Особенности функционального стиля научной и технической литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Advertisements

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ (функциональная-стилеая классификация) Собственно научный Учебно-научный Научно- информативный Научно-популярный Научно-справочный.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Научный стиль
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Научный стиль. Анализ особенностей стиля. Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства;
Стили речи русского языка. Стили речи Разговорный Научный Художественный Публицистический Официально - деловой.
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Технология развития устной речи Веселова З.Т., Заслуженный учитель РФ.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ Стили речи merelenko-su.uCoz.ru. Научный стиль Где используется научный стиль? Учебник Статья Доклад Диссертация Научная монография Энциклопедическая.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Выполнила : Сембина Айганым, студент 2- го курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группа Т
Творческие работы школьников Виды и особенности творческих работ.
Знаете ли вы?. Слово СТИЛЬ происходит от латинского stylus- остроконечная палочка. Острым концом писали,а другим – стирали.Отсюда выражение: «Чаще поворачивай»-исправляй,
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Введение Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистический стиль Художественный стиль.
Научный стиль речи. К научному стилю относятся такие жанры: статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники,
Транксрипт:

Особенности функционального стиля научной и технической литературы

Раздел 2 Специфика ФСНиТЛ на современном этапе

Раздел 2 Специфика ФСНиТЛ на современном этапе

1 Книжность Эллиминирование всего разговорного (в словарях эта лексика имеет пометы «разговорное», «бранное»,»диалектизм», «ироническое», «неодобрительное», «презрительное»). Отсутствие односоставных, вопросительных, восклицательных предложений и т. д.

2 Некатегоричность «максима одобрения» «максима кромности» «максима согласия» «максима симпатии» Стремление к социальному равновесию и дружескому психологическому настрою. Четыре «максимы такта» по Дж. Личу:

3 Обобщенность Проявляется в деперсонализованной манере изложения, в стремлении скрыть автора и сосредоточить внимание на самом действии., подчеркивая всеобщую значимость результатов исследования.. Характеризуется почти полным отсутствием авторского «я», широким употреблением пассивных конструкций, безличных, неопределенно-личных предложений и пр.

Multi multa sciunt, nemo omnia Многие знают многое, но всего не знает никто

4 Композиционная четкость Подразделение на части, разделы, главы, параграфы и т.д. Рамочность построения (наличие введения и заключения ). Нумерация разделов. Иерархия шрифтов. Правильное членение текста способствует ясности и логичности изложения Tertium non datur. Третьего не дано.

5 Однозначность изложения Использование большого количества терминов, терминологических словосочетаний, однозначных четких формулировок, символов и других невербальных средств передачи научной информации. Отсутствие подтекста и коннотаций, характерных для языка художественной литературы.

6 Эксплицитность изложения Все имплицитное, подразумеваемое, устраняется, т.к. ведет к неоднозначности. Эксплицитность проявляется также в тесной логической спаянности элементов речи между собой, строгой последовательности изложения, диктующей соответствующую форму презентации: широкое употребление разнообразных связующих средств и т.д. Легко сказать- трудно сделать.

7 Экономичность изложения Обеспечивает читателю извлечение максимума точной информации с минимальной затратой им времени и умственных усилий. Проявляется, с одной стороны, в стремлении сократить физическую протяженность текста, а, с другой стороны, максимально эксплицировать его содержание. Сжатость не должна препятствовать ясности изложения. Omne nimium nocet. Всякое излишество вредно

8Стандартность изложения Отбор, организация и употребление стереотипных, шаблонных языковых средств. Способствует доступности восприятия, облегчает понимание. Степень стандартности изложения зависит от подъязыка ФСНиТЛ (математика, лингвистика и пр.), жанра научного произведения( монография, статья, тезисы, аннотация), композиционного раздела (введение, заключение) и т.д. В устных жанрах научного стиля требования к стандартности изложения ослабевают( лекция, доклад, дискуссия и пр.).

9 Неоднородность Имеет разновидности : – научно-учебная литература – научно-популярная – собственно-научная Делится на жанры и пр. Включает подъязыки: химия, физика, математика, информатика, геология, медицина, лингвистика и пр.

Жанровая классификация ФСНиТЛ:

1. Собственно научные тексты: монография, статья, диссертация, научно-технический отчет, доклад, сообщение и т.д. 2. Информационно-реферативные тексты: реферат, аннотация; 3. Справочно-энциклопедические тексты: словарь, справочник, энциклопедия; 4. Научно-оценочные тексты: рецензия, отзыв, экспертное заключение, полемическое выступление;

5 Научно-учебные тексты: учебник, учебное пособие, лекция, курсовая, дипломная работы; 6 Научно-инструктивные тексты: инструкция, руководство, памятка, рекомендация, сопроводительная документация, программа; 7 Научно-деловые тексты: патент, авторское свидетельство, описание изобретения, стандарт, техническое условие, спецификация; 8 Управленческие тексты: заявка, отчет, проект рекомендация, постановление, решение, служебная записка и т.д.

Использование стандартных, эмоциональных, образных и субъективно-оценочных средств, их низкая частотность. Выполняют функцию логического воздействия с целью ускорения восприятия научных истин. Наиболее распространены терминологически ориентированные метафоры, эмоционально - окрашенные наречия и прилагательные, оценочная лексика. Отсутствуют слова в переносном значении, восклицательные, вопросительные предложения. Степень экспрессивности зависит от авторской индивидуальности, жанра, композиционной части, языка, подъязыка научных произведений и пр. Эмоционально-оценочная нейтральность нейтральность

Tomsk Polytechnic University Lubov Khlabutina Ph D ( Linguistics) Associate Professor