Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Детская агрессия Причины и последствия детской агрессии.
Advertisements

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Агрессия … Агрессия «-» Поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам (живым существам или неодушевлённым предметам), приносящее физический ущерб.
Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
В семье ребенок учится взаимодействовать с окружающей средой, регулировать свои отношения с другими людьми, именно здесь он получает опыт нравственности,
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
Профилактика тревожности и агрессивности у детей.
Социогенетический подход Роль воспитания и факторов внешней среды в развитии личности Харарбахова Матрена ИП-ПС-15.
Виды, формы и методы нравственного воспитания «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» В.А. Сухомлинский.
Тревожность Пантюхина Екатерина Николаевна Педагог-психолог.
Атрибуция ( лат. attributio приписывание ) психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.
Агрессивность у детей дошкольного возраста Подготовила: педагог – психолог Степанова Лена Герасимовна МБДОУ «Депутатский детский сад «Умка»
АГРЕССИЯ это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности,
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Социальная проблема не существует для общества до тех пор, пока общество не признает, что она существует Г.Блумер.
«АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ». В настоящее время педагоги очень часто сталкиваются с агрессией и конфликтными ситуациями в образовательном учреждении,
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Агрессивное поведение. Агрессия- (с лат.- «нападение»)- тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Владивосток 2014 Общая психология Корнилова Дарья Сергеевна старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальности клиническая психология Блок 2: «Психические состояния»

Тема 14: «Агрессия»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции : Теории агрессии. Становление агрессивного поведения. Социальные детерминанты агрессии. Внешние детерминанты агрессии. Индивидуальные детерминанты агрессии : личность, установки, гендер. Биологические основы агрессивного поведения.

Охотничья гипотеза Ардри. утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид людей – охотники. Чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для общения язык, содержащий понятия как друг, враг, мы и они, служащие для оправдания агрессивных действий против других. Появление оружия, такого как лук и стрелы, привело к тому, что люди стали более удачливыми « вооруженными хищниками ». Ардри уверяет, что именно охотничий инстинкт, как результат естественного отбора в сочетании с появлением оружия, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.

Социобиологический подход. Гены приспособлены до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что люди, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается и не состоит в родстве, т. е. наименее вероятно наличие общих генов. Агрессия – это ограничение возможности родственников иметь потомство от членов собственного клана.

Фрустрация и агрессия. 1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой - либо форме. 2. Агрессия всегда является результатом фрустрации. Считается, что фрустрация провоцирует агрессию. Фрустрированные индивиды не всегда прибегают к вербальным или физическим нападкам на других. Они, скорее демонстрируют весь спектр реакций на фрустрацию : от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствия на своем пути. Фрустрация вызывает агрессию прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию или другие стимулы агрессивным поведением. Фрустрация – блокирование происходящих в настоящее время целенаправленных реакций в причинно - следственной паре « фрустрация – агрессия » зависит от уровня фрустрации. Низкий уровень фрустрации либо вообще не приводит к проявлениям агрессии, либо порождает агрессивные реакции малой интенсивности. Уровень и непредвиденность фрустрации порождают негативные эмоции, наличие которых Берковиц считает необходимым для возникновения агрессивных намерений. Посылы к агрессии могут усилить или подавить побуждение к агрессии, проистекающие из обусловленных фрустрацией негативных эмоций. Таким образом, повлечет ли фрустрация за собой агрессию или нет, зависит от интерпретации человеком множества ситуационных факторов, и от его эмоциональной реакции на них.

Теория посылов к агрессии Берковица. Берковиц утверждает, фрустрация – один из множества различных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом. Таким образом, стимул ( боль, фрустрация, дискомфорт ) приводит к готовности к агрессивному поведению. При определенных посылах к агрессии, готовность перерастает в агрессивное поведение.

Теория переноса возбуждения Зильмана. Агрессия обусловлена возбуждением, т. е. конструктом, который можно наблюдать и измерять. Возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что находит выражение в соматических реакциях, таких, как учащение пульса, повышение потоотделения и АД, являющихся составной частью реакции « дерись или удирай », которая могла эволюционировать ввиду значимости для выживания. Возбуждение от одного источника может накладываться ( т. е. переноситься ) на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает немедленно, остатки медленно исчезающего раздражения могут вливаться в последующие, потенциально независимые от данного стимула эмоциональные реакции и переживания.

Теория Бандуры. Агрессия рассматривается как специфическое социальное поведение. Агрессия приобретается посредством биологических факторов ( гормоны, нервная система ) и научения ( непосредственный опыт, наблюдение ). Агрессия провоцируется : воздействием шаблонов ( возбуждение, внимание ), неприемлемым обращением ( нападки, фрустрация ), побудительными мотивами ( деньги, восхищение ), инструкциями ( приказы ), эксцентричными убеждениями ( параноидальные идеи ). Агрессия регулируется : внешними поощрениями и наказаниями ( материальное вознаграждение, неприятные послекдствия, викарным подкреплением, механизмами саморегуляции ( гордость, вина ).

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников : Семья – демонстрация агрессивного поведения и его погдкрепление ; Взаимодействие со сверстниками – агрессивные игры ; Символические примеры – масс - медиа.

Социальные детерминанты агрессии. Различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к возникновению агрессии и предопределяют ее формы и направленность. Наиболее сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то как правило, люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие - то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях недоброжелателя или нет. Что касается вербальной провокации, то ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся « дать сдачи », чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться окружающим « проигравшими » или беспомощными жертвами.

Внешние детерминанты агрессии. Внешние детерминанты агрессии – это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоциируют с состоянием физической среды : - высокая температура воздуха повышает вероятность проявления агрессии. Умеренно высокие температуры, по сравнению с низкими или очень высокими, в наибольшей степени способствуют заострению агрессивных тенденций. Однако, если дискомфорт, вызванный ненормально высокой температурой воздуха, очень силен, то не исключено, что индивид в такой ситуации предпочтет бегство. - шум – усиливая возбуждение, способствует нарастанию агрессии. - теснота. - наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты ( сигаретный дым, неприятные запахи ).

Индивидуальные детерминанты агрессии : личность, установки, гендер. В качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях, убежденность индивида в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы, склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях. Важную категорию агрессоров составляют экстремисты, т. е. люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты подразделяются на 2 группы : лица со сниженным самоконтролем ; лица с повышенным самоконтролем.

Биологические основы агрессивного поведения человека. Различные структуры нервной системы и протекающие в них процессы оказывают серьезное влияние на поведение. Так, наши эмоциональные переживания органически взаимосвязаны с функционированием лимбической системы, и в особенности гипоталамуса и миндалевидного тела ; лобные доли коры головного мозга отвечают за сложные когнитивные процессы, в частности за опознание той или иной ситуации как содержащей угрозу и за выбор реакции. В ведении симпатической нервной системы находится наша готовность « драться или убегать ». Именно эта нейроструктура, по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного поведения. Реактивность симпатической нервной системы имеет индивидуальный характер и потому в угрожающей ситуации, одни лица испытывают большее, а другие меньшее возбуждение.