Исследовательская работа Лирика и её жанры Исследовательская работа Лирика и её жанры Выполнила ученица 8«б» класса Выполнила ученица 8«б» класса Лайкина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стихи и проза, их различие.. Слово « проза » происходит от латинского prosa - прямая. Это свободно движущаяся прямо вперёд речь. Стихи – от греческого.
Advertisements

Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Имя Существительное. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эта ивы.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
« Философия природы в лирике А.А.Фета». Нельзя пред вечной красотой Не петь, не плакать, не молиться. А. Фет.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод,
Литературные роды и жанры Учитель Беликова Елена Николаевна.
МОУ»Средняя общеобразовательная школа 87» Автор – составитель : учитель русского языка и литературы Логачева О.А. Новокузнецк, 2008.
ЛИТЕРАТУРА © Иванченко Татьяна Ильинична, ЛИТЕРАТУРА Жанры литературы Роды художественной литературы Язык художественной.
Русский романс. Из музыкальных интонаций складывается мелодия – душа музыкального произведения. Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
А.А. Фет ( ). Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В полночной темноте, безвременно горя, В полночной.
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах.
Урок –проект по русскому языку на тему: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные» Презентацию составила учитель.
Я лиру посвятил народу своему… Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Транксрипт:

Исследовательская работа Лирика и её жанры Исследовательская работа Лирика и её жанры Выполнила ученица 8«б» класса Выполнила ученица 8«б» класса Лайкина Елизавета Лайкина Елизавета Преподаватель Преподаватель Ткаченко л.с.

ЛИРИКА И ЕЕ ЖАНРЫ Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. При изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начала. Чтобы изучить лирику, необходимо выяснить художественный образ, наиболее характерного для лирики – лирического героя. Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. При изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начала. Чтобы изучить лирику, необходимо выяснить художественный образ, наиболее характерного для лирики – лирического героя.

Лирический образ – это образ переживания, непосредственно отражение мыслей и чувств. В лирике переживание становится самостоятельным объектом наблюдения. В лирике чувство поэта выражено прямо, непосредственно. Художественный образ в лирике, так же как образ в эпосе и драме, имеет обобщенный, технический характер. Огромную роль в лирике, значительно большую, чем в драме и даже в эпосе, играет личность поэта. Лирический образ – это образ переживания, непосредственно отражение мыслей и чувств. В лирике переживание становится самостоятельным объектом наблюдения. В лирике чувство поэта выражено прямо, непосредственно. Художественный образ в лирике, так же как образ в эпосе и драме, имеет обобщенный, технический характер. Огромную роль в лирике, значительно большую, чем в драме и даже в эпосе, играет личность поэта. «В ЛИРИЧЕСКОМ СТИХОТВЕРНИИ ВЫРАЖАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, ВОЗБУЖДЕННОЕ В ПОЭТЕ ИЗВЕСТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ПРИРОДЫ ИЛИ ЖИЗНИ. Главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции на то впечатление, которое получается из вне» «В ЛИРИЧЕСКОМ СТИХОТВЕРНИИ ВЫРАЖАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, ВОЗБУЖДЕННОЕ В ПОЭТЕ ИЗВЕСТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ПРИРОДЫ ИЛИ ЖИЗНИ. Главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции на то впечатление, которое получается из вне»

Восприятие лирического произведения - сложный творческий процесс. Восприятие лирического произведения - сложный творческий процесс. Не один из видов литературного творчества не воспринимается так специфически, индивидуально, как лирика, так как лирика наиболее субъективный вид творчества. Не один из видов литературного творчества не воспринимается так специфически, индивидуально, как лирика, так как лирика наиболее субъективный вид творчества. Особенности силы воздействия лирики заключается в том, что она всегда выражает живое непосредственное чувство, переживание. Лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любовь, дружба, гражданские чувства. Художественным образом любого произведения, в том числе и лирического, обобщает явления жизни через индивидуальное личное переживание, выражает мысли и чувства. Тематика литературной лирики самая разнообразная. Поэтические чувства могут вызывать разные явления окружающей жизни, воспоминания, мечты, предметы, размышления. Хотя делить стихотворения по рангу очень трудно, в лирике можно выделить виды. Особенности силы воздействия лирики заключается в том, что она всегда выражает живое непосредственное чувство, переживание. Лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любовь, дружба, гражданские чувства. Художественным образом любого произведения, в том числе и лирического, обобщает явления жизни через индивидуальное личное переживание, выражает мысли и чувства. Тематика литературной лирики самая разнообразная. Поэтические чувства могут вызывать разные явления окружающей жизни, воспоминания, мечты, предметы, размышления. Хотя делить стихотворения по рангу очень трудно, в лирике можно выделить виды.

Виды лирики Виды лирики Философская (медитативная ). Философия – это любовь к мудрости. Размышления о жизни и смерти, о предназначении человека, смысле жизни, о добре и зле, бессмертии, мире и войне, о творчестве, о следе, который человек оставит на земле, - человек о многом думает, и эти размышления вызывают определенные эмоции, которые поэт вместе со своими мыслями выражает в стихотворении. Например, стихотворение Пушкина «Птичка» В чужбине свято наблюдаю В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! Я мог свободу даровать!

Гражданская (политическая). Человек связан чувствами не только с любимыми, друзьями, врагами, но он еще и гражданин, член общества, единица государства. Отношение к обществу, родине, стране, отношение к политическим событиям находят свое отражение в гражданской лирике. Стихотворение Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример гражданской лирики. Гражданская (политическая). Человек связан чувствами не только с любимыми, друзьями, врагами, но он еще и гражданин, член общества, единица государства. Отношение к обществу, родине, стране, отношение к политическим событиям находят свое отражение в гражданской лирике. Стихотворение Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример гражданской лирики. Вчерашний день, часу в шестом, Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… Лишь бич свистал, играя… И музе я сказал: «Гляди! И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Сестра твоя родная!»

Интимная (дружеская и любовная). Интимное - это небезразличное, близкое отношение одного человека к другому, прежде всего чувство любви. Любовь отличает человека, она имеет много оттенков и выражений. Это одно из главных чувств в жизни каждого человека. Оно определяет степень его счастья. Все мечтают любить и быть любимыми. Во все времена поэты создавали стихотворения о любви, но этой теме нет конца и края. Кроме любви, двух людей могут связывать отношения дружбы, уважения, признательности. Обо всем этом рассказывает интимная лирика. Интимная (дружеская и любовная). Интимное - это небезразличное, близкое отношение одного человека к другому, прежде всего чувство любви. Любовь отличает человека, она имеет много оттенков и выражений. Это одно из главных чувств в жизни каждого человека. Оно определяет степень его счастья. Все мечтают любить и быть любимыми. Во все времена поэты создавали стихотворения о любви, но этой теме нет конца и края. Кроме любви, двух людей могут связывать отношения дружбы, уважения, признательности. Обо всем этом рассказывает интимная лирика. Примером интимной лирики может послужить стихотворение Пушкина Примером интимной лирики может послужить стихотворение Пушкина Я вас любил: любовь еще, быть может, Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренне, так нежно, Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Как дай вам Бог любимой быть другим.

Пейзажная. У каждого человека складывается свое особое отношение к природе. Ее восприятие зависит от настроения, от состояния. А порой сама природа изменяет человека, дает ему новое представление о законах жизни, наполняет его новыми силами и чувствами. Поэты особенно восприимчивы к картинам природы, поэтому в их творчестве большое место занимает пейзажная лирика. Стихотворения А.А. Фета часто запечатлевают необыкновенные картины природы. Это утро, радость эта, Пейзажная. У каждого человека складывается свое особое отношение к природе. Ее восприятие зависит от настроения, от состояния. А порой сама природа изменяет человека, дает ему новое представление о законах жизни, наполняет его новыми силами и чувствами. Поэты особенно восприимчивы к картинам природы, поэтому в их творчестве большое место занимает пейзажная лирика. Стихотворения А.А. Фета часто запечатлевают необыкновенные картины природы. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы Эти стаи, эти птицы Этот говор вод, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Эти капли - эти слезы, Этот пух – не лист, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Эта дробь и эти трели, Это все - весна. Это все - весна.

Жанры лирики. Жанры лирики. По своим жанрам лирика делится: По своим жанрам лирика делится: 1. Лирическое стихотворение 11. Ода 2. Песня или песнь 12. Пастораль 3. Элегия 13. Послание 4. Баллада 14. Романс 5. Буриме 15. Рондо 6. Бурлеск 16. Рубан 7. Вирши 17. Сонет 8. Вольный стих 18. Стансы 9. Дифирамб 19. Эклога 10. Мадригал 20.Элегия

Особенности лирики Особенности лирики Особенность лирики в том, что главным в ней является лирический герой. Особенность лирики в том, что главным в ней является лирический герой. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, сего отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, сего отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Лирику от прозы отличает ритм и рифма. Лирику от прозы отличает ритм и рифма. Стихосложение основывается на правильном, едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Ритм - это повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. Рифма –это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Каждое сочетание ударных и неударных слогов, которые повторяются в определенном порядке, называется стопой. При сочетании нескольких стихотворных строк возникает стихотворный размер. Стопы бывают двухсложные и трехсложные. Двусложные: хорей (ро-за), ямб (ре-ка). Ва-ня И-ван. Тресложные: дактиль), амфибрахий, анапест (де-ре-во (бе-ре-за) (би-рю-за) Ва-неч-ка Ва-ню-ша И-ва-нов

По количеству стоп существуют двустопный ( трех-, четырех-, пяти-, шестистопный ) хорей или ямб, По количеству стоп существуют двустопный ( трех-, четырех-, пяти-, шестистопный ) хорей или ямб, двустопный ( трех-, четырехстопный ) дактиль, амфибрахий, анапест. двустопный ( трех-, четырехстопный ) дактиль, амфибрахий, анапест. Стопа помогает улавливать ритм. Сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм или интонацией называется строфой. Строфы бывают от простейших до сложных. Сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм или интонацией называется строфой. Строфы бывают от простейших до сложных.

Одностишие: О, закрой свои бледные ноги! (В.Брюсов) Одностишие: О, закрой свои бледные ноги! (В.Брюсов) Двустишие(дистих):Поэзия - в тебе. Простые чувства Двустишие(дистих):Поэзия - в тебе. Простые чувства Ты возвышать умеешь до искусства Ты возвышать умеешь до искусства (В.Шекспир) (В.Шекспир) Трехстишие (терцина): Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Трехстишие (терцина): Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить сумеешь ты свой труд. Всех строже оценить сумеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник?» И в детской резвости колеблет твой треножник?» (А.С.Пушкин.) (А.С.Пушкин.)

Четверостишие (катрен) Четверостишие (катрен) Еще в полях белеет снег, Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Бегут и блещут и гласят… Ф.И. Тютчев Ф.И. Тютчев Пятистишие (квинтет) Пятистишие (квинтет) Еще весны душистой нега Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега Еще зарей гремит телега На замороженном пути. На замороженном пути. А.А. Фет А.А. Фет Шестистишие (секстина) Шестистишие (секстина) Мама, глянь-ка из окошка – Мама, глянь-ка из окошка – Знать вчера недаром кошка Знать вчера недаром кошка Умывала нос: Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. Видно, есть мороз. А.А. Фет А.А. Фет

Семистишие (сентима) Семистишие (сентима) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Про день Бородина! М. Лермонтов М. Лермонтов Восьмистишие (октава) Восьмистишие (октава) Терек воет, дик и злобен, Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят, Слезы брызгами летят, Но, по степи разлетаясь, Но, по степи разлетаясь, Он лукавый принял вид Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит… Морю Каспию журчит…

Реже применяются Реже применяются Девятистишие (нона) Девятистишие (нона) Отворите мне темницу, Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черноглазую девицу, Черногрудого коня, Черногрудого коня, Дайте раз по синю полю Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне. Посмотреть поближе мне. Десятистишие (децима) Десятистишие (децима) Науки юношей питают, Науки юношей питают, Отраду юным подают, Отраду юным подают, В счастливой жизни украшают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут, В несчастный случай берегут, В домашних трудностях утеха В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. В покое сладки и в труде. М. Ломоносов М. Ломоносов

Одиннадцатистишие Допустимы и двенадцатистишия и тринадцатистишия. Особые формы: триолет (восьмистишье, в котором строки повторяются в определенном порядке), рондо (два пятистишия и трехстишия между ними), сонет (два катрена, два терцета) и онегинская строфа (четырнадцать строк, особо организованные). Особые формы: триолет (восьмистишье, в котором строки повторяются в определенном порядке), рондо (два пятистишия и трехстишия между ними), сонет (два катрена, два терцета) и онегинская строфа (четырнадцать строк, особо организованные). Строфа организуется рифмой. Строфа организуется рифмой. Существуют рифмы: Существуют рифмы: перекрестная (аб аб), перекрестная (аб аб), смежная или парная (аа бб), смежная или парная (аа бб), кольцевая или опоясывающая (аб ба). кольцевая или опоясывающая (аб ба).

Рифмы бывают мужские – с ударением на последнем слоге строки (окно - давно), мужские – с ударением на последнем слоге строки (окно - давно), женские – с ударением на втором от конца слоге строки (даром – пожаром), женские – с ударением на втором от конца слоге строки (даром – пожаром), дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстилается – разливается), дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстилается – разливается), гипердактилические с ударением на четвертом и последующем от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся). гипердактилические с ударением на четвертом и последующем от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся). Различаются рифмы Различаются рифмы точные (повторяющиеся звуки одинаковые: гор - сор, он - сон),неточные(с несовпадающими звуками: рассказ – тоска, распят - паспорт) точные (повторяющиеся звуки одинаковые: гор - сор, он - сон),неточные(с несовпадающими звуками: рассказ – тоска, распят - паспорт)

Основным в лирике является художественный образ, который создается при помощи самых разных изобразительно-выразительных средств. Основным в лирике является художественный образ, который создается при помощи самых разных изобразительно-выразительных средств. Наиболее распространенными тропами являются метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения. Наиболее распространенными тропами являются метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений: алмазная роса (сверкает, как алмаз, )заря новой жизни ( начало, пробуждение). Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений: алмазная роса (сверкает, как алмаз, )заря новой жизни ( начало, пробуждение). Олицетворение –образное средство, заключающееся в приписывании неодушевленным предметам свойств живых существ: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно. Олицетворение –образное средство, заключающееся в приписывании неодушевленным предметам свойств живых существ: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно. Эпитет – поэтическое, образное определение, обычно выраженное прилагательным, иногда существительным, наречием, деепричастием: бархатные глаза, бродяга-ветер, жадно глядит, несется сверкая. Эпитет – поэтическое, образное определение, обычно выраженное прилагательным, иногда существительным, наречием, деепричастием: бархатные глаза, бродяга-ветер, жадно глядит, несется сверкая. Сравнение – образное сопоставление двух явлений: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. Сравнение – образное сопоставление двух явлений: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА – соединение нескольких метафор, когда связующее звено между ними не называется и существует в открытом виде. РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА – соединение нескольких метафор, когда связующее звено между ними не называется и существует в открытом виде. В воде опрокинулся лес, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в воде потонул, Зубцами вершин он в воде потонул, Меж двух изгибаясь небес. Меж двух изгибаясь небес. Мысленно нарисовав картину, мы восстановим пропущенный в тексте образ: зеркало воды. Восстановление пропущенного образа создает развернутую метафору. В стихосложении применяются и другие самые разнообразные тропы и фигуры речи. В стихосложении применяются и другие самые разнообразные тропы и фигуры речи.

Заключение. Мне удалось рассмотреть только некоторые особенности лирики и ее жанров. Можно сделать вывод, что лирика – это целый огромный мир литературы, который живет по своим законам, зная которые, мы сможем не только понимать стихотворения, но и обогащать свой духовный мир, и развивать свои творческие способности.