Двигательная активность и физкультурные минутки в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 г.Заринска Леоненко Надежда Григорьева 900igr.net.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Щербинина М.В.
Advertisements

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ в системе ФГОС Заместитель директора по безопасности Хлебникова В.В.
Значение физкультурных минуток Подготовила: Шабанова А. ДОиВ-3.
Министерство образования Московской области ГОУВОО Московский государственный университет Тема: «Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации.
Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды школьников.
Организация перемен в начальной школе. Рекомендации по выбору видов физкультминуток В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а всем.
УРА! Физкультминутка! «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания,
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа4 Города Мирный Архангельской области ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Использование здоровьесберегающих.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз.
Здоровьеформирующие основы здорового образа жизни. Составила: учитель ЛФК высшей квалификационной категории школы 657 г.Санкт-Петербурга Прасолова Е.М..
Сухость, покраснение, воспаление, раздражение и усталость глаз, головные боли все это является следствием постоянно возрастающих требований к зрению и.
Двигательная активность школьника. Движение –это жизнь И движение это естественная потребность школьников. И эта потребность реализовывается посредством.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Приозерск Мескио Анастасия Юрьевна.
Учитель биологии МБОУ «Ликино-Дулевский лицей» Хижняк И.Е.
Вариант 1 (длительность 3-5 минут). Исходное положение – сидя в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
Укрепление физического, психического, умственного здоровья через кинезиологические упражнения Учитель-логопед: Н.А.Щелчкова.
Урок - основная форма учебного труда школьников. За период обучения в школе каждый ученик проходит через уроков.
Здоровьесберегающий потенциал современного урока Учитель русского языка и литературы МБОУ - лицей 10 г. Белгород Казьмина Вера Ивановна.
Дорогие ребята! Если вы много читаете, смотрите телевизор и сидите за компьютером, от этого глаза сильно устают. Мы представляем вам специальную глазную.
Транксрипт:

Двигательная активность и физкультурные минутки в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 г.Заринска Леоненко Надежда Григорьева 900igr.net

Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто. Сократ Человек высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию быть здоровым.

В последние десятилетия значение физической активности особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека- повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Урок - основная форма учебного труда школьников Правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья. Учеными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11 % необходимой двигательной активности. Потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день, а в неделю от 18 до 24 ч.

Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет минут. После минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её на 50 %. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания; ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; появление чувства усталости; шум в классе.

Физкультурные минутки– кратковременные перерывы на занятиях (1-5 минут) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Задачи физкультминуток снять психическое напряжение у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности; возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями; сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению. внесение эмоционального заряда; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; восстановление и активизация организма.

http://aida.ucoz.ru9 Физиологически обоснованным временем для проведения физминутки, является 12-я 20-я минута урока. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 мин. Каждая физминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз.

Требования к проведению физкультминуток: Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Существует несколько видов физминуток: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха; упражнения для профилактики плоскостопия; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика.

http://aida.ucoz.ru12 Возможные ошибки подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке; увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей); выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями и на уроках. предназначены для: Общего воздействия; Улучшения мозгового кровообращения; Снятие утомления с плечевого пояса и рук; Снятие утомления с туловища и ног; Снятие утомления с кистей рук.

Динамические (двигательные) перемены – организованная форма активного отдыха на перемене. Их проводят после второго- третьего уроков. Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

Заключение Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»

Итак, мы должны: целенаправленно, системно вести оздоровительную, физкультурно-массовую, профилактическую, коррекционную деятельность с учащимися; осуществлять просветительскую, деятельность с родителями учащихся; разрабатывать и реализовывать индивидуальные и коллективные программы, направленные на оздоровление детей; использовать на уроках оздоровительные двигательные минутки, упражнения для глаз, дыхательную гимнастику; применять зрительные тренажеры, зрительно-поисковые стимулы по В.Ф Базарному;

Физкультминутки

Физминутка для нетрадиционного урока Игра-путешествие http://aida.ucoz.ru19 Учитель Ученики - Мы успешно добрались до станции на поезде, но дальше нам придется двигаться пешком по дороге. И я хочу проверить, как вы знаете правила дорожного движения. Поиграем в игру «Светофор». Я буду вам показывать сигналы, а вы должны выполнять движения. Если красный, то что нужно делать? - Если зелёный? - Если жёлтый? - Значит, вы будете стоять на месте при красном свете, хлопать в ладоши при жёлтом, а если будет зелёный сигнал - топать ногами на месте, но не сильно, чтобы не мешать работать другим классам. Начали! - Стоять! - Можно идти! - Приготовиться!

На уроках математики уместно проводить физминутки со счетом Поработали мы дружно, А теперь поспать нам нужно, (Дети кладут голову на парту, закрывают глаза). Тише, тише, тишина В нашу комнату пришла. Умножали, умножали, Очень, очень мы устали. Раз, два - выше голова, Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - тихо сесть. Посидим, отдохнем И опять считать начнем.

Можно во время физминуток закрепить знание геометрических фигур Много надо ль нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом - еще кружок, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачек Для проведения некоторых физминуток используются наглядные пособия Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова нарубим, Приседаем столько раз, Сколько мячиков у нас. Сколько покажу кружочков, Столько сделаем прыжочков. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов. И присядем столько раз, Сколько уточек у нас. На носочки встанем, Потолок достанем И тихонько сядем.

Упражнения для кистей рук Дети много и долго пишут на уроках в школе. И даже в старших классах одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости или вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев, удерживающих ручку, в легком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий букв, цифр и т.д.

При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординиро- ванных движений кистей рук. У детей младшего школьного возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в лет. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минутами (В. М. Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса от 3 минут до 5 минут 20 секунд (Н. Н. Куинджи). В 4-ом классе беспрерывное письмо может осуществляться уже в течение минут

Птичка Вариант 1 Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движениями кисти вверх-вниз, влево-вправо отвечают на вопросы. - Птичка хочет есть? Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да». - Птичка хочет пить? Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да». - Птичка хочет спать? Движением кисти влево-вправо дети отвечают: «Нет». - Птичка хочет играть? Движением кисти влево-вправо дети отвечают: «Нет» Вариант 2 Учитель предлагает детям показать, как курочка клюет зёрнышки. Вариант 3 Упражнение направлено на развитие свободного движения указательного пальца. Подушечки большого и среднего пальца прижаты друг к другу. Дети несколько раз поднимают средний палец вверх. Безымянный палец и мизинец прижаты к ладони. Учитель предлагает детям показать, как «у птички открывается клювик».

Пальчиковая гимнастика с предметами Упражнения с ученической ручкой Упражнения с катушкой из-под ниток

1. «Колечко». 2. «Лезгинка». Пальчиковая гимнастика Поочерёдно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя с большим. Упражнение выполняется с каждой рукой отдельно, затем вместе. Левую руку сжимаем в кулак, большой палец отставляя в сторону. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой руки.(6-8 раз)

Гимнастика для глаз 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренажёр, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного.

Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки. По данным исследований В. Ф. Базарного, при напряженных зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т. е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к четкому видению отдаленных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Тренажёр Базарного В.Ф. Способствует улучшению координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение. Задание. Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.

Упражнение «Вращение». Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. А теперь то же самое, только с закрытыми глазами.

Упражнение «Во все стороны». Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх – вниз, вправо – влево. По 10 – 15 раз.

Упражнение «Пальчик». Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

Упражнение «Кто там?» Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите это еще раз.

Гимнастика для улучшения слуха Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности 1. Гимнастика для глаз на офтальмотренажёре. 2. Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами. 3. Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками.

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко 1. Пальминг 2. Верх-вниз, влево-вправо 3. Круг 4. Квадрат 5. Покорчим рожи 6. Рисование носом 7. Раскрашивание 8. Расширение поля зрения 9. Буратино 10. Часики

Несколько упражнений на развитие слуха, которые учитель может делать на физминутке: Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обоих ушек отпустили, нажали, отпустили. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха. Сделали веточку из безымянного и указательного пальцев, засунули туда свои ушки и вверх-вниз, вверх-вниз так, чтобы передняя и задняя стороны ваших ушек хорошенько массировались. Начинаем дергать себя за ушки сначала 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем вверх тоже 20 раз. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько ее помассируйте. Потяните ушки в сторону снова 20 раз. Теперь выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону (20 раз).

Упражнения, корректирующие осанку

Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, не соответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушениям осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьезным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы.

Упражнения для профилактики плоскостопия Развитие стопы протекает достаточно интенсивно. Соотношения уплощенных и нормальных стоп зависит от пола и возраста. В младшем школьном возрасте плоские и уплощенные стопы встречаются в среднем у 30% мальчиков и 20% девочек, при этом уплощение левых стоп наблюдается чаще, чем правых. Взрослых всегда должны настораживать жалобы ребенка на боли в ногах при относительно небольших нагрузках, при ходьбе или стоянии. Для профилактики плоскостопия предлагаются упражнения, которые можно выполнять как сидя, так и стоя.

Дыхательная гимнастика

При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объем каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге http://aida.ucoz.ru42

1. Чудо-нос После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре Снова дышим: Глубже, шире.

Литература 1. Афонин И., Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри! Санкт-Петербург, Изд. ПИТЕР, Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей, - 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, Волина В. Праздник числа, Учимся играя. М., новая шко­ла, Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, Кальченко Е. И., Петров Н. М., Георгиев В. Г. Гигиеническое обучение и воспитание в школе. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., Просвещение, 1996 г. 7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. (Выпуск 1 математика, природоведение): Практич. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002., 8. Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. Педагогика, Физическая культура шестилеток. Под ред. профессора Н. Т. Лебедевой. Минск, Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания. М., Физкультура и спорт, 1972.