Старозеленовская средняя общеобразовательная школа Подготовила учитель физики и математики Аликбирова С.К уч.г.
Эпиграф урока: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние». (А. Эйнштейн)
Оборудование к уроку: Электроскоп(электрометры), стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и шелка, электрофорная машина, компьютер, проектор.
Тип урока: урок-зачет Цели урока: Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся об электрических явлениях; проверка знаний, сообразительности, умения логически мыслить; умения использовать приборы для изучения и демонстрации электрических явлений. Развивающие: развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы; побуждение учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих действий, высказываний; Воспитательные: воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира; привитие интереса к предмету; здорового образа жизни.
Внимание! Инструкция учащимся: Работа состоит из этапов. Результаты каждого задания этапа заносим в индивидуальные оценочные листы. Оценка за урок зависит от суммы набранных баллов по всем заданиям (шкала перевода из баллов в оценку заранее записана на доске). Шкала перевода: б. – «5» б. – «4» б. – «3» Меньше 31 б. – «2»
Этап 1. Вспомни! Вопрос 1. Какие физические явления отражены на рисунках:
Электрические явления Молния Северное сияние
Какие действия с телами необходимо проделать, чтобы наблюдать процессы отраженные на рисунках: Этап 1. Вспомни! Вопрос 2.
Электризация Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией. Соприкосновение Трение
++ Что произойдёт с этими шарами? - + А как будут вести себя эти шары? -- Этап 1. Вспомни! Вопрос 3. Какое же физическое явление отражено на этих рисунках?
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ТЕЛ. ДВА РОДА ЗАРЯДОВ.
Этап 1. Вспомни! Вопрос 4. Что отражено на рисунке:
Модель строения атома
ДВА РОДА ЗАРЯДОВ. Строение атомов
Физминутка
Сделаем гимнастику для глаз: (положение стоя, повторяется 3-4 раза) 1) На счет 1-4 закрыть глаза сильно-сильно, затем медленно раскрыть и расслабив мышцы посмотреть вдаль. 2) На счет 1-4 посмотреть на переносицу, затем медленно подняв глаза посмотреть вдаль. 3) На счет 1-4 посмотреть вправо, затем 1-6 вдаль, 1-4 влево – вдаль.
Этап 2. Заполните пропуски в тексте: 1. В центре атома находится ……… 2. Вокруг ядра движутся ………., они имеют ………. заряд 3. Ядро состоит из ………. и ………….. 4. Протоны имеют ……… заряд, а нейтроны ……… 5. При электризации тела приобретают ………… Физическая величина, характеризующая свойство заряженных тел вступать в особого рода взаимодействия– это……….. 7. Атом, потерявший один или несколько электронов, называется ………… ионом 8. Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется ………… ионом 9. В ядре атома натрия 23 частицы, из них 12 нейтронов и …………. протонов 10. ………..- форма материи, которое окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.
Этап 2. Проверь себя!!! Будь внимательным! 1. В центре атома находится ядро 2. Вокруг ядра движутся электроны, они имеют отрицательный заряд 3. Ядро состоит из протонов и нейтронов 4. Протоны имеют положительный заряд, а нейтроны не имеют заряды. 5. При электризации тела приобретают электрический заряд. 6. Физическая величина, характеризующая свойство заряженных тел вступать в особого рода взаимодействия– это заряд 7. Атом, потерявший один или несколько электронов, называется положительным ионом 8. Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется отрицательным ионом 9. В ядре атома натрия 23 частицы, из них 12 нейтронов и 11 протонов 10. Электрическое поле - форма материи, которое окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.
Этап 3. Определите способы электризации тел для каждого случая: 1. При расчесывании волос эбонитовым и пластмассовым гребнем, волосы как бы «прилипают» к нему, т.е. электризуются. Запишите способ электризации волос. 1. Листочки электроскопа расходятся, если их коснуться заряженным телом. Запишите способ электризации листочков электроскопа. 1. Учащийся уронил стеклянную лупу на пол, после поднятия её с пола, он заметил, что лупа притягивает мелкие листочки бумаги. Запишите способ электризации лупы.
Этап 3 Обсуждаем! ПРОВЕРКА! Виды электризации: Электризация трением Электризация прикосновением Электризация ударом Электризация под действием света Электризация при нагревании Электризация в ходе химических реакций ( электролитическая диссоциация)
Этап 4. Приборы 1 2
Этап 4. Приборы. 1 - электрометр 2- электроскоп
Этап 5.Физминутка.
Этап 6. Способность веществ проводить заряды: 1. По способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на две группы: ………… 2. Из материалов, перечисленных ниже, укажите, что относится к первой группе, что ко второй: серебро, капрон, медный купорос, эбонит, стекло, пластмасса, водный раствор соли, почва, воск, алюминий, медь, шелк, сахар, воздух, сталь,вода, раствор медного купороса, резина, воздух, фарфор, соляная кислота.
Этап 6. Способность веществ проводить заряды: 1. По способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на две группы: проводники и диэлектрики 2. Из материалов, перечисленных ниже, укажите, что относится 3. к первой группе: серебро, водный раствор соли,почва, алюминий, медь, раствор медного купороса, вода, соляная кислота,сталь 4. ко второй группе: медный купорос, капрон, эбонит, стекло, пластмасса, воск, воздух, шелк, сахар, резина, фарфор Внимание! Взаимо Проверка!
Этап 7.
Шкала перевода: б. – «5» б. – «4» б. – «3» Меньше 31 б. – «2» Подсчитываем набранные в ходе урока баллы и опираясь на шкалу перевода, выставляем себе оценку:
МОЛОДЦЫ! И в заключение урока хочу прочитать стихотворение шотландского поэта XVIII в. Роберта Бернса: Зачем одевают кольцо золотое На палец, когда обручаются двое? Меня любопытная дева спросила. Не став пред вопросом в тупик, Ответил я так собеседнице милой: Владеет любовь электрической силой, А золото проводник! Желаю чтобы Электрическая сила любви к ФИЗИКЕ Вас никогда не покидала!
Домашнее задание: творческая работа на тему « Вредное и полезное воздействие статического электричества».
Рефлексия (оценка учащимися полезности урока, своего психологического состояния). Спасибо за урок! До скорой встречи !