Связная речь – это смысловое, развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Advertisements

Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
ГОУ Детский сад комбинированного вида 1565 ЗОУО ДО г. Москвы Заведующая Тищенко Татьяна Ростиславовна.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
Невского района г. Санкт-Петербург Компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом.
Руководитель: Голощапова Наталья Алексеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 11 «Вишенка»
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Требования к литературному тексту для пересказа каждое произведение должно учить чему-то хорошему развивать в ребенке нужные в обществе черты личности.
Развитие восприятия описательной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР на логопедических занятиях.
Критерии оценивания раздела «Письмо» Для оценивания коммуникативных заданий раздела «Письмо» применяется сочетание двух рейтинговых шкал. Система предусматривает.
Учитель-логопед Шарапова Н.В. МДОУ «Детский сад N227» Методическое объединение логопедов Новоильинского района г. Новокузнецка ( )
«Критерии оценок» Выполнила: Драган Ирина Анатольевна Учитель английского языка Конзаводской СОШ 2.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Наполова Вера Николаевна – учитель – логопед, высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад 77», город Березники.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Транксрипт:

Связная речь – это смысловое, развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

« Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками 20 таких слов и - ребёнок усвоит их на лету» К.Д. Ушинский.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания.

Методика включает следующий комплекс заданий: Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Материал: серия картинок следующего содержания: Мальчик поливает цветы Девочка ловит бабочку Мальчик ловит рыбу Девочка катается на санках Девочка везет куклу в коляске. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?"). Оценка результатов: 5 баллов (высокий уровень) – ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание. 4 балла (средний уровень) – длительные паузы с поиском нужного слова. 3 балла (недостаточный уровень) – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания. 2 балла (низкий уровень) – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. 1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.

Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы – высказывания. Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес". Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной- двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: 5 баллов (высокий уровень) - фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание 4 балла (средний уровень) - у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации. 3 балла - фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание. 2 балла - ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь. 1 балл - предложенное задание не выполнено.

Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба". Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и перескажи. Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста - 4 балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста - 3 балла. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента - 2 балла. Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов. Оценка результатов: 4 балла высокий уровень; 3 балла средний уровень; 2 балла недостаточный уровень; 1 балл низкий уровень; 0 баллов задание выполнено неадекватно.

Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Материал: Серии картинок по сюжетам Н.Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.. Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ - 4 балла. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок - 3 балла. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь - 2 балла. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов. Оценка результатов: 4 балла высокий уровень; 3 балла средний уровень; 2 балла недостаточный уровень; 1 балл низкий уровень; 0 баллов задание выполнено неадекватно

Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом. Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания - 4 балла. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания - 3 балла. В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна - 2 балла. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов. Оценка результатов: 4 балла высокий уровень; 3 балла средний уровень; 2 балла недостаточный уровень; 1 балл низкий уровень; 0 баллов задание выполнено неадекватно.

Задание 6. Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п. Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета - 4 балла. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета - 3 балла. Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета - 2 балла. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов. Оценка результатов: 4 балла высокий уровень; 3 балла средний уровень; 2 балла недостаточный уровень; 1 балл низкий уровень; 0 баллов задание выполнено неадекватно.

Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составляется на основании суммирования балов за все семь заданий. К высокому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 26 до 21 баллов по всем заданиям методики. К среднему уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 20 до 15 баллов по всем заданиям из методики. К недостаточному уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 14 до 9 баллов по всем заданиям методикам. К низкому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 8 до 3 баллов по всем заданиям методикам.

Методика обследования связной речи Воробьевой В.К. Воробьева В.К. рекомендует связную речь обследовать по четырем направлениям : выявление репродуктивных возможностей речи детей ; выявление продуктивных речевых возможностей детей; выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания; выяснение состояния ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка в правилах генерации текста предваряет создание связного монологического высказывания.

Ход обследования Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке). – Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. – Рассказывает, опуская начало (или конец). – Перечисляет отдельные качества. Взрослый предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ. – Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ – Рассказывает с помощью взрослого – Перечисляет нарисованное на картинках. Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему – Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название – Составляет рассказ с помощью взрослого – Не справляется с заданием Методика обследования связной речи по Ушаковой О.С.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО УШАКОВОЙ О. С. : Содержательность ( в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл. Композиция высказывания : наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла.Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла. Отсутствие начала и конца – 1 балл. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла. Использование только простых предложений – 2 балла. Однотипные конструкции – 1 балл. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла. Неумение связывать между собой предложения – 1 балл. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла. Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.