Методический семинар «Историческое краеведение как средство формирования исследовательской компетентности» А.А. Воробьёв-Исаев Томская область.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Advertisements

Общеинтеллектуальная деятельность. Цель: Выявить, предоставить возможность реализации и развития интеллектуальных способностей воспитанников.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
« Совершенствование историко-краеведческой работы на современном этапе развития образования» Ходыкин Александр Викторович учитель истории и обществознания.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Образовательный маршрут «Тюменская область – моя малая родина» в 6 «А» классе Докладчик: Загайнова Л. Д., учитель высшей категории г. Тюмень МУНИЦИПАЛЬНОЕ.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Патриотическое воспитание «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» «Человек только тогда становится гражданином,
«Теоретические подходы к развитию у младших школьников интереса к народным традициям»
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Методическая конференция ФГОС ООО как механизм обновления содержания основного общего образования.
ЛОБАНОВА ГАЛИНА РАФАЭЛЕВНА Образование: высшее (Елабужский Государственный педагогический институт, педагогический факультет) Образование: высшее (Елабужский.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 им. А.В.Суворова муниципального образования город-курорт Геленджик.
Транксрипт:

Методический семинар «Историческое краеведение как средство формирования исследовательской компетентности» А.А. Воробьёв-Исаев Томская область

с. Каргасок Томская область Каргасокский район с. Каргасок Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа- интернат 1

Одним из возможных средств преодоления этого стремления выступает привлечение школьников к историческому краеведению, которое способно раскрыть богатства родного края, показать перспективы развития села и мотивировать стремление вернуться на малую родину. В свою очередь, историческое краеведение ставит ученика в роль исследователя родного края. Чтобы школьники смогли взять на себя роль исследователя, необходимо сформировать исследовательскую компетентность. Как организовать работу, чтобы ученики не только могли, но и хотели взять на себя роль исследователя? Какие условия необходимы? Необходимо создавать комплекс условий для освоения теоретических основ исследовательской деятельности и возможности их практической реализации на уроке, во внеурочной деятельности, в полевой практике. Разработать и утвердить долгосрочную стратегию устойчивого развития сельских территорий поручил правительству президент. Стратегия должна быть направлена на улучшение демографической ситуации и обеспечение занятости Молодёжь села стремится в город

Основы выработки педагогических решений Изучение существующих научно-практических подходов к проблеме Изучение образовательных стандартов Изучение предшествующего опыта организации исследовательской деятельности на базе Каргасокская СОШ 1 в е годы ХХ века Осмысление собственного опыта

Изучение существующих научно-практических подходов к проблеме Исследовательской компетентности отводится самостоятельная роль наряду с учебной, социально-личностной, коммуникативной, личностно-адаптивной компетентностью в области организаторской деятельности и сотрудничества. А.В. Баранников. В первом подходе ряд исследователей рассматривают исследовательскую компетентность как способность личности решать исследовательские проблемы и исследовательские задачи с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.В. Лаптев, А.К. Маркова, Е.В. Попова, А.П. Тряпицына, В.Д. Шадриков и др.). Согласно второму подходу, исследовательская компетентность учащихся как состоявшееся личностное качество отражает функциональную и личностную готовность своими силами продвигаться в усвоении и построении систем новых знаний, переживая акты понимания, смыслотворчества, саморазвития (В.А. Болотов, А.Н. Дахин, И.Я. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, И.Д. Фрумин и др.). Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого- педагогическая категория // Молодой учёный, – 1, с ). 1. Основы выработки педагогических решений

Изучение образовательных стандартов Основы выработки педагогических решений 2. Личностные характеристики выпускника: «…любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции…»; «…формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений…»; «…формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве… в процессе учебно-исследовательской деятельности…» (ФГОС). Метапредметные результаты: «…умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи…»; «…умение самостоятельно планировать пути достижения целей…»; «… умение соотносить свои действия с планируемыми результатами…»; «…умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать…, …устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы…» (ФГОС). Учитель должен «… способствовать овладению учениками исследовательскими приёмами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различию фактов и их интерпретаций…» (Историко-культурный стандарт).

У основ организации исследовательской деятельности школы 1 стояли Борис Григорьевич Кокорин и Валентин Григорьевич Рудский. Именно под их руководством школьники стали совершать путешествия по родному краю. Во время экскурсии- путешествия по реке Васюган у юных следопытов и их руководителя Валентина Григорьевича Рудского родилась идея создания школьного музея. Характерной чертой экскурсий тех лет была простота их организации. Использовали лодки с мотором, просто области, путешествовали пешком, а если повезёт, нефтяники «подбрасывали» на вездеходах, вертолётах, самолётах. И каждый раз следопыты привозили богатую «добычу». На кружковых собраниях отчитывались показом фото стендов и докладами. Экспедиция по р. Васюган 1956 г. (Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф. Образовательные краеведческие экскурсии на земле Каргасокской: прошлое и настоящее // История образования и просвещения в Западной Сибири. – Омск, 2007, с ). Изучение предшествующего опыта организации исследовательской деятельности на базе Каргасокская СОШ 1 в е годы ХХ века Основы выработки педагогических решений 3.

теория эксперимент экспедиция результат «ИКАР» ИКАР – История, краеведение, археология os.ru/creativeasso ciation/45 Осмысление собственного опыта Собственная научная деятельность под руководством д.и.н. Т.Н. Троицкой и д.и.н. А.П. Бородовского. Защита кандидатской диссертации в 2006 г. Участие в конференциях научного общества учащихся «Сибирь». г. Новосибирск Участие в экспедициях под руководством А.П. и Е.Л. Бородовских. Кружок «ИКАР» Татьяна Николаевна Троицкая Елена Львовна и Андрей Павлович Бородовские Основы выработки педагогических решений 4.

Задачи: познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности; организовать научно-познавательную среду через создание специальных условий; организовать самостоятельную исследовательскую практику учащихся; показать перспективы для развития и самореализации личности на территории малой родины. Цель - формирование исследовательской компетентности учащихся через историческое краеведение.

Теоретическая подготовка к исследовательской деятельности на уроках Вводные уроки в начале учебного года на введение понятийного аппарата. Интегрированные с краеведческим материалом уроки истории (например, в 11 классе урок по теме «Человеческий образ Назинской трагедии» в рамках темы «Репрессии 30-х гг.»). «Человеческий образ Назинской трагедии» Анализ исторических источников, изучение различных точек зрения по проблемным вопросам для формирования собственного видения исторических событий. Использование на уроках метода проблемного обучения, частично- поискового метода, исследовательского и проектного. На уроке обществознания На уроке истории

Закрепление и дальнейшее освоение во внеурочной деятельности Проведение взаимосвязанных элективных курсов по археологии и краеведению:взаимосвязанных элективных курсов Археология Древнего мира. 5 класс. Археология – профессия романтиков или наука о битых черепках. 6 класс. Введение в полевую и экспериментальную археологию. 7 класс. Археология нашего края. 8 класс. Проект в музейном краеведении. 9 класс. Работа в школьном музее: Кружок «Следопыты» (поисковая работа). Экспериментальная площадка. Изучение музейных коллекций. На экскурсии «Тайны кургана» Работа с информаторами и информацией

Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Тым» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Тым» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Огненной белки» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Огненной белки» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Областной научно- образовательный проект «Томское Приобье в панораме тысячелетий» гг. Руководитель образовательного блока А.А. Воробьёв-Исаев Областной научно- образовательный проект «Томское Приобье в панораме тысячелетий» гг. Руководитель образовательного блока А.А. Воробьёв-Исаев Организация научно-познавательной среды через взаимосвязанные мероприятия

Цель проекта – формирование позитивного отношения к возможностям будущего для подрастающего поколения на Каргасокской земле на основе капитала знаний и ресурсов историко-культурного и естественно-природного наследия края. Основное содержание: наблюдение за окружающей действительностью, её фото- и видеофиксация, ведение полевых дневников; проведение круглых столов с населением по проблемам развития поселений; лекции привлечённых специалистов; посещение местных достопримечательностей и музеев; работа с информаторами по индивидуальным темам и специальным программам сбора этнографических материалов; сбор гербария и отработка навыков определения растений; знакомство с археологическими памятниками; проведение игр и конкурсов; сбор экспонатов для краеведческого музея КСОШ 1; активный отдых. Маршрут по реке Тым: Каргасок – Тымск – Усть-Тым – Нёготка – Киевский – Молодёжный – Напас. Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Тым» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Тым» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Экспедиция г. «Следопыты» берут интервью г.

Методы, использованные «следопытами» при сборе материала: прямое наблюдение, анкетирование, опросы, интервью, опыты. А также фото-, видео- и аудио фиксация. Основные направления исследований: «Быт и традиции туземных народов Тыма»; «Народные праздники русского и туземного населения реки Тым»; «Обряды русского и коренного населения Тыма»; «Традиционная кухня малых народов Севера»; «Мой край в событиях ХХ века»; «Поклонимся великим тем годам…»; «Судьба человека – из истории Земли Тымской»; «Малый бизнес на Тымской земле» и т.д. Проведение опытов г. В 2007 г. проект стал Лауреатом областного гранта по патриотическому воспитанию. С 2012 г. входит в Комплекс мер по модернизации системы общего образования Каргасокского района. Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Тым» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Тым» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Сбор гербария г.

Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Огненной белки» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Районный сетевой образовательный проект «Сокровища реки Огненной белки» гг. Автор и руководитель проекта А.А. Воробьёв-Исаев Цель проекта - создание условий для отработки на практике сформированных на уроках компетенций. Основное содержание: исследовательские лаборатории и практикумы (например, «Мастерская предков»); экспериментальные площадки; сбор краеведческого материала по истории населённого пункта, в котором проводится экскурсия-соревнование; спортивно-краеведческое ориентирование на местности; конкурсы; мастер-классы (например, «Гербарий»); работа по станциям; поиск клада; Конкретное наполнение ежегодно меняется. Экскурсия- соревнование С 2012 г. проект входит в Комплекс мер по модернизации системы общего образования Каргасокского района. Участвуют коллективы образовательных организаций с. Каргасок – школы 1 и 2, ДДТ; с. Павлово; с. Староюгино; с. Новоюгино.

Областной научно- образовательный проект «Томское Приобье в панораме тысячелетий» гг. Руководитель образовательного блока А.А. Воробьёв-Исаев Областной научно- образовательный проект «Томское Приобье в панораме тысячелетий» гг. Руководитель образовательного блока А.А. Воробьёв-Исаев С 2006 года сотрудничаем с Томским Государственным университетом. Авторы и руководители проекта научные сотрудники ТГУ и НП «Сибирика» О.В. Зайцева и А.А. Пушкарёв. С 2011 года составной частью проекта стала Молодёжная полевая краеведческая школа «Сибирика». Руковожу образовательным блоком в проекте. Образовательный блок включает в себя изучение теории и практики археологических раскопок и ряд практических занятий по экспериментальной археологии. Проект неоднократно поддерживался грантами президентов РФ Д.А. Медведева и В.В. Путина. На раскопе

Кружковая проектная деятельность Пример исследовательского проекта учениц 7 класса Собранные в процессе экспедиций материалы создают обширные возможности для продолжения исследовательской работы в процессе постоянной кружковой деятельности. Основным направлением является создание исследовательских проектов.

Выводы

Диагностика мотивации к исследовательской деятельности Учебный год Параметры мотивации 2011 – 2012 уч. год (8 кл.) 2012 – 2013 уч. год (9 кл.) 2013 – 2014 уч. год (10 кл.) 2014 – 2015 уч. год (11 кл.) Гум. группа Целевая группа Гум. группа Целевая группа Гум. группа Целевая группа Гум. группа Целевая группа Познавательный интерес. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового. 33,3 % 33,3 % 66,6 % 33,3 % 66,6 % 33,3 % 83,2 % 49,9 % Мотивация достижения. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое. 16,6 % 33,3 % 83,2 % 33,3 % 83,2 % 66,6 % 99,9 % 66,6 % Осознание социальной необходимости. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации, учатся, прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего 16,6 % 16,6 % 66,6 % 66,6 % 83,2 % 66,6 % 99,9 % 49,9 % Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр. 16,6 % 16,6 % 66,6 % 49,9 % 83,2 % 66,6 % 83,2 % 66,6 % Учебный год Параметры мотивации 2013 – 2014 уч. год 2014 – 2015 уч. год Кружковцы Целевая группа Кружковцы Целевая группа Познавательный интерес. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового. 49,933,383,233,3 Мотивация достижения. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое. 66,6 83,266,6 Осознание социальной необходимости. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации, учатся, прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего. 33,3 99,933,3 Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр. 33,349,983,2

Результативность урочной и внеурочной деятельности Эффективность участия школьников в научно-исследовательских конференциях разного уровня 100% Результаты сдачи ЕГЭ 2012 г. Пополнение коллекции школьного музея. Вовлечение школ района в проектную деятельность. Публикации учеников. 3 выпускника вернулись работать учителями истории. Динамика численности юных исследователей

Авторские публикации по проблеме Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф. Сетевой образовательный проект «Сокровища реки Огненной белки». Из опыта работы // История образования и просвещения в Сибири и Казахстане. – Омск, 2014, с Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф. Проект «Сокровища реки Тым» краеведческого музея Каргасокской СОШ 1 // Томские музеи. Материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области». – Томск, 2012, с Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф. Сборник программ элективных курсов по туристско-краеведческой деятельности // Сборник методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками. – Томск, 2012, с Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф. Реализация творческого потенциала детей в Шайтанской археологической экспедиции // История образования и просвещения в Сибири и Казахстане. – Омск, 2010, с Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф., Поданёва Н.В. «Сокровища реки Огненной белки»: экскурсия-соревнование как форма работы школьного музея // История образования и просвещения в Сибири и Казахстане. – Омск, 2010, с Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф., Поданёва Н.В. Образовательная краеведческая экспедиция «Сокровища реки Тым» год // История образования и просвещения в Сибири и Казахстане. – Омск, 2009, с Воробьёв-Исаев А.А., Анненко Е.В., Воробьёва-Исаева Л.Ф. и др. Образовательный проект «Сокровища реки Тым». – Каргасок, – 24 с. Воробьёв-Исаев А.А., Воробьёва-Исаева Л.Ф. Образовательные краеведческие экскурсии на земле Каргасокской: прошлое и настоящее // История образования и просвещения в Сибири. – Омск, 2007, с