Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания высшей категории МБОУ «Гимназия 1» Рузаевского муниципального района Варюхиной Риммы Анатольевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Представление опыта работы учителя истории и обществознания Щерба Ольги Николаевны Денисовский профессионально- технический колледж Реализация компетентностного.
Advertisements

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания МКОУ «Октябрьская СОШ 1» Ивановой Натальи Галеевны 2012г. Реализация системно- деятельностного.
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Курьинская сош» Евсюковой Ларисы Ивановны Алтайский край с.Курья, 2010г. Реализация.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Отдел образования и молодёжной политики АМР «Княжпогостский» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Емвы Школьное методическое объединение учителей.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Внедрение ФГОС показало, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации Федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа 103» «Средняя образовательная школа 103» Ленинского района.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Транксрипт:

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания высшей категории МБОУ «Гимназия 1» Рузаевского муниципального района Варюхиной Риммы Анатольевны Реализация компетентностного подхода при изучении истории и обществознания через интерактивные формы работы

«Добрая школа – это хорошо. Умная школа – это великолепно. Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни» Д. Дьюи Противоречие Особенности личности каждого ребёнка Структура образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования

«Будущее в руках школьного учителя» В. Гюго Актуальность опыта 1. Древняя мудрость гласит « можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. 2. Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки содержательных методологических аспектов образования, пересмотра целевых образовательных установок и педагогических средств, предусмотренных Стандартами второго поколения. 3. « Образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.» Закон РФ "Об образовании"

Актуальность опыта вытекает и из потребностей совершенствования системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач.

Применение интерактивных технологий способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, постоянно развивающемся обществе. 5

«Мы одержимы страстью учить тому, чему наши ученики гораздо лучше научились бы сами, и забываем о том, в чем мы одни могли бы их наставить» Ж.Ж.Руссо Гипотеза: Применение интерактивных технологий способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, постоянно развивающемся обществе. Цель: Реализация компетентностного подхода через использование интерактивных технологий.

Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний на основе объяснительно – демонстрационного подхода системно-деятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения.

Для человека XXI столетия важнее всего умение анализировать исторический материал, умение работать с информацией, понимать и интерпретировать источники, на их основе реконструировать историческую реальность. Предмет, который может стать и камнем преткновения, и ориентиром

1. Проблема рассогласованности между ведущими программными документами, определяющими вектор развития современной школы (Концепция модернизации российского образования; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; примерные учебные программы) и учебно-методическим комплексом по предметам «История» и «Обществознание».

2. Смещение образовательных приоритетов у современных старшеклассников. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Такая ситуация, если ее не корректировать, приведет к тому, что ученик вообще перестанет самостоятельно учиться, и будет применять единственный навык – находить в сети необходимую информацию.

3. При проведении контроля ученики без затруднений выполняют задания, требующие знаний. Трудности вызывают задания, направленные на проверку умений и навыков эти знания применять. Кроме того, педагогические наблюдения за учащимися на уроке, показывают, что они испытывают затруднения в процессе создания и предъявления результатов своего труда: стесняются публично выступать, не умеют самостоятельно создать образовательный продукт - проект, презентацию. У учеников не развиты навыки работы в группе Они не привыкли оценивать свои успехи и не умеют конструктивно оценивать деятельность других.

4. Поэтому специфические условия влекут за собой необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни. Проще говоря, за учебное время, определенное учебным планом на изучение предмета «История» и «Обществознание», мне необходимо решить триединую задачу – дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

Ведущая педагогическая идея: формирование ключевых компетенций школьников на уроках истории и обществознания Гипотеза: Применение интерактивных технологий способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, постоянно развивающемся обществе. Цель: Реализация компетентностного подхода через использование интерактивных технологий.

1. Проанализировать и систематизировать современные технологии, позволяющие сформировать основные компетенции ученика. 2. Применить интерактивные формы работы в процессе организации образовательно- воспитательной деятельности. 3. Организовать учебный процесс в инновационном режиме школы.

Новизна опыта состоит в том, что опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по развитию ключевых компетентностей у учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности. Впервые опыт обобщен в рамках компетентностного подхода в курсе истории и обществознания в инновационном режиме «Гимназии 1» с использованием интерактивных форм работы

1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. 2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. 3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия. 4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах. Основные компетенции: 16

Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках истории и обществознания. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности. Лопатин А.Р. Создание ситуаций успеха. Свиридова А.Н. Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика. Сиротюк А.Л. Обучение целостного ребенка. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты

Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой: Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это: Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой- либо деятельности – исследование, проектирование; Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; Организация продуктивной групповой работы; Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера; Усиление практической направленности школьного образования.

коммуникативная (дискуссионная) рефлексивная, психологическая проектная ИКТ деятельностная, проектная педагогические технологии: исследовательская

обучение через открытие; моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности; способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; осознание учеником деятельности. 21

- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса; - демонстрация учебных видеороликов; - создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке; 22

- критическое осмысление информации, - выделение главного в информационном сообщении, - систематизирование и обобщение материала, - грамотное представление имеющейся информации. 23

кластер мозговой штурм эссе синквейн презентация тесты творческая работа (рисунок, поделка) таблица работа с документом Методические приемы и средства: электронное учебное пособие

Исследовательская работа Конференция Формы работы Творческие конкурсы Работа над проектами Экскурсии Олимпиады Предметная неделя

Основополагающие компетенции: знание учениками исторических фактов - « Я знаю, что это наше! » положительное отношение к определенным фактам истории и культуры - « Я горжусь …» готовность участвовать в практической деятельности- « Я готов действовать ». 26

1. Повысился уровень использования наглядности на уроке. 2. Повысилась производительность урока. 3. Активнее устанавливаются межпредметные связи. 4. Появилась возможность организации проектной деятельности обучающихся под руководством преподавателя. 5. Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Они начали видеть в преподавателе «родственную душу». 6. Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность. 7. Повысилось качество знаний по истории и обществознанию во всех классах. 8. Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности. 27

Результативность Результативность Решительные шаги к открытости, вариативности, деполитизации учебных занятий Решительные шаги к открытости, вариативности, деполитизации учебных занятий Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах. Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах. Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания Перевод организации учебно- воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика Перевод организации учебно- воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика

По итогам внутреннего мониторинга (школьного уровня) в МБОУ «Гимназия 1» качество знаний по истории и обществознанию составило в учебном году - 80,6% в 2012 – 2013 учебном году – 72,7%; в 2013 – 2014 учебном году – 80,3% в учебном году – 76,2%

предмет Средний балл г г г. История 60,757 49,3 Обществознание 61, Средний балл по Мордовии История – 59,4 Обществознание – 60,79 История – 44,9 Обществознание – 53,02 история – 46,7 Обществознание – 53,3 Средний балл по результатам ЕГЭ по истории за последние три года

Учебный год Количество учащихся, проходивших ГИА по обществознанию Качество знаний Ср. балл Количество учащихся, проходивших ГИА по истории Качество знаний Ср. балл ,8% Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации по истории и обществознанию в форме ГИА.

Класс Муниципальный уровень Средний % Республикански й уровень Средний % А (история)68,4%66,1%47,1%44,2% 11Б (история)63,8%41,2% 11А (обществознание ) 77,3%70,7%100%81,8% 11Б (обществознание ) 64%63,6% Средний %68,4% 63% Качество знаний по итогам внешнего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период

Классы% качества знаний Школьный МуниципальныйРеспубликанский А (обществознание) 88,3%-- Средний %88,3% А (обществознание) 86%-- 11А (обществознание) 88,3%-- Средний %87,2% А (обществознание) 73%-- 10Б (обществознание) 71,3%-- 11А (обществознание) 80,4%77,3%100% Средний %74,9%77,3%100% А (обществознание) 82,5%-- 11Б (обществознание) 79,6%-- Средний %81,1-- Качество знаний по результатам административных контрольных работ в профильных классах

учебный год муниципальный республиканский-3-6 Всероссийский-5-22 Мои учащиеся являлись победителями и призерами предметных олимпиад по истории, обществознанию, праву и экономике на уровне:

учебный год муниципальный 591 республиканский Всероссийский 63- Мои учащиеся являлись победителями и призерами в конкурсах по истории, обществознанию, праву на уровне:

« Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал ». Р.Н. Бунеев

Принимала участие в опытно-эксперементальной деятельности МБОУ «Гимназия 1» которая являлась эксперементальной муниципальной площадкой по теме: «Система работы с одаренными детьми». Приказ 68/1 от 05 сентября 2008 года по Управлению образования Администрации Рузаевского муниципального района). Результативность: 2011 г. – муниципальный уровень Умарова Ригина – победитель муниципального конкурса «Ученик года 2011» 2011 г. – Республиканский уровень Куркин Евгений – лауреат 3 степени 2 Открытого отборочного тура Московского Международного Форума «Одаренные дети» клуб юристов «Шерлок Холмс» Родина Лина – лауреат 1 степени 2 Открытого отборочного тура Московского Международного Форума «Одаренные дети» в номинации « Успех моей будущей профессии» Десятникова Анастасия – лауреат 1 степени 2 Открытого отборочного тура Московского Международного Форума «Одаренные дети» в номинации « Успех моей будущей профессии»

2012 г. – Муниципальный уровень Аграшева Ольга – победитель конкурса «Ученик года – 2012» 2012 г. – Республиканский уровень Барабин Глеб – Гран- при 3 Открытого отборочного тура Московского Международного Форума «Одаренные дети» в номинации «Клуб юных дипломатов «Александр Горчаков» Куркин Евгений - Гран- при 3 Открытого отборочного тура Московского Международного Форума «Одаренные дети» в номинации «Будущие президенты» Михеева Ольга, Еськина Кристина - Гран- при 3 Открытого отборочного тура Московского Международного Форума «Одаренные дети» в номинации «Гостеприимство»

2013 г. – Муниципальный уровень Алексина Екатерина – конкурс «Конституция глазами ребенка» в номинации «конкурс рассказов» - 2 место Батаева Алина – 1 место в конкурсе антинаркотических проектов «Право на жизнь» Короткова Анна – 1 место в историко- правовой игре «Подросток и закон» 2013 г. – Республиканский уровень Алексина Екатерина – 1 место в Республиканском этапе проекта конкурса «Конституция глазами ребенка» Приволжского Федерального округа Аграшева Ольга – 2 место в Республиканском этапе проекта конкурса «Конституция глазами ребенка» Приволжского Федерального округа 2014 г. – Республиканский уровень Грачев Алексей – 2 место в 4 Открытом отборочном туре Московского Международного Форума «Одаренные дети» в номинации клуб«Юных историков»

2015 г. – муниципальный уровень Короткова Анна – победитель в муниципальном конкурсе «Ученик года 2015» 2015 г. – Республиканский уровень Короткова Анна – лауреат Республиканского конкурса «Ученик года 2015» в номинации «Заявка на успех»

знание учениками исторических фактов - « Я знаю, что это наше! » положительное отношение к определенным фактам истории и культуры - « Я горжусь …» готовность участвовать в практической деятельности- « Я готов действовать ». РЕЗУЛЬТАТ:

У замечательного педагога и писателя Симона Соловейчика, есть такой афоризм, ставший девизом : «Вы - талантливый учитель. У вас -талантливые ученики». Настоящий учитель - тот, кто считает своих учеников талантливыми, даже гениальными.