Воронцова Эльмира Лекмановна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Advertisements

Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Упр. 178 с. 91. Прочитайте текст К какому стилю речи относится текст? Публицистический. Какой тип текста?(описание, повеств., рассужд.) Рассуждение. К.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Что … Навряд ли … Есть … И самое … Лексический повтор- повтор значимого для автора слова: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Парцелляция-
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
В.П.Астафьев Родился 2 мая 1924 г. в деревне Овсянка Красноярского края.
По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
«Обучение сжатому изложению». Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Природа для меня – это познание жизни, её законов.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Вариант 6. напишите сжатое изложение по тексту Д.С. Лихачева ( Сделайте компрессию текста). Помните :объём изложения – не менее 70 слов и не более 90)
Транксрипт:

Воронцова Эльмира Лекмановна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы 2 имени Б.П.Зиновьева 1

Продолжить формирование следующих коммуникативно-речевых умений: - умение отбирать в исходном тексте основное и существенное; - умение сокращать текст разными способами; - умение правильно и логично излагать свои мысли; - умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. 2

1 ) Упрощение (замена): замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым; 2) Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов; 3) Обобщение (слияние нескольких предложений в одно). 3

1. Упрощение Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня. Откуда знать он мог, что бабушка была для меня всем, что есть на этом свете дорогого. (замена однородных членов обобщающим наименованием) 4

2. Исключение Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. Мне нужно было бросить всё и поспешить на похороны, а я не сделал этого. (исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение) 5

3. Обобщение (слияние) и исключение. Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. Кожа блестит, и через неё видна каждая косточка. (Слияние предложений и исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение) 6

1. Определите тему текста ( о чём текст?). 2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). 3. Определите стиль текста и тип речи. 4. Определите особенности построения текста: - в повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец; - в описании – предмет речи и его значимые признаки; - в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод. 5. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части. 7

Записать опорные слова в каждом абзаце (микротексте). Сформулировать главную мысль каждого абзаца (микротекста), стараясь в тексте найти точную фразу. (Можно сформулировать самостоятельно, если в тексте не удается найти конкретной фразы). Осознанно убирая всё несущественное, неглавное, составить каждый абзац, используя основные приемы компрессии текста. Записать полученные предложения. 8

1. Желание первому встретить бабушку у входа в дом. 2. На Земле произошли изменения, но в родном доме все, как прежде. 3. Долгожданная встреча и просьба близкого человека. 4. Сообщение о смерти бабушки. 5. «Живет в сердце вина». 9

Первой в деревне мне хотелось увидеть свою бабушку. Поэтому я пробрался к дому задами и замер у двери. Бабушка сидела у окна и сматывала на клубок нитки. Буря пролетела над землей! Перемешались миллионы че­ ловеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, подох фашизм, а тут все осталось по-старому: занавеска в крапинку, синяя кружка на припечке, даже бабушка на своем месте с привыч­ным делом в руках. Бабушка увидела меня, хотела кинуться ко мне, но ее шатну­ло в сторону, и она ухватилась за стол. Я увидел ее такие теперь маленькие руки. Кожа блестит, и через нее сквозит каждая косточ­ка. Я сгреб бабушку в беремя. Она торопливо тыкалась мне в грудь, целовала там, где сердце, и все повторяла, что молилась за меня. На дряхлой ее щеке осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды. Бабушка жаловалась на усталость, чувствовала приближение смерти. Она просила меня приехать на похороны, закрыть глаза. Вскоре бабушка умерла. Хоронить меня не пустили. Сказали, что не положено. Откуда начальству было знать, кем была для меня бабушка? Теперь мучаюсь, что не поехал. Живет в сердце вина. Знаю, что бабушка простила бы меня. Но все равно терзаюсь непроходящей вечной болью, что не отдал родному человеку последний поклон. Бабушки нет, и некому прощать. 10