ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА Тарасов Константин Геннадьевич, председатель республиканской комиссии ЕГЭ по литературе, к.ф.н., доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА Тарасов Константин Геннадьевич, председатель республиканской комиссии ЕГЭ по литературе, к.ф.н., доцент кафедры.
Advertisements

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА Тарасов Константин Геннадьевич, председатель республиканской комиссии ЕГЭ по литературе, к.ф.н., доцент кафедры.
Единый государственный экзамен Литература merelenko-su.uCoz.ru.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен по литературе в 2011году.
Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй.
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
Характеристика структуры и содержания КИМ по литературе ГИА 9 класс.
ЕГЭ по литературе. Структура КИМов 1 часть – анализ фрагмента эпического или драматического произведения: В1–В7, С1-С2 (5-10 предложений) 1 часть – анализ.
ЕГЭ по литературе. Три части Анализ художественного текста произведения (фрагмент эпического или драматического произведения Анализ лирического произведения.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российская академия образования Федеральный институт педагогических измерений Экспериментальные.
Merelenko-su.uCoz.ru. Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19.
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Методические рекомендации по подготовке учащихся к ответу на задание С2. Автор презентации Л.З. Гавриленко ГБОУ 555 «Белогорье».
Урок литературы в формате ЕГЭ 9 класс М.Ю. Лермонтов МБОУ СОШ 28 ст. Тамань Учитель: Саглай Ирина Владимировна.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Отчет по итогам ЕГЭ по немецкому языку в г. Отчет по итогам ЕГЭ по немецкому языку в 2013 г. Канд.пед.наук., доцент, зав. кафедрой немецкой филологии Председатель.
Теория литературы. Драматические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
В ЕГЭ по литературе Творчество И. А. Бунина merelenko-su.uCoz.ru.
Транксрипт:

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА Тарасов Константин Геннадьевич, председатель республиканской комиссии ЕГЭ по литературе, к.ф.н., доцент кафедры русской литературы ПетрГУ

Специальности и специализации ПетрГУ, при поступлении на которые необходим экзамен по литературе (ЕГЭ) Филологический факультет ( специальность « Филология ») Русский язык и литература Классические языки Греческий язык Филологическое обеспечение журналистики Информационные технологии в филологии Шведский язык Английский язык и литература Немецкий язык и литература

Специальности и специализации ПетрГУ, при поступлении на которые необходим экзамен по литературе (ЕГЭ) Факультет Прибалтийско - финской филологии и культуры ( специальность « Филология ») Финский язык и литература Переводоведение и практика перевода Карельский и финский языки и литература Вепсский и финский языки и литература

Специальности и направления бакалавриата, при поступлении на которые необходим экзамен по литературе (ЕГЭ). Другие вузы. Филология (профильный) Журналистика (профильный) Библиотечно-информационная деятельность (профильный)

Специальности и направления бакалавриата, при поступлении на которые необходим экзамен по литературе (ЕГЭ). Другие вузы. Лингвистика (непрофильный) Дизайн Реставрация Хореографическое искусство ( профильный) Вокальное искусство Ряд других специальностей и направлений бакалавриата

Материалы для подготовки Сайт Федерального института педагогических измерений Демонстрационный вариант 2010 года Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников Спецификация контрольно- измерительных материалов

Материалы для подготовки Пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе Авторы: С.А. Зинин, Л.Н. Гороховская, Н.А. Попова, Э.А. Красновский, Е.Л. Ерохина

2009 год. Статистика Количество выпускников, сдававших ЕГЭ по литературе в респ. Карелия – 249 Из них: Петрозаводский городской округ – 126 Медвежьегорский район – 19 Сегежский район – 18 Костомукшский городской округ – 18 Кондопожский район – 15 Олонецкий район – 9

2009 год. Статистика Минимальный балл, установленный Министерством образования РФ - 30 Средний балл по респ. Карелия -56,7 По районам: Кемский район - 68,5 Пряжинский район -67,3 Питкярантский район -62 Петрозаводский городской округ -59,3

2009 год. Статистика Лучшие результаты: Державинский лицейСавинова Мария100 б. СОШ 42Путилина Полина94 б. Кривопорожская СОШ Кемского р-наРедькина Ирина86 б. СОШ 8 г. КондопогиСолоусова Полина86 б. Гимназия 17Никитина Александра86 б. Университетский лицейТренкина Ксения86 б.

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ Состоит из трёх частей: часть I - задания, связанные с анализом художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения) часть II - задания, связанные с анализом стихотворного (лирического) произведения часть III - развёрнутый ответ на ОДИН из трёх вопросов проблемного характера на литературную тему по выбору экзаменуемого

Рекомендация: ЕГЭ по литературе длится 240 минут (4 часа) Части I и II не более 2 часов Часть IIIоколо 2 часов

Содержание экзаменационной работы Восемь разделов: 1)Сведения по теории и истории литературы 2)Из древнерусской литературы0-10% 3)Из литературы XVIII века0-10% 4)Из литературы первой половины XIX века15-35% 5)Из литературы второй половины XIX века20-35% 6)Из литературы конца XIX - начала веков0-20% 7)Из литературы первой половины XX века20-35% 8)Из литературы второй половины XX века0-15%

Виды деятельности, выполнения которых требует экзаменационная работа Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта Письменные интерпретации художественного произведения

Виды деятельности, выполнения которых требует экзаменационная работа Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведений Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей Написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям (С2, С4)

Умения, проверяемые экзаменационной работой Воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике Выделять смысловые части художественного текста Выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств в произведении

Умения, проверяемые экзаменационной работой Сопоставлять литературные факты и явления Выделять авторскую позицию в произведении Выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЧАСТЬ I СЕМЬ заданий с КРАТКИМ ответом (В1 – В7) ДВА задания с развёрнутым ответом (С1, С2). Рекомендуемый объём ответа – предложений С1. – развёрнутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента С2. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков

ЧАСТЬ I Задание В1 Обращаясь к Ане, Трофимов говорит, что её мать и дядя живут «в долг, на чужой счёт». Назовите фамилии этих героев. Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которой взят приведённый фрагмент. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и в русле которого создано большинство прозаических произведений А.П. Чехова.

ЧАСТЬ I Задание В2 Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М. А. Шолохова («Судьба человека») Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне» Кто указал Гринёву путь в буране? (назовите фамилию персонажа) Укажите имя героя, который является антиподом данного героя рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

ЧАСТЬ I Задание В3 Каким термином обозначается обмен репликами персонажей в художественном произведении? Назовите термин, которым обозначается острое столкновение между героями в драматическом произведении Петя Трофимов говорит о резком несовпадении взглядов и жизненных принципов хозяев вишнёвого сада и их окружения. Как называется столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу действия драматического произведения?

ЧАСТЬ I Задание В4 Как называется развёрнутое высказывание Пети Трофимова, в котором он излагает свою жизненную позицию? В приведённом фрагменте повествование ведётся от лица героя, речь которого отличается от авторской («подкинул газку», «а тут свои очертели»). Как называется такой персонаж? Укажите термин, которым в литературоведении называют изображение внешности героя.

ЧАСТЬ I Задание В5 Как называются авторские пояснения и замечания по ходу действия (Слышно, как Епиходов играет на гитаре всё ту же грустную песню. Восходит луна)? Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения (даются примеры из фрагмента)? Как называется средство иносказательной выразительности, использованное М. Горьким («дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков»)?

ЧАСТЬ I Задание В6 Какой изобразительный приём помогает М. Горькому нарисовать природу как живое существо («листва вздыхала и шепталась»)? Как в литературоведении называется приём иносказательного изображения отвлечённой идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пугачёв? Как называется развёрнутая реплика героя в драматическом произведении?

ЧАСТЬ I Задание В7 Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении? В речи Сатина много восклицаний, встречаются также и вопросы, содержащие утверждение и не нуждающиеся в ответе. Как называются такие экспрессивные восклицания и вопросы? Первый абзац приведённого текста знакомит читателя со временем и местом действия. Как называется этот элемент сюжета литературного произведения?

РЕКОМЕНДАЦИИ: Знание изучаемых произведений: содержание, имена главных героев, названия глав / частей, род / жанр произведения, литературное направление и течение, выражение авторской позиции, язык художественного произведения. При подготовке к ЕГЭ обращаем особое внимание на ПЕРВЫЙ раздел «Кодификатора»: «Сведения по теории и истории литературы».

ЧАСТЬ I Задание С1 С1. – развёрнутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента Особенности: 1. ограниченный объём (5 -10 предложений) 2. указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме) 3. Максимальный балл – 3 балла 4. Оценивается один критерий: точность и полнота ответа.

ЧАСТЬ I Задание С1 Примеры формулировки заданий: Как вы понимаете слова Сатина, сказанные о Луке: «…старая дрожжа, проквасил нам сожителей…»? Как данный фрагмент помогает понять смысл названия чеховского «Хамелеона»? Почему переезд на новую квартиру для Обломова равнозначен катастрофе? Как во сне Пьера отразилось видение Л.Н. Толстым устройства мира и места человека в нём?

ЧАСТЬ I Задание С1 Пример 1: С1: Каков смысл финала «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Ответ: Смысл финала «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» состоит в том, чтобы показать доверчивость русского крестьянства (народа, мужика), а также показать и высмеять обывательский характер чиновничьего аппарата (генералов). 1 балл

ЧАСТЬ I Задание С1 Пример 2: С1: Что объединяет рассказчика и главного героя в их отношении к природе? Ответ: Я считаю, что рассказчика и главного героя романа, Печорина, в первую очередь сближает восхищение красотой природы. Оба относятся к ней с любовью, им нравится наблюдать за ней. Судьба Печорина нелегка, и именно природа помогает ему успокоиться, отвлечься от проблем, забыться на мгновенье. В данном произведении описание окружающей среды раскрывает характер и рассказчика, и главного героя. Они очень близки к природе, а значит и друг другу.2 балла

ЧАСТЬ I Задание С2 С2. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков Особенности: 1. ограниченный объём (5 -10 предложений) 2. указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме) 3. Максимальный балл – 3 балла 4. Оценивается один критерий: точность и полнота ответа

ЧАСТЬ I Задание С2 НО: 5. Необходим литературный контекст Чтобы получить максимальный балл, экзаменуемый должен назвать не менее ДВУХ произведений одного или разных писателей или назвать не менее ДВУХ авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный приём и т.д.

ЧАСТЬ I Задание С2 Примеры формулировки заданий: В творчестве каких писателей затрагивалась проблема «хамелеонства» и в чём их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А.П. Чехова? Каких героев русской литературы и в чём можно сопоставить с Петей Трофимовым? (При сопоставлении укажите авторов и названия произведений.) В каких произведениях русской классики герои сталкиваются с необходимостью перемен и чем их отношение к этим переменам отличается от чувств, владеющих Обломовым?

ЧАСТЬ I Задание С2 Пример 1: С2: В каких произведениях русских писателей нашли продолжение традиции щедринской сатиры? Аргументируйте выбор примеров. Ответ: Эта тема проходит через многие его произведения, например, в сказке «Дикий помещик» мужики исчезают по желанию хозяина, он превращается в какое-то сказочное существо. Но народ в это имение возвращается и начинается всё по-старому и жизнь, и работа. 0 баллов

ЧАСТЬ I Задание С2 Пример 2: С2: В каких произведениях русской классики изображается мир богатых людей и что сближает эти произведения с рассказом И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Ответ: В произведениях русской классики мир богатых изобразили многие писатели. В романе Тургеньева «Отцы и дети» старшее поколение, которому противопоставляется Базаров, живут теми же целями, что и господин из Сан- Франциско – это зарабатывание денег, безразличие к обществу в котором они живут, а именно к крестьянам. Очень ярко описано общество богатых в пьесе Грибоедова «Горе от ума». В этом произведении очень выразительно описаны все пороки высшего общества: безразличие к людям ниже по званию, алчность, ограниченность, безнравственность. 1 балл