Миграционная политика и этническая политика России в условиях евразийской интеграции Хопёрская Л.Л., д.полит.н., профессор, эксперт Сети этнологического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Межнациональные и межконфессиональные отношения в городе Перми Заместитель председателя Пермской городской Думы Юрий Аркадьевич Уткин 13 марта 2014 года,
Advertisements

«О проекте закона Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики » Докладчик Министр юстиции Чувашской Республики Н. В. Прокопьева Слайд.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность - инициативная и самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от их имени или от имени.
Национальная политика в РФ. Этническая (национальная) политика Внутренняя политика государства - в отношении этнических общностей и межэтнических отношений.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Трудовые мигранты: социально- экономические выгоды и риски Фонд «Миграция XXI век»
Оперативное совещание, проводимое губернатором Тульской области 2013 года 06 мая 2013 года.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
Общая характеристика проблемы толерантности и экстремизма в современном обществе Организация системы профилактической работы по формированию толерантного.
Евразийский экономический союз:этапы экономической интеграции,значение и результаты деятельности Курсовая работа.
Социальное обеспечение безработных граждан. Выполнила: Студентки 1 курса группы СР Горячевой С.А.
Социально- экономическая адаптация мигрантов И.Зороастрова Е.Сучкова НИУ ВШЭ - НН.
Международный научный семинар «Международная миграция населения на постсоветском пространстве: тенденции, последствия, перспективы» 2-3 декабря 2011 г.,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
ОФОРМЛЕНИЕ ПАТЕНТА НА РАБОТУ ИНОСТРАННОМУ ГРАЖДАНИНУ Патент – это документ, который дает право иностранному гражданину прибывшему в Россию в безвизовом.
Государственная политика в области занятости в России.
Национальная политика Российской Федерации. 1.Понятие «национальная политика». 2.Главная ценность национальной политики 3.Цели и направления национальной.
Транксрипт:

Миграционная политика и этническая политика России в условиях евразийской интеграции Хопёрская Л.Л., д.полит.н., профессор, эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN 24/09/2015

Геополитический аспект миграционной и этнической политики России В настоящее время миграционная политика и этническая политика России тесно переплелась с защитой её геополитических интересов, с реализацией евразийского интеграционного проекта. В настоящее время миграционная политика и этническая политика России тесно переплелась с защитой её геополитических интересов, с реализацией евразийского интеграционного проекта. Вступивший в действие с 1 января 2015 г. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (ЕАЭС) Белоруссии, Казахстана и России предусматривает проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, и, в частности, проведение согласованной миграционной политики. Вступивший в действие с 1 января 2015 г. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (ЕАЭС) Белоруссии, Казахстана и России предусматривает проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, и, в частности, проведение согласованной миграционной политики. Самостоятельный раздел Договора о ЕАЭС посвящен миграции, он регламентирует организованный набор и привлечение трудящихся для осуществления ими трудовой деятельности в государствах- членах без учета ограничений по защите национального рынка труда. Самостоятельный раздел Договора о ЕАЭС посвящен миграции, он регламентирует организованный набор и привлечение трудящихся для осуществления ими трудовой деятельности в государствах- членах без учета ограничений по защите национального рынка труда. Членами ЕАЭС в гг. стали Армения и Киргизия, возможность вступления в это региональное объединение рассматривает Таджикистан. Членами ЕАЭС в гг. стали Армения и Киргизия, возможность вступления в это региональное объединение рассматривает Таджикистан.

Трудовые мигранты из государств ЕАЭС Государство Численность трудовых мигрантов (на ) Белоруссия Казахстан Армения Киргизия Таджикистан Всего ( ) В соответствии с Договором о ЕАЭС,«трудящиеся государства-члена и члены семей обязаны соблюдать законодательство государства трудоустройства, уважать культуру и традиции народов государства трудоустройства, нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с законодательством государства трудоустройства». Договор предусматривает систему мер, направленных не только на обеспечение социальных гарантий трудовых мигрантов, но на уважение образа жизни принимающего сообщества. Т.о, нормы этнической политики, зафиксированные в Конституции РФ, Стратегии национальной политики РФ до 2025 г., законах и правовых актах РФ, теперь должны распространиться на граждан, прибывающих в Россию в качестве трудовых мигрантов.

Исторический экскурс Эта новая ситуация требует теоретического осмысления и заставляет обратиться к небольшому историческому экскурсу. Эта новая ситуация требует теоретического осмысления и заставляет обратиться к небольшому историческому экскурсу. Российская Федерация как полиэтничное государство всегда уделяла большое внимание национальной политике, вопросам обеспечения равноправия народов, сохранению их культур, языков, представленности в органах власти. Российская Федерация как полиэтничное государство всегда уделяла большое внимание национальной политике, вопросам обеспечения равноправия народов, сохранению их культур, языков, представленности в органах власти. В первые постсоветские годы было создано Министерство РФ по делам национальностей, принята Концепция государственной национальной политики РФ. В первые постсоветские годы было создано Министерство РФ по делам национальностей, принята Концепция государственной национальной политики РФ. В этот же период появился новый фактор, существенным образом повлиявший на межэтнические отношения в России – миграционный. Вконце ХХ в. - начале ХХI в. в России сложилась демографическая структура населения, способствовавшая постоянному росту демографической нагрузки на снижающееся по численности трудоспособное население, ресурсы которого пополнялись за счет миграции. В этот же период появился новый фактор, существенным образом повлиявший на межэтнические отношения в России – миграционный. Вконце ХХ в. - начале ХХI в. в России сложилась демографическая структура населения, способствовавшая постоянному росту демографической нагрузки на снижающееся по численности трудоспособное население, ресурсы которого пополнялись за счет миграции. Но наряду с механическим миграционным приростом происходило качественное изменение этнического состава принимающих российских регионов. Наиболее заметной это демографической тенденцией стало сокращение абсолютной численности и процентной доли славянского населения. Но наряду с механическим миграционным приростом происходило качественное изменение этнического состава принимающих российских регионов. Наиболее заметной это демографической тенденцией стало сокращение абсолютной численности и процентной доли славянского населения.

Исторический экскурс Приток малоквалифицированной рабочей силы, прежде всего из стран Южного Кавказа и Центральной Азии, непосредственно стал влиять на социокультурную, языковую, религиозную и политическую структуру местных сообществ. Приток малоквалифицированной рабочей силы, прежде всего из стран Южного Кавказа и Центральной Азии, непосредственно стал влиять на социокультурную, языковую, религиозную и политическую структуру местных сообществ. Наряду с этим произошло совмещение имущественного и этнического расслоения, приватизация обеспеченными иноэтничными гражданами земли, рынков и других объектов собственности, использование иноэтничных трудовых мигрантов в районах, характеризуемых безработицей старожильческого населения, формирование этнических преступных группировок и коррупционных кланов. Наряду с этим произошло совмещение имущественного и этнического расслоения, приватизация обеспеченными иноэтничными гражданами земли, рынков и других объектов собственности, использование иноэтничных трудовых мигрантов в районах, характеризуемых безработицей старожильческого населения, формирование этнических преступных группировок и коррупционных кланов. Этническое измерение экономических, демографических и других социальных процессов, связанных с миграцией, нашло своё выражение в локальных бытовых конфликтах и политических акциях («русские марши», «русские пробежки», митинги против этнической преступности, заявления казачества, создание новых патриотических объединений), количество которых в «нулевые» годы неуклонно росло и превратилось в серьезную угрозу национальной безопасности России. Этническое измерение экономических, демографических и других социальных процессов, связанных с миграцией, нашло своё выражение в локальных бытовых конфликтах и политических акциях («русские марши», «русские пробежки», митинги против этнической преступности, заявления казачества, создание новых патриотических объединений), количество которых в «нулевые» годы неуклонно росло и превратилось в серьезную угрозу национальной безопасности России. По данным Московского бюро по правам человека только в 2007 г. на территории Российской Федерации было зафиксировано «230 случаев нападений и конфликтов на почве ксенофобии. В них погибли 74 человека и не менее 317 получили увечья». Сложившаяся ситуация приобрела международный аспект. По данным Московского бюро по правам человека только в 2007 г. на территории Российской Федерации было зафиксировано «230 случаев нападений и конфликтов на почве ксенофобии. В них погибли 74 человека и не менее 317 получили увечья». Сложившаяся ситуация приобрела международный аспект.

Факторы трансформации этнической и миграционной политики Озабоченность складывающейся миграционной ситуацией нашла отражение в «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», ориентированной на совершенствование государственного управления в сфере национальной политики Российской Федерации. Озабоченность складывающейся миграционной ситуацией нашла отражение в «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», ориентированной на совершенствование государственного управления в сфере национальной политики Российской Федерации. В перечень негативных факторов межэтнических отношений была включена «недостаточная ненеурегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом», а также «незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма». В перечень негативных факторов межэтнических отношений была включена «недостаточная ненеурегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом», а также «незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма». В гг. постоянно воспроизводились конфликтные ситуации (Кондопога, Манежная площадь, Сагра, Хотьково, Пугачёв, Бирюлёво и др.), получавшие большой общественный резонанс. Социологи фиксировали устойчивость ксенофобских и националистических настроений в российском обществе. По данным Левада-Центра, на вопрос «Какой политики должно придерживаться правительство России в отношении приезжих?» в июле 2014 г. 76% респондентов дали ответ – «пытаться ограничить приток приезжих», а 64% считали, что нелегальных иммигрантов из стран «ближнего зарубежья» следует выдворять за пределы России. В гг. постоянно воспроизводились конфликтные ситуации (Кондопога, Манежная площадь, Сагра, Хотьково, Пугачёв, Бирюлёво и др.), получавшие большой общественный резонанс. Социологи фиксировали устойчивость ксенофобских и националистических настроений в российском обществе. По данным Левада-Центра, на вопрос «Какой политики должно придерживаться правительство России в отношении приезжих?» в июле 2014 г. 76% респондентов дали ответ – «пытаться ограничить приток приезжих», а 64% считали, что нелегальных иммигрантов из стран «ближнего зарубежья» следует выдворять за пределы России.

Новации в этнической и миграционной политике РФ Выступления против ксенофобии в государствах-донорах трудовых мигрантов, с одной стороны, и антимигрантские акции старожильческого населения в различных регионах России, с другой, обусловили необходимость внесения существенных новаций в этническую и миграционную политику. Выступления против ксенофобии в государствах-донорах трудовых мигрантов, с одной стороны, и антимигрантские акции старожильческого населения в различных регионах России, с другой, обусловили необходимость внесения существенных новаций в этническую и миграционную политику. В специально принятом Федеральном законе устанавливалось, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований всех уровней в сфере межнациональных отношений относятся: укрепление межнационального и межконфессионального согласия; предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности; социальная и культурная адаптация мигрантов. Невыполнение этих полномочий является основанием для отправления в отставку глав субъектов федерации и глав муниципальных образований. В специально принятом Федеральном законе устанавливалось, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований всех уровней в сфере межнациональных отношений относятся: укрепление межнационального и межконфессионального согласия; предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности; социальная и культурная адаптация мигрантов. Невыполнение этих полномочий является основанием для отправления в отставку глав субъектов федерации и глав муниципальных образований. С целью регламентирования потоков трудовой миграции были предприняты специальные меры обязательная государственная дактилоскопическая регистрация; депортация и выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ; усиление ответственности за массовую регистрацию граждан в «резиновых» квартирах. С целью регламентирования потоков трудовой миграции были предприняты специальные меры: въезд и выезд из РФ только по заграничным, служебным, дипломатическим паспортам и паспорту моряка; выдача разрешения на работу или патента иностранному гражданину, прибывшему в Россию в порядке, не требующем получения визы, только в случае указания им в миграционной карте цели визита – работа; требование владеть русским языком, знать историю и основы законодательства Российской Федерации; обязательная государственная дактилоскопическая регистрация; депортация и выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ; усиление ответственности за массовую регистрацию граждан в «резиновых» квартирах.

Преференции трудовым мигрантам из государств-членов ЕАЭС Договором о Евразийском экономическом союзе В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе трудовым мигрантам из государств-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), не требуется сдачи экзамена по истории и основам права РФ, а также не требуется приобретение патента, что существенно сокращает финансовые затраты и организационные усилия трудовых мигрантов. Особую актуальность этот Договор приобрел в контексте резкого падения курса рубля в конце 2014 г., которое привело к падению доходов гастарбайтеров вдвое и уже оказало заметное влияние на миграционные процессы на постсоветском пространстве. Сокращение объемов трудовой миграции и размера заработка непосредственно вовлекло сокращение размеров денежных переводов мигрантов, что особенно значимо для стран, где денежные поступления составляют существенную долю ВВП – Таджикистана (42%), Киргизии (32%), Молдавии (25%) и Армении (21%). Следует признать, что миграционная политика в настоящее время стала одним из факторов геополитического развития постсоветских государств, поскольку предусматривает преференции гражданам государств - геополитических союзников России.

ВЫВОДЫ: В гг. миграционная политика России стала основываться на дифференцированном подходе к миграционным потокам. Именно этот принцип должен лежать и в основании ее дальнейшей трансформации. В гг. миграционная политика России стала основываться на дифференцированном подходе к миграционным потокам. Именно этот принцип должен лежать и в основании ее дальнейшей трансформации. Успешность геополитических устремлений России на постсоветском пространстве во многом зависит от способности власти обеспечить снижение уровня ксенофобии и мигрантофобии, т.е. от степени эффективности осуществления государственной национальной политики. Успешность геополитических устремлений России на постсоветском пространстве во многом зависит от способности власти обеспечить снижение уровня ксенофобии и мигрантофобии, т.е. от степени эффективности осуществления государственной национальной политики. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!