ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Презентация инновационного педагогического опыта Печниковой Людмилы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование поликультурной личности РИНАТА БЕРДНИК.
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Презентация инновационного педагогического опыта Печниковой Людмилы.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Программа «Московское образование » Доклад методиста НМЦ, психолога школы 424 Заботкиной Н.В.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагогика традиции в образовании Савина Н.М. БелРИПКППС, 2010 год.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Гражданское образование в России на современном этапе.
Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы Муниципального общеобразовательного.
Иметь хорошие основы знаний, умений, навыков Быть конкурентоспособным в современном мире Уметь выстраивать отношения с разными людьми Уметь формулировать.
Презентация инновационного педагогического проекта Влияние «ситуации успеха» на формирование у младших школьников способности к саморазвитию и самореализации.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Опыт внедрения в работу методического объединения инновационной программы «Культурологическое образование»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
Психологические особенности подросткового возраста.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Презентация инновационного педагогического опыта Печниковой Людмилы Владимировны, учителя литературы МОУ гимназия 13 города Нижнего Новгорода «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» А. Вознесенский

ГЛОССАРИЙ Поли много, многое. Личность – человек как носитель каких-либо свойств. Культура всё, что создано человеческими руками, умом. Поликультура принцип мировой гармонии, единство народов, культур, цивилизаций. Поликультурное образование целостная инновационная система, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии и способствующая сохранению социокультурной ситуации плюрализма и многообразия интеграции в мировое культурное и образовательное пространство. Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования2

3 МИССИЯ ГИМНАЗИИ ФОРМИРОВАТЬ разносторонне образованную интеллигентную личность, обладающую функциональной грамотностью СПОСОБСТВОВАТЬ гармоничному развитию интеллектуальных, духовно- нравственных, творческих, физических способностей ученика, что определено универсальным характером образования достижению такого уровня взаимоотношений ученика и учителя, чтобы они имели постоянный стимул к непрерывному саморазвитию и росту профессионализма формированию, поликультурной и полилингвистической личности СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКИХ ЦЕННОСТЕЙ, КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ: помогать социальной адаптации; побуждать к ответственности за собственное благополучие, благополучие общества и к стремлению позитивного воздействия на него для продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей, администрации и т.д.)

«ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И «КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

КАЧЕСТВА ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ Динамичность, способность меняться в зависимости от меняющихся условий существования в непротиворечивом взаимодействии и сотрудничестве с другими людьми Наличие собственных, присущих только ей механизмов самоанализа и анализа представлений других культурных общностей как о миропорядке, так и о способах существования в нём. Языковая компетенция как способ интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации Освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения Толерантность, коммуникабельность, доверие и миролюбие Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования5

6 Качества поликультурной личности ЛичностныеПредметныеМетапредметные Результаты педагогической деятельности учеников Литературное образование Личностно- ориентированное образование Стандарты образования «Проект концепции поликультурного образования в Российской Федерации» и «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания» Формирование организации взаимодействия участников процесса Методы и приемы обучения Социокультурная среда Содержание образования Способы реализации Концепция формирования поликультурной личности школьника в процессе литературного образования Педагогические технологии

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ВЫПУСКНИКА ГРАЖДАНИНА РОССИИ Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования7

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования8 Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции. Ценностей российской и мировой культуры Эффективная подготовка выпускников школы и вузов к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни Развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодёжи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуально организованной, производственной деятельности в открытом поликультурном мире

СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО ХУТОРСКОМУ А.В.) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРИЕНТАЦИЯ НА ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКУ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования9

10 ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРУЕТ устойчивый интерес к искусству слова, пониманию его законов, раскрытию его нравственно- философского и эстетического потенциала, всей специфики взаимодействий с объективной действительностью СПОСОБСТВУЕТ общему индивидуальному развитию, вхождению учеников в мировую художественную культуру РАСПОЛАГАЕТ к открытию способов постижения мира и взаимодействия с ним

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования11 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ Виды результатовОжидаемые результатыФормы проявления ПредметныеФормирование положительного отношения к изучаемому предмету, знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему, выработка предметных способов действия, приводящих к решению проблемных и творческих задач по теме Проявление творческих и профессионально- образовательных качеств, отличающих поликультурную личность МетапредметныеФормирование у учащихся универсальных способов деятельности, ведущих к открытию неких смысловых символов, через которые проходит постижение явлений окружающего мира Модель поведения, способная обеспечить адекватное существование в поликультурном мире ЛичностныеОсмысление целей образования, приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности, реализация конкретных индивидуальных способностей Организация содержательной жизни и развивающей деятельности, стимулирующей творческую свободу и созидательную активность в поликультурном обществе

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования12 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Технологическая основаСодержание Уровни эстетической рецепции первый уровень, наивно-реалистический, непосредственный и эмоциональный, создающий основу для формирования осмысленного и глубокого чтения и не являющийся достаточным; второй уровень, характеризующийся умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным; третий уровень, определяющийся умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, то есть видеть «в сопряжении» художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел; четвёртый уровень, характеризующийся умением воспринимать произведение в историко-литературном контексте – как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной традицией. Принципы культуросообразной педагогики Универсальность, гуманитарность, элитарность, герменевтичность, синергетичность

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования13 СИСТЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ Вид учебной работыСопряжение предметов филологический анализ художественного текста литература – русский язык соотнесение произведений, относящихся к разным видам искусства литература – мировая художественная культура определение места русской литературы в мировом литературном процессе русская литература – зарубежная литература рассмотрение образной картины мира на фоне тех ли иных исторических реалий литература – история работа с философскими, социологическими, этическими, эстетическими понятиями литература – мировая художественная культура – обществознание анализ и создание переводовлитература – иностранные языки

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования14 РАБОТА С ТЕКСТОМ Автор Субъект ТекстЧитатель Участник диалога Объект Предмет разговора Субъект Участник диалога ПРОЦЕСС ПОСТИЖЕНИЯ ТЕКСТА Анализ (средство) Понимание (результат открытие смыслов) ЗнанияУмения

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЗНАНИЕ ТЕКСТА ОТКРЫТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СМЫСЛОВ ОБРЕТЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НАУЧНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЖИВОПИСИ, КИНО, МУЗЫКИ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования15

АНАЛИЗ ТЕКСТА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ КОНТЕКСТ СУДЬБЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования16

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования17 ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ Переход к личностно- ориентированной педагогике Развитие педагогики сотрудничества

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЧАСТИЧНОПОИСКОВЫЙ, ИЛИ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОДЕЛИРОВАНИЕ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования18

МОДЕЛИРОВАНИЕ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования19 СВОЙСТВА ОБЪЕКТА МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСТВО ПРЕОБРАЖЕНИЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ через

СИНЕКТИКА ПОСТИЖЕНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ПЕРЕХОД ОТ РАССУЖДЕНИЙ К МЕТАФОРАМ РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Проблемное рассуждение (система группового рассуждения). Формулировка мысли в виде цитаты, создание символа, знака, выявление ассоциаций с музыкой (детисочиняют сказки, мифы и т. д.). Рефлексия как припоминание знакомого, бесконечная кодировка информации, трансформация. Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования20

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования21 РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ В 2010 ГОДУ

УЧАСТИЕ В НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ «ЭВРИКА» (Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД) «ШКОЛЬНЫЕ ХАРИТОНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» (МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ, Г. САРОВ) «КОНФЕРЕНЦИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ» (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ОЛИМПИАДА «ЭЙДОС» Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования22

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования23 ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОТДЕЛЬНОГО УЧЕНИКА 8 класс10 класс11 класс9 класс Качества поликультурной личности Личностные смыслы Универсальные действия Метапредметная деятельность Участник Специальный диплом Призёр Победитель Качества поликультурной личности

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования24 ВЛИЯНИЕ УЧАСТНИКОВ НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОДНОКЛАССНИКОВ Качества поликультурной личности Стимул к развитию Повышение мотивации к обучению Рост качества знаний Обретение универсальных действий и личностных смыслов Диалог

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования25 УСПЕХИ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ И КЛАССА

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования26 ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ 2005 год Франция, г. Руан 2006 год Великобритания 2006 год Корея, г. Суон 2006 год Сербия 2007 год Испания, г. Санбой С 2010 года США

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования27 ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ С УЧАЩИМИСЯ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ ИСИДОРЫ СЕКУЛИЧ Г. НОВИ САД (СЕРБИЯ)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования28

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования29

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования30 ДИССЕМИНАЦИЯ ОПЫТА

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования31 ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования32