Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 02 Социальная коммуникация как предмет исследования Г.Б. Паршукова Основы теории коммуникации.
Advertisements

Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
СРС Тема: История латинского языка Выполнил: Культуманов А. Курс: 1 Факультет: ОМ Группа: 119 Проверила: Нургазина М. С. Министерство науки и образования.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Наука и образование. История и логика возникновения науки Предпосылка и условие возникновения: Развитие материального производства. Запросы хозяйственной.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Религия – неотъемлемая часть культуры и жизни людей.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА 6 КЛАСС ПАРАГРАФ 21. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.
Гуманизм Определение Возникновение Объект Предмет Задачи Цели.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Изучить историю развития социальных коммуникаций как науки

1. История изучения коммуникации 2. Изучение социальных коммуникаций в 20 веке

История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова.

В эллинистический период, когда началось культурное освоение обширных территорий Египта, Ближнего и Среднего Востока, забота о сохранении речи-логоса сделалось особенно насущной, ибо язык гарантировал выживание греческой культуры в иноземном окружении. Появились ученые «грамматики», предписывающие правила «истинного» и «чистого» греческого языка; особенно активны были александрийские грамматики. Таким образом, коммуникация стала еще до нашей эры предметом изучения двух древнейших научных дисциплин – логики и лингвистики.

В Средние века христианская церковь не забыла уроков античного красноречия. В программу подготовки священнослужителей были включены риторика, грамматика и диалектика, которые образовали «тривиум» – три первых и основных предмета изучения. Средневековые схоласты возродили древнегреческую герменевтику – науку о понимании и толковании поэтических и священных текстов.

Русские ученые люди, появившиеся в XVII– XVIII вв., истово почитали живое слово и книжную премудрость. Симеон Полоцкий (1629–1680), зачинатель русской силлабической поэзии, писал в своих виршах: Пониманье есть прошедшее верно постигать, также – настоящее благоустрою, И предвосхищение грядущего имени; это не творящие – разумом как дети.

Почти столетие спустя М.В. Ломоносов (1711– 1765) восславил дар речевого общения в следующем рассуждении: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням».

Парадоксально, но западноевропейская неокультура, столь многим обязанная книжному искусству, вовсе не склонна была продолжать обожествление живого и письменного слова. XVIII и XIX века – это время рождения в Европе общественных и гуманитарных наук, но среди них не числились дисциплины, изучающие закономерности коммуникации как таковой. В середине XIX века отцы-основатели социологии О. Конт и Г. Спенсер в своих капитальных трудах не рассматривали социальную коммуникацию

Только после первой мировой войны наступило относительное прозрение. Произошла научная революция в языкознании: восторжествовали семиологические идеи Ф. де Соссюра (1857–1913), которые легли в основу структурной (прикладной, математической) лингвистики.

Основываясь на о семиотических идеях американского философа-прагматика Ч. Пирса (1839–1914); в Австрии и в Англии стала развиваться аналитическая философия, попытавшаяся, правда, безуспешно, понять и упорядочить стихию устной коммуникации.

В социальной психологии в Германии, Франции и США коммуникационная проблематика заняла центральное место.

Габриэль Тард (1843–1904) был первым классиком социологии, громко и отчетливо заявившим о возможности научного изучения коммуникационных процессов и посвятившим себя этому изучению. Тард объяснял происхождение общества (социогенез) развитием социально- коммуникационной деятельности в форме подражания. Язык, религия, ремесло, государство – это продукты творчества индивидов-новаторов; другие люди стали подражать этим новаторам и таким образом утвердились названные социальные институты. По словам Тарда, «общество – это подражание, а подражание – своего рода гипнотизм».

Основоположниками американской социальной психологии считаются Джордж Мид (1886–1931) и Герберт Блумер (1900–1987), которые основали в Чикаго научную школу так называемого символьного интеракционизма (взаимодействия посредством символов). Символами считались вербальные (словесные) и невербальные действия, обладающие определенным смыслом. Благодаря взаимодействию посредством символов (символьной интеракции) люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения, а также управляют действиями друг друга. Мышление также понималось как оперирование символами. Люди, утверждала Чикагская школа, живут в мире символов, постоянно созидая символы и обмениваясь ими с другими людьми. Предлагалась, таким образом, коммуникационная модель общественной жизни, где коммуникация (символьная интеракция) становилась главным действующим фактором.

Раньше американцев, еще находясь в Петрограде, о решающей роли коммуникации для развития общества писал великий социолог XX века П.А. Сорокин (1889–1968): «Взаимодействие людей по своей природе есть, прежде всего, взаимодействие психическое, – обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами». Подобный обмен (говоря современным языком, это есть смысловая коммуникация) предопределяет динамику человеческого общества, – утверждал П.А. Сорокин.

О значимости смысловой коммуникации для прогресса человечества задумывались в начале XX века не только абстрактно мыслящие социологи, но и практики книжного дела, увлеченные утопией построения «Всемирного Дворца Книги и Знаний». Яркой фигурой является Поль Отле (1868– 1944) – бельгийский ученый, ставший «отцом документации». Под «документом» П. Отле понимал «все, что графическими знаками изображает какой-либо факт или идею», т.е. любые изображения и произведения письменности или печати.

В Европе и США стали распространяться службы документации, которые занимались обслуживанием бизнеса, медицины, политики, производства, т.е. специальной коммуникационной деятельностью, которая вышла за пределы традиционной библиотечно- библиографической сферы.

В 1937 г. была учреждена Международная Федерация документации, ныне именуемая Международная Федерация информации и документации. Документационная практика стала предметом документационной науки, позже получившей название документалистика.

После Второй мировой войны развитые страны столкнулись с информационным кризисом, вызванным противоречием между накопленными человечеством знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком. Ученые стали заявлять: «Гениальные открытия сделаны, опубликованы и похоронены в недрах библиотек, где их невозможно обнаружить; мы не знаем, что мы знаем!»

Стали повсеместно создаваться информационные службы, информационные системы, информационные сети, использующие постоянно растущий потенциал вычислительной техники и техники связи. Эти средства нуждались в научном обосновании, которое стала разрабатывать информационная наука (InformationScience), названная в 1966 г. в нашей стране информатика. Задача информатики виделась в совершенствовании лишь научной коммуникации; остальные же коммуникационные системы, в том числе – массовая, экономическая, политическая, эстетическая и пр. оставались в стороне.

Ретроспективно оценивая достижения XX века в области изучения социальной коммуникации, можно констатировать, что коммуникационная проблематика стала составной частью фундаментальных общественных наук – социологии, психологии, социальной психологии, культурологии, социальной философии, а также освоена различными прикладными учениями