Л ЕКЦИЯ 4 МОТИВЫ УЧЕНИЯ ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивация учения – основное условие успешного обучения Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
Advertisements

ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения Все наши замыслы, все поиски и построения Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются.
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический совет.
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ- ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Материалы для проведения педагогического совета Выполнила: Синельникова Л.М. зам. директора по УВР.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Развитие личности Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Приемы активизации обучения через повышение мотивации учения и изменения мотивационных установок Агашкина Галия Кашфелгаяновна.
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения школьников.
Тема семинара Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы обучаемых.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
«Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Транксрипт:

Л ЕКЦИЯ 4 МОТИВЫ УЧЕНИЯ

ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» В. А. Сухомлинский

П ЛАН ЛЕКЦИИ Мотивация как психологическая категория Мотивация как психологическая категория Учебная мотивация Формирование и изучение учебной мотивации Формирование и изучение учебной мотивации

З АДАЧИ ЛЕКЦИИ : сформировать теоретические знания о мотивации как психологической категории рассмотреть структуру учебной мотивации познакомить с методами формирования учебной мотивации развить мыслительную активность студентов

С ПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов Габай Т.В. М.: Академия, (10) Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов. Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, (1) Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.М.: Академия, 2007 (0) Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие.Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.М.: Академия, ( 2) Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. Пособие.А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова ВГМУ - Владивосток: Медицина ДВ, ( 89)

С ПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : Педагогическая психология: краткий курс: [пособие] В. Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.(1 ) Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия И.В. Дубровина,.(2) Возрастная и педагогическая психология: (учебное пособие).С.И. Двойников.Самара: Перспектива, (15)

1. М ОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 20-х гг. XX в. Первой была теория мотивации К. Левина (1926). Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии - А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.К. ЛевинаА. МаслоуГ. ОлпортаК. Роджерса

М ОТИВАЦИЯ В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций. В связи с таким положением В.К. Вилюнас высказал сомнение о целесообразности обсуждения вопроса, что такое "мотив".В.К. Вилюнас Когда ищут ответ на вопрос: "что же такое мотивы?", нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: "зачем?", "для чего?", "почему?", "от чего человек ведет себя именно так, а не иначе"?

М ОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ МОТИВ –(от латинского) приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Совокупность побуждений к деятельности

П СИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ МОТИВА психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов);К.К. Платонов предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);А.Н. Леонтьев установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас);К. Вилюнас побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин);В.С. Мерлин соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа). намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович) и др.Л.И. Божович

М ОТИВАЦИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К.Мадсен, Ж.Годфруа); совокупность мотивов (К.К.Платонов); побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность; процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш.Магомед-Эминов); процесс действия мотива; механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А.Джидарьян); совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К.Вилюнас).

СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ Л.С. Выготский А.Ф. Лазурский Н.Н. Ланге А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн Л.И. Божович А.К. Маркова

ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ К. Левин Д.К. Маккеланд Г. Олпорт Э. Даффи Д. Берлайн И. Аткинсон К. Бëрч Х. Хекхаузен

ЦИКЛ МОТИВАЦИИ ПОТРЕБ- НОСТИ УСИЛИЯ ДЕЙСТВИЕВОЗНАГРАЖДЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

2. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов.

Уровни познавательных мотивов Уровни социальных мотивов - широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; - учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний; - мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности. -широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения; - узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение); - мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

Факторы учебной мотивации субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.) организация образовательного процесса ; Сама образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность специфика учебного предмета. Субъектные особенности педагога (отношение к ученику, к своему делу);

3. Формирование и изучение учебной мотивации Какую же общую мотивацию следует формировать у учащихся? Сначала определим те виды деятельности, которые должны быть главными, ведущими в учебно-воспитательной самодеятельности учащихся.

Виды деятельности учащихся Исходя из цели школы, по мнению Л.М. Фридмана можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие осуществление цели школы: 1.Учебно-познавательная деятельность. 2. Деятельность по саморазвитию своих способностей. 3. Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера. 4. Деятельность по профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии и продолжению образования в избранной области.

Чтобы учащиеся овладели видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.

Развитие внутренней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.

Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Нередко в реальной педагогической практике родителей и учителей используются такие "педагогические подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных поощрений и иных стимулов.

ХАЙНЦ ХЕКХАУЗЕН Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.

ПРОГРАММА МОТИВАЦИОННОГО ТРЕНИНГА ХЕКХАУЗЕНА постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей; адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон; вера в эффективность собственной деятельности; получение обратной связи о достижении цели; переживание ответственности за свои действия и их последствия.

А.К. МАРКОВА факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.

Э ТАПЫ МОТИВА А.К. Маркова подчеркивает, что мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: А.К. Маркова актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).

Ф ОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ Л.М. Ф РИДМАНА Л.М. Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации (Фридман Л.М., 1997). Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости.

Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз". Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде.

И ЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ Для того, чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.

С ОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА О МОТИВАХ А.К.Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Мотивы: 1. Познавательные (если связаны с содержанием учения). 2. Социальные (если связаны с общением учеников друг с другом и учителем). П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. (деятельностная теория учения) - мотив может быть либо внешним либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний. Как их сформировать?

П ОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ Психологи выделяют три уровня (по А.К.Марковой): широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний; учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний; мотив самообразования. В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.

Т РУДНЫЕ ВОПРОСЫ А как дело обстоит в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации ещё нет, а в старшем – уже нет. Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-8 классов. Что нужно изменить в системе школьного обучения, чтобы повернуть детей к учебе? Д.Б.Эльконин отмечал, что позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя. Как же сформировать такую позицию у школьника? Через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех её компонентов.

Психологи школы П.Я.Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа учения. От того, какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику – пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, - будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.

М ЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования долга и ответственности (познавательные игры, творческие задания учебные дискуссии, установки, создание проблемных ситуаций, создание эмоционально – нравственных ситуаций: успеха, одобрения, поддержки) (убеждение, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения, порицания, незаконченные предложения, классные плакаты: Я могу это сделать. Я могу, когда говорю себе, что я могу. мини – сочинения.)

Делегирование полномочий Р ЕШЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ Не может - не хочет Хочет - не может Может - не хочет Может - и хочет инструктированиенаставничество мотивация

М ЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ Волевые 1. Предъявление учебных требований 2. Информирование об обязательных результатах обучения 3. Формирование ответственного отношения к учению 4. Познавательные затруднения 5. Самооценка своей деятельности и коррекция 6. Рефлексия поведения 7. Прогнозирование будущей жизнедеятельности Социальные 1. Развитие желания быть полезным Отечеству 2. Побуждение подражать сильной личности 3. Создание ситуации взаимопомощи 4. «Эмпатии», сопереживания 5. Поиск контактов и сотрудничества 6. Заинтересованность результатами коллективной работы 7. Взаимопроверки 8. Рецензирование

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Смысл учения Внутреннееотношение ученика ученика к учению Мотив учения Побудительная причина причина к действию к действию Постановка целей Направленность ученика на выполнение действий Реакция ребёнка на ребёнка на воздействие воздействие внешних и внутренних внутренних раздражителей раздражителей Эмоции Интересы Познавательно- эмоциональное отношение школьника учению учению М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я

У СТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА : совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; выбор средств, адекватных цели; учет возрастных особенностей школьников; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; нестандартная форма проведения уроков;

У СТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА : создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; эмоциональная речь учителя; использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; применение поощрения и порицания; вера учителя в возможности ученика; формирование адекватной самооценки учащихся;

П УТИ РАЗВИТИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ Через усвоение учащимися общественного смысла учения. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Н ЕКОТОРЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ Подбор информации Подбор учебного и иллюстративного материала Содержание учебного материала должно быть достаточно сложным и трудным

Р ЕЗЮМЕ На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

В ЫВОДЫ Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность.

В ЫВОДЫ Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.

Можно выделить два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации: "снизу вверх" и "сверху вниз" (Л.М. Фридман). Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций. Мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).

В ОПРОСЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Дайте характеристику мотивации как психологической категории. В чем суть проблемы определения мотивов? Назовите основные трактовки мотива. Кто из отечественных ученых рассматривает мотив как потребность? Как соотносятся следующие понятия: "мотив", "мотивация" и "мотивационная сфера личности"? Охарактеризуйте сущность учебных мотивов. Назовите основные источники учебной мотивации.

Р ЕФЛЕКСИЯ Я узнал(а), что… Полезным для меня было то, что… Я убедился(лась), что… Меня не смогли убедить в том, что..