«Верую!» По рассказу Василия Макаровича Шукшина Выполнила ученица 11А кл. МОУ «СОШ 9» г.Новочебоксарск Юдина Ксения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Боровикова Мария Викторовна, учащаяся 10 класса Руководитель: Никитина Руководитель: Никитина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Особенности рассказов В.М.Шукшина (на примере рассказа «Верую!" Презентация к уроку литературы в 11 классе учителя МОУ-СОШ 2 р.п.Степное Волгушовой Л.Г.
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание ». « Вечная Сонечка, пока мир стоит !»
по повести Б. Л. Васильева « Завтра была война » Интегрированный урок « Вместо сердца пламенный мотор »
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Творчество В. П. Крапивина в моем понимании «Какая–то тихая популярность!» Виталий Калинин.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа 3» И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, особенности жанра.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ О СЕБЕ? тест для учащихся Дорогой любитель заполнять тесты и тем самым познавать себя! Говорят, что глаза – зеркало души, а чтение ее лучший.
Виктор Астафьев ( ) русский писатель, автор многочисленных повестей и рассказов о Великой Отечественной войне В центре внимания писателя - жизнь.
1 вопрос: Л юбите ли Вы читать и сколько времени тратите на чтение? 2 вопрос: Считаете ли Вы своих детей читающими, сколько времени в день тратит Ваш.
Почему женщина плачет?... Маленький мальчик спросил маму: -Почему ты плачешь? -Потому что я – женщина. -Я не понимаю!.. Мама обняла его и сказала: -Малыш,
А.П.Платонов рассказ «Юшка» (7 класс) «Величие простых сердец» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
(1995 год) Рассказ посвящён нравственным проблемам современного общества: - разгул насилия и денег - добра и равнодушия к человеку - отношение власти и.
Образ Мастера в романе « Мастер и Маргарита » Работу выполняли ученики 11 класса МБОУ СОШ 9 г. Амурска Сирош Павел, Крючко Вадим Учитель Плохотнюк И. В.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Милосердова Любовь МБОУ «Гимназия 42» 4 класс Д. « Он писал для того, чтобы читатель сумел услышать боль каждого» (М.Дудин)
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Транксрипт:

«Верую!» По рассказу Василия Макаровича Шукшина Выполнила ученица 11А кл. МОУ «СОШ 9» г.Новочебоксарск Юдина Ксения

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой. Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.

Особенности писательского жанра Язык В. М. Шукшина сыграл важную роль в развитии языка русской прозы второй половины XX века. Это, с одной стороны, опора на живую речь, с другой, полемика с разнообразными штампами – канцелярскими, газетными, беллетристическими. Писатель последовательно отмечает, как воспринимает персонаж чужой речевой обиход. В рассказах Шукшина отражается социальная дифференциация языка. Утверждая в правах народное слово и образы, характерные для народной речи, Шукшин иронизирует над канцелярской фразеологией, газетными штампами, над псевдонаучной речью, над иноязычными словами. Стилистически окрашенная лексика концентрируется в прямой речи персонажей, в частности, в обращениях их к другим персонажам Образные средства рассказов Шукшина также связаны с ориентацией на мировосприятие и речь персонажей.

Верую! Василий Макарович Шукшин писатель, пришедший в литературу со своей темой, даже философией. Его рассказы, небольшие по объему, заставляют задуматься о себе, своем месте в жизни, почувствовать всю полноту бытия. В русской литературе неоднократно изображались герои, раздираемые внутренними противоречиями, как правило, это были представители высшего класса, интеллигенты. Шукшин же приводит совершенно иного героя деревенского мужика, объясняя и доказывая, что человек думает и переживает одно и то же, живет ли он в городе или в деревне, пашет землю или решает научные проблемы. Есть разность в образовании, в культурном уровне, но вот общечеловеческие вопросы, желание докопаться до истины присуще любознательным и пытливым вне зависимости от места жительства. В этом отношении интересен рассказ Верую!. Его главный герой Максим Яриков мучается от неизъяснимой тоски, ищет ее истоки и причину, хочет объяснить себе и окружающим, что больная душа это так же тяжело и страшно, как при любой другой болезни. Чувствует – болит душа. Но как объяснить почему? Ненавидит он тех «людей, у которых души нету, или она поганая». Но жена презирает его за тоску. О!.. Господи... пузырь: туда же, куда и люди, тоска, издевалась жена Максима, Люда, с чего тоска-то? Максим хочет понять, что же болит? Он безотчетно понимает, что хуже всего, когда души вовсе нет, но объяснить этого не может, образования или привычки рассуждать нет. Но хочется понять, что же происходит в душе? Почему так тяжело? Ничего не заглушает боли и тоски: ни работа, ни водка... Услышал Максим, что к Лапшиным приехал «самый натуральный» поп, и пошел к нему узнать: « У верующих болит душа или нет?»

Так, может быть, поможет поп, служитель культа, которому по службе положено объяснять заблуждения людей, утешать их? Максим разговаривает с попом: Поп был крупный шестидесятилетний мужчина, широкий в плечах, с огромными руками. Даже не верилось, что у него что-то там с легкими. И глаза у попа ясные, умные. И смотрит он пристально, даже нахально. Такому не кадилом махать, а от алиментов скрываться. Никакой он не благостный, не постный не ему бы, не с таким рылом, горести и печали человеческие живые, трепетные нити распутать. Однако Максим сразу это почувствовал с попом интересно... И оказалось, что этому попу «ничто человеческое не чуждо», что верит он в жизнь, в ее многообразие и мудрость, а имя Бога, в которого он верит, - Жизнь. « Ты пришел узнать, во что верить? Ты правильно догадался, у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в жизнь.»Что там, за гробом, попу неизвестно, поэтому он советует Максиму испытать рай и ад на земле. Живи так, чтобы потом не страшно было раскаленные сковородки облизывать. Жизнь, утверждает поп, должна быть короткой, как песня, тогда умереть не жалко. Это фактический гимн жизни, ее вечному и неустанному движению вперед. И не кощунственно, а глубокоосмысленно звучат слова: Ве-ру-ю-у!...В авиацию, в механизацию, в сельское хозяйство, в научную революцию! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о! Если трудно, иди вперед, старайся обогнать идущих впереди, не получится слаб в коленках, но старайся, не скули, не хнычь. Ты человек, а значит, тебе многое дано. Кругом многообразная и интересная жизнь, приложи свои таланты и силу, преобразуй эту землю. Она ответит тебе дарами и благами, главное, веруй!

Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание. Жизнеутверждающий и оптимистичный, он зовет к великим целям. Но не так все просто, надо нести веру в сердце, надо иметь душу, способную болеть, плакать, переживать. А последняя фраза гениально передает механизм преобразования: от желания к уверенности, способной свернуть горы: Эх, верую! Верую! Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, понять, несет в себе зёрна духовности. Многие персонажи рассказов Шукшина остаются верными себе даже в тех случаях, когда жизненные обстоятельства не дают им адаптироваться, когда герои остаются в одиночестве, их идеалы осмеиваются и признаются недействительными. Это свойство шукшинских характеров сохраняется почти во всех его произведениях, потому что опирается на незыблемые основы бытия – любовь к земле, доброту, ощущение необходимости жить по нравственному закону. Философский смысл рассказа

Я всегда с огромным удовольствием и интересом читаю рассказы, повести, романы В.М. Шукшина. Его произведения полны жизненной силы, оптимизма, веры в человека. Его герои всегда очень яркие, запоминающиеся… Открываешь его книгу и сразу становится легче на душе. У меня создается впечатление, что его рассказы им самим же выстраданы, что писал их человек с обнаженными нервами, остро реагирующий на несправедливость и несовершенство людей. Величие произведений (в моем понимании) в простоте и человечности. Откуда все это? От самой жизни. Рассказы заставляют плакать и смеяться, переживать читателя вместе с ним и его героями. На свете много разных писателей, но народным не каждого можно назвать. Я считаю, что Шукшин именно народный писатель".