Лекция 3. Тема: Возрастная антропология. Преподаватель: Ильина Ирина Сергеевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние внешних факторов на онтогинез Работа Тымчук Анастасии.
Advertisements

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Биологическое действие ионизирующего излучения В процессах взаимодействия ио­ низирующих излучений с веществом энергия излучений передается атомам и молекулам.
Подготовила : Студентка 2 м / с 9-5 Богатырова А. А.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ Тема: Что такое старение? Выполнили ученицы 11 класса: Выполнили ученицы 11 класса: Деомидова Елена и Иванова.
Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Открытый урок по биологии «Среда обитания организмов и.
Автор: Бобряшова Ирина Александровна, учитель биологии ГОУ СОШ 329.
Почему растёт человек? Авторы- ученики 3 класса: Смирнова Александра, Гинатулина Любовь, Карыкова Анна, Липай Мальвина Руководитель проекта-Яковлева Е.Г.
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МОУ «КУГЕСЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Биохимические основы старения IV школьная научно – практическая конференция «Юный исследователь ХХI века»
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
* Источниками облучения являются естественный радиационный фон Земли, техногенно измененный естественный фон и искусственный радиационный фон. В результате.
Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. На уроке мы познакомимся: На уроке мы познакомимся: с особенностями развития подросткового.
Генетические изменения. Работу выполнила: Волобуева Полина Ученица 10 «б» класса МРОУ СОШ 2 Рабочий посёлок Сузун Новосибирская область Руководитель: Кожемякина.
Развитие человека после рождения. Выберите правильные утверждения: 1.В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид. 2.Оплодотворение.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
1. Объект изучения биологии живая природа 2. Признаки живых организмов и их многообразие 3. Уровневая организация живой природы и эволюция 4. Методы познания.
Демографические модели Лекция 8. Демографические модели в биологии, медицине, геронтологии. Эпидемиологические модели, распространение ВИЧ-СПИДА. Модели.
ПериодыВозрастХарактеристика Новорожденный1-10 днейВскармливание ребенка молозивом Грудной возраст10 дн. - 1 годВскармливание молоком. Рост увеличивается.
Обобщающий урок по теме «Индивидные свойства человека» урок психологии 9 класс по программе Дубровиной И.В. «Психология» Автор: Батюта Оксана Владимировна,
Транксрипт:

Лекция 3. Тема: Возрастная антропология. Преподаватель: Ильина Ирина Сергеевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Изучить основные понятия возрастной антропологии Учебная цель лекции

1. Понятие возрастной антропологии. 2. Понятие онтогенеза 3. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека 4. Динамика процессов роста человека 5.Старение, его природа и механизмы 6. Феномен акселерации. Гипотезы акселерации. План лекции:

1. Понятие возрастной антропологии.

- это отдельное направление биологической антропологии, изучающее закономерности онтогенеза человека, процессы его роста и развития. Возрастная антропология (ауксология) (от греч. аихапо расти)

исследование изменчивости антропологических признаков в процессе роста и развития; выявление механизмов различных преобразований в онтогенезе (исследования ведутся с учетом биологических и социальных факторов в противном случае они не будут иметь смысла); изучение географических (экологических) и эпохальных (исторических) особенностей процесса развития человека. Общие задачи возрастной антропологии:

2. Понятие возрастной антропологии.

совокупность процессов, протекающих в организме с момента образования зиготы до смерти, в том числе рост и развитие организма, его возрастные изменения. Онтогенез (от греч. ontos существо и genesis происхождение)

непрерывность (организм непрерывно развивается на протяжении всей жизни) постепенность и необратимость (пропустить какой-либо из этапов роста или в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях невозможно) цикличность (темп изменений признаков может существенно различаться во времени, существуют периоды активизации и торможения роста) гетерохрония (разновременность) (неодинаковая скорость созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам половой диморфизм (различия, обусловленные «фактором пола») индивидуальность (динамика онтогенетического развития отдельного человека неповторима и предсказуема лишь в общих чертах) Закономерности онтогенеза человека:

период перинатального развития внутриутробный этап, длящийся от момента образования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения; постнатальное развитие жизнь человека от рождения до смерти. Процесс онтогенетического развития включает два этапа:

3. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека

Классификация факторов по их природной сущности Биотические факторы (факторы живой природы) Наследственность Микробное окружение Присутствие различных паразитов Абиотические факторы (факторы неживой природы) Климат Химический состав почвы, воды, пищи, воздуха Радиационный фон Интенсивность электромагнитных полей и излучений.

Классификация факторов по их принадлежности к внутренней или внешней среде

1) генетические факторы (национальность, пол человека, наличие наследственного, генетического заболевания). 2)травма, нарушающая рост и развитие: перинатальная, натальная или постнатальная. Травма может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции. Эндогенные факторы (относящиеся к внутренней среде организма)

1) природные факторы: a)климат; b)рельеф, геологическое строение района проживания, характер почвы; c)водные ресурсы (атмосферная влага, обеспеченность населения водой, её качество); d)характер и состояние растительности, животного мира, устойчивость экологических систем, частота чрезвычайных ситуаций природного характера 2) хозяйственная деятельность человека и её влияние на окружающую среду (экологическая обстановка в районе проживания, экономическая ситуация); 3) социальные факторы: a)уровень культуры, национальные традиции, отношение к здоровью; b)факторы питания (набор продуктов, способы приготовления пищи, режим питания); c)уровень образования, социальное положение, профессия родителей, система ценностей в семье, её состав, уровень материальной обеспеченности, условия быта; d)доступность медицинской помощи, её уровень, эпидемическая обстановка в коллективе или в районе проживания; e)положение ребёнка или подростка в семье, детском коллективе. Экзогенные факторы (относящиеся к среде обитания):

Новорожденность: 0-4 недель Младенчество: 4 недели – 1 год Раннее детство: 1 – 3 года Дошкольный возраст: 3 – 7 лет Младший школьный возраст: 7 – 12 лет(мальчики), 7 – 11 лет (девочки) Подростковый возраст: лет (мальчики), лет (девочки) Юношеский возраст: 16 – 21 лет (мужчины), лет (женщины) Средний возраст: Первый период: лет (мужчины), лет (женщины) Второй период: лет (мужчины), 35 – 55 лет (женщины) Пожилой возраст : лет (мужчины), лет (женщины) Старческий возраст: лет Долгожители: от 90 и старше. Периодизация индивидуального развития принята на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965 г.)

4. Динамика процессов роста человека

Максимальная скорость роста плода характерна для первых четырех месяцев внутриутробного развития. Максимум скорости набора веса отмечается чаще на 34-й неделе. К моменту рождения (в период между 36 и 40 неделями) скорость роста плода замедляется, так как к этому времени полость матки оказывается уже целиком заполненной. Рост близнецов замедляется еще раньше в тот период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода. Длина тела при рождении составляет в среднем около 50,0 53,3 см у мальчиков и 49,752,2 у девочек. Сразу после рождения скорость роста длины тела вновь увеличивается. Перинатальный период

Максимальный рост длины тела в постнатальном периоде наблюдается в первые месяцы жизни. В период от 1 года до 45 лет прибавка длины тела постепенно уменьшается. С 58 лет иногда отмечается слабый ростовой скачок. В возрасте 1013 лет у девочек и 1315 лет у мальчиков наблюдается отчетливо выраженное ускорение роста ростовой скачок: скорость роста длины тела составляет около 810 см в год у мальчиков и 79 см в год у девочек. Между этими периодами фиксируется снижение темпов роста. В настоящее время рост тела в длину существенно замедляется у девушек в возрасте 1617 лет и у юношей в возрасте 1819 лет, а вплоть до 60 лет длина тела остается относительно стабильной. Примерно после 60 лет происходит уменьшение длины тела. Скорость этого снижения составляет в среднем 0,10,2 см в год. Этот процесс обусловлен в основном потерей эластичности и сплющиванием межпозвоночных хрящевых дисков и понижением нервно-мышечного тонуса. Постнатальный период

Средние значения веса тела при рождении составляют 3,3 3,7 кг для мальчиков и 3,23,5 кг для девочек. В два-три первых дня вес тела уменьшается примерно на 200 г. прежде всего, за счет интенсивного расходования организмом резерва питательных веществ и воды, обеспечивающих рост в. Прибавка в весе достигает максимума через два месяца после рождения (до 30 г в день). В конце первого года жизни прибавка уменьшается до 10 г в день. Следующий пик скорости увеличения веса тела у мальчиков приходится на 15-й (5,56,5 кг в год), у девочек на 13-й год жизни (5,05,5 кг в год). В среднем вес тела постепенно увеличивается примерно до 25 лет, а после 60, обычно, вес начинает снижаться в основном за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания воды. Вес тела взрослого человека чрезвычайно непостоянен, он весьма зависим от особенностей образа жизни, характера питания и множества других факторов.

Двукратный перекрест мужской и женской кривых роста. Видоспецифическая особенность человека первичный (первый) перекрест, когда длина (в среднем в возрасте около 10,5 лет) и вес тела (в 10,511,0 лет) девочек становится большими, чем длина и вес мальчиков; вторичный (второй) перекрест, когда мальчики снова начинают опережать девочек по росту (около 13,5 лет) и весу тела (около 14 лет).

5. Старение, его природа и механизмы

Старение – физиологический процесс, сопровождающийся закономерно возникающими в организме возрастными изменениями, характер которых наследственно запрограммирован. Наука о старении - геронтология

1)гетерохронность – разное время появления признаков старения в различных тканях, органах и системах; 2)гетерокинетичность – разная скорость развития в тканях различных возрастных изменений; 3)гетеротопность – неодинаковая выраженность процессов старения в разных органах и тканях. Для процессов старения характерны:

Теории старения Клеточные Системные

1. Теория соматических мутаций. Старение является следствием накопления в генах соматических клеток мутаций, возникающих под влиянием повреждающих факторов 2. Генетическая мутационная теория является вариантом предыдущей теории и рассматривает старение как следствие ухудшения функционирования генетического аппарата клеток из-за нарушения восстановления ДНК. 3. Теория накопления ошибок предполагает накопление ошибок в ходе процессов транскрипции и трансляции генетической информации, приводящих к образованию дефектных, функционально несостоятельных белков в организме. 4. Теория свободных радикалов. Свободные радикалы – это химические вещества, образующиеся в процессе метаболизма, которые содержат один непарный электрон во внешней орбите. Предполагается, что свободные радикалы за счёт нарушения целостности мембран лизосом увеличивают проницаемость мембран для нуклеаз (ферментов, расщепляющих нуклеиновые кислоты). Последние же, выходя в цитоплазму, могут повреждать геном клетки. Клеточные теории (старение - результат нарастающей со временем деградации клеточной информации)

1. Теория избыточного накопления. Одна из причин старения - накопление различных веществ в жизненно важных тканях. 2. Теория накопления липофусцина (старческого пигмента), связывает развитие старения с накоплением липофусцина в клетках наиболее аэробных тканей – сердца и головного мозга. 3. Иммунологические и ауто иммунологические теории старения. Они связывают старение с нарушениями в иммунной системе, ответственной за различение «своего» и «чужого». Это приводит к поражению локусов ДНК, отвечающих за синтез антител. В результате начинают синтезироваться аномальные антитела, повреждающие собственные ткани организма. Системные теории (объединяет гипотезы старения целостного организма)

Видовая продолжительность жизни человека

Под видовой (биологической) продолжительностью жизни подразумевается средний минимальный возраст, которого особи данного вида достигают при наиболее благоприятных условиях существования.

Коэффициент Бюффона Жорж Луи Бюффон (1707–1783) Французский естествоиспытатель Срок жизни/срок роста=6-7 Принимая за среднюю продолжительность роста человека 14 лет, Бюффон утверждал, что продолжительность жизни человека должна равняться 90–100 годам.

6. Феномен акселерации. Гипотезы акселерации.

ускорение темпов соматического развития и физиологического созревания детей и подростков относительно аналогичных показателей у предшествующих поколений. Акселерация (лат. acceleratio ускорение)

Удвоение массы тела детей в настоящее время происходит в 4–5 месяцев, а не в 5–6, как было 30–40 лет назад. Передвинулась на более ранний возраст смена молочных зубов на постоянные. Теперь она начинается не в 6–7, а в 5–6 лет (по сравнению с данными, относящимися к ХХ столетия) Изменились сроки полового созревания. Возраст менархе (появление первой менструации) за последнее столетие сдвигался за каждые 10 лет на 4 месяца. Соответственно с уменьшением возраста наступления менархе происходит ускорение развития вторичных половых признаков. Наблюдается ускорение окостенения скелета. Завершение процессов роста и достижение окончательных его показателей происходит в более короткий срок. Уже в 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение в длинных костях и прекращается рост тела в длину. В литературе прошлых десятилетий отмечалось, что рост у женщин продолжался до 20–22 лет, а у мужчин – до 22–25 лет. Проявления акселерации

Для объяснения акселерации выдвигались разные гипотезы

1. Гелиогенная гипотеза Она предполагает, что основной причиной акселерации является повышение уровня инсоляции (солнечного облучения), в том числе ультрафиолетовой, которой подвергаются современные дети. По мнению ученых, высказавших такое предположение, ультрафиолетовая радиация, активизируя все процессы, протекающие в организме, в том числе и образование витамина D, способствует ускорению роста.

2. Алиментарная теория Предполагает, что причины акселерации связаны с питанием. Некоторые приверженцы этой теории связывают акселерацию с увеличением потребления белков и жиров животного происхождения, другие – молока и витаминов, особенно в первые месяцы жизни ребёнка.

3. Гипотеза урбанизации. Её сторонники считают, что ускоренный темп городской жизни, увеличение умственной нагрузки в связи с дополнительными источниками информации (радио, телевидение, газеты и книги), уличный шум и другие факторы оказывают возбуждающее действие на ЦНС детей, активизируют её соматотропную функцию.

4. Контаминационная и мутагенная гипотезы. Сторонники этих гипотез считают, что основной причиной акселерации является загрязнение (контаминация) среды обитания человека отходами промышленного производства, обладающими мутагенными свойствами и поэтому дающими биостимулирующий эффект.

5. Генетическая гипотеза. Её сторонники видят причину акселерации в генетическом эффекте, связанном с заключением браков между людьми, проживавшими прежде в отдалённых друг от друга населённых пунктах.

6. Гипотеза цикличности темпов роста и развития Темпы роста и развития детей и подростков зависят от циклов солнечной активности.

Спасибо за внимание!