Лекция 1 Введение в психодиагностику Лектор Сахарова В.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Advertisements

Виды психологических диагнозов Выполнила : Самогина А.А. СКП-ЛПБ-31.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Психолого-педагогический мониторинг как важный компонент в создании благоприятных условий для развития и воспитания школьников.
Психологический диагноз (П.Д.) План. 1.Определение понятия. 2.Характеристика особенностей психологического диагноза. Дискуссии о значимости П.Д. 3.Уровни.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Программа профессиональной переподготовки «Психология управления» призвана ознакомить слушателей с теоретическими и прикладными.
План лекции: 1. Основные принципы коррекционной работы; 2. Цели психологической коррекции; 3. Требования, предъявляемые к участникам коррекционной ситуации;
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Савельева Елена Николаевна МАОУ гимназия 100, педагог - психолог.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Транксрипт:

Лекция 1 Введение в психодиагностику Лектор Сахарова В.Г.

Цель лекции раскрыть понятие психодиагностики как научной и практической дисциплины

План лекции: 1. Понятие психодиагностики (ПД); 2. ПД как научная дисциплина; 3. Номотетический и идеографический подходы в ПД; 4. ПД как практическая дисциплина; 5. Структура ПД; 6. Место ПД в системе психологического знания; 7. Понятие психологического диагноза; 8. Области практического использования результатов психодиагностической работы

Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а так же для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку

Психодиагностику нельзя рассматривать как отдельную отрасль психологии по аналогии с общей, клинической, психологией личности или психологией развития; Психодиагностика не имеет собственной, только ей присущей области исследования, собственного объекта изучения; Психодиагностика существует не иначе как во взаимодействии с другими предметными областями психологии Ян тер Лаак считает, что

Предмет психодиагностики - индивидуальные особенности проявления тех или иных психических состояний

Психодиагностика как научная дисциплина

Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств, то есть психодиагностика выступает как научная дисциплина

Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

1. Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки? 2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений? 3. В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики? 5. Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации? 6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека Принцип отражения

Принцип развития ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений

сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой Принцип единства сознания и деятельности

Личностный принцип требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально- психологических особенностей человека: Номотетический (от лат. Norma – образец) подход – измерение индивидуально- психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой; Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание

Эти подходы отличаются по следующим основаниям: понимание объекта измерения; направленность измерения; характер методов измерения

Основание Номотетический подход Идеографический подход Понимание объекта измерения Понимание личности как набора свойств Понимание личности как целостной системы Направлен- ность измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности Методы измерения Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографические техники

Психодиагностика как практическая деятельность

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики.

1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту; 2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой Она включает в себя:

3. Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики

4. Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области

Выделяют 2 основные психодиагностические ситуации: Ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения)

Ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности

Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам: - мотивация клиента, готовность к сотрудничеству; В ситуации СК клиент сам обратился за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации СЭ человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен;

Характер обратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией) В ситуации СК ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции; В ситуации СЭ ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения

Варианты использования психодиагностических данных

1. Данные используются специалистом смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения(Например, в медицине, суде проф. отборе психолог дает заключение о степени выраженности тех или иных свойств, а решение принимают третьи лица

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля (Например, школьная неуспеваемость)

3. Психологический диагноз необходим для самостоятельной работы с клиентов. От качества психодиагностики зависит 90 % успеха; сведения, полученные психодиагностом, будут использоваться самим клиентом в целях саморазвития или в других целях

4. Данные используются самим психологом для постановки психологического диагноза для разработки путей психологического воздействия Соответственно используются различные методики с различной направленностью

Тем не менее, оба комплекса вопросов теоретические и практические тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики

Задачи: 1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения; 2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях; 3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо; 4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей

Структура психодиагностики

Психодиагностика Образовательная КлиническаяПрофессиональная

Образовательная психодиагностика - не только широко использует разнообразные психологические методики, к этой области должны быть отнесены те тесты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности);

Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально- психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защит и т. д.)

Помимо названных областей следует выделить профессиональную психодиагностику, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использования и развития диагностических методик

Место психодиагностики в системе психологического знания

Фундаментальную (изучает общие закономерности функционирования и развития психики); Прикладную (изучает специфические закономерности психической деятельности в конкретных условиях); Практическую (решает на научной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей) она отличается наличием прямого контакта с реальным объектом практической деятельности

т.о. психодиагностика как практика является одним из видов деятельности практического психолога, а как научная дисциплина разделом практической психологии

Понятие психологического диагноза

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза

1 диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого- либо признака. В этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся или с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием

2 диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием (например социально-психологическим нормативом)

В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть:

1. Переданы другим специалистам (врачам, педагогам- дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе; 2. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям 3. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно- развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с исследуемым

Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы

1. Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания; 2. Во-вторых, психодиагностика является важной составляющей деятельности специалистов по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультаций, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях

3) В-третьих, результаты психодиагностических испытаний применяются в клинико- консультационной и психотерапевтической работе; 4) В-четвёртых, психодиагностика находит все большее применение в судебной практике, при проведении судебно-психиатрической экспертизы

Спасибо за внимание!