак-скоч, раст, ращ-рос; равн-ровн, мок(моч)-мак.
Для уроков русского языка по теме «Чередование гласных в корне» Коваленко Ирина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 15 имени В.Л.
А 5 Чередующиеся гласные в корне слова. Задание А 5 В задании предлагается опознать слово с указанной в формулировке орфограммой в корне.
Транксрипт:

Правописание корней АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: Водный – водяной – водянистый

Выбор гласной в корне зависит: Особенностей структуры слова (наличие приставки на согласные, суффикса после корня) От наличия – отсутствия ударения От традиции письма

Безударные гласные в корне слова Трава – травы Сосна – сосны Тянуть – тянет Весна - вёсны

Примечание: нельзя проверать гласную в глаг. одного вида – глаголом другого вида упросить – упрашивать Опоздать – поздний, а не опаздывать

Правописание чередующихся корней

В корне лаг- лож пишется а, если есть а : предлагать, предложить. Исключение: полог.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (10) Другой пруд за свои размеры получил название Большой. (11) За многие годы донные отложения сделали его мелким. (13) Купаться в нём опасно. (14) В 1999-м году в музее началась очистка пруда, и в течение пяти лет эта сложная работа была закончена.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 10) Другой пруд за свои размеры получил название Большой. (11) За многие годы донные отложения сделали его мелким. (13) Купаться в нём опасно. (14) В 1999-м году в музее началась очистка пруда, и в течение пяти лет эта сложная работа была закончена.

В корне лаг- лож пишется а, если есть а : предлагать, предложить. Исключение: полог. Отложения, сложная (нет А)

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 11) Хорошо бы добиться такого положения уже на «этом» свете. (12) Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. (13) Я знаю много никудышных специалистов: агрономов, учителей, инженеров, артистов

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 11) Хорошо бы добиться такого положения уже на «этом» свете. (12) Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. (13) Я знаю много никудышных специалистов: агрономов, учителей, инженеров, артистов

В корне кас-/кос(н)- пишется о, если дальше следует н, в остальных - а: касаться, коснуться.

В корне гар-/гор- под удаттрением пишется а, без ударения - о: загар - загорать. Исключения: пригарь, изгарь, выгарки

В корне зар-/зор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – а: зарево, зорька, зарница. Исключение: зоревать.

В корне клан-/клон- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: кланяться, наклон, наклониться.

Корень мак- «погружать в жидкость» (макать перо в чернила). Корень мок – имеют глаголы со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

В корне плав- : плавать, плавучий. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха. Слово плывуны имеет корень плыв-.

Корень равн- имеет значение «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять). Корень ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень).

Ср.: подравнять(сделать равным)- подровнять (сделать ровным), выравненный (сделанный равным)- выровненный (сделанный ровным).

Вставьте пропущенные буквы: Они, как говорится, маются всю жизнь, р…равнодушны к своему делу, отбывают день до вечера.

Вставьте пропущенные буквы: Они, как говорится, маются всю жизнь, раравнодушны к своему делу, отбывают день до вечера. Корень равн- имеет значение «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять).

Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня: …(11) А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться.

Корень равн- имеет значение «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять). Корень ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень).

Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня: …(11) А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться.

Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня: …(11) А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться.

В корне рост-/рос- пишется а перед сочетанием ст, щ: расти, наращение, выросший.

Исключения: отрасль, росток, подростковый, вырост, выросток(шкура телёнка), выростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 7) Там, где недавно, еще на моей памяти, были болота, теперь – асфальтированные улицы, прямые, широкие. (8)Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растаут новые, огромные дворцы.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 7) Там, где недавно, еще на моей памяти, были болота, теперь – асфальтированные улицы, прямые, широкие. (8)Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте р…стаут новые, огромные дворцы.

Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается.

В корне раст-/рос- пишется а перед сочетанием ст, щ: расти, наращение, выросший. Исключения: отрасль, росток, подростковый, вырост, выросток (шкура телёнка), выростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав.

В корне скак-/скоч- в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о: подскакать, подскочить. Исключения: скачок, скачу.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (23) Пушкин повернулся и убежал. (24) Державин вскочил и выбежал из-за стола. (25) В глазах его были слёзы

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (23) Пушкин повернулся и убежал. (24) Державин вскочил и выбежал из-за стола. (25) В глазах его были слёзы

Вскочил В корне скак-/скоч- в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о: подскакать, подскочить. Исключения: скачок, скачу.

В корне твар-/твор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: тварь, творчество, творить. Исключение: утварь.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (16)Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», озаттрением человека мыслью и чувством. (17)Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претворать это озаттрение в слова.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 16)Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», оз…ттрением человека мыслью и чувством. (17)Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претв…рать это оз…ттрение в слова.

В корне твар-/твор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: тварь, творчество, творить. Исключение: утварь.

В корне зар-/зор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – а: зарево, зорька, зарница. Исключение: зоревать.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 16)Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», оз… ттрением человека мыслью и чувством. (17)Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претв… рать это оз …ттрение в слова.

бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/ мир-, пер-/пир-, тер-/тир- Пишется и, если дальше -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать; в остальных - е: беру, деру, умереть, запереть, стереть.

Вставьте пропущённые буквы: Делаю шаг к окну и зам…раю, п..раже…ый.

Вставьте пропущённые буквы: Делаю шаг к окну и зам…раю, п…раже…. ый.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (24) – Вы красивые, но пустые,- продолжал Маленький принц. (25)Ради вас не захочется умереть.

Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (24) – Вы красивые, но пустые,- продолжал Маленький принц. (25)Ради вас не захочется умереть.

Вставьте пропущенные буквы: (22)За старинным столом, оклеенным зеленым пот…ртом сукном, который некогда принадлежал отцу писателя, Толстой создал большинство своих произведений. (23)Обстановка дома неброская. (24) Бл…стал дом другим.

блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- Пишется и, если дальше -а-: блистать, сжигать, расстилать, вычитать; В остальных случаях - е: блестеть, выжегший, расстелить, вычет.

Вставьте пропущенные буквы: (22)За старинным столом из персидского ореха, оклеенным зеленым пот…ртом сукном, который некогда принадлежал отцу писателя, Толстой создал большинство своих произведений. (23)Обстановка дома неброская. (24) Бл…стал дом другим.

блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- Пишется и, если дальше -а-: блистать, сжигать, расстилать, вычитать; В остальных случаях - е: блестеть, выжегший, расстелить, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать (связаны по значению с числом «два» и со словами чётный, чета).

Вставить пропущенные буквы: Вам словами все неизм…римое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разр…статься в определенные формы.

Вставить пропущенные буквы: Вам словами все неизм….римое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разр….статься в определенные формы.

Вставьте пропущенную букву: Почему-то сч…тается, что здесь не нужны никакие правила.

Пишется и, если дальше -а-: Исключения: сочетание, сочетать (связаны по значению с числом «два» и со словами чётный, чета).

Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне: ( 1)Читаете ли вы газеты? (2)Я не могу похвалиться особым прилежанием в этом занятии, но не пропускаю ни одной статьи журналиста В.Пескова в рубрике «Окно в природу».

Пишется и, если дальше -а-: Исключения: сочетание, сочетать (связаны по значению с числом «два» и со словами чётный, чета).

а(я)/им, а(я)/ин Если за корнями следует суффикс - а-, то пишутся им и ин: пожать - пожимать, понять - понимать, начать - начинать, примять - приминать.

Гласные О –Е(Ё) после шипящих в корне. Пишется е(ё), если в родственных словах пишется е: чёрный(чернеть), чёрт(черти). В остальных случаях – о: шов, крыжовник.

Корень жёг – жог Ё пишется в глаголах и причастиях, О в сущ-х и прил-ных: ожёг руку – сильный ожог, ожёгший – ожоговый.

Гласные Ы –И после Ц в корне. После ц в корне пишется и: цикорий, панцирь, цинк, пациент. Исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц и производные от них.

Буквы Э(Е), Й в корнях иноязычных слов. Е пишется после твердых согласных: леди, кашне. Искл.: мэр, пэр, сэр, пленэр, а также имена собственные (Улан-Удэ, Бэкон ). ие После и – е: диета, пиетет, но после на и – э: антиэстетический.

Правописание согласных в корне.

Звонкие и глухие согласные в корне. Для проверки изменить форму или подобрать родственное слово, чтобы за проверяемой согласной стояла гласная или согласная л, м, н, р: косьба(косить), резьба(резной)

Написание слов с непроверяемыми согласными в корне(вокзал, футбол и др.) выясняется по орфографическому словарю русского языка.

Двойные согласные в корне. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согл., они перед суффисом сохраняются: компромиссный – компромисс.

Двойные согласные в корне. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согл., они перед суффисом сохраняются: компромиссный – компромисс.

Но: в 1 части сложносокращ. слов, в основе,оканчива - ющуюся двойными согл., пишется только одна: грампластинка – граммофонная пластинка.

Непроизносимые согласные в корне. Праздник – празден, дилетантский – дилетанты. Опасный, ужасный, гнусный, словесный, словесность, интриганский, искусный – непроизносимого согласного нет.

В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) препод…вать, пол…гается, упр…щать 2) предст…влять, предназн…чение, дек…рация 3) д…роженька, ф…нтазия, л…боратория 4) пригл…шать, уг…сать, выр…сти

В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) препод…вать, пол…гается, упр…щать 2) предст…влять, предназн…чение, дек…рация 3) д…роженька, ф…нтазия, л…боратория 4) пригл…шать, уг…сать, выр…сти

В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) отр…сль, сокр…щать, р…скошный 2) предв…рительно ск…кать, избирательная к…мпания 3) благосл…вить, безотл…гательный, ди…гональ 4) предпол…жительно, прор…стать, п…норама

В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) отр…сль, сокр…щать, р…скошный 2) предв…рительно ск…кать, избирательная к…мпания 3) благосл…вить, безотл…гательный, ди…гональ 4) предпол…жительно, прор…стать, п…норама

В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) проб…раться, соед…нение, от…гощать 2) забл…стел, разв…вать ум, приор…тет 3) прив…легированный, пост…лать, изв…нился 4) прост…раться, пал…садник, пренебр…жительно

В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) проб…раться, соед…нение, от…гощать 2) забл…стел, разв…вать ум, приор…тет 3) прив…легированный, пост…лать, изв…нился 4) прост…раться, пал…садник, пренебр…жительно

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) пос…деть (на крыльце), опт…мизм, взб…раться 2) разр…дить (ружье), эксп…риментировать, выт…реть 3) уд…сятерить (силы), ап…лляция, прид…раться 4) пас…бище, ус…ный, ужас…но

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) пос…деть (на крыльце), опт…мизм, взб…раться 2) разр…дить (ружье), эксп…риментировать, выт…реть 3) уд…сятерить (силы), ап…лляция, прид…раться 4) пас…бище, ус…ный, ужас…но

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) разв…вать (ум), р…цензия, зап…реться 2) доб…ваться (успехов), д…кларация, перест…лать 3) выч…слить, д…апазон, изб…рательный 4) чу…ства, безмол…ствовать, ше…ствие

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) разв Ивать (ум), р Ецензия, зап Ереться 2) доб Иваться (успехов), д Екларация, перест Илать 3) выч Ислить, д Иапазон, изб Ирательный 4) чу Вства, безмол Вствовать, ше…ствие

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) акк…рдеонист, отр…слевой, нар…щивающий 2)пог…релец, алг…ритмизирован ный, н…веллист 3) р…стениевод, пар…доксальный, предпол…жить 4) я…ственно, путеше…ствие, предчу…ствие

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) акк…рдеонист, отр…слевой, нар…щивающий 2)пог…релец, алг…ритмизирован ный, н…веллист 3) р…стениевод, пар…доксальный, предпол…жить 4) я…ственно, путеше…ствие, предчу…ствие

Орфография. Правописание корней.

Выбор гласной в корне зависит: Особенностей структуры слова (наличие приставки на согласные, суффикса после корня) От наличия – отсутствия ударения От традиции письма

Безударные гласные в корне слова Трава – травы Сосна – сосны Тянуть – тянет Весна - вёсны

В корне лаг- лож пишется а, если есть а : предлагать, предложить. Исключение: полог.

В корне кас-/кос(н)- пишется о, если дальше следует н, в остальных - а: касаться, коснуться.

В корне гар-/гор- под удаттрением пишется а, без ударения - о: загар - загорать. Исключения: пригарь, изгарь, выгарки

В корне зар-/зор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – а: зарево, зорька, зарница. Исключение: зоревать.

В корне клан-/клон- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: кланяться, наклон, наклониться.

Корень мак- «погружать в жидкость» (макать перо в чернила). Корень мок – имеют глаголы со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

В корне плав- : плавать, плавучий. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха. Слово плывуны имеет корень плыв-.

Корень равн- имеет значение «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять). Корень ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень).

В корне раст-/рос- пишется а перед сочетанием ст, щ: расти, наращение, выросший.

Исключения: отрасль, росток, подростковый, вырост, выросток(шкура телёнка), выростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав.

В корне скак-/скоч- в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о: подскакать, подскочить. Исключения: скачок, скачу.

В корне твар-/твор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: тварь, творчество, творить. Исключение: утварь.

бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/ мир-, пер-/пир-, тер-/тир- Пишется и, если дальше -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать; в остальных - е: беру, деру, умереть, запереть, стереть.

блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- Пишется и, если дальше -а-: блистать, сжигать, расстилать, вычитать; В остальных случаях - е: блестеть, выжегший, расстелить, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать (связаны по значению с числом «два» и со словами чётный, чета).

Гласные О –Е(Ё) после шипящих в корне. Пишется е(ё), если в родственных словах пишется е: чёрный(чернеть), чёрт(черти). В остальных случаях – о: шов, крыжовник.

Корень жёг – жог Ё пишется в глаголах и причастиях, О в сущ-х и прил-ных: ожёг руку – сильный ожог, ожёгший – ожоговый.

Гласные Ы –И после Ц в корне. После ц в корне пишется и: цикорий, панцирь, цинк, пациент. Исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц и производные от них.

Буквы Э(Е), Й в корнях иноязычных слов. Е пишется после твердых согласных: леди, кашне. Искл.: мэр, пэр, сэр, пленэр, а также имена собственные (Улан- Удэ, Бэкон ). ие После и – е: диета, пиетет, но после на и – э: антиэстетический.

Правописание согласных в корне.

Звонкие и глухие согласные в корне. Для проверки изменить форму или подобрать родственное слово, чтобы за проверяемой согласной стояла гласная или согласная л, м, н, р: косьба(косить), резьба(резной)

Из предложений 1 – 5 выпишите слово(- а) с чередующейся гласной в корне. (1)Библиотека – это не сумма книг, а система книг. (2)Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. (3)Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни. (4)Книги нельзя удалять со своих полок, они должны расти у тебя. (5)Раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем книга непрочитанная.

Из предложений 1 – 5 выпишите слово(- а) с чередующейся гласной в корне. (1)Библиотека – это не сумма книг, а система книг. (2)Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. (3)Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни. (4)Книги нельзя удалять со своих полок, они должны расти у тебя. (5)Раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем книга непрочитанная.

Непроизносимые согласные в корне. Праздник – празден, дилетантский – дилетанты. Опасный, ужасный, гнусный, словесный, словесность, интриганский, искусный – непроизносимого согласного нет.

Орфография. Правописание корней.