У чет индивидуально-личностных особенностей учащихся и социального контекста их развития при адаптации детей к начальной и основной школе Даниленко Ольга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: –
Advertisements

Адаптация к школе учащихся 5 класса. Определимся с терминами: АДАПТАЦИЯ- процесс приспособления к новым условиям ДЕЗАДАПТАЦИЯ- неумение решать новые задачи,
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Готовность к школе В современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к учебной деятельности.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
! меняется его место в системе общественных отношений; меняется весь уклад его жизни; возрастает психоэмоциональная нагрузка; На смену беззаботным играм.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ».
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Адаптация к учебному процессу. Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая %16– 70%15- 68%50-
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой Тебе нравится в школе? не очень нравится не нравится Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда.
ПЯТИКЛАССНИКИ Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Педагог-психолог.
Школа это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс.
Информация подготовлена: методистом Регионального социопсихологического центра Антошкиной И.В. Август 2013 г.
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
«Результаты мониторинга образовательных достижений первоклассников в конце учебного года» Родительское собрание «Результаты мониторинга образовательных.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Транксрипт:

У чет индивидуально-личностных особенностей учащихся и социального контекста их развития при адаптации детей к начальной и основной школе Даниленко Ольга Васильевна к.п.н. доцент МГППУ

"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе". М.Хариссон

Высота и дальность полета закладывается на старте

При интерпретации данных, представленных на профилях, рекомендуется следующий план анализа результатов: До анализа результатов необходимо внимательно познакомиться с описанием показателей, представленных на профиле и рекомендациями по интерпретации результатов обследования учащихся 3 класса в конце учебного года, представленными в данных материалах. Проанализировать данные ученика по отдельным сферам, выделяя результаты, выходящие за пределы нормы (мелкого пунктира или обычного пунктира) или имеющие значения типа «низкий», «ниже нормы» и др. При анализе данных учитывать коэффициент их надёжности. По познавательной сфере обратить внимание на достижение или не достижение учащимися базового уровня по результатам выполнения итоговых работ по математике, русскому языку и чтению (художественный и научно-популярный тексты), сравнить результаты выполнения итоговых работ учащимся и классом в целом. Это необходимо для определения направления индивидуальной работы с учеником в течение учебного года. Сравнить результаты учащихся, полученные при их обследовании, с данными об этом ученике, полученными от учителя или их родителей. Сравнить результаты ученика с результатами класса по отдельным сферам. При выявлении значимых отклонений дополнительно проанализировать содержание отдельных вопросов, по которым формировался показатель, и обратиться к рекомендациям по интерпретации результатов обследования учащихся 3 класса в конце учебного года (пояснения к формам). Посоветоваться со школьным психологом. Особое внимание необходимо обратить на сферу «Эмоциональные проблемы и цена адаптации ребёнка к школе». Среди показателей данной сферы присутствуют показатели агрессивности и тревожности. Эти данные необходимы для выбора индивидуальных подходов к каждому ученику. В случае высоких значений данных показателей учащиеся нуждаются в особом внимании и исправлении ситуации. Эти данные необходимы для выбора индивидуальных подходов к каждому ученику.

Динамика показателей познавательной сферы показывает особенности не только образовательных достижений, но и специфику процесса развития ребенка. общее развитие познавательной сферы и повышение индивидуально-личностной зрелости позволяет ребенку усваивать материал в соответствии со стандартом. в случае, если в конце 1, а тем более 4 класса базовый уровень не достигнут по одному или нескольким предметам или происходит выраженное снижение образовательных достижений, значит, для этого существуют серьезные причины, для выявления которых необходимо провести сопоставление образовательных достижение с индивидуально-личностными особенностями ребенка и его социальной ситуации развития

Сопоставление образовательных достижений с индивидуально-личностными особенностями ребенка и социальной ситуации его развития Можно выделить учащихся, у которых основные причины проблем могут быть обозначены как внутренние. В эту группу, прежде всего, попадают дети, у которых имеются какие-либо психоорганические проблемы, то есть нервная система ребенка в процессе раннего развития, возможно, еще до рождения или в процессе родов, в раннем детстве или относительно недавно в результате травмы или какого-либо заболевания, перенесенного наркоза, получила повреждение.

Внутренние причины неуспеваемости Эти повреждения могут быть незначительными, повлекшими за собой, так называемую минимальную мозговую дисфункцию и с точки зрения врача-невролога быть в рамках нормы, однако, на компенсацию имеющихся проблем может уйти значительное время, которого у маленького школьника и не хватило. У значительной части этих детей в условиях школьной адаптационной и учебной нагрузки без необходимой поддержки родителей и педагога произошло отягощение имевшихся проблем негативным опытом, низкой самооценки, потерей мотивации. Для этих детей характерно наличие значительных проблем в пункте 8 «Усвоение норм поведения в школе», 9 «Успешность функционирования в роли ученика» и сниженные резервы здоровья.

Для помощи детям этой группы педагогам необходимо делать акцент не на имеющихся проблемах, а на тех позитивных качествах ребенка, которые могут стать опорой для дальнейшего развития Педагогам важно помнить, что на протяжении всего периода младшей школы идет интенсивное созреванием нервной системы ребенка, у детей с различными вариантами минимальной мозговой дисфункции происходит компенсация имеющихся проблем как за счет развития и компенсации, так и за счет все более эффективного использования ребенком своих индивидуальных возможностей. Часть детей, «дозрев», в основной школе значительно повышает свою успеваемость. Иногда это воспринимается как подтверждение низкого профессионализма педагога младшей школы или результат его пристрастного несправедливого отношения, но на деле это как раз свидетельствует о том, что, не смотря на имевшиеся трудности, педагог смог сохранить учебную мотивацию ребенка, «достроить» учебные навыки, что проявило себя именно на этапе созревания нервной системы. У

В раннем подростковом возрасте создаются дополнительные возможности для коррекции имеющихся проблем на психофизиологическом уровне этому способствует процесс созревания нервной системы и компенсации недостатков познавательной системы (например, проявления дислексии и дисграфии могут быть более выражены при усвоении русского языка, чем иностранного, так как в момент начала обучения чтению и письму на родном языке мозговые проблемы были более выражены и менее скомпенсированы, чем в более позднем периоде, когда началось изучение иностранного языка); на психологическом уровне – повзрослевший ребенок может стать более осознанным участником коррекционной работы, стремясь к преодолению проблем и саморазвитию.

Внешние причины неуспеваемости Для значительного числа детей наибольшее значение имеют внешние проблемы недостаточных успехов в освоении учебной программы. Внешние проблемы – это так называемая ситуация развития, прежде всего особенности семейного воспитания, установки семьи по отношению учебной жизни ребенка, а также специфика образовательной системы, в которой развивается ребенок, и, ее самая значимая часть - взаимоотношения в системе учитель-ученик. Безусловно, это деление на внешние и внутренние причины на практике оказывается достаточно условным, во всех случаях взаимодействия, и с родителями, и с учителем, и с одноклассниками индивидуальные «внутренние» особенности ребенка имеют важное значение, однако, именно ответственное «понимающее» поведение взрослых помогает формировать у ребенка адаптивное поведение, помогать «приноровиться» к своим индивидуальным возможностям. Выявление внешних факторов помогает построению эффективной коррекционной программы.

В ситуации новизны при поступлении в 5 класс настрой ребенка во многом определяется его самооценкой : если ребенок считает себя способным эффективно проявить себя в учебной ситуации, ожидает успешных результатов своей деятельности, то в новой ситуации он будет стремиться проявить активность, ожидать от нового этапа своей жизни хорошего. Это, в свою очередь, в значительной степени способствует реальному успеху. Если самооценка низкая, ребенок не ждет от новой ситуации ничего хорошего, скован и получить успех ему сложнее. В начале обучения в 5 классе на этапе адаптации особенно важно конструктивно взаимодействовать с каждым учеником, заметить имеющиеся успехи, даже самые маленькие, и работать над созданием позитивной атмосферы в классе, в которой промах или неудача рассматриваются как задача для развития, постараться создать зону успеха для каждого. В работе учителя с классом необходимо ставить специальную творческую задачу - отметить нечто хорошее в каждом ученике. На родительском собрании настроить семью на позитивную поддержку и последовательность действий. Родителей проблемных детей необходимо ободрить и помочь увидеть позитивные стороны ребенка, так как именно родители, желая подтолкнуть ребенка к успеху, сравнением с другими детьми и замечаниями вызывают дополнительное снижение самооценки. При переходе в основную школу самооценка школьника становиться особо уязвимой, даже имеющий высокую самооценку ученик, закономерно может испытывать трудности в новых условиях. Резкая критика, замечание могут приводить к стрессу, психоэмоциональному дискомфорту, переживанию собственной некомпетентности. Это может выражаться в непродуктивной психологической защитной реакции: отвержению конкретного учителя, грубости, резком снижении мотивации учения у успешного прежде ученика. В этот момент жизни ребенка особенно важна поддержка и терпение со стороны педагогов и родителей.

Эмоциональное отношение к школьной жизни Показатель вычисляется на основе ответов по методике «Настроение» и позволяет выявить субъективное отношение ребенка к различным аспектам его повседневной жизни. В эмоциональной окраске настроения в каждой конкретной ситуации суммируется вся гамма переживаний, связанных с данной ситуацией (тревожное ожидание неприятностей или воспоминание о приятных моментах). Если большое число детей отметило какую-то позицию как сопровождающуюся негативными эмоциями, необходимо дополнительно проанализировать данный вид деятельности, постараться выявить, что является для детей источником напряжения.

Динамика эмоционального отношения к школьной жизни Негативная динамика может быть связана с изменениями организации учебной и внеучебной жизни, например, другой учитель, произошедший в школе конфликт, сильное утомление, появление нового ученика, с которым не складываются отношения и т.д. Причины могут быть в изменениях в семье: изменение взаимоотношений в семье, развод родителей, изменение системы поддержки ребенка в отношении учебной деятельности, например, мама, которая помогала делать уроки, вышла на работу, рождение еще одного ребенка. Внутренние причины: усложнение программы выявило скрытые ранее проблемы в развитии; ребенок много болел и у него повысилась утомляемость. Но в 4 классе появляется и дополнительный фактор, связанный с приближающимся окончанием младшей школы. Учитель и родители в этот период особенно озабочены образовательными достижениями учащихся, возможные негативные последствия плохих оценок активно обсуждаются и в школе, и дома. Это может отражаться в усилении давления на детей, тревожном ожидании проверок и контрольных, что выражается в появлении большего числа негативных эмоций Важно обратить особое внимание на снижение уровня эмоциональных оценок отдельных сфер функционирования, встречающееся у многих учеников в классе (школе) и оказать своевременную поддержку.

Мотивация к обучению выпускников младшей школы

Динамика структуры мотивации младших школьников (выраженность мотивов, 2 и 4 классы)

Структура мотивации младших школьников (выраженность мотивов, 4 класс)

Мотивация На данном этапе мониторинга у значительного числа учащихся наблюдается устойчивая положительная динамика развития учебной мотивации или сохранение высокой мотивации на протяжении всех рассмотренных периодов. Это является большим достижением учителя и семьи, и, конечно, самого ребенка, указывающим на хорошую школьную адаптацию и последовательное развитие возможностей ребенка. Необходимо обратить внимание на детей, у которых учебная мотивация снизилась в текущем учебном году. Как уже отмечалось, к моменту завершения учебы в младшей школе взрослые, и педагоги, и родители, усиливают давление на детей, ожидания к ребенку растут. Если, пусть и не приводящие сразу к существенным результатам, усилия не были замечены, в оценке результатов деятельности в основном используется критика, то происходит обесценивание стараний. Ребенок перестает верить, что его усилия принесут результат. Мотивация снижается Особенно пристальное внимание необходимо детям, у которых наблюдается устойчиво снижающаяся или остающаяся низкой мотивация. Причины этого могут быть очень серьезны. Комплексный анализ адаптационного профиля ребёнка поможет понять причины и выделить зоны напряжения адаптации, в которых необходимо провести дополнительный анализ и оказать поддержку. Также можно увидеть детей с неустойчивой мотивацией: на протяжении 4 этапов исследования: она то снижается, то растет. Важно сопоставить, что происходило в жизни ребенка в момент изменения в обе стороны, и тогда можно найти не только дестабилизирующие факторы (например, перегрузка, проблемы в семье и т.д.), но и факторы, которые являются личными стабилизаторами ребенка (например, посещение интересного кружка или помощь кого-либо из родственников). Подобные колебания могут быть связаны и с проблемой здоровья, астенизация в результате частых болезней, вегетативная дисфункция, неправильный режим дня приводят к хронической усталости, в результате которой у ребенка пропадает желание проявлять активность, его позиция становиться все более пассивной.

Развитие мотивации Важной педагогической задачей является не только сохранение высокой мотивации учащихся и коррекция ее снижения, но и повышение зрелости мотивов обучения, углубление внутренней мотивации. Учителю и родителям необходимо понимать, что пробелы в знаниях и навыках невозможно игнорировать или устранить мгновенно. В начале обучения в основной школе взрослым необходимо быть реалистами, дать возможность сформировать недостающие навыки, чтобы не вызвать у школьника потери желания учиться и веру в свои силы. Учителям очень важно давать четкие ориентиры, по которым оценивается работа ученика, объяснять, что в работе правильно, а что нет, отмечать удачные моменты, даже если в целом оценка и не высокая. Это также является опорой для развития навыка планирования и оценки своей учебной деятельности, в противном случае это может вызывать только негативную эмоциональную реакцию школьника.

Усвоение норм поведения в школе Негативная динамика может быть следствием нарастающего конфликта с учителем, отражать формирование негативизма по отношению к школе или конкретному учителю. В то время, как у значительного большинства к четвертому классу внутренние возможности для более продуктивного поведения становятся выше, и появляется возможность сформировать новые адаптивные формы поведения, у части детей отмечается разбалансировка регуляторных систем в связи с ранним началом подростковой перестройки.

Успешность функционирования в роли ученика Положительная динамика, а также сохранение хорошего уровня показателя свидетельствует о повышении зрелости ребенка, осознанном стремлении быть успешным учеником, хорошем контакте с учителем. Негативная динамика может иметь под собой несколько причин: возможно, на предыдущем этапе ребенку оказывалась активная помощь кем-то из членов семьи, а теперь от него ожидается высокий уровень самостоятельности, к которой он не готов. Возможно, у ребенка повысилась утомляемость в результате перенесенной болезни, или усложнение программы не соответствует возможностям конкретного ребенка, или он не успевает за темпом класса, возможно, также проблема в снижении мотивации. Необходим дополнительный анализ всех позиций профиля.

Взаимодействие со сверстниками На пороге переходного возраста особенную остроту приобретает проблема взаимоотношений с одноклассниками. Нерешенные в младшей школе проблемы в сфере общения резко повышают риск нарушений адаптации в подростковом возрасте. Негативная динамика указывает на неудовлетворительную школьную адаптацию. В большинстве таких случаев у ребенка в предыдущих классах могли наблюдаться некоторые проблемы в поведении и общении. Без достаточной поддержки и при наличии проблем в обучении эти трудности усугубляются. Возникшая у ребенка реакция на проблемы с кем-либо из одноклассников может резко повысить его эмоциональный дискомфорт и тревогу, что, как правило, только усугубляет проблемы в поведении: обидчивость, агрессивность, уход от контактов. Негативная динамика, устойчивое сохранение низкого статуса требуют поддержки педагога и психолога, проведения специальной работы с классом Необходимо учитывать, что в младшей школе решающим фактором, формирующим отношение к ребенку одноклассников, является поведение учителя: кого хвалит учитель, с тем и хотят дружить. При большом количестве детей с отрицательной динамикой по этому фактору требуется работа с классом по формированию коллектива и навыков сотрудничества.

Коммуникативная компетентность это такая же система знаний, умений и навыков, как и другие учебные компетентности. Этому необходимо учить, причем младший подростковый возраст благоприятен для использования в учебной деятельности групповых форм, игровых приемов и технологий. Большое значение в начале 5 класса имеет тренинг на сплочение, который может провести психолог. Важно сразу с начала учебного года задавать позитивный тон взаимодействия, предупреждая конфликты, показывая, каким образом можно реагировать конструктивно. Пятиклассники в начале учебного года еще нуждаются в поддержке на перемене. Без организации перемены многие дети чувствуют в 5 классе потерянность, тревогу, часть детей, напротив, ощущает бесконтрольность, как возможность безнаказанно проявлять агрессивность. Важна работа с родителями, разъяснение важности умения общаться для успешной учебы, роль благоприятного психологического климата в классе для сохранения здоровья детей, демонстрация негативных последствий конкуренции и соперничества.

Установки родителей по отношению к школьному обучению. Повышение зрелости родительской позиции указывает на хороший контакт учителя с родителями учеников. Снижение показателя может быть отражением изменений в семейной ситуации (например, мама вышла на работу, родители развелись и т.д.), а может быть и выражением оппозиции семьи, возникшей в случае недовольства действиями учителя или лидеров родительского комитета. Доброжелательная поддержка со стороны учителя снимает напряжение, повышает воспитательную компетентность родителей и способствует успешной адаптации ребенка. Позитивная динамика и сохранение позитивной установки – результат хорошего контакта учителя с семьей. Некоторые семьи, проявлявшие сначала высокую активность в сотрудничестве, затем ее значительно снижают или устраняются. В большинстве случаев это связано с проблемами семьи, но бывает и результатом обид и конфликтов. В любом случае, чем выше сотрудничество семьи и школы, тем лучше для ребенка. Эта шкала также демонстрирует установки семьи на поддержку учебной деятельности ребенка и условия, которые созданы в семье для обучения. Чем выше значение, тем выше готовность семьи поддерживать ребенка и помогать в преодолении возможных затруднений, тем лучше условия, созданные семьей для обучения. Динамика также может быть отрицательной в связи с проблемами в семье: переездом, разводом, рождением другого ребенка и др. Это может быть причиной снижения успешности адаптации ребенка. Повышение уровня показателя может свидетельствовать о повышении зрелой позиции семьи, улучшении объективных возможностей семьи.

Нагрузка учащихся Анализ динамики загруженности учащихся имеет большое значение при сопоставлении с изменением других показателей. Как существенное повышение нагрузки, так и резкое прекращение любимых занятий могут негативно сказаться на состоянии ребенка и его школьной успешности. Необходимо учитывать этот показатель при анализе проблем, возникающих в эмоциональной сфере, успешности функционирования в роли ученика, мотивации. Также важно сопоставить с показателем «Цена адаптации». Значительное возрастание нагрузки может провоцировать высокий уровень утомления и, как следствие, снижение мотивации, успешности в учебе, проблемы в других сферах. Резкое снижение нагрузки, отказ от посещения секции или кружка также косвенно может указывать на перемены в жизни семьи; отказ от нагрузки может быть следствием установки семьи на то, что больше внимания необходимо уделить учебным делам. Это может ухудшать эмоциональное состояние ребенка, так как, прекратив посещать любимое занятие, ребенок теряет источник положительных эмоций, а часто и друзей

Показатели здоровья Негативная динамика в отношении группы здоровья – очень серьезный фактор, означающий системное снижение адаптационных возможностей ребенка. Каждый такой случай нуждается в анализе и разработке системы поддержки ребенка. Любые проблемы здоровья сказываются на снижении адаптационного потенциала ребенка, даже после перенесенного ОРЗ ребенок имеет выраженную астенизацию. На фоне подобного состояния,негативные эмоциональные реакции ребенка более выраженные и затяжные, категоричность требований хуже переносится, возможны проблемы в отношениях с одноклассниками из-за того, что произошло отчуждение. Педагогам необходимо учитывать особенности состояния здоровья ученика, в некоторых случаях давая уменьшенное по объему домашнее задание, в некоторых – увеличивая сроки сдачи какого- либо творческого задания, обращая внимание родителей на необходимость особого режима.

Чтобы получить то, что ты никогда не имел, необходимо сделать то, что ты никогда не делал. Новая ситуация – всегда вызов, стресс для любого ребенка. Опасен не каждый стресс, а лишь тот, который превышает адаптационные ресурсы индивида. Физиологический стресс является реакцией на вредное воздействие. Психологический стресс является реакцией, опосредованной оценкой уровня угрозы и собственных возможностей и защитных ресурсов.

Стрессор вызывает нарушение адаптации не сам по себе,а в сочетании с различными внутренними и внешними факторами, индивидуально обусловленными для конкретного ребенка. Валентность – субъективное значение ситуации. Контролируемость – субъективная оценка способности контроля ситуации. Изменчивость – субъективная оценка возможности изменения ситуации без вмешательства субъекта. Неопределенность – субъективная оценка неясности и неопределенности ситуации. Повторяемость - субъективные ожидания в отношении повторения стрессового события. Осведомленность – степень личного опыта переживания подобных ситуаций.

Психологическая устойчивость Психологическая устойчивость – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Психологическая устойчивость вырабатывается и формируется одновременно с развитием личности. Психологическая устойчивость зависит от типа нервной системы человека, опыта личности, приобретенного в той среде, где она развивалась, от выработанных ранее навыков поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности. По мнению М. Селигмана, важнейшим фактором, определяющим психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма (пессимизма), который выражается в оценке субъектом своих успехов и неудач.

Стратегии совладания с трудной ситуацией 1. Стратегшия решения проблем 2. Стратегия поиска социальной поддержки 3. Стратегия избегания Стратегия избегания – ведущая стратегия по формированию дезадаптивного поведения

В профилактической работе необходимо учитывать и субъективный, и объективный уровни. Стратегия, направленная на объективные факторы – снижение стрессогенности в жизни класса и школы : создание безопасной материальной среды, формирование благоприятного психологического климата, повышение квалификации педагогов и всего персонала школы, создание действенного канала обратной связи для выражения негативных эмоций, грамотная система психологического сопровождения. Стратегия, направленная на изменение субъективных характеристик стрессовой ситуации: обогащение опыта ребенка конструктивными способами преодоления трудностей, повышение самооценки, развитие личности.

Основа коррекции и профилактики – взаимодействие детьми и подростками на условиях психолого-педагогичекой поддержки. Поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивает внимание на позитивных сторонах характера и поведения ребенка или подростка, укрепляет его самооценку, помогает ему поверить в себя и свои способности, поддерживает его при неудачах, создает комфортную эмоциональную среду. Поддерживать ребенка – значит понимать его, уметь взаимодействовать с ним, проявлять эмпатию к нему. Это ещё и содержательное эффективное и ответственное общение. Такое общение строится на основе взаимного уважения. Дети и взрослые могут откровенно и без страха критики выражать свои мысли, убеждения и чувства, зная, что они будут поняты, даже если кто-то их не разделяет. В общении с детьми нужно постараться забыть об их неудачах, в общении чаще возвращаться к удачам, а не к ошибкам. Тем самым создать подростку ситуацию гарантированного успеха.

Ситуация Варианты ответа 1. Утром, когда ты уже находишься в школе, а уроки ещё не начались 62,9%33,7%3,3% 2. На уроках чтения 65,5%31,5%3,0% 3. На уроках русского языка 42,5%49,1%8,3% 4. На уроках математики 64,0%29,7%6,3% 5. На уроках окружающего мира 61,0%33,2%5,8% 6. На уроках физкультуры 85,0%11,4%3,6% 7. На перемене 84,1%14,0%2,0% 8. Если учитель вызывает тебя к доске 39,9%52,0%8,1% 9. Если учитель задаёт тебе вопрос 41,9%52,8%5,2% 10. Если на уроке вы проходите новый материал 68,7%27,7%3,6% 11. Когда у вас контрольная 31,8%50,4%17,8% 12. Если учитель делает тебе замечание 2,0%34,6%63,4% 13. Если у тебя не получается задание 3,7%52,1%44,2% 14. Если в школе отменяют уроки и можно остаться дома 65,3%24,6%10,0% 15. Когда ты рассказываешь родителям или своим близким о школе 68,3%28,9%2,8% 16. Когда ты думаешь о своих одноклассниках 68,8%27,3%3,9% 17. Если ты делаешь домашнее задание дома самостоятельно 56,6%37,0%6,4% 18. Если ты делаешь домашнее задание дома с помощью близких 58,3%33,5%8,2% 19. Если ты делаешь домашнее задание на «продлёнке» 43,5%30,3%26,1%

Информация об эмоциональном отношении учащихся 4 класса к различным аспектам учебной деятельности

Ситуация Класс Варианты ответа 1. Утром, когда ты уже находишься в школе, а уроки ещё не начались 1 66,7%28,0%5,3% 2 64,4%31,3%4,3% 3 62,2%34,0%3,7% 4 62,9%33,7%3,3% 2. На уроках чтения 1 65,3%29,8%4,8% 2 70,3%27,0%2,7% 3 64,8%32,1%3,1% 4 65,5%31,5%3,0% 3. На уроках русского языка 1 55,5%34,3%10,2% 2 44,7% 10,7% 3 40,9%48,4%10,7% 4 42,5%49,1%8,3% 4. На уроках математики 1 71,9%21,4%6,7% 2 67,9%26,3%5,8% 3 65,5%28,4%6,1% 4 64,0%29,7%6,3%

Ситуация Класс Варианты ответа 5. На уроках окружающего мира 1 77,1%18,6%4,3% 2 70,5%24,7%4,7% 3 63,2%30,7%6,1% 4 61,0%33,2%5,8% 6. На уроках физкультуры 1 77,7%16,2%6,1% 2 81,1%14,3%4,6% 3 81,7%13,6%4,7% 4 85,0%11,4%3,6% 7. На перемене 1 80,2%15,4%4,3% 2 78,9%17,8%3,3% 3 79,3%18,1%2,6% 4 84,1%14,0%2,0% 8. Если учитель вызывает тебя к доске 1 6,7%59,3%34,0% 2 5,9%53,0%41,1% 3 7,0%45,9%47,2% 4 39,9%52,0%8,1%

Ситуация Класс Варианты ответа 9. Если учитель задаёт тебе вопрос 1 56,1%38,2%5,7% 2 49,4%45,9%4,7% 3 43,7%50,9%5,5% 4 41,9%52,8%5,2% 10. Если на уроке вы проходите новый материал 1 78,4%17,5%4,1% 2 74,6%21,8%3,6% 3 70,0%26,1%3,9% 4 68,7%27,7%3,6% 11. Когда у вас контрольная 1 50,2%35,3%14,5% 2 38,2%44,8%17,0% 3 34,9%47,0%18,1% 4 31,8%50,4%17,8% 12. Если учитель делает тебе замечание 1 5,9%27,0%67,1% 2 2,9%26,1%71,1% 3 2,1%26,3%71,7% 4 2,0%34,6%63,4%

Ситуация Класс Варианты ответа 13. Если у тебя не получается задание 1 9,6%53,1%37,4% 2 5,7%51,6%42,7% 3 4,1%48,2%47,7% 4 3,7%52,1%44,2% 14. Если в школе отменяют уроки и можно остаться дома 1 50,3%20,0%29,7% 2 51,0%24,6%24,4% 3 57,7%27,5%14,8% 4 65,3%24,6%10,0% 15. Когда ты рассказываешь родителям или своим близким о школе 173,5%22,7%3,8% 269,5%27,0%3,5% 364,9%31,3%3,8% 468,3%28,9%2,8% 16. Когда ты думаешь о своих одноклассниках 173,0%22,0%5,0% 271,0%24,7%4,3% 367,0%28,6%4,4% 468,8%27,3%3,9%

Ситуация Класс Варианты ответа 17. Если ты делаешь домашнее задание дома самостоятельно 154,3%32,1%13,6% 250,2%38,3%11,5% 351,6%38,8%9,5% 456,6%37,0%6,4% 18. Если ты делаешь домашнее задание дома с помощью близких 159,4% 28,5%12,1% 257,4% 32,0%10,5% 353,6% 35,3%11,1% 458,3% 33,5%8,2% 19. Если ты делаешь домашнее задание на «продлёнке» 1 54,3%25,5%20,3% 2 49,2%28,0%22,8% 3 44,1%29,1%26,8% 4 43,5%30,3%26,1%

Распределение четвероклассников по уровням самооценки Уровни самооценки Низкий СреднийВысокий Процент учащихся 36,6%39,2%24,2%

Распределение учащихся начальной школы по уровням самооценки.

Частотные распределения ответов на вопросы по учебной деятельности первоклассникапо Р и Н группам

Частотные распределения изменения уровня готовности первоклассников от начала до конца учебного года по Р и Н группам

На первом этапе разница в характеристиках подготовки этих групп детей к школе весьма велика. По результатам психологического тестирования (две верхних строки) низкую успешность в 4-х психологических тестах показали около 19% детей группы Р и более 39% детей группы Н. Также на рисунке хорошо видна большая разница и для высоких результатов: 58% группы Р и 33% группы Н. При оценке готовности ребенка к обучению в школе учитель считает плохо готовыми 14,5% детей группы Р и 44,2% детей группы Н. При этом родителя первоклассников группы Н явно недооценивают их неподготовленность к школе. При оценке уровня освоения школьной программы в конце учебного года отставание детей из группы Н все еще хорошо заметно (особенно при освоении программы по чтению и русскому языку), однако обобщенная характеристика адаптации детей к школе в конце года уже не столь сильно различает эти группы. Таким образом, можно констатировать, что уровень сформированности учебных навыков у детей группы Н (не говорящих дома на русском языке) значимо ниже, чем у детей группы Р. Хуже всего обстоят дела с изучением программы по русскому языку и чтению: к концу первого класса плохо освоили программу по русскому языку 34,5%, а по чтению – 29,1% детей Н-группы. Отметим, также, что адаптация первоклассников группы Н в конце учебного года уже заметно приближается к результатам адаптации группы Р.

Частотные распределения показателей готовности к школе, успешности освоения школьной программы и адаптации отдельно по группам Р и Н.

Частотные распределения изменения уровня готовности первоклассников от начала до конца учебного года по Р и Н группам

Таблица сопряженности уровня готовности первоклассников в начале года и уровня готовности к обучению во 2-ом классепо Р и Н группам

Траектории изменения уровня готовности (т.е. практически динамика успешности ребенка в 1-ом классе) для детей с низким уровнем готовности на 1-ом этапе отдельно для групп Р и Н немного лучше для группы Р: на низком уровне в конце года там осталось 39,7% детей (41,8% для группы Н). Остальные дети «перешли» на более высокие уровни готовности. Для детей со средней готовностью в группе Ррезультаты лучше: 27,2% из них «перешли» на высокий уровень готовности (23,4% для группы Н) и только 7,2% - на низкий уровень (8,5% для группы Н). Из детей, пришедших в школу с высоким уровнем готовности, 65,7% остались на высоком уровне (60,5% для группы Н). Таким образом, можно сказать, что структура динамики успешности ребенка в первом классе для групп Р и Н похожа, однако более высокие результаты мы видим у детей группы Р.

С каким настроением идет в школе