Развитие профессиональных компетенций участников инновационной деятельности И.о. начальника отдела научных и мониторинговых исследований, кандидат педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Advertisements

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Компетентностный подход в образовательном процессе.
Тема педсовета «Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников».
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
П РОФЕССИОНАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЭКСПЕРТА В ОБЛАСТИ АТТЕСТАЦИИ Над темой работали: Соколова Елена Витальевна Ивлева Евгения Васильевна.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
« » « Сопровождение деятельности педагога в межаттестационный период »
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации средствами методического сопровождения образовательного процесса.
1 Компетентностный подход в образовании. Эволюция образовательной парадигмы Доинституциональный период (ценности замкнутой группы, передаваемые примером)
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Мастер - класс Методические рекомендации по проведению.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Средства и технологии формирования навыков самоорганизанизации и самоконтроля в ходе решения лингвистических задач на уроках английского языка.
МОУ «СОШ 1» Программа развития Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов как условие устойчивого развития образовательного пространства школы.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
Профессиональная компетенция Развитие собственной профессиональной компетенции важнейшая задача для человека Для начала необходимо составить план развития.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Транксрипт:

Развитие профессиональных компетенций участников инновационной деятельности И.о. начальника отдела научных и мониторинговых исследований, кандидат педагогических наук Пирожкова Ольга Борисовна Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

План проведения семинара 1. Компетентностный подход как основа реализации ФГОС. 2. Разграничение понятий «компетенция» и «компетентность». 3. Структура профессиональной компетентности педагога. 4. Исследовательская компетентность как необходимое условие инновационной деятельности. 5. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности педагога.

ые годы ХХ века – введение в научный аппарат категории « компетенция », разграничение понятий компетенция/компетентность ые годы – использование категорий компетенция/компетентность в теории и практике обучения иностранному языку, а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте и др. Разрабатывается содержание понятия « социальные компетенции/компетентности » ые годы и по настоящее время – разрабатываются составляющие понятий: профессиональная компетентность, ключевая компетентность, компетентностный подход подход. Этапы истории образования, ориентированные на компетентность

это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях (А.В. Хуторской). Компетентностный подход -

Разграничение понятий Разграничение понятий Компетенция Компетенция - это круг вопросов, в которых кто- нибудь хорошо осведомлен или круг чьих-нибудь полномочий, прав (С. И. Ожегов). Компетенция Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (В.Д. Шадриков).

Компетенция Компетенция - свойство личности, потенциальная способность индивида справляться с различными задачами, совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. (Н.Л. Гончарова). Разграничение понятий

Разграничение понятий Разграничение понятий Компетентный - (лат.competentis)- соответствующий, способный) - обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области (Словарь иностранных слов).

Компетентность Компетентность - это интегральное свойство, характеристика личности, реализующая свой потенциал в профессиональной деятельности. Кроме знаний необходимы еще и мотивация к деятельности и способность реализовать свой творческий и операционно-технологический потенциал, трансформировать его в успешную деятельность (Зимняя И. А.). Разграничение понятий

Компетентность- обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный) Компетенция - характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов) Разграничение понятий

Компетентность - это интегральное свойство, характеристика личности, реализующая свой потенциал в профессиональной деятельности. Кроме знаний необходимы еще и мотивация к деятельности и способность реализовать свой творческий и операционно- технологический потенциал, трансформировать его в успешную деятельность (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова). Компетентность - это интегральное свойство, характеристика личности, реализующая свой потенциал в профессиональной деятельности. Кроме знаний необходимы еще и мотивация к деятельности и способность реализовать свой творческий и операционно- технологический потенциал, трансформировать его в успешную деятельность (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова). Разграничение понятий

Структура профессиональной компетентности педагога специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно и т.п. (А.К. Маркова).

Структура профессиональной компетентности педагога 1. Социально-правовая компетентность - это компетентность, включающая знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения. 2. Специальная компетентность - это компетентность, включающая подготовленность специалиста к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. 3. Персональная компетентность - это компетентность, характеризующая способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде. 4. Аутокомпетентность - это адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций (Э.Ф. Зеер).

Структура профессиональной компетентности педагога специальная и профессиональная компетентность (в области преподаваемой дисциплины); методическая компетентность (в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся); социально-психологическая компетентность (в области процессов общения); дифференциально-психологическая компетентность (в области мотивов, способностей, направленности учащихся); аутопсихологическая компетентность или рефлексия педагогической деятельности (в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности) (Н.В. Кузьмина).

Знаниево-операциональный подход к понятию «компетентность» Исследовательская компетентность – это совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности (М.А. Данилов, А.Н. Журавлёв, Э.Ф. Зеер, Т.А. Смолина, П.И. Ставский, Н.Ф. Талызина, М.А. Чошанов, О.Н. Шахматова, А.И. Щербаков и др.)

Процессуально-технологический подход Процессуально-технологический подход к понятию «компетентность» Исследовательская компетентность - обладание человеком соответствующей исследовательской компетенцией, под которой следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определённой области науки, методы, методики исследования, которые он должен овладеть, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации (А.В. Хуторской).

Общие устойчивая направленность на достижение проблемы исследования; одержимость в работе, нонконформизм и чувство долга; критичность и самокритичность, постоянная неудовлетворённость достигнутым результатом, сознательное ограждение себя от других занятий и дел; мощный интеллект, ярко выраженную способность устойчиво концентрировать работу своего интеллекта на нестандартное решение теоретических и экспериментальных задач; повышенная наблюдательность к явлениям научного интереса; высокую результативность в науке. Качества учителя-исследователя

Частные стиль научного исследования; разные виды потребностей и разный уровень способностей к прослеживанию предмета исследования в его более элементарных, так и в более сложных проявлениях; собственное видение «белых пятен» в предмете изучения; честность, открытость и смелость отстаивания своих взглядов; моральную силу и физическое здоровье.

Исследовательская компетентность учителя является качеством, характеристикой его личности, определяется суммой знаний, умений и навыков, личностных качеств, приобретаемых в процессе обучения и исследовательской деятельности, определяет готовность будущего учителя к их использованию в профессиональной деятельности. Исследовательская компетентность

Аксиологический подход к понятию «компетентность» Исследовательская компетентность в этом смысле выступает как способ поведения, образ жизни педагога, в котором интегрируются его познавательные и творчески-преобразующие способности.

Компоненты исследовательской компетенции Когнитивный компонент рассматривается как совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в своей профессиональной деятельности. Мотивационный компонент - это смысл, который исследовательская деятельность имеет для конкретного человека. Ориентировочный компонент - это совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях и построение образа того, как оно может быть получено в существующих условиях. Технологический (операциональный) компонент - это совокупность умений субъекта выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности.

Два уровня исследовательской компетенции (Лобова Г.Н.) учебно-исследовательская научно-исследовательская

Критерии учебно- исследовательской компетенции (по Лобовой Г.Н.) Показатели учебно- исследовательской компетенции Работа с первоисточниками Библиографические умения; Навыки работы со справочной литературой; Навыки ориентировки в профессиональной периодической литературе; материал. Умение видеть структуру изложенного материала; Умение анализировать и систематизировать

Наблюдение явлений и фактов Умение и навыки выбора объекта наблюдения; Умение и навык определения цели и задачи наблюдения; Умение и навыки проведения наблюдения; Умение точно и полно фиксировать наблюдаемые явления; Умение анализировать данные наблюдения; Умение проводить самоконтроль и самооценку

Анализ явлений и фактов Умение расчленять изучаемое явление на составные элементы; Умение сравнивать, сопоставлять; Умение и навыки мысленно соединять части явлений и устанавливать их взаимосвязи. Выявление проблемы и ее решение Умение анализировать педагогическую ситуацию; Умение увидеть и сформулировать проблему; Умение находить способы решения проблемы; Умение проверить решение проблемы.

Формулировка цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования Умение сформулировать цель исследования; Умение выделить объект и предмет исследования Умение отобрать и проверить данные, на которых строится гипотеза; Умение формулировать гипотезу; Умение сформулировать задачи исследования; Умение уточнить гипотезу.

Разработка и проведение эксперимента Умение анализировать исходные данные; Умение разработать идею эксперимента (исследования); Умение разработать технологию и методику эксперимента; Умение провести эксперимент; Умение подвести итоги эксперимента; Умение осуществить самоконтроль и самооценку.

Обобщение результатов исследования, формулировка общих выводов Умение анализировать проделанную работу с целью выявления наиболее существенных ее результатов; Умение формулировать обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями и задачами и результатами их выполнения; Умение оценить результаты проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости. Представление результатов исследования Умение написания научно- методической статьи; Умение подготовки и написания методических рекомендаций и т.д.

Критерии мотивационного компонента исслед. компетентности Показатели мотивационного компонента исслед. компетентности осознание мотивов собственной деятельности и поведения; интерес к исследовательской деятельности; необходимость к саморазвитию, самоактуализации мотивация достижений степень сформированности интереса к исследовательской деятельности; уровень саморазвития, самоактуализации

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности педагога 1. Рассмотрение школы как обучающейся организации разработка и реализация системы обучающих спецкурсов, семинаров, индивидуального консультирования по основам научного исследования.

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности педагога 2. Создание особой инновационной среды школы - управление инновационной деятельностью педагогов; - признание инновационной деятельности, исследовательской деятельности, исследовательской компетентности ценностью педагогической ценностью; - разработка и реализация системы обмена опытом, совместного решения проблем на методических советах, педагогических советах и т.п. - реализация программ психоэмоционального выгорания, стагнации педагогических кадров.

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности педагога 3. Включение учителей в активную инновационную деятельность, исследовательскую деятельность. 4. Развитие мотивации к исследовательской деятельности. 5. Ориентация педагога на саморазвитие, самосовершенствование, достаточный уровень самоактуализации педагога.

Список литературы 1.Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», – С Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Флинта Наука, – 168 с. 3.Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. – – 10. – С Воронова, Т.А. К вопросу о критериях эффективности подготовки педагогов-исследователей в системе университетского многоуровневого педагогического образования [Текст] / Т.А. Воронова // М.Н. Скаткин и современное образование: (Материалы конф.): В 2 т. / Рос. Акад. Образования. Ин-т теории образования и педагогики / Под ред. В.А. Мясникова; Сост.: Л.Б. Прокофьев. – М., – Т.2. – 379 с. 5.Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: Академия; АПК и ПРО, – 101 с. 6.Ильязова, М.Д. Методика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как актуальная теоретическая и прикладная задача современного образования [Текст] / М.Д. Ильязова // Высшее образование сегодня. – – 7. – С Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие « ИНЭК», – С Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Вестник образования (Приложение). – – Март. [Сервер МО РФ в Интернете. 9.Лаптев, В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования /модернизации общего образования на рубеже веков [Текст]: сборник научных трудов / В.В. Лаптев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, – С Лук, А.Н. Личность учёного (Обзор зарубежных исследований) [Текст] / А.Н. Лук // Вестник АН СССР, – 5. – С Модернизация образования в России. Хрестоматия [Текст] / под ред. В.А. Козырева. – СПб: Изд- во РГПУ им. А.С. Герцена, – С. 97

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ