1 ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Волнистая М.Г., канд. социолог. наук, доцент,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Advertisements

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Развитие гражданского общества в современной России «Какое правительство лучше всего? То, которое учит нас управлять собой». (Гёте). Выполнила Исангильдина.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
Пытался дать определение государству, выходящее за пределы общепринятых- либо анархия, либо диктатура Выступал за ограничение вмешательства политики в.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
Современные политические идеологии. Идеология это социальное значение, теоретически оформленная система идей, в которых отражаются интересы определенных.
План 1. Понятие гражданского общества. 2. Соотношение государства и гражданского общества. 3. Структура гражданского общества. 4. Функции гражданского.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2-ОГО КУРСА ЭФ ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Инновационные процессы образования и гуманистические ценности Воловик Ирина Владимировна, кандидат философских наук, доцент, заместитель директора Института.
Политическое развитие в начале XX века. Домашняя работа: Параграф 2 Вопросы 4 письменно Понятия выучить.
Транксрипт:

1 ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Волнистая М.Г., канд. социолог. наук, доцент, заведующая кафедрой философии и методологии университетского образования РИВШ

Философия жизни – система жизненных принципов при определении критериев совершения поступка личности, группы людей, например: «не желай зла другому», «дорогу осилит идущий», «благими намерениями усеяна дорога в ад»

К Манхейм («Идеология и утопия») «понятие идеологии используется не в смысле негативной оценки и не предполагает наличие сознательной политической лжи… в этом понятии зарождается постижение того, что любое политическое и историческое мышление необходимым образом обусловлены социально …наиболее важным в понятии идеологии является открытие социальной обусловленности политического мышления»

Идеология - система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, - а так же средствах и путях достижения этих целей, воплощенных: в ценностных ориентациях, убеждениях, установках, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые они перед собой поставили

Типология современных идеологий ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. свободный): приоритет свободы человека (ХУП-ХУШ вв.,Локк, Монтескье, Смит, Франклин, Спенсер, Милль) Абсолютная ценность личности и равенство всех людей Автономия индивидуальной воли Ограничение сфер деятельности государства Идеалы свободного рынка и конкуренции Господство частной собственности и ее неприкосновенность Развитие гражданского общества и независимого государства Договорной характер отноршений и индивида и государства Защищенность частной жизни человека и свободы его действий во всех сферах общественной жизни Верховенство закона и разделение властей

Типология современных идеологий ХХ в. Неолиберализм К.Поппер, Ф.Хайек, М.Фридмен, Л.Мизес: концепция ультраминималистского государства ( открытое общество)

Типология современных идеологий КОНСЕРВАТИЗМ ( лат. охраняю, сохраняю) О.Бисмарк, Р.Пиль, Н.М.Карамзин, Н.А.Бердяев, Т.Элиот, ХУШ в. Традиционализм – противостояние революции, критика рационализма и индивидуализма, противоборство с социальной атомизацией буржуазного государства ( О.Бисмарк, Р.Пиль, Н.М.Карамзин, Н.А.Бердяев, Т.Элиот, )

Противостояние революции Неверие в возможность совершенствования человека и общества Нравственный абсолютизм Компромисс – гарантия сохранения социального порядка Справедливость социальной иерархии Бесмысленнность прогресса Критическое отношение к социальным переменам

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ Д.Белл, З.Бжезинский,М.Тэтчер, Р.Никсон, Р.Рейган, Г.Коль, Дж.Буш ст. и младший и др. Защита интересов крупного бизнеса, Поддержка технологических инноваций, экспортирование правящих политических сил Опора индивида на собственные силы, а не на помощь государства Ограничение вмешательства государства в рыночную экономику «Изменение курса во время шторма – это способ удержать курс» Д.Мойнихэн 1976 г.

Типология современных идеологий Социалистическая и коммунистическая идеология (принцип демократического централизма) Социал-демократическая идеология (принцип социального партнерства между предпринимателя ми и работниками) Венская программа социалистической партии Австрии ( 1958 г.) Годесбергская программа Социал-демократической партии Германии ( 1959 г.) Швеция, Норвегия

Социал-демократическая идеология Господство общественной собственности Свободное развитие каждого – условие свободного развития всех Замена государства ассоциациями трудящихся Стирание граней между городом и деревней Между умственным и физическим трудом

Типология современных идеологий Фашистская идеология Национализм Идеология глобализма

Идеология устойчивого развития 13 национальная идея развития должна быть направлена на решение мировых проблем и на реализацию основополагающих решений, принятых ООН. В 90-х годах на уровне этой организации сформирована глобальная проблема – устойчивого развития, как основополагающая задача, стоящая перед человечеством XXI века. Ее смысл: как удовлетворить потребности населения, не разрушая при этом среды обитания и ресурсов, от которых оно зависит. Готовых рецептов для решения этой проблемы нет, и наша национальная идея развития призвана дать определенный ответ на вопрос, как обеспечить устойчивое развитие Республики Беларусь.

Идеология устойчивого развития 14 идеология устойчивого развития государства должна включать в себя две составные части. Первая из них должна описывать стратегию развития общества, тот образ будущего, который необходимо воплотить в действительность за счет предметно- осязаемого труда. Вторая – определять те качества и свойства в виде идеологических формул, которые неизбежно потребуются для реализации намеченной стратегии. Обе части неразрывно связаны друг с другом и должны быть непротиворечивы. В противном случае, использование негодных способов не позволит реализовать замыслы, или, наоборот, попытки воплощения нереальных замыслов породят неприемлемые качества. Кроме всего прочего, национальная идеология устойчивого развития должна опираться на определенные традиции, культуру, общепризнанные ценности общества.

Идеология это рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира и жизни, позволяющая человеку найти свое место, определить жизненную стратегию и наиболее приемлемый путь

Идеология как триада стратегии государственного строительства Стратегия социального развития Стратегия этноконфессиональных отношений Экономическая стратегия

Идеология белорусской государственности Гражданская принадлежность человека к белорусскому государству как независимой суверенной стране проблема объединения и синтеза национальной идеи и идеи государственной независимости

Национальная идея Национальное самосознание Ф.М.Достоевский «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация» В.С.Соловьев «Русская идея» …нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них… Н.А.Бердяев «…в глубине русского народа заложена свобода духа большая, чем у более просвещенных и свободных народов Запада

Национальная идея И.А.Ильин « … эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь, это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях…»

Национальная идея М.Богданович « Мы - третий народ русского корня, зовемся белорусами и сторонка наша зовется Беларусь, среди нас есть православные, католики, но народ из нас – один, ибо у нас у всех одна речь, одни обычаи, одни песни, одна одежда, один уклад жизни…»

Национальная идея М.Богданович « … самостоятельность белорусской национальности и белорусской культуры» Ментальность белорусского народа Национальный Генотип Духовные ценности традиции

Идеология жизненной стратегии Представление о целях и методах решения проблем ( телеологический подход, телеология- наука о целях) Стратегия жизни человека Стратегия жизни общества

Идеология государства Эффективное государство Индикаторы качества жизни Государство Цивилизация Культура

24 Рисунок 2 - Континуум культурного пространства Сложность проблем Разнообразие методов Проблемы высокой сложности Проблемы низкой сложности Мало методов Много методов Патриархальное развитие 1 Аграрное развитие 2 Индустриальное развитие 3 Постиндустриальное инновационное развитие 4

25 Развитие цивилизации и требований к образованию Аспекты технологии Виды цивилизации Аграрная ИндустриальнаяПостиндустриальная Первичны продукт Пища ТоварыУслуги Первичный фактор производства Земля Капитал Инновационные знания и опыт Ключевые технологии Ручные и орудийные Машинные Организационные, деятельностные, информационные, Социальные Ключевой результат образования Опыт и навыки Научные знания методологии преобразования

26 Сравнительная характеристика высшего образования Ключевые признаки Парадигмы образования Существующее репродуктивное (поддерживающее) образование Востребованное проектно- ориентированное (инновационное) образование Главная задача Человека Познание мира Изменение мира Научная основа деятельности Естественно-научный метод Теория преобразующей практики Типичная задача имеет Только одно решение Множество решений Критерии оценки решения Только один: «правильно/неправильно» Система критериев: полезность, эффективность, безвредность и др. Влияние духовных факторов Косвенное Необходимы для выбора решений Образование дает Человеку Знание о мире и его законах Методологию преобразования мира

Современная профессиональная деятельность в сфере реальной экономики Характерные признаки Виды деятельности Исследование ПроектированиеМенеджмент Цель деятельности Установление объективных законов Создание обликов объектов и систем Функционирован ие социальных систем Главный вопрос ПОЧЕМУ?ЗАЧЕМ?КАК? Категории качества Истинность, общность Эффективность, конкретность, повторность Действенность, уникальность, неповторимость Результатоднозначный Множество вариантов Основные методы Формально- логический Эвристический, интуитивный Основной принцип Сомнения, скептицизм Вера в себя Вера в людей Зависимость результатов от Человека Слабая Сильная - от автора Сильная – от команды

28 Реализация подготовки кадров высшей школы предполагают три следующих вектора деятельности: Организационно-управленческое образование выпускника Инновационная деятельность и интеллектуальная собственность в вузе Творческое развитие специалиста в вузе в области профессиональной подготовки.

29 Стратегические цели инновационного образования новое качество образования, характеристиками которого являются массовый характер и непрерывность; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям общества формирование социально активной и профессионально востребованной личности.

30 Инновационное образование процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, который, помимо поддержания существующих традиций, стимулирует стремление у будущих специалистов внести изменения в существующую культуру, социальную сферу, экономику и т.д. с целью создания нового, конкурентоспособного продукта, доведения его до потребителя и, как результат улучшение качества жизни.

31 Качественные характеристики инновационного образования Целеориентированость Системность Исследовательский характер Междисциплинарность Перспективность Креативность

32 Основные принципы инновационного образования: Установка на умение постоянно учиться. Способность к поиску новых знаний для достижения поставленной цели. Развитие навыков работы в командах специалистов различных областей знания. Постоянное творческое самоусовершенствование.

33 особо выделяется необходимость развития способностей, умения и навыков работы с информацией, коммуникации, проведения переговоров, групповой мобилизации и творческого использования потенциала команды, умения создавать инновационные структуры, ведения проектных работ, способности постоянно учиться, приобретения настойчивости, упорства в достижения цели, развитие творческих способностей.

34 Современные технологии инновационного образования Дисциплинарно-модульные технологии образовательная технология «Метод проектов» Интерактивные технологии обучения Дистанционные технологии обучения Кейс-технологии Мультимедиа-технологии Сетевые технологии Технология управляемой самостоятельной работы

35 Пределы применимости информационных технологий Есть ряд учебных дисциплин, в которых дистанционные формы обучения не могут быть применены в полной мере. Например, при изучении конструкций технических объектов необходима учебная работа на натурных экспонатах или их макетах. Не все можно заменить компьютерным моделированием. И даже успехи в разработке систем лабораторного практикума удаленного доступа не могут полностью снять эти ограничения. Врачом нельзя стать без учебной клинической практики, археологом - без участия в раскопках и т. д. - список таких дисциплин и специальностей можно продолжить.

36 Направления деятельности высшей школы, которые способствуют формированию общества, основанного на знаниях Поддержка инноваций за счет создания новых знаний, обеспечения доступа к глобальным источникам знаний и адаптации знаний для местных условий. Вклад в формирование человеческого капитала посредством подготовки квалифицированной и гибкой рабочей силы, в том числе высококвалифицированных ученых, специалистов, технических работников, учителей системы базового и среднего образования, а также будущих руководителей государственных органов, государственной гражданской службы и предприятий. Создание фундамента для развития системы государственного строительства и социальной взаимосвязанности.

37 Диаграмма продуктивности научных идей

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВЛАСТИ И НАРОДА «Идеологическая работа должна быть тесно связана с повседневной жизнью людей, с теми проблемами, которыми живет страна. Порой строительство забора на селе у одинокого старика может быть сильнейшей идеологической акцией. А запланированное мероприятие с громким названием - закончиться провалом».

«Главная стратегическая задача современного этапа - добиться того, чтобы процессы интенсивного социально-экономического развития страны стали необратимыми, приобрели характер устойчивой тенденции… «Я уверен, что мы сможем не только достойно выдержать испытания временем, но и обеспечить динамичный прорыв во всех сферах экономики и повышение качества жизни людей. Главное богатство Беларуси - люди. От сплоченности общества, повышения гражданской активности населения зависит завтрашний день нашего Отечества»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!