Проектирование в кубе: теория и практика педагогического проектирования на примере регионального УМК «Я - исследователь» О.Ю. Стрелова доктор педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРУЖОК «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРИРОДЫ» Учитель: Смирнова Татьяна Геннадьевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Advertisements

Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Внеурочная деятельность обучающихся, ориентированная на формирование УУД.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
«Инновационная деятельность педагога начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО » Зам. директора по КР Байлова И.В.
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов МКОУ «Спасбардинская ООШ»
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Взаимодействие в образовательной среде детский сад – начальная школа в условиях введения ФГТ ДО и ФГОС НО докладчик: Пуляевская О.В., к.психол.н., доцент,
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Актуальные вопросы проектирования Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Дополнительное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Анохина Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ Чертковская СОШ 1.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Транксрипт:

Проектирование в кубе: теория и практика педагогического проектирования на примере регионального УМК «Я - исследователь» О.Ю. Стрелова доктор педагогических наук, профессор 2015

Проекты – это…? ПРОЕКТЫ: доклады рефераты презентации и «всё-всё-всё» Проекты – особый вид познавательной деятельности школьников ПРОЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проектирование в кубе Учебные проекты в свете требований ФГОС к комплексным результатам общего образования Региональный УМК «Я - исследователь» как открытый педагогический проект И снова к учебным проектам

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ГУМАНИТАРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Информационный бум \ знание ?Многообразие \ истина ? Открытый и быстро изменяющийся мир \ фундаментальность ? системность ? Интернет-технологии \ зачем учиться? зачем учить? Историческая политика \ най-активная политизация социально-гуманитарных наук и учебных предметов

Проекты и проектная деятельность школьников в ФГОС СОО \2020 г. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного

Проекты и проектная деятельность школьников в ФГОС СОО индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и иной).

Проекты и проектная деятельность школьников Требования ФГОС ОО к предметным и метапредметным \ личностным \ результатам образования Урочная и внеурочная деятельность ПОРТФОЛИО ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Примерная основная образовательная программа ООО (проект) В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей - воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности (ЛР); - овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости; - развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения (МР).

Ученический проект по истории – это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся и результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются: самостоятельный поиск учениками необходимой информации по теме и проблеме проекта, ее творческое преобразование в материализованный продукт (плакат, реферат, веб-сайт и т.п.), его презентация и защита

Этапы работы над проектом 1. На основе темы и других данных в условии задания определиться с проблемой и целью своей проектной деятельности. Эта проблема (проблемная задача) будет носить учебный характер, т.к. возможно, что в исторической науке и обществе уже достигнуто определенное взаимопонимание по дискуссионному вопросу, существует относительно консолидированное мнение об отношении к спорным фактам прошлого и т.д.;

М.К. Мамардашвили Проблема – это нечто, что требует от нас какого-то усилия понимания. Давайте договоримся, что усилие понимания – это не просто умственный акт, напряжение мысли, а нечто требующее от нас перестройки, какой- то переориентации наших привычных навыков понимания. Обычно мы можем понимать нечто, приводя в действие те инструменты, которыми мы уже располагаем и владеем, но договоримся современным, или проблематичным, называть нечто, которое мы не можем освоить и понять, приводя в действие те умения, которые у нас уже есть, а должны что-то с собой сделать (то есть не с проблемой сделать, а с собой, пытающимся понять эту проблему)

Этапы работы над проектом 2. В русле цели и проблемы своего проекта определить круг источников, видов информации и мест ее нахождения, которые будут необходимы для выполнения проектного задания. 3. Разработать план работы над проектным заданием, определив задачи и содержание каждого этапа и круг лиц, ответственных за их реализацию.

Этапы работы над проектом 4. Подготовить части проектного задания в микрогруппах или индивидуально, а потом сообща обсудить концепцию, макет и процедуру оформления проекта как материализованного продукта общей интеллектуальной деятельности. 5. Подготовить сценарий презентации проекта. 6. Провести защиту проекта в соответствии с заранее утвержденными и предъявленными участникам критериями (требованиями) качества.

Проектная деятельность – на базовом уровне прогнозируется развитие умений : проводить поиск исторической информации в источниках разного типа критически анализировать источники анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам представлять результаты познавательной деятельности в разных формах

Проектная деятельность – на профильном уровне развитие умений: формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определять адекватные историческому предмету способы и методы решения задач, прогнозировать ожидаемые результаты и сопоставлять их с собственными историческими знаниями, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы…

Рейтинг личностных изменений, обусловленных проектной деятельностью углубление и расширение социального кругозора (мировоззрение \ картина мира), приобретение опыта общения, понимание личной ответственности за качественное выполнение порученного дела, прогнозирование последствий своих действий ускоренное формирование активной гражданской позиции, формирование опыта самореализации…

Этапы проектной деятельности и результаты общего образования Этапы Предместные результаты Метапред- местные результаты (блоки УУД) Личностные результаты Требования \ критерии проверки и оценки проектов

Рефлексия результатов проектной деятельности Я (мы) узнали, что (предместные результаты) Я (мы) научились (метапредместные результаты ) Я (мы) поняли, что (личностные результаты)

Содержательные линии - это комплекс принципов отбора, конструирования и изучения содержания в соответствии с особенностями учебного предмета + направления в организации проектной деятельности школьников, в т.ч. на мета предметном уровне

История: основные содержательные линии историческое время – хронология и периодизация историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на ней взаимодействия человека, общества и природы, основных характеристик развития человечества историческое движение - эволюция трудовой, хозяйственной и познавательной деятельности, общностей, государства, духовной культуры, межнациональных отношений, проблемы войны и мира человек в истории – условия жизни и быта людей; потребности, интересы и мотивы их действий; восприятие мира и ценностей.

Дополнительные содержательные линии «Ремесло историка» «История и память» «История и художник» «Образ страны в зеркалах времен и народов» Всемирное и национальное культурное наследство и многие-многие другие

Культура и быт москвичей в 17 в. Иностранцы о России XVII столетия Москвичи и Другие:.. Москва XVII столетия на полотнах А. Васнецова, А. Рябушкина и др. Как выглядели столицы европейских государств в XVII столетии?.. Москва и москвичи: будни и праздники разных сословий в XVII веке. Европа в государственной политике и личной жизни российских монархов XVII в.

Региональный УМК «Я - исследователь» (программа, УТП, игровое пособие, методические рекомендации, электронное приложение…) 3 – 4 классы 5 – 6 классы пропедевтика курсов истории и обществознания в начальной и основной школе

Региональный УМК «Я - исследователь» В условиях ФГОС НОО и ООО: - региональный компонент содержания образования - учебно-методическая поддержка главной цели ФГОС ОО намного культурную идентификацию личности школьника: Я - исследователь

Региональный УМК «Я - исследователь» В условиях ФГОС НОО и ООО: - программно-учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности школьников по направлениям духовно- нравственное, социальное, общее интеллектуальное и общекультурное развитие вариативная часть ООП ОУ

Региональный УМК «Я - исследователь» В условиях ФГОС НОО и ООО: - учебно-методические рекомендации для внеурочной работы и социальной практики (кружок, классный час, конкурс, социальный проект, социальная акция…) - средство диагностики (НЕ мониторинга) комплексных учебных достижений школьника «портфолио» творческих работ

Региональный УМК «Я - исследователь» В условиях ФГОС НОО и ООО: - способ развития конструктивных связей с родителями и социальными партнерами школы (музеи, НКО, …) - средство личностно-профессионального развития педагога («открытые» рабочие листы, творческие проекты, методические разработки, мастер-классы и открытые уроки, публикации, профессиональные конкурсы…)

Принципы разработки региональных УМК ОО инвариантные вариативные классические Научность, доступность, наглядность, сознательность, самостоятельность и т.д. Локальность, интеграция, многофункциональность и т.п. постклассические Вариативность. Открытость. Адресность. Процессуальность. Диалогичность. Интерактивность. Информационная избыточность. Комплексность. Адекватность региональному культурно- образовательному пространству. Мобильность. Многоперспектив- ность и т.д.

У М К Программа курса на 34 – 68 ч. УТП Игровое пособие Электронное приложение Методические рекомендации и сценарии учебных занятий и внеклассных мероприятий: целевая установка каждого раздела словарь темы комплекс познавательных заданий и дидактических игр, темы учебных проектов Вспомогательные и дополнительные ресурсы УМК

Case-study как принцип конструирования учебных материалов и работы с ними

литература Стрелова О.Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе \\ ПИОШ – 2013 – 10. Стрелова О.Ю. Теоретические подходы к разработке содержания учебного предмета «История» в России XXI в. \\ ПИОШ – и 7 Паневина Г.Н. УМК как историко- педагогический феномен. – Хабаровск. 2011