3 Федеральный закон 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. ДОШКОЛЬНОЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего.
Advertisements

Алексей Майер Доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ Совместно с порталом для профессионалов дошкольного.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 435 ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЙ РАЙОН ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГ Воспитатель первой к.к. Маркова.
Меньшикова О.А., ст.н.с. ОЭП ИРО ПК. Ключевые понятия Педагогическая компетенция Педагогическая компетентность.
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОО Казарцева С. А., старший воспитатель МКОУ «Прогимназия 1» Ноябрь.
Профессиональный стандарт педагога. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Минтруда России от N 544н "Об утверждении профессионального стандарта.
«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога- новый шаг к качеству образования» Педагогический совет МАОУ «Викуловская СОШ 2» « Введение.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
Профессиональный стандарт педагога Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО.
ДС 243 «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога- новый шаг к качеству образования» Савкина С.С. заместитель заведующего по ВМР МБДОУ 44 «Светлячок»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА. В соответствии Федеральный закон 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Овечкина Н.В. Воспитатель ДОУ д/с 103 с.Возжаевка.
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: * вопросы о том, как должен поступать человек;
Структура и основные положения документа «Профессиональный стандарт педагога» Подготовила: Красношапка Мария Олеговна Музыкальный руководитель первой квалификационной.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Педагогическая мастерская для воспитателей ДОУ « Формирование профессиональной компетентности воспитателя в направлении художественно - творческого развития.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Е.А. Глацких Старший воспитатель МБДОУ детский сад «Берёзка»
Транксрипт:

3 Федеральный закон 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

4 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образование) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г. (Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года) Работает с 1 января 2015 года. Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки воспитателя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация воспитателя складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Ключевые области стандарта педагога : разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Требова ния к образованию и обучению Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации Требова ния к опыту практической работы Требования к опыту практической работы не предъявляются Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица: -лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; -признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; -имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Знать программы обучения Иметь высшее образование или среднее профессиональное по направлениям подготовки «Образование и педагогика» Уметь планировать и анализировать работу. Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными. Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля Владеть ИКТ-компетенциями

Владеть организационными формами и методами Владеть формами и методами воспитательной работы Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад

Готовность принять всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь Готовность к взаимодействию с другими специалистами Уметь отслеживать динамику развития ребенка 9

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно- исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Современные тенденции развития дошкольного образования 10 ДРГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Коммуникативная культура является основной структурной составляющей профессионализма педагога, которая есть, условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования. Для воспитателя дошкольного образовательного учреждения, как субъекта профессиональной деятельности, способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя – коммуникативная культура.

В 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. В настоящее время существует более 500 определений культуры.

В своем первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» природному, «дикому» и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Культура это совокупность всего того, что делает человека человеком.

Коммуникативность - врожденная или приобретенная способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми. способность

Коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. В философских работах раскрывается сущность коммуникативной культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и т.д.). Отечественная психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.С. Грехнев, А.А. Леонтьев, В.Н. Мисящев и т.д.).

В педагогике коммуникативная культура выступает, с одной стороны, как характеристика профессиональной культуры педагога (В.А. Кан-Калик, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, И.И. Рыданова, В.А. Сластенин и т.д.), с другой,- как системная составляющая образовательного процесса в педагогическом вузе (Н.П. Аникеева, П.В. Лепин, Е.Н. Мишина и др.). В педагогической этике коммуникативная культура рассматривается как неотъемлемая часть этики педагога (Э.Г. Гришин, В.И. Журавлев и др.).

Коммуникативная культура Содержательный компонент Мотивационный компонент Личностно-деятельностный компонент

В содержательный компонент коммуникативной культуры включаются такие знания как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения и др.

В мотивационном компоненте коммуникативной культуры содержатся мотивы и потребности (желание получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку от партнера, интерес к личности партнера, потребность переживания радости от общения и др.).

Личностно-деятельностный компонент коммуникативной культуры включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.

Педагогический такт - есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.

Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.

Важнейший принцип коммуникативной культуры – толерантность (терпимость). Этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Толерантность рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров.

Социальная значимость коммуникативной культуры в том, что педагог, владеющий ею, способен создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации.

Личная значимость в том, что педагог, владеющий коммуникативной культурой, обретает уверенность в себе, получает удовлетворение от общения с воспитанником, испытывает чувство комфортности в избранной сфере деятельности.

Средства реализации обучения и воспитания - интеракция (выработка общей тактики и стратегии) -социальная перцепция (восприятие и понимание друг друга), - коммуникация (сложный процесс установления и развития контактов между партнёрами, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией).

Умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение, а также наблюдательность и переключаемость внимания, понимание психологического состояния воспитанника по внешним признакам, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации, в своей совокупности составляют технику педагогического общения и характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции – эмпатию, как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию, как умение переносить себя в мир другого человека.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при уважительном деловом общении: Количество информации (сообщается столько информации, сколько требуется для данной цели общения). Качество информации (она должна быть правдивой, истинной). Существенность (говорить о важном для данной ситуации). Вежливость (соблюдать правила речевого этикета) Нормы – инструменты для достижения оптимальности общения.

Выделяется три вида норм. 1.Этические. В основном относятся к мотивам речи, культуре общения. Это доброжелательность, соблюдение всех законов нравственности. Этические нормы можно условно отнести к нормам стратегического уровня – нормам взаимоотношений с миром в целом и с конкретным человеком в частности. 2.Коммуникативные. Связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Соединяют в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнёров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирования общения – к тактике. 3. Речевые. Это средства реализации и этических и коммуникативных норм.

Нормы – механизмы, помогающие согласовать все стороны общения: когнитивный (как мы видим других людей и как их понимаем), аффективный (как мы к ним относимся), и поведенческий (как мы поступаем в конкретных ситуациях). (Т.Г.Винокур).

Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается слушателем.

В.А. Кан-Калик в своей классификации типов педагогического общения выделяет: · общение на основе увлеченности совместной деятельностью. · общение на основе дружеского расположения. · общение - дистанция. · общение - устрашение. · общение - заигрывание. · общение - превосходство.

1-е условие. « У человека рождается мысль... чтобы он передал ее другому». Значит, разговор состоится, если в нем участвуют не менее двух человек 2-е условие. У одного из них должна появиться мысль, возникнуть в сознании предмет разговора, тема для обсуждения 3-е условие. Необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.

Вывод: чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора.

Секреты продуктивного общения Одна из потребностей, которой определяется стремление к общению - быть оцененным, признанным, понятым. Поэтому важно проявлять уважение к партнеру по общению, дать возможность собеседнику почувствовать свою значимость. С этим связан первый секрет продуктивного общения: не начинать разговор со своих проблем; никогда не критиковать, не похвалив перед этим за что-нибудь. Второй секрет: не спешите сказать «нет».

Не говорите: Спросите: Мы это уже пробовали.Что это нам дало? У меня нет времени. Кому это можно поручить? Это слишком дорого.Выгодно ли это нам? У нас для этого нет денег. Где можно найти ресурсы?

Третий секрет: избегайте повелительного наклонения. Потренируйтесь в способности, обращаясь к воспитанникам, коллегам, домашним, свою просьбу выражать, запрещая себе использовать повелительное наклонение. Например, вместо: «Уберите книги со стола!» скажите: «Вы не забыли убрать книги со стола?», «Можно попросить вас убрать книги со стола?».

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович): - Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии. - Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи педагогом, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы.

- Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход. - Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими преставлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям. - Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя вовремя общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь. - Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой. Вызывает у других стремление общаться с вами.

«Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения» А. Сент–Экзюпери.

Тест «Важней всего погода в ДОУ» Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие. 2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое. 3. Съедаете что-то другое. 4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы». Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога - Коллеги отозвались не лестно о вас… - Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога… - Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе... - Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу…

«Вверх по радуге» Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с неё, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.

Воспитатель ДОУ как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности педагогов ДОУ.

Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.