Критерии оценки личностных результатов обучения - соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям. Возрастно- психологические нормативы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерпретация профилей первоклассников и рекомендации по использованию результатов в образовательном процессе.
Advertisements

МБОУ СОШ 152. Показатели готовности к обучению в начальной школе психофизиологическая и интеллектуальная зрелость; сформированность предпосылок овладения.
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Интерпретация и использование результатов обследования первоклассников на готовность к обучению в школе Даниленко Ольга Васильевна, доцент кафедры социальных.
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Особенности проведения стартовой диагностики у первоклассников Каттай Е.А. Учитель начальных классов.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Определение уровня готовности первоклассников к школе. Итоги первого этапа адаптационного периода Выступает: педагог-психолог, учитель 1-го класса Васьковская.
Оценка готовности ребенка при поступлении в школу.
Адаптационный период первоклассников Материал к педагогическому консилиуму Педагог-психолог: Титкова О.В.
Исследование готовности первоклассников к обучению в школе Арзамасцева Галина Юрьевна Директор ГУ ЧР ЦНОТ Иванов Вячеслав Морисович – методист ГУ ЧР ЦНОТ.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Использование цвета и музыки в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Педагог-психолог.
Готовность Готовность к школе. это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. готовность к.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Транксрипт:

Критерии оценки личностных результатов обучения - соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям. Возрастно- психологические нормативы формулируются для каждого из видов универсальных личностных действий с учетом стадиальности их развития - соответствие социально желательным свойствам личности (качественным характеристикам) -учет индивидуальности личности соответствие зоне ближайшего развития благополучие эмоционального состояния (тревожность, фрустрация, стресс)

Самоопределение - Внутренняя позиция школьника - положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения, - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе, нормах и правилах школьной жизни, социальной роли ученика; - предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, - предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Интерпретация и использование результатов обследования учащихся Семья как ресурс адаптации первоклассника Познавательная сфера Индивидуально- личностные особенности ребёнка

Познавательная сфера 1. Тест «Рисунок человека» 2. Тест «Графический диктант» 3. Тест «Образец и правило» 4. Тест «Первая буква» 5. Общая успешность в 4-х тестах 6. Навыки чтения, письма, счёта

Индивидуально-личностные особенности ребёнка 7. Мотивация 8. Усвоение норм поведения в школе 9. Успешность функционирования в роли ученика 10. Взаимодействие со сверстниками 11. Эмоциональная стабильность (тревожность) 12. Эмоциональное благополучие

Семья как ресурс адаптации первоклассника 13. Подготовка к школе в семье 14. Установки родителей по отношению к школьному обучению 15. Условия ребёнка в семье для обучения 16. Помощь ребёнку в обучении

Интегрированные показатели 17. Цена адаптации ребёнка к школе 18. Индивидуальные особенности адаптационного потенциала ребёнка 19. Интегральная оценка адаптационного потенциала ребёнка 20. Уровень готовности ребёнка к школе глазами учителя 21. Уровень готовности ребёнка к школе глазами родителя

22. Возрастное соответствие массы и роста 23. Физкультурная группа 24. Группа здоровья Показатели состояние здоровья ребенка

Познавательная сфера 1. Тест «Рисунок человека» 5. Общая успешность в 4-х тестах 4. Тест «Первая буква» 6. Навыки чтения, письма, счёта 2. Тест «Графический диктант» 3. Тест «Образец и правило»

Индивидуально-личностные особенности ребенка 11. Эмоциональная стабильность (не тревожность) 10. Взаимодействие со сверстниками 12. Эмоциональное благополучие Индивидуально- личностные особенности ребёнка 7. Мотивация 8. Усвоение норм поведения в школе 9. Успешность функционирования в роли ученика

Семья как ресурс адаптации первоклассника 13. Подготовка к школе в семье 14. Установка родителей по отношению к школьному обучению 16. Помощь ребёнку в обучении 15. Условия ребёнка в семье для обучения

Интегрированные показатели и показатели состояния здоровья 20. Уровень готовности ребёнка к школе глазами учителя 21. Уровень готовности ребёнка к школе глазами учителя 22. Возрастное соответствие массы тела и роста низкий средний высокий низкий средний высокий 18. Индивидуальные особенности здоровья 17. Цена адаптации ребёнка к школе 19. Интегральная оценка адаптационного потенциала ребёнка 23. Физкультурная группа Ниже нормы Норма Выше нормы Освобождён ВспомогательнаяОсновная 24. Группа здоровья 4321

Шкала «Навыки чтения, письма, счета» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В09Имеет достаточный уровень подготовки по чтению 2 КП В10Имеет достаточный уровень подготовки по счету 3 КП В11Имеет достаточный уровень подготовки по письму 4 АР В12a Ребенок умел: Узнавать большинство букв алфавита 5 АР В12b Ребенок умел читать отдельные слова 6 АР В12c Ребенок умел читать предложения 7 АР В12d Ребенок умел писать буквы алфавита 8 АР В12e Ребенок умел писать некоторые слова 9 АР В12f Ребенок умел узнавать большинство цифр от 1 до 9 10 АР В12g Ребенок умел считать от 1 до 10 и обратно 11 АР В12h Ребенок умел складывать и вычитать числа до 10 Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В - вопрос

Шкала «Мотивация» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В12 Хочет учиться 2 КП В32 Активен на уроке 3 КП В19 Ребенок хотел учиться, когда пошел в школу 4АР В20 В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу: с охотой; без особого желания, но спокойно; капризничает, ворчит; просит оставить дома; наотрез отказывается идти в школу. Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В - вопрос

Шкала «Усвоение норм поведения в школе» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В16На занятиях часто отвлекается, разговаривает 2 КП В18Ходит по классу во время урока 3 КП В19Пристает к одноклассникам 4 КП В20Спокойно сидит на уроке 5 КП В21 Всегда готов к уроку (приносит все рекомендованное на учебный день) 6 КП В24Не опаздывает на уроки 7 КП В25Имеет опрятный внешний вид 8 КП В26Участвует в драках Примечание: КП – карта первоклассника, В - вопрос

Шкала «Успешность функционирования в роли ученика» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В13Выполняет требования учителя 2 КП В14Понимает объяснения учителя на уроке 3 КП В22Не боится задать вопрос учителю 4 КП В23Понимает правила взаимодействия с учителем 5 КП В37Не успевает работать на уроке в одном темпе с классом 6 КП В39Часто выполняет задание на уроке быстрее других 7 АР В11a Умение ребенка общаться со взрослыми 8 АР В11c Умение ребенка общаться с учителем 9 АР 11d Умение ребенка управлять своим поведением 10 АР 11e Умение ребенка осваиваться в новой обстановке 11АР 11f Умение ребенка организовывать дома учебную деятельность Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Взаимодействие со сверстниками» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В27 Производит впечатление ребенка, которого все обижают 2 КП В33 Сторонится ребят 3 КП В34 Его не выбирают при разбиении на пары 4КП В36 Производит впечатление ребенка, которому легко в коллективе 5 АР В11b Умение ребенка общаться со сверстниками 6АР В13e У ребенка не складываются пока дружеские отношения в школе 7 АР В13f Ребенка "задирают" в школе другие дети Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Эмоциональная стабильность (не тревожность)» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В28 Очень огорчается, если не выходит задание 2 КП В38 При ответе теряется 3 АР В13b Ребенок часто тревожится 4 АР В13d Ребенок часто боится сделать ошибку Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Эмоциональное благополучие» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В29 Может заплакать 2 КП В30 Говорит, что хочет домой или к маме 3 КП В31 Ходит грустный 4 КП В13g Ребенок плакал в школе Примечание: КП – карта первоклассника, В – вопрос

Шкала «Подготовка к школе в семье» Номер вопроса Содержание переменной 1 АР В10a Читали ему книги 2 АР В10c Пели ему песни 3АР В10d Играли с ним в игрушки с алфавитом (например, в кубики) 4АР В10e Играли с ним в игрушки со счетом (например, в палочки) 5 АР В10f Учили его, используя компьютер 6 АР В10g Смотрели учебные телепередачи, фильмы 7 АР В10h Играли в слова 8 АР В10i Читали надписи на этикетках и вывесках 9 АР В10j Считали сдачу (в магазине, кафе) 10 АР В10k Рисовали 11 АР В10l Лепили (из пластилина, глины и др.) 12 АР В10m Играли в развивающие игры 13 АР В10n Занимались с ним физической подготовкой 14 АР В10o Разговаривали о школе

Шкала «Установки родителей по отношению к школьному обучению» Номер вопроса Содержание вопроса 1 АР В05a Отношение к началу обучения: Считаем важным событием 2 АР В07 Вы говорили, что на игрушки уже не будет времени 3 АР В08a Подготовка к школе: не было 4АР В21a На какие оценки вы настраиваете ребенка? Примечание: АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Условия для обучения ребенка» Номер вопроса Содержание вопроса 1 АР В17 Стараетесь ли Вы придерживаться режима дня для ребенка? 2 АР В25 Есть ли у Вашего ребенка « уголок школьника » ? 3 АР В26 Сколько у Вас приблизительно детских книг дома?

Шкала «Помощь ребенку в обучении» Номер вопроса Содержание вопроса 1 АР В14 Кто из взрослых оказывает поддержку ребенку на этапе привыкания к школьной жизни? 2 АР В18 Кто в основном будет помогать в приготовлении уроков? Примечание: АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Цена адаптации ребенка к школе» Номер вопроса Содержание переменной 1АР В16a После школы выглядит утомленным, нуждается в дополнительном отдыхе 2АР В16b С трудом стал засыпать вечером 3АР В16c Сон стал беспокойным (крутится во сне или часто пробуждается) 4АР В16d Просыпается утром с трудом 5АР В16e Просыпается утром в плохом настроении 6АР В16f После уроков приходит и сразу ложится спать 7АР В16g Изменился аппетит (повышенный или отсутствие аппетита) 8АР В16h После школы перевозбужден 9АР В16i Вечером с трудом успокаивается 10АР В16j Стали заметны навязчивые движения: грызет ногти, крутит волосы, одежду, шмыгает носом и т.д. 11АР В16k Тревожится о школьных делах 12АР В16l Боится опоздать в школу и что-либо не сделать 13АР В16m Появились жалобы на здоровье (болит голова, живот) 14АР В16n Стал капризничать

Шкала «Индивидуальные особенности здоровья» Номер вопроса Содержание переменной 1 КП В05Наличие диагнозов невропатолога 2 КП В06Наличие диагнозов других специалистов 3 КП В07Наличие травм или операций 4 КП В15Правильная речь 5 КП В17На перемене очень возбужден, бегает, шумит 6 КП В35Жалуется на здоровье 7 АР В13c Плохо развита мелкая моторика рук 8АР В22 Пропускал занятия в школе по причине плохого самочувствия Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка» Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка вычисляется как среднее арифметическое Т-баллов рассмотренных ранее шкал. Отдельные параметры (Группа здоровья, физкультурная группа, возрастное соответствие роста и веса), по которым не осуществлялся перевод в Т-баллы, исключаются из этого суммирования.

Шкала «Оценки уровня готовности ребенка к школе глазами учителя и родителя» При оценке уровня готовности предусмотрены 3 градации признака (низкий, средний, высокий) и ответ «затрудняюсь ответить» для учителя. Данные показатели позволяют сопоставить мнение учителя и родителя, проанализировать точки соприкосновения и зоны напряжения. В результате учитель может более разносторонне увидеть конкретного ребенка и общие тенденции по классу.

Шкала«Возрастное соответствие массы тела и роста» Соответствие данных показателей возрастным нормативам является важной составляющей здоровья. Значительное превышение массы тела или, напротив, выраженная недостаточность является фактором, затрудняющим нормальное функционирование организма. В настоящее время больше внимания уделяется рискам, возникающим при превышении массы тела.

Показатель «Физкультурная группа» приводится по медицинской карте первоклассника. Возможны 3 значения: освобожден, вспомогательная группа, основная группа). Освобождение от физкультуры на длительный срок с первых дней пребывания в школе, вспомогательная физкультурная группа являются показателями сниженного ресурса здоровья.

«Группа здоровья» Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка осуществляется в настоящее время в соответствии с Приказом Минздрава России от «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Эта оценка проводится с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья»: 1 группа - здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие; 2 группа - дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические нарушения; 3 группа - дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии; 4 группа - дети, страдающие заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями

Примеры профилей учащегося и класса

Результаты обследования учащихся 1-го класса региона (пример 2)

Использование методики «Домики»

Связь цвета и эмоций В «Учении о цвете» Гете писал: «цвет продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе.

Эмоции человека, окрашивая все психические процессы и стороны жизнедеятельности, являются универсальным регулятором его внутренней и внешней жизни. Д.м.н., профессор, Л.И. Вассерман Эмоции детей в начале школьного обучения господствуют над рациональной системой регуляции их жизнедеятельности.Благоприятная эмоциональная атмосфера повышает способности ребенка к адаптации. Контакт с доброжелательным взрослым способствует формированию чувств ребенка, активизации мотивации к деятельности и общению. Педагог, уделяющий внимание созданию благоприятного эмоционального климата в классе, достигает более высоких результатов с меньшими затратами эмоциональной энергии – своей и учащихся.

Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной чаще всего используют светлые, яркие краски желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно- зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные». Проведенный сравнительный анализ использования цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое».

Цветовой тест Люшера Одним из наиболее известных и широко распространенных в практике тестов, использующих карточки цветов для оценки субъективного состояния человека, является тест цветовых выборов швейцарского психолога Макса Люшера, разработанный еще в первой половине прошлого века. В основу теста положено представление о том, что восприятие цвета является объективным и универсальным, в то время как цветовые предпочтения каждого человека – субъективны. Это позволяет объективно измерить субъективные предпочтения людей. Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Испытуемых при выборе цвета просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения «здесь и сейчас».

Тест был разработан на очень зыбких теоретических основаниях, но в течение многих лет показал свою надежность и разнообразные сильные стороны: тест «свободен от культуры», т.е. практически нечувствителен к языковым различиям испытуемых; тест относится к проективным методикам, в которых отсутствуют «правильные» и «неправильные» ответы, что делает процедуру тестирования (простое ранжирование цветов) приятной и не стрессогенной. Полученные результаты весьма надежны, поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах - он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть (как это бывает при использовании опросных методов); за многие годы накопилось большое количество коррелятов (связей) результатов теста Люшера с характеристиками физиологических, личностных, социометрических и др. психологических тестов, что дает возможность более полной и разнообразной интерпретации. Обычно в практике используется краткий вариант теста Люшера с карточками восьми цветов серого, тёмно-синего, сине-зелёного, красно-жёлтого, жёлто-красного, красно-синего или фиолетового, коричневого и чёрного.

Карточки для 8-ми цветного теста Люшера

Связь цветовых выборов с эмоциями Изучение связей цветов теста М. Люшера с 9 основными эмоциями по К. Изарду провел А.М. Эткинд (1979; ) В следующей таблице представлены частоты связи цветов (в %) с эмоциональными факторами Изарда.

Связь цветовых выборов с эмоциями Цвет Эмоция Интерес Радость ГрустьГнев ОтвращениеСтыд СтрахУтомление Серый Синий Зеленый Красный Желтый Фиолетовый Коричневый Черный

Данная матрица позволяет составить как цветовые профили эмоций, так и эмоциональные профили каждого из 8 цветов теста Люшера. Цветовой код ряда эмоций носит достаточно простой характер. Они выражаются либо одним цветом (преимущественно), либо однородной цветовой комбинацией. Это, прежде всего, относится к «страху» (черный), «грусти» (серый, синий и черный), «утомлению» (серый, черный и коричневый) и «радости» (красный и желтый).. Эмоция радости, психофизиологически и психологически противостоящая первым трем, и в своем цветовом выражении противоположна отрицательным переживаниям.

Эмоции ребенка помогают ему познавать мир и реагировать на него.

Методика «Домики» Методической основой теста Домики является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к людям и определенным социальным категориям. Применение цвето-ассоциативного эксперимента является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации ребенка. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмоцию), не выходя за пределы своего актуального опыта.

Методика «Домики» Процедура исследования состоит из двух заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета. Во втором задании происходит подключение цвето- ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых происходят различные виды деятельности в школе и дома. После раскрашивания домиков мы видим всю систему личностных отношений ребенка, его социальных предпочтений.

Методика «Домики» Бланк ответа

Частотное распределение выбора цветов для «Дорожки» Цвет 1Цвет 2Цвет 3Цвет 4Цвет 5Цвет 6 Синий 22,220,521,920,410,65,6 Зеленый 13,51823,723,212,68,7 Красный 33,922,516,112,38,28,1 Желтый 18,322,718,517,312,111,2 Коричневый 4,28,110,61640,519,7 Черный 7,88,39,210,716,146,6

Частотное распределение выбора цветов для «Дорожки»

Частотное распределение выбора цветов для «Домиков» Дома играем Дома читаем Дети дошко лята Сейчас в школе В школе читаем В школе пишем В школе считаем В школе на перемене В школе в столовой В школьном дворе Синий 1820,918,82215,117,919,8 17,618,6 Зеленый 14,117,723,21915,315,616,418,319,718,8 Красный 30,721,117,816,313,114,921,421,720,616,6 Желтый 24,31920,419,813,512,918,918,422,318,7 Коричневый 7,113,111,814,827,614,111,811,51114,4 Черный 5,98,17,9815,324,711,610,38,812,9

Частотное распределение выбора цветов для «Домиков»