Задание С. Позиция автора. Урок 2. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Advertisements

Позиция автора. Ваше отношение к позиции автора. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише. Выполнила: учитель русского языка.
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Мастер-класс «Подготовка учащихся классов к работе с частью «С». Написание сочинения- рассуждения» учитель русского языка МБОУ «Первомайская СОШ»
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Транксрипт:

Задание С. Позиция автора. Урок 2. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст теле обозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении - легко в бою.

(4) Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя

(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово похоронен в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов:

похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похорон щеки, закопают в землю останки последнего русского солдата!

(11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов!

(17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока ведет бой, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

Какова тема сочинения?

Текст о неточном цитировании и поверхностном толковании слов известных людей.

…- вот тема, к которой обращается автор текста. Эта статья о … Автор обращается к актуальной теме – теме… Этот текст о…

2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?

Клише, которые помогут сформулировать проблему: … ? Над этим вопросом задумывается автор текста. Автора интересует вопрос: … ! … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

3. Комментируем проблему. О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией. Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (…Вы не поняли, что сказал Суворов!).

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен ошеломляющими нелепостями, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом образованщина (суффикс щин придает слову негативно- пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).

4. Определяем авторскую позицию, идею текста.

Автор подводит читателя к мысли о том, что… Идея текста такова: …- вот главная мысль текста. Решая проблему, автор приходит к такому выводу: Цель автора текста - убедить читателя в том…

Сформулировать идею предложенного текста можно так: Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются ошеломляющие нелепости.

Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Как начать сочинение? Клише, которые помогут начать сочинение: Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )… Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

Таким может быть вступление к сочинению по тексту Г. Смирнова: Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять теле обозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение тяжело в учении - легко в бою, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже абсурдную, она невольно оседает в памяти.

III. Как заканчивать сочинение?

Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту).

Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать автор неправ, лучше употребить выражение с автором трудно согласиться.

Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию: Нельзя не согласиться с автором в том, что… С автором можно поспорить: Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение

Сочинение по тексту Г. Смирнова можно закончить так:

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И не везет в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса Религия - опиум народа очень часто цитируют так: Религия - опиум для народа. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское народ безмолвствует часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в Борисе Годунове народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

Приведем сочинение - рассуждение по тексту Г. Смирнова целиком:

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять теле обозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение тяжело в учении - легко в бою, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.

О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов. Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Он сам говорит о новизне заявленной проблемы. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией. Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (…Вы не поняли, что сказал Суворов!).

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен ошеломляющими нелепостями, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом образованщина (суффикс щин придает слову негативно- пренебрежительный оттенок). Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих,

и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются ошеломляющие нелепости.

Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь оповестить о своих думах весь мир (книжные слова оповестить, думы приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание Да задумайтесь, что вы говорите! звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И не везет в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса Религия - опиум народа очень часто цитируют так: Религия - опиум для народа. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское народ безмолвствует часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение.

Но у Пушкина в Борисе Годунове народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди;

ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь оповестить о своих думах весь мир (книжные слова оповестить, думы приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание Да задумайтесь, что вы говорите! звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И не везет в этом, к сожалению, не только Суворову.

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста нет.

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.

Позиция автора.

Автор может: - полемически заострять тему (проблему) - делать читателя своим союзником

- заставить переоценить отношение к… - намереваться найти ответ на сложные жизненные вопросы

- привести в качестве примера цитату - «глаголом жечь сердца людей» и т.д. - убедительно доказать, используя конкретные примеры

- открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к… - побуждать искать истину

- образно воссоздать картину происходящего - выделять ключевые проблемы - передать глубину проблем

- видеть глубину и актуальность проблем - пытаться понять, почему… - выражать мнение большинства

- эмоционально воздействовать на читателей - ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа

- писать интересно ново о старых проблемах - быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни - говорить с тревогой о наболевших проблемах

- подчеркнуть истинное положение дел - показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни

Шаблоны написания

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,… Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.

Я полностью согласна с мнением N:...(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными.

К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) "..." показал (отразил, выразил), как... (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги).

Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).

(тезис-вывод в виде утверждения), потому что...(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что... (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).... (свое размышление).

При формулировке позиции можно использовать следующие выражения:

Автор считает, что… Автор глубоко убеждён в том, что… С автором трудно спорить относительно… Позиция автора сформулирована весьма чётко:… Позиция автора такова, что… Автор выступает против того, чтобы…

Авторская позиция может быть выражена: 1) четко, прямо, непосредственно - в названии текста - в отдельных предложениях - через ряд аргументов

Через модельный план текста: - риторические вопросы - риторические восклицания - порядок слов

- лексический повтор - оценочную лексику - модальные слова, частицы - ряд вводных слов и предложений

Проблема. Позиция.

Манипуляция – способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.

Проблема. Манипуляция сознанием.

Позиция. Власть использует приемы манипуляции сознанием людей для формирования мнений, побуждений и целей, которые выгодны ей самой.

Итак, какого же человека можно назвать красивым? Какие качества должны быть присущи красивому человеку?

Авторская позиция может быть сформулирована так: Решая проблему, автор приходит к такому выводу: нельзя считать красивым человека внешне привлекательного, но душевно холодного, черствого, и наоборот, некрасивый внешне человек может быть внутренне прекрасен.

Так, смелость, внутренняя сила, чувство собственного достоинства помогают главной героине рассказа стать красавицей, которую помнят всю жизнь. Таким образом, автор убеждает нас в том, что красота душевная гораздо важнее красоты внешней.

Найдите ошибки.

Но горе той нации, у которой литература прерывается вмешательством силы: это – не просто нарушение «свободы печати», это замкнутие национального сердца, иссечение национальной памяти.

Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, - это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации.

Позиция автора заключается в следующем. Автор осуждает гонения на литературу. Он считает, что Ахматова и Замятин не могли писать, т.к. были арестованы и вынуждены были молчать. И таких писателей много.

Горе всей всей нации в том, что, потеряв лучших писателей, она не сможет дать миру великие произведения. Сегодня таких писателей тоже нет, поэтому мы часто не понимаем друг друга.

Прочитайте текст.

Вильям Шекспир, сын преуспевающего ремесленника и торговца, в возрасте примерно двадцати пяти лет направился из Стрэтфорда в Лондон. Здесь он попал к землякам, которые уже успели обосноваться в столице.

Театральная жизнь била ключом. Уровень драмы и вообще всей литературы был настолько высок, что говорят так: даже без Шекспира это было бы время литературного расцвета.

Однако внимательные ценители почти сразу заметили талантливого самоучку. У него нашлись высокие покровители.

Мог ли не появиться Шекспир? Конечно! Сколько без следа и без вести прошло по тем же дорогам молодых людей, искавших удачи и счастья или хотя бы работы.

Вот младший брат Шекспира, актер, умер в одну из эпидемий холеры или чумы, оставив по себе лишь ту память, что в его честь, вероятно по заказу брата, звонили в самый большой колокол. Еще рассказывают: у Вильяма Шекспира был друг, гораздо талантливее, чем он, но умер совсем молодым.

Вильяма Шекспира не взяла никакая зараза; он оказался не замешан в политическом заговоре, хотя, когда заговор был раскрыт, его непосредственные покровители попали на скамью подсудимых; он не погряз в актерской и писательской богеме, которая хуже всякой трясины затягивала и губила один талант за другим:

тот драматург, что написал про Шекспира пасквиль, умер от дурной болезни, другой был заколот в пьяной драке, а Шекспир нет, он, по выражению современника, «совратить себя не дал». Уж как удавалось ему сохранять физическую и нравственную стойкость, оставалось его тайной. ( По Д.Урнову)

СОЧИНЕНИЕ

Тема судьбы талантливого человека, затронутая Д.Урновым, представляет большой интерес для современного читателя, потому что и наше время есть много одаренных людей, которые должны оберегать свой талант, не подвергать себя опасности.

Главная проблема, поднятая автором, заключается в том, что талантливым людям далеко не всегда удается реализовать свой талант. Многие молодые люди пытались добиться успеха, признания, но проходили по жизни «без следа и без вести» и даже погибали.

Д.Урнов пишет, например, о друге Шекспира, который был талантливее его, но умер молодым. Позиция автора вполне определенна: творческому человеку преуспеть в жизни нелегко.

Шекспир сохранил свой талант во многом благодаря «физической и нравственной стойкости».

Я не могу не согласиться с автором. Чтобы добиться успеха, нужны, помимо таланта, усердие, сила воли, а также удача, везение. В подтверждение попробую привести собственные аргументы. …

В заключение хочется сказать, что талант должен служить обществу. Так, уже несколько веков во всех странах читают произведения Шекспира – великого драматурга и поэта, сумевшего сохранить свой талант для людей.

Проблема. Позиция.

При формулировке позиции можно использовать следующие выражения:

Автор считает, что… Автор глубоко убеждён в том, что… С автором трудно спорить относительно… Позиция автора сформулирована весьма чётко:… Позиция автора такова, что… Автор выступает против того, чтобы…

Авторская позиция может быть выражена: 1) четко, прямо, непосредственно - в названии текста - в отдельных предложениях - через ряд аргументов

Через модельный план текста: - риторические вопросы - риторические восклицания - порядок слов

- лексический повтор - оценочную лексику - модальные слова, частицы - ряд вводных слов и предложений

Автор может: - полемически заострять тему (проблему) - делать читателя своим союзником

- заставить переоценить отношение к… - намереваться найти ответ на сложные жизненные вопросы

- привести в качестве примера цитату - «глаголом жечь сердца людей» и т.д. - убедительно доказать, используя конкретные примеры

- открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к… - побуждать искать истину

- образно воссоздать картину происходящего - выделять ключевые проблемы - передать глубину проблем

- видеть глубину и актуальность проблем - пытаться понять, почему… - выражать мнение большинства

- эмоционально воздействовать на читателей - ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа

- писать интересно ново о старых проблемах - быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни - говорить с тревогой о наболевших проблемах

- подчеркнуть истинное положение дел - показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни

Шаблоны написания

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,… Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.

Я полностью согласна с мнением N:...(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными.