Требования к современному уроку с позиций системно- деятельностного подхода Т.И. Фисенко, доцент кафедры ТиМО ХК ИППК ПК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок. Что значит – современный? Виды образования: Традиционное Инновационное Шоковое Современный – отвечающий на вызовы времени.
Advertisements

Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Системно-деятельностный подход: Структура современного урока Ведущие: Порошинская Л.Г. Битянова М.Р., Московской центр качества образования.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский.
« С ОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ » У ЧА ДРУГИХ, МЫ УЧИМСЯ САМИ С ЕНЕКА Г. К ОМСОМОЛЬСК - НА -А МУРЕ Вторые городские методические чтения.
Технологическая карта урока. Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Отражение деятельностной составляющей.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
«С ОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС» Методический семинар руководителей ШМО учителей русского языка и литературы МОУ.
Системно- деятельностный подход в обучении. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко.
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Транксрипт:

Требования к современному уроку с позиций системно- деятельностного подхода Т.И. Фисенко, доцент кафедры ТиМО ХК ИППК ПК.

Какой урок можно считать современным? Обучающий – чему? Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира Воспитывающий – что? Высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «само процессы», субъективность Развивающий – что? Деятельность, мышление, рефлексию

Сравнительная таблица п / п п / п Элементы педагогического процесса Традиционная модель обучения Современная модель обучения 1. Функция учителя 2. Функция ученика 3. Мотивы 4. Цели 5. Содержание 6. Методы 7. Средства 8. Формы 9.Результат

Педпроцесс как целостная педагогическая система Целеполагание Учитель Учащийся Результат М О Т И В А Ц И Я Р Е Ф Л Е К С И Я Содержание Методы Средства Формы

Деятельность Д= Ц Сод. М/Ср. Ф Рез.* Реф-я Цель Содержание Формы Методы и средства

Принципы обучения Системно-деятельностный подход Гуманизации Гуманитаризации Ответственности Ожидания Включенности Сохранности Потребности

Гуманизация образования 1.Процесс, для которого характерен субъектный тип отношений 2.Признаки: уникальность (ценностное отношение к каждому участнику образовательного процесса как к субъекту собственной деятельности); активность (признание обучаемого инициативным, самостоятельным в своих поступках существом; ориентация педагога на интерактивные технологии обучения, а не информационно-монологический способ преподавания); внутренняя свобода (право выбора обучаемым задания из серии вариативного дидактического материала, варианта решения учебной задачи; для педагога – выбор стратегии, технологий и методики обучения); духовность (ориентация на развитие социально-значимых качеств и способностей через обучение).

Гуманитаризация образования 1. Изменение смысла образования: выявление в учебном материале общечеловеческих смыслов и ценностей. 2. Изменение характера познавательной деятельности: акцент не на запоминание, а на понимание и переживание смыслов содержания образования 3.Признаки: развивающая направленность, диалогичность, интегрированность, экзистенциальность, фундаментальность

Принципы развивающего обучения (Л.В.Занков) Обучение в быстром темпе. Обучение на высоком уровне трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Осознание обучаемыми необходимости изучения данного материала. Осознание обучаемыми необходимости изучения данного материала. Активное участие обучаемых в процессе обучения. Активное участие обучаемых в процессе обучения.

Что отличает современный урок от традиционного? Структура Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания: Организационный момент Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Закрепление Итог урока

Что отличает современный урок от традиционного? Структура Современная дидактическая структура основана на логике познания: Актуализация (1.мотивационная, 2.содержательная) Изучение нового материала Применение Рефлексия

Что отличает современный урок от традиционного? Структура Логико-психологическая структура урока (сценарий, режиссура): Завязка (интрига, проблема) Кульминация Развязка

Три ключевые педагогические действия 1. Создать для обучаемого условия для осмысления внутренней проблемы, не пережив которую он не может по- настоящему включиться в процесс обучения. Оказавшись в ней, обучаемый испытывает дефицит опыта, субъективно значимого для его развития. Задача педагога: помочь обучаемым понять очевидность несовершенства того способа действий, которым они владели, следовательно, ощутить смысл, мотив, потребность в развитии своего имеющегося опыта

Три ключевые педагогические действия 2. Создать условия для приобретения обучаемым нового опыта, творческого продукта. Помочь ему перейти через барьер, называемый «зоной ближайшего развития». Задача педагога: «включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту

Три ключевые педагогические действия 3. Помочь обучаемому понять, что он выработал свой новый личностный опыт Задача педагога: создать условия для самоконтроля и самооценивания

Этапы эффективного целеобразования Четко сформулировать конечную цель (Что должно получиться в итоге?). Понять значение этой цели (Для чего необходимо ее достижение, что оно дает?). Определить этапы достижения (Каковы промежутки цели?).

Определить способы достижения цели (Что следует сделать для ее достижения на каждом этапе?). Оценить возможные трудности и выявить способы их преодоления. Определить формы и методы промежуточного и итогового контроля результатов (Оценить, насколько успешно идет продвижение к цели).

Что дает осознание целей? Четкое представление будущего результата деятельности (возможности или невозможности достижения цели). Перспективы, связанные с ее достижением. Определение побочных последствий.

Иерархию целей (наиболее важные, второстепенные). Степени сложности и средств достижения цели. Особенности связи новой цели с предыдущей деятельностью.

Цель Результат Прогнозируемый идеальный образ деятельность образ деятельность Планируемый содержание содерж. противоречьь. содержание содерж. противоречьь. законы действительности законы действительности внутреннее состояние системы (хочу) внутреннее состояние системы (хочу)

Культурологическая концепция содержания образования (Краевский, Скаткин, Лернер) Черпает содержание в культуре общества, передавая молодому человеку социальный опыт: Знания (я понимаю) Способы деятельности (я могу) Опыт творческой деятельности (я могу по-своему) Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (я хочу, мне надо, понятно)

Содержание образования («интеграционный подход» И.Я.Лернера М.Н.Скаткина) 1. Знания 2. Умения и навыки 3. Опыт творческой деятельности 4. Эмоциональ но-ценностное отношение к миру

Система знаний Знания Природа общество мышление техника сп. деят. Основные понятия и термины; Факты повседневной действительности и науки; Знания о способах деятельности; Основные законы науки; Теории – системы основных идей в той или иной области знаний. Идеи, гипотезы.

Универсальные учебные действия Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные

Способы мыследеятельности Ставить цель Слушать Выделять главное Сравнивать Обобщать, делать выводы Критически относится к получаемой информации Аргументировать Творчески мыслить (создавать собственные средства)

Творчески мыслить: –Поставить цель интеллектуальной деятельности. –Выделить противоречььия, которые необходимо разрешить. –Установить научную норму, по которой протекает изучаемый процесс. –Изменить эту норму (через другие научные нормы) для разрешения противоречььия.

3. Опыт творческой деятельности Проявления творческой деятельности Самостоя тельный перенос знаний и умений в новую ситуацию Видение новой проблемы в знакомой ситуации Построение принципиально нового способа решения Самостоя тельное комбинирование известных способов деятельности

Основные цели дидактического структурирования 1. Разработать такую структуру учебного материала, которая оказалась бы наиболее рациональной и экономной с точки зрения её хранения в долговременной памяти ученика 2. Отыскать и заложить в создаваемую структуру способ уплотнения (свёртывания) материала 3. Обеспечить системность (целостность) знаний и способов действий (чтобы учащийся видел отдельные разделы и темы в их связях и отношениях)

Отбор и дидактическое структурирование содержания учебного материала определить составные элементы содержания учебного материала (понятия, законы, идеи, принципы, правила, способы действий) выстроить эти элементы в определённых связях и отношениях, отражающих технологию их распознавания учащимися, упорядочивание и систематизацию, а также выявление и объяснение их сущности продумать логику учебных задач, обеспечивающих воспроизведение учащимися известных правил в изменённой ситуации и продуцирование (создание новых вариантов)

Стержневые идеи учебного предмета (содержательные линии) Ведущие стержневые идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, теории, методы наук), которые виражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность.

Структура содержательных линий по алгебре Кл. Линия уравнений Линия неравенствав Вычислитель ная линия Формально- операт. линия Фукциональная линия 5- ый Реш. ур. на основе зав. меж. комп. Понятие Н. Двойное неравен. Натур.числа. Десятич. дроби. Распред. закон умножьения Числовой луч 6- ой Свойства уравнений Строгие и нестрогие неравенства. Об. дроби. Пол. и отр. числа. Числ. прямая. Координатная плоскость. 7- ой Линейное уравнение. Системы уравнений. Степень с натуральным показатьелем Действия со степенями. Одночл. и многочлен. Формулы сокр. умножь. Понятие функции. Линейная функция.

8-ой Квадр. ур. Дробно- рациональные. ур. Числ. Н. и их св-ва. Н. с 1 перем. Сист.Н. Ирр. числа.Сте пень с целым показать. Рац.др. Преоб. выр., содержащих корни п- ой степ. Обратная пропорциональность 9-ый Нер. 2-ой степ. Реш. Н. методом интервалов Корень п- ой степени Преобр-е вираж., содер. корни п- ой степ. Квадратичная функция 10-ы Тригоном етрическ. уравнения Простейшие тригоном. неравенствава Вычислен ие производных Триг.Ф.Иссл. Ф. с помощью произв. и построения графиков. 11- ый Ирр.ур. Показ. и логарифм.уравн. Показ. и логарифмич еские неравенствава Логарифм числа Вычисл-е интегралов Первообр. Ф. Степенная, показ-я и логариф-я Ф.

Технологическая карта темы Тема: Цель (способ): Уроки Тема Ученик должен знать Ученик должен уметь Контроль Тип урока Оборудование Домашнее задание

Карта самооценки ученика Вариант 1 Что должен знать Знаю Моя оценка Оценка учителя Мои затруднения Рекомен дации учителя Что должен уметь Умею Моя оценка Оценка учителя Мои затруднения Рекомен дации учителя

Метод Метод – 1) приемы исследования, применяемые в науке; 2) способ достижения какой-либо цели в познании и практике; 3) упорядоченная деятельность; 4)совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Характеристика методов обучения (В.В. Гузеев) 1. Репродуктивный метод Д1 Д2 Дn Исход ные данн ые ПР1ПР 2 Кон. рез.

Характеристика методов обучения (Гузеев) 2. Алгоритмический метод Д1 Д2 Дn Исход ные данн ые Кон. рез.

Характеристика методов обучения (Гузеев) 3. Частично-поисковый метод Исходные данные ПР1 ПР2 Кон. рез.

Характеристика методов обучения (Гузеев) 4. Проблемный метод Исход ные данн ые Кон. рез.

Характеристика методов обучения (Гузеев) 5. Модельный метод Кон. рез.

Рациональное сочетание форм и методов обучения Формы Формы МетодыГрупповая Индивидуал ьная Парная Коллективна я (микрогруппа ) Воспроизво дящий Алгоритми ческий Частично- поисковый Проблемны й Модельный

Рациональное сочетание форм и методов обучения Формы Формы МетодыГрупповая Индивидуаль ная Парная Коллективная(микрогруппа) Воспроизвод ящий +!+-- Алгоритмиче ский ++!+- Частично- поисковый -+!+ Проблемный--+! Модельный---+!

Задание 4 Обсудите высказывание психолога К.Роджерса: «Если я не доверяю человеку, то я должен напичкать его информацией по моему собственному выбору, чтобы он не пошел по своему, ошибочному пути. Но если я доверяю способности индивида развивать свою собственную потенциальность, то я могу предоставить ему массу благоприятных возможностей, могу позволить ему выбрать свой собственный путь и свое собственное направление в процессе учения»

Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы Задачный подход; Проблемное обучение; Исследовательское обучение; Проектное обучение; проблемарешение Способ решения

Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы Развивающее обучение; Личностно-ориентированное обучение; Рефлексивное обучение; Мыследеятельностное обучение;Мыследеятельностное обучение Продуктивные технологии

Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы коммуникативные технологии; Информационно- коммуникационные технологии; Технология КТД; ТРИЗ; технологии дифференциации; Технологии индивидуализации

Что отличает современный урок от традиционного? Средства обучения Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.); Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб- камера и т.п.) Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.

Результаты обучения Компетентность Целостная картина мира Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету) Развитое абстрактное мышление Владение полной структурой деятельности

Рефлексия, анализ, самоанализ Рефлексия (от лат.- обращение назад) – отражение, исследование познавательного акта. Термин «рефлексия» означает обращение сознания на самого себя, размышление над своим психическим состоянием. Рефлексия – это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цель рефлексии: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, типы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.

Рефлексия, анализ, самоанализ Анализ (от греч. - разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части и последовательное рассмотрение каждой из частей, делающей предмет таковым, какой он есть. Цель анализа: познание частей как элементов сложного целого. Вместе с тем, анализ видится как проникновение в суть дела, как движение «до оснований, до корней, до сердцевины», как действие, стремящееся дойти до понимания и причинного объяснения событий. Анализ как выявление и оценка причин различных отклонений и несогласованности предполагает соотнесение того, что происходит с нашими ценностями, целями, нормами.

Рефлексия, анализ, самоанализ Осознать систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки, быстрее осваивать на практике методику выбора оптимальных методических вариантов помогает учителю самоанализ урока. Кроме того, самоанализ нацеливает на улучшение планирования урока и системы урока не по формальным, а по сущностным основаниям.

Уровни умений, мотивов и качества знаний. Мотив АктивностьУмения Качество знаний уровни творче ский Потребность в познава- тельной деятельности Творческий уровень активности творениеПРАВИЛЬНОСТЬПОЛНОТАДЕЙСТВЕННОСТЬОСОЗНАНОСТЬСИСТЕМНОСТЬПРОЧНОСТЬ эврист ически й Устойчивый интерес Эвристически й уровень активности Частично- поисковые алгори тмичес кий Ситуативный интерес Интерпретиру ющая активность Репродуктивны е в изменен ной ситуации ученич еский индиферрент ность Воспроизводя щая активность Репродуктивны е в стандарт ной ситуации

Общие требования к написанию конспекта урока/учебного занятия: Конспект урока/учебного занятия должен быть связан с изучением нового для учащихся учебного материала. Во вступлении необходимо пояснить тремя предложениями, в каком классе в соответствии со ступенью обучения проводится урок, по какой учебной программе, какова специфика обучаемых (класс общеобразовательный, профильный или принадлежащий учреждению I – VIII видов т.д.).

Общие требования к написанию конспекта урока/учебного занятия: В ходе написания письменной работы педагогу предлагается сформулировать цели и задачи урока, продемонстрировать умение отбирать и структурировать предметное содержание урока в соответствии с целью и поставленными задачами, а также владение методами и приёмами, обеспечивающими организацию учебной деятельности, направленной на достижение учащимися планируемых результатов.

Основные составляющие конспекта урока/учебного занятия: тема урока; тип урока с точки зрения преобладающего вида учебной деятельности (репродуктивное заучивание, проблемное изучение материала, интерактивная групповая работа, ролевая игра и т.д.); связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету; перечень источников информации и оборудования, используемых учителем при подготовке к уроку;

цель педагогической деятельности на уроке; задачи педагогической деятельности на уроке; описание содержания основных этапов урока/учебного занятия: вводного, основного, обобщающего, заключительного; описание организации достижения учащимися планируемых результатов на каждом из этапов урока/занятия; домашнее задание.

Компетентность педагога в области постановки цели и задач урока - умеет вывести обучающихся на значимую и привлекательную для них цель - поставленные цели, направлены на диагностируемый результат обучения - обсуждает с обучающимися план действий по реализации цели занятия - демонстрирует реализацию цели в этапах урока как систему действий учителя и учащихся по ее достижению - обсуждает с обучающимися критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов

Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся - предлагает задания, способствующие актуализации личностного опыта - предлагает задания, способствующие пониманию ограниченности имеющихся у обучающихся знаний и умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы - демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока - умеет создавать ситуации, обеспечивающие обучающимся успех в учебной деятельности - поддерживает интерес к познанию посредством организации самооценивания обучающимися степени достижения цели учения

Компетентность педагога в содержании деятельности (уровень владения учебным материалом по предмету): - демонстрирует знание основ преподаваемого предмета - демонстрирует целостное видение данного урока как элемента всей темы - умеет сочетать предметные и метапредметные знания и способы деятельности - в качестве источников информации привлекает различные тексты, электронные образовательные, человеческие ресурсы - демонстрирует использование учащимися инструментов преобразования информации в индивидуальной и коммуникативной деятельности при работе с различными источниками

Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности): - используемые на учебном занятии методы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого материала - умеет включить в активную продуктивную (частично-поисковую, проблемную, творческую) деятельность всех обучающихся - владеет методами рационального сочетания индивидуальной, парной, коллективной, групповой форм деятельности обучающихся - умеет сочетать методы педагогического оценивания, и самооценки обучающихся - организует рефлексию обучающихся относительно поставленной ими цели учения

Компетентность педагога в области профессионально-педагогической позиции и личностных качеств - демонстрирует демократический стиль в общении с обучающимися - реализует право обучающегося на ошибку и ее исправление - проявляет искренний интерес к позиции каждого учащегося - высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи - обеспечивает направленность деятельности каждого обучающегося на развитие личностных качеств

Компетентность в области организации учебной деятельности Учитель организует деятельность учащихся на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном Учитель владеет методами организации индивидуальной, парной, групповой деятельности учащихся Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать Учитель организует рефлексию обучающихся относительно поставленной ими цели учения Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся