Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение «Тарусский Многопрофильный Техникум» Тема проекта: «Трудоустройство выпускников ТМТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Advertisements

Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Цель и задачи деятельности Ресурсного центра Цель деятельности Ресурсного центра по профориентации: организация профориентационной работы учащихся общеобразовательных.
«Планирование жизни и карьеры воспитанников детских домов» Корпоративный Фонд «SOS Детские деревни Казахстана» Комитет по охране прав детей Министерства.
В.В. Перегудова, министр образования Иркутской области министр образования Иркутской области Государственная образовательная политика в сфере профессионального.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
РАБОТА СЛУЖБЫ СОДЕЙСТВИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ, ТРУДОУСТРОЙСТВУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ВЫПУСКНИКОВ ГОУ НПО Профессионального училища 2.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Проблемы и пути решения реализации профессиональных модулей ФГОС – 3 поколения в системе НПО Виноградова Эльмира Ринатовна преподаватель специальных дисциплин.
Системный подход к построению партнерских взаимоотношений между предприятием, учебным заведением и практикантом Автор: Гуторов Александр Петрович Ключевые.
«Развитие социального партнерства учреждения начального профессионального образования на селе»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Транксрипт:

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение «Тарусский Многопрофильный Техникум» Тема проекта: «Трудоустройство выпускников ТМТ с ограниченными возможностями здоровья на предприятиях Калужской области» Разработчики преподаватели : Голышева У.Л. Джурак Л.А. Обыденкина Г.В. Петров С.А.

В наше время в условиях рыночных отношений, безработицы, экономического кризиса, изменений спроса и предложений на рынке труда выпускники ТМТ сразу пополняют неконкурентоспособную группу, не вызывающую интереса у работодателей. По данным районных центров занятости Калужской области ежегодно из образовательных учреждений, становятся безработными - 20% и лишь 10% более или менее благополучно устраиваются в самостоятельной жизни. Практика показывает, что выпускники испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин: Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей; Нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья; Слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников СПО; отсутствие в учреждениях СПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта); недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью обеспечения соответствия подготовки выпускников с ОВЗ требованиям работодателей для обеспечения повышения уровня трудоустройства будущих специалистов на предприятиях Калужской области..

ПРОБЛЕМА Как обеспечить высокую степень трудоустройства выпускников ТМТ с ОВЗ на предприятиях Калужской области?

Методологическая база Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: идеи целостного, системного подходов к изучению педагогических систем (Ю.К.Бабанский, Б.С.Гершунский, О.С.Гребенюк, В.В.Сериков и др.); современные концепции управления образовательными системами (В.П.Беспалко, Т.И.Шамова, В.А.Якунин и др.); педагогические и социальные аспекты регулирования рынка труда (К.Микульский, А.Пенкин и др.); функциональный подход в профессиональной ориентации (Е.А.Климов, О.П.Неманова, Н.С.Пряжников); социально-философские и социальные проблемы молодежи, в том числе, проблемы занятости молодежи (В.П.Бабинцев, A.Когут, Е.Слуцкий); социально-психологические механизмы регуляции поведения молодежи и молодежной занятости (О.И.Зотова, Е.П.Ильин, B.А.Матусевич, Б.КАз Ыоп, Р.Ра БЮге); современные концепции обновления дополнительного профессионального образования в России (В.С.Сенашенко, Н.А.Вострикова, В.А.Кузнецова); педагогические и социальные аспекты организации деятельности центров содействия трудоустройству и психологической помощи населению (А.И.Давыдочев, Д.Л.Запарин, С.Д.Кинаш, В.Т.Лисовский, О.С.Юдов и др.); аспекты профессиональных ориентации выпускников, трудоустройства и вторичной занятости (М.А.Ворона, Г.Е.Зборовский, Е.Б.Константинова и др.); инновационные и технологические подходы к организации педагогического сопровождения и содействия трудоустройству: тренинги (Ю.В.Деггерев, Н.Н.Денесюк, Р.АЛкунин и др.); профориентационные игры (Я.В.Голубева, А.К.Осницкий, А.П.Панфилова, Н.С.Пряжников и др.).Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костекова.

Партнеры проекта и их роли Партнеры Министерство образования и науки Калужской области Министерство образования и демографической и социальной политики Выпускник ТМТ Образовательные учреждения СПО Калужской области Центры занятости населения Работодатели

ПАРТНЕРЫ РОЛЬ ПАРТНЕРОВ В ПРОЕКТЕ Выпускник ТМТ Личностное развитие как в профессиональном аспекте, так и в аспекте развития социально значимых качеств и общеучебных умений; Способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; Готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу; Готовность к постоянному профессиональному росту; Приобретение новых знаний; Стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации, правильно и уверенно рассказать работодателям о себе; Работу с базовыми предприятиями по закреплению выпускников ТМТ на производстве. Работодатели Заключение договоров предприятий с учебным заведением для прохождения производственной практики учащимися и дальнейшее их трудоустройство на данном предприятии; Выдача ЦЗН и ТМТ, заявок с предприятий на потребность кадров из числа выпускников; Участие работодателей в работе выпускной квалификационной комиссии на государственных экзаменах по профессиональной квалификации; Участие представителей работодателей в работе методических комиссий (профессиональные конкурсы, предметные недели); Внесение предложений по корректировке учебных планов в соответствии с требованиями работодателей к уровню подготовки выпускника; Размещение информации о вакансиях предприятий на сайтах; Разработка положения об ученичестве и наставничестве. Центры занятости населения Мотивация и просвещение выпускников с ОВЗ ТМТ в вопросах трудоустройства; Получение необходимой информации о своих правах и возможностях при трудоустройстве; Обеспечение бесплатным раздаточным материалом, который помогает им впоследствии применять свои знания на практике; Содействие в трудоустройстве; Формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями; Предоставление работодателям информации о выпускниках ТМТ; Обучение учащихся методике поиска работы; Участие в конференциях, встречах, круглых столах по трудоустройству; Анализ рынка труда; Организация встреч с работодателями, проведение презентаций рабочих мест для выпускников; Участие в мероприятиях районных центров занятости.

Образовательные учреждения СПО Калужской области Взаимодействие с местными органами власти; Взаимодействие с территориальными органами государственной службы занятости населения, заинтересованными в улучшении положения выпускников ОВЗ на рынке труда; Взаимодействие с работодателями района, области; -Проведение консультаций с учащимися, в том числе индивидуальных, направленных на содействие трудоустройству; Содействие трудоустройству выпускников: Участие в ярмарке вакансий рабочих мест; Содействие выпускникам в поиске работы по полученной профессии; Содействие выпускникам в выборе работы при переезде в другую местность; Активное взаимодействие с ЦЗН г. Тарусы, Тарусский район и области; Согласование вопросов трудоустройства выпускников с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей с районными Центрами занятости населения; Предоставление работодателям информации о выпускниках ТМТ; Экскурсии учащихся ТМТ на предприятия. Министерство образования и науки Калужской области Оказание государственной услуги по профессиональной ориентации с получением заключений о возможных направлениях профессионального обучения; Бесплатная юридическая помощь; Проведение мониторинга областного рынка труда ; Формирование плана приема в учреждения СПО Калужской области; Взаимодействие с министерством труда, занятости и кадровой политики области прогноза потребности в кадрах ; Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; Организация создания и размещения в средствах массовой информации теле- и радиопередач, печатных публикаций, рекламных роликов по вопросам трудоустройства в Калужской области; Определение и утверждение перечня приоритетных профессий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан. Министерство образования и демографической и социальной политики Проведение оценки состояния и прогноз потребности и развития кадрового потенциала Калужской области; Оценка состояния и прогноз развития занятости населения на рынке труда области; Содействие организациям, осуществляющим деятельность на территории Калужской области в определении потребности в рабочей силе, за счет выпускников учреждений профессионального образования всех уровней, а также оценка эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи; Осуществление контроля за соблюдением государственных гарантий в области занятости населения; Разработка и реализация мер по защите прав граждан с ОВЗ на труд, охрану труда и его оплату; Бесплатная юридическая помощь.

Объект и предмет проектной деятельности Объект Предмет Трудоустройство выпускников с ОВЗ Условия обеспечения трудоустройства выпускников с ОВЗ

Целепологание Обеспечение трудоустройства выпускников ТМТ с ограниченными возможностями здоровья на предприятиях Калужской области.

Цель проекта Разработать систему условий обеспечения трудоустройства выпускников ТМТ с ограниченными возможностями здоровья на предприятиях Калужской области.

Задачи проекта (Тактическая цель) 1. Изучить состояние проблемы на основе нормативно-правовой и психолого- педагогической литературы; 2. Разработать систему условий способствующих к трудоустройству; 3. Опробировать условия трудоустройства выпускников с ОВЗ на практике.

Система условий (Оперативная цель) Разработать механизм влияния на интерес кадровых служб предприятия к трудоустройству выпускников ТМТ с ОВЗ; Осуществление дополнительных образовательных услуг переподготовки обучающихся и повышения квалификации выпускников на базе ГБПОУ ТМТ по программам профессиональной подготовки, которые позволят им расширить профессиональные возможности, и повысить их конкурентоспособность на рынке труда; Разработать систему условий обеспечения трудоустройства выпускников с ОВЗ Создать систему социального партнерства с работодателем; Разработать модель дуального обучения студентов; Провести диагностику работодателей (о причинах) или об отношении их к выпускникам с ОВЗ; Организовать семинар для работодателей

Гипотеза проектной деятельности - Трудоустройство выпускников ТМТ с ОВЗ будет эффективным, если будет внедрена система условий обеспечения трудоустройства выпускников основывающаяся на Дуальном подходе к профессиональной подготовки и адаптации студентов к условиям работы;

Модели решения проблемы Приоритетными направлениями по созданию трудоустройства выпускников ТМТ с ОВЗ являются: Модель 1: Профессиональная подготовка Внедрение и апробация модели профессиональной подготовки для учащихся с ограниченными возможностями здоровья согласно стандартов 3-го поколения. Профессиональная подготовка – это система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ. Профессиональной подготовки включают в себя 40% теоретических занятий и 60% составляют практические занятия Модель 1: Дуальная система профессионального обучения В модель дуального обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья положен принцип взаимосвязи теории с практикой. Дуальное обучение – это параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. Дуальная система обучения включает в себя 70-80% обучения проходит на производстве и 20-30% в учебном заведении.

Реализация педагогических технологий, в рамках учебной и производственной практики Развивающее обучение. Дифференцированное обучение. Механизм: вовлечение обучаемых в различные виды деятельности. Механизм: методы индивидуального обучения. Сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Сущность - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт). Модель 1: Профессиональная подготовка По завершению обучения; Самостоятельное выполнение работ уч-ся; Сдача квалификационного экзамена; Получение документа с указанием о квалификации; Трудоустройство и медленная адаптация на производстве.

Модель 2:Дуальная система профессионального обучения Реализация педагогических технологий, в рамках параллельного обучения в образовательном учреждении и на производстве Модульное обучение. обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки. Механизм: Сущность - самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой. Механизм - проблемный подход, индивидуальный темп обучения. По завершению обучения; Сдача квалификационного экзамена. По результатам квалификационного экзамена выдается сертификат от работодателя. Трудоустройство и быстрая адаптация на производстве.

Идея 1: Профессиональная подготовка Идея 2: Дуальная система обучения «За» Формируется психология будущего работника Высокий % трудоустройства выпускников Достигается высокая мотивация получения знаний Обучение максимально приближено к запросам производства Создание новой психологии будущего работника Достигается высокая мотивация получения знаний Создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе Формируется психология будущего работника; Учебное заведение учитывает требования заказчиков к будущим специалистам Комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Качественная оценка идей

«За» Создание новой психологии будущего работника Устраняет разрыв между теорией и практикой Создание новой психологии будущего работника Создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе Качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах Заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника Учебное заведение учитывает требования заказчиков к будущим специалистам Высокий уровень адаптации на производстве Система позволяет заранее подготовить столько специалистов, сколько требует рынок

«Против» Высокий % трудоустройства выпускников Обучение максимально приближено к запросам производства Комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Устраняет разрыв между теорией и практикой Заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника Качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах Высокий уровень адаптации на производстве

Количественная оценка идей Показатели Идея 1: Профессиональная подготовка Идея 2: Дуальная система обучения Новизна 25 Оригинальность 35 Значимость результатов 35 Психологические факторы 35 Моральные факторы 35 Экономичность 25 Материальная база для обучения 25 ИТОГО:1835

Год выпуска Всего выпускников с ОВЗ 31 чел.46 чел.48 чел Трудоустроены 11 чел. 35% 10 чел. 21.7% 7 чел. 14,5% Находятся дома по состоянию здоровья 3 чел. 9,6% 5 чел. 10,8% 4 чел. 8,3% Не трудоустроены 17 чел. 55% 31 чел. 67,4% 37 чел. 77% Мониторинг трудоустройства выпускников ТМТ с ОВЗ Анализ внешней среды

п / п Наименование района Сост оят в ЦЗН Трудоуст роены Состоят в ЦЗН Трудоус троены Состоят в ЦЗН Трудоуст роены Бабынинский район Кировский район Малоярославе цкий район Мониторинг ЦЗН по данным трудоустройства выпускников Калужской области с ОВЗ

Из сравнительной таблицы трудоустройства выпускников ТМТ с ОВЗ и мониторинга ЦЗН Калужской области видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция к уменьшению трудоустройства выпускников, на производства Калужской области. По результатам опроса, анкетирования, социологического опроса не смогли трудоустроиться после окончания по профессиональной подготовке в ТМТ по причинам: Низкая адаптация на производстве 85%; Отсутствие вакансий для лиц с ОВЗ на производстве 65%; Недостаточная мотивация выпускников с ОВЗ к профессиональной самореализации 40%; Неумение строить отношения в трудовом коллективе 45%; Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть введение в ТМТ для лиц с ОВЗ – «Дуальной системы обучения», которая ставит перед собой цель: Сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.

Факторами, затрудняющими процесс профессиональной адаптации выпускника на начальном этапе трудовой деятельности, являются: -Отсутствие мотивационной готовности выпускника к трудовой деятельности в условиях жесткой конкуренции; -Неполное соответствие уровня профессиональной подготовки выпускников уровню требований и ожиданий потенциальных работодателей; -Проблемы в развитии (заболевания), психофизические способности учащихся с недостатком интеллекта, их склонности и интересы; -Выпускники не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в учебном заведении, в современных социально-экономических условиях; -Отсутствие или недоступность информационного обеспечения о наличии вакансий и перспектив развития рынка труда, способствующего правильности и адекватности выбора будущей профессии; -Незаинтересованность предприятий в приеме выпускников с ОВЗ; -Отсутствие наставничества и системы внутрипроизводственного обучения. Анализ внутренней среды

Ресурсы проекта Программа обучения/ресурсы Кадровые Материально- технические Информационные Финансовые Профессиональная подготовка Мастера п/о Мастерские,ПК, учебно- методическая база ТМТ Региональное финансирование Преподаватель специальных дисциплин Учебные кабинеты ТМТ Дуальная система обучения Специалисты производства, инжинеры Мастерские,ПК, учебно- методическая база ТМТ Региональное финансирование Профессиональ ный рабочий, наставник Учебные кабинеты ТМТ Региональная система учебно- методической базы Многоканального финансирования обучения Психологическа я служба предприятия Материальная база предприятия: Производственные цеха, лаборатории Модельная методика прогнозной потребности в кадрах Увеличение иностранных инвестиций Мастер п/о Численность уч-ся первого курса

Риски проекта Увеличение расходов предприятий на обеспечение материальной базы по технике безопасности на предприятии для выпускников с ОВЗ; Не желание предприятий применять дуальную систему обучения для выпускников с ОВЗ; Увеличение числа безработных; Узкая специализация учащихся с ОВЗ; Кризис в стране.

Решения главных причин не трудоустройства учащихся с ОВЗ по окончании ТМТ с введением «Дуального обучения»: (внедрение модели) -Обеспечится высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя; - Социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество; -Учащиеся не только смогут знакомится с производством, но и устраивать приемы и навыки работы на рабочих местах предприятий промышленности и сферы быта Калужской области и труд на предприятиях различных форм собственности; -Предприятия дадут возможность подготовки рабочих кадров, под свое производство, адаптация к условиям конкретных предприятий; -Выпускники быстро приспособятся к рабочему ритму производства, тратя минимально времени для адаптации; -Будет достигнута высокая мотивация получения знаний, сформируется психология будущего работника; -По окончании образовательного учреждения помимо документа об образовании, выпускник получает от фирмы-работодателя свидетельство о трудовой практике. Реализация программы проекта

Опыт развития дуальной формы профессионального образования Калужской области может оказаться чрезвычайно полезным для Тарусского Многопрофильного техникума для обучения учащихся с ОВЗ для совершенствования законодательства, традиций ремесленного обучения, формирования системы многоканального финансирования обучения. Значение дуальной формы образования для учащихся – это обладать по окончании ТМТ знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптироваться в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии (ОВЗ). Думается, что такой опыт работы будет интересен педагогам и других учреждений СПО в решении проблемы трудовой (профессиональной) подготовки и трудоустройства воспитанников на современном этапе развития общества.