Государственная итоговая аттестация по литературе в 11 классе (2015-2016 учебный год) Видеоконференция 13.10.15 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Advertisements

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Тематические направления итогового сочинения в 2015/16 учебном году 1 Тематическое направление Комментарий 1. «Время» Направление ориентировано на широкое.
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
Итоговое сочинение учебный год (с сайта ФИПИ)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Выявить: уровень речевой культуры учащихся; его начитанность; личностную зрелость; умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Итоговое сочинение (изложение) Темы станут известны за 15 минут до проведения экзамена. Оценка - зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ необходимо получить зачёт.
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
11 класс Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Методический центр «ЦФХМСДОУ» города Армянска Для работы учителям русского языка и литературы.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
Работа с методическими рекомендациями по проведению итогового сочинения (изложения) Дощинский Роман Анатольевич, к.п.н., доцент, член ФПК.
Выпускное сочинение. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение.
Пять основных направлений тем итогового сочинения 1. «Время» направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории,
Экзамен по русскому языку и литературе.. Задачи введения итогового сочинения в 11 классе Выявить: уровень речевой культуры учащихся; его начитанность;
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
Транксрипт:

Государственная итоговая аттестация по литературе в 11 классе ( учебный год) Видеоконференция г.

Итоговое сочинение (изложение)

Введение итогового сочинения в учебном году Поручение Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от года 2699 Повышение требований к результатам изучения русского языка и литературы. Обязательное итоговое сочинение в выпускном классе имеет статус промежуточной аттестации (декабрь). ЕГЭ по русскому языку и литературе сохраняется. Результаты сочинения учитываются при поступлении в вузы.

Официальное определение экзамена Итоговое сочинение – это надпредметная форма итоговой проверки речевых компетенций, формируемых у школьников на большинстве из изучаемых ими предметов (при определяющей роли русского языка и литературы как учебных дисциплин).

Такая итоговая письменная работа проверяет широту кругозора выпускника, умение мыслить и доказывать свою позицию, способность создавать развёрнутое, логически выстроенное и аргументированное высказывание по самостоятельно выбранной из данного круга вопросов проблеме, что предполагает изложение собственной точки зрения с опорой на произведение (произведения) отечественной и мировой литературы (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением произведений малых жанров).

Цели и задачи итогового сочинения Цели: повышение уровня речевой культуры школьников, развитие потребности в чтении. Задачи: сочинение – допуск к государственной итоговой аттестации, сочинение – форма индивидуальных достижений абитуриентов.

Надпредметный характер итогового сочинения Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника. Литературоцентричность экзамена связана с традицией российской школы, в которой чтение и изучение литературы всегда играло важную роль. Опора на литературное произведение подразумевает осмысление его текста в рамках темы (на уровне проблематики, системы образов, героев произведений, эпизодов и т.д.)

Инструкция для выпускника, пишущего итоговое сочинение Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём - не менее 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной и мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Критерии оценивания итогового сочинения

Параметры оценки сочинения 1. Соответствие теме 2. Аргументация. Привлечение литературного материала 3. Композиция и логика рассуждения 4. Качество письменной речи 5. Грамотность

Условия получения зачёта в школе Для получения «зачёта» за сочинение необходимо иметь положительный результат по трём критериям (по критериям 1 и 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объём итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).

Критерий 1 Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.)

НЕЗАЧЁТ «НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующих условиях: сочинение не соответствует теме; в сочинении не прослеживается коммуникативного замысла (конкретной цели высказывания).

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала (от элементов смыслового анализа: тематики, проблематики, сюжета, характеров и т.п. - до анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы).

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующих условиях: сочинение написано без привлечения литературного материала; в сочинении существенно искажено содержание произведения; литературные произведения упоминаются в сочинении, но не становятся опорой для рассуждения

Критерий 3 Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующих условиях: грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного; в сочинении отсутствует тезисно- доказательная часть.

Критерий 4 Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, употребляет термины, избегает речевых штампов.

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующем условии: речевые ошибки низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

Критерий 5 Грамотность Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующем условии: грамматических, орфографических и пунктуационных более 5 грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок на 100 слов.

Итоговое изложение Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

Критерии оценивания итогового изложения

Параметры оценки изложения 1. Содержание изложения 2. Логичность изложения 3. Использование элементов стиля исходного текста 4. Качество письменной речи 5. Грамотность

Условия получения зачёта Для получения «зачёта» за изложение необходимо иметь положительный результат по трём критериям (по критериям 1 и 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объём итогового сочинения (не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно.

Критерий 1 Содержание изложения Проверяется умение выпускника передать содержание исходного текста.

« НЕЗАЧЁТ » «Незачёт» ставится при следующих условиях: выпускник существенно исказил содержание прочитанного текста; выпускник не передал содержания текста.

Критерий 2. Логичность изложения Проверяется умение выпускника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

« НЕЗАЧЁТ » «Незачёт» ставится при следующем условии: грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного.

Критерий 3 Использование элементов стиля исходного текста Проверяется умение выпускника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующем условии: в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста.

Критерий 4 Качество письменной речи Проверяется умение выпускника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.

« НЕЗАЧЁТ » «Незачёт» ставится при следующем условии: грубые речевые ошибки низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения.

Критерий 5 Грамотность Проверяется грамотность выпускника.

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующем условии: грамматических, орфографических и пунктуационных более 10 грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок на 100 слов.

С.А. Зинин, Л.В. Новикова, Л.Н. Гороховская «Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания литературы (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)» (2014 год)

В данном документе идёт речь о существовании «разных экспертных точек зрения на работу экзаменуемого, что отвечает специфике учебного предмета «Литература». При изучении литературы не ставится задача освоить «единственно правильную» интерпретацию художественного произведения, поскольку таковых не существует: читатель волен вступать в свободный диалог с автором (но с учетом явленной в тексте авторской позиции), задавать свой ракурс анализа, следовать выбранной для себя логике рассуждения. Именно поэтому критерии оценивания заданы в предельно обобщенном виде, без каких-либо эталонов развернутых ответов».

Критерии оценки итогового сочинения в вузе 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3. Композиция и логика рассуждения. 4. Качество письменной речи. 5. Оригинальность сочинения. 6. Речевые нормы. 7. Орфографические нормы. 8. Пунктуационные нормы. 9. Грамматические нормы. 10. Фактическая точность в фоновом материале.

Основные направления тем итогового сочинения 2015 года Время Время Дом Дом Любовь Любовь Путь Путь Год литературы Год литературы

Аннотации к направлениям тем Направление 1. Время. Направление 1. Время. Ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Примерный список произведений 1. И.С. Тургенев «Отцы и дети» 2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад» 3. М. Горький «Старуха Изергиль» 4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» 5. А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 6. И.А. Гончаров «Обломов» 7. Л.Н. Толстой «Война и мир» 8. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Аннотации к направлениям тем Направление 2. Дом. Направление 2. Дом. Нацелено на размышление о доме как важнешейценности бытия, уходящей корнями в далёкое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в сегодняшнейжизни. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Примерный список произведений 1. Н.В. Гоголь «Мёртвые души» 2. И.А. Гончаров «Обломов» 3. Л.Н. Толстой «Война и мир» 4. А.И. Солженицын «Матрёнин двор» 5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 6. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский» 7. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

Аннотации к направлениям тем Направление 3. Любовь. Направление 3. Любовь. Даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдёт о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Примерный список произведений 1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» 2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри» 3. А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» 4. М.А. Шолохов «Тихий Дон» 5. И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи» 6. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 7. А.П. Чехов «Дама с собачкой» 8. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Аннотации к направлениям тем Направление 4. Путь. Направление 4. Путь. Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышления широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения.

Примерный список произведений 1. М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени» 2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 3. А.П. Чехов «Ионыч» 4. М.А. Шолохов «Тихий Дон» 5. Л.Н. Толстой «Война и мир» 6. М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Аннотации к направлениям тем Направление 5. Год литературы в России Направление 5. Год литературы в России Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определённого читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Требования к сочинению по литературе Соответствие теме. Наличие основной мысли. Аргументированность основной мысли. Полнота, глубина и самостоятельность раскрытия темы. Связность, последовательность, логичность раскрытия основной мысли. Стройность композиции. Стилевое единство, выразительность повествования. Фактическая точность. Речевая грамотность.

Алгоритм написания сочинения 1). Обдумывание темы, определение её границ, выявление содержания. Чтобы точно определить тему, необходимо в её формулировке найти ключевые слова, помогающие выявить проблему. 2). Формулировка основной мысли (идеи) сочинения.

3). Подбор аргументов из произведения (произведений) отечественной или мировой литературы для доказательства основной мысли. Выпускник может выбрать свой путь осмысления предложенной темы (отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов).

4). Подбор фактического и цитатного материала для убедительного обоснования тезисов. 5). Составление плана сочинения. План поможет написать стройную по композиции работу, избежать повторов, отклонений от темы. В каждом пункте плана можно указать примеры из текста и цитаты, необходимые для раскрытия темы.

6). Написание текста сочинения. 7). Проверка сочинения. Надо выработать у учащихся привычку внимательно читать свою работу: при первом чтении проверяется содержание сочинения; при повторном чтении осуществляется проверка речевого оформления текста; читая текст третий раз, выпускник проверяет грамотность.

Подготовка к экзамену Знакомство обучающихся с инструкцией для выпускников, в которой изложены требования к сочинению (параметрам его оценки). Инструкция представляет собой пошаговые рекомендации экзаменуемым, в ней отражены требования, в соответствии с которыми выпускники должны строить свои сочинения, а эксперты оценивать их работы. Внимательное чтение инструкции, понимание изложенных в ней требований и точное их выполнение способствуют успешной сдаче экзамена. Осуществляя подготовку обучающихся к экзамену, работая над сочинениями в выпускных классах, учитель должен использовать задание, представленное в этой инструкции.

Организация самостоятельной работы обучающихся по подготовке к экзамену: качественное повторение учащимися 11 класса материалов, указанных в комментариях к тематическим направлениям: материалов из истории, экологии, обществознания и этики; выбор текстов художественных произведений, необходимых для раскрытия тем итогового сочинения, и их повторение; систематическое повторение основных норм русского литературного языка (лексических, стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных).

Важной частью подготовки обучающихся к сочинению является совершенствование умений анализировать художественное произведение. Анализ текста предполагает выявление отдельных элементов художественной формы и содержания. Особое внимание в процессе разбора художественного текста надо обращать на его содержательные элементы – тему, идейный смысл, пафос, фабулу, конфликт, характеры персонажей, так как, привлекая для аргументации произведения отечественной или мировой литературы, учащийся должен обязательно использовать элементы смыслового анализа текста.

Завершая повторение изученного произведения, можно поставить перед учащимися несколько контрольных вопросов, которые помогут выявить уровень усвоения произведения: 1). Перескажите сюжет произведения; выделите в нём завязку основного конфликта; разобравшись в его причинах, найдите кульминацию и развязку. 2). Охарактеризуйте конфликт (идеологический, социальный, психологический и др.). 3). Какова система персонажей в произведении, как соотносятся герои между собой (противопоставлены или сопоставлены)? 4). Назовите основные проблемы, поставленные в произведении. 5). Определите авторскую позицию. 6). Перечислите основные черты стиля (поэтики) автора произведения.

Совершенствуя умение работать над композицией собственного сочинения, необходимо тренировать школьников в создании различных видов вступления. Варианты вступлений к сочинению: историческое; введение, перекликающееся с современностью; лирическое; аналитическое.

Анализ письменных работ обучающихся после их тщательной проверки. Формы анализа сочинений: рецензия учителя; взаимное рецензирование обучающимися письменных работ друг друга; разбор сочинений на уроке; индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к их сочинениям; редактирование работ школьниками с целью совершенствования написанного; работа над ошибками в сочинении (речевыми, грамматическими, орфографическими и пунктуационными).

Внимание - речевой грамотности школьников. Типичные ошибки, связанные с речевым оформлением монологических высказываний: ошибки в понимании значения и употребления отвлечённых понятий: духовные искания, духовные потребности, обусловленность, предопределённость, совершенство, переосмысление и др.; ошибки в употреблении паронимов (честь и честность, гордость и гордыня, дворовый и дворянин и т.д.); нарушение лексической сочетаемости; неудачное использование экспрессивных, эмоционально- окрашенных средств; немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; смешение лексики разных исторических эпох.

Итоговое сочинение и ЕГЭ по литературе Итоговое сочинениеЕГЭ по литературе Цель – развитие речевой культуры обучающихся, стимул к чтению; нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника; проверяет умения рассуждать по избранной теме с опорой на литературный материал. «…при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос». (Из «Спецификации…»)

Автор презентации: Терешина Валентина Анатольевна, методист, старший преподаватель кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО». Телефон: , доб Электронный адрес: