1 кандидат педагогических наук Булков А.А., доцент кафедры «Социология и социальная антропология» МГУДТ «Формирование коммуникативной компетентности и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заместитель директора по УВР И. В. Феоктистова. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье ; проектирование.
Advertisements

«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Групповой проект Работа с родителями Выполнили Педагоги МУ ДОД СЮТ: Бурцева Е.В.. Малышева В.Я. г. Ржев 2013.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
, Взаимодействие с семьёй Педагогическое просвещение родителей и информирование Вовлечение в образовательный процесс Мониторинг.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Формы работы с детьми и их родителями. Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью. В.А. Сухомлинский.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Транксрипт:

1 кандидат педагогических наук Булков А.А., доцент кафедры «Социология и социальная антропология» МГУДТ «Формирование коммуникативной компетентности и социальной активности учащихся. Эффективные технологии работы с современными родителями» Семинар (вебинар) в рамках проекта «Осуществление мониторинга деятельности стажировочных площадок, созданных в субъектах Российской Федерации с целью распространения моделей государственно-общественного управления» Семинар (вебинар)

2 Вопросы лекции Семинар (вебинар) Формирование коммуникативной компетентности и социальной активности учащихся Эффективные технологии работы с современными родителями 1 2

3 Формирование коммуникативной компетентности и социальной активности учащихся Семинар (вебинар)

4 Коммуникативная компетентность Семинар (вебинар) от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание описывающая качество и эффективность способности общаться одного человека с другими людьми

5 Коммуникативная компетентность Семинар (вебинар) Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д.

6 Коммуникативная компетентность Семинар (вебинар) Если речь идет о способностях отдельного человека, то говорят, что такой-то проявил коммуникативную компетентность

7 Коммуникативная компетентность Семинар (вебинар) Существует распространенная точка зрения, что коммуникативная компетенция - это некоторая система требований, а коммуникативная компетентность - степень соответствия человека этой системе требований. И в самом деле, значительно чаще можно услышать, что кто-то "проявил свою коммуникативную компетентность", а не «проявил коммуникативную компетенцию»

8 Виды коммуникативной компетентности Семинар (вебинар)

9 Перцептивные компетенции Семинар (вебинар) Перцептивные компетенции позволяют понимать ценности своей и чужой позиции в коммуникации, определяться в межличностных отношениях, а значит, овладеть коммуникацией как сотрудничеством

10 Интерактивные компетенции Семинар (вебинар) Интерактивные компетенции - самоопределяться в группе, в социуме, сотрудничать при решении конкретных проблем, а значит, овладеть коммуникацией как кооперацией

11 Коммуникативно-речевые компетенции Семинар (вебинар) коммуникативно-речевые компетенции - выразить свою мысль в устной и письменной форме на родном языке осмысленно, грамматически нормативно, на основе использования различных источников информации, в том числе и Интернет

12 Типы коммуникативной компетентности Семинар (вебинар) Формализованная компетенция Неформализованная компетенция

13 Формализованная коммуникативная компетенция Семинар (вебинар) набор более или менее строгих правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде документа, может выступать частью корпоративной культуры

14 Неформализованная коммуникативная компетенция Семинар (вебинар) опирается на культурные особенности той или иной социальной группы людей

15 Структура коммуникационной компетентности Семинар (вебинар)

16 Когнитивный компонент Семинар (вебинар) Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения

17 Ценностно-смысловой компонент Семинар (вебинар) Ценностно-смысловой компонент ценности, которые активизируются в общении

18 Личностный компонент Семинар (вебинар) Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации

19 Эмоциональный компонент Семинар (вебинар) Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его

20 Поведенческий компонент Семинар (вебинар) Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности

21 Компоненты коммуникационной компетентности Семинар (вебинар)

22 Семинар (вебинар) развитость устной речи (в том числе четкость, правильность) развитость письменной речи владение той или иной лексикой

23 Семинар (вебинар) владение коммуникативными тактиками владение коммуникативными стратегиями умение соблюдать этику и этикет общения

24 Семинар (вебинар) умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации) способность гасить конфликты в зародыше, не конфликтогенность знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться

25 Семинар (вебинар) владение навыками активного слушания владение ораторским искусством ассертивность (уверенность)

26 Семинар (вебинар) эмпатия умение проникнуться интересами другого человека актерские способности умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи

27 Причины плохой коммуникационной компетентности Семинар (вебинар)

28 Семинар (вебинар) стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и наше собственное

29 Семинар (вебинар) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие события

30 Семинар (вебинар) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

31 Семинар (вебинар) неверный выбор стратегии и тактики общения

32 Правила коммуникационной компетентности Семинар (вебинар)

33 Семинар (вебинар) нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений

34 Семинар (вебинар) Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» мимикой, жестами, интонацией, позой.

35 Семинар (вебинар) Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется

36 Семинар (вебинар) Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника Правило активного и конструктивного слушания одно из основных условий эффективных коммуникаций

37 Семинар (вебинар) Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса взаимопонимания

38 Коммуникативная компетентность учащихся Семинар (вебинар)

39 Семинар (вебинар) общая предметная (профильная) социальная

40 Формирование коммуникационной компетентности Семинар (вебинар)

41 Семинар (вебинар) Теоретическая составляющая Практическая составляющая

42 Формирование коммуникативных действий как основы формирования коммуникационной компетентности Семинар (вебинар)

43 Семинар (вебинар) Осуществление целеполагания в коммуникации Планирование коммуникационных ситуаций Инициативное и продуктивное сотрудничество Коммуникативное рефлексирование

44 Социальная активность учащихся Семинар (вебинар)

45 Социальная активность Семинар (вебинар) А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела

46 Социальная активность Семинар (вебинар) Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественно- политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений

47 Социальная активность Семинар (вебинар) И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках

48 Жизненная позиция как основа социальной активности Семинар (вебинар) Жизненная позиция это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу

49 Формирование социальной активности учащихся Семинар (вебинар)

50 Семинар (вебинар) Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся

51 Семинар (вебинар) Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего необходимы знания, представления о том или ином явлении. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в трудовой деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в трудовой деятельности, необходимо возникновение отношения к труду, которое, в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств.

52 Семинар (вебинар) Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении. Учащийся будет активно стремиться к участию в трудовой деятельности на благо других людей, будет побуждать своим примером и убеждением других людей.

53 Семинар (вебинар) Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников

54 Семинар (вебинар) Движущей силой формирования социальной активности является интерес – как окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер

55 Семинар (вебинар) Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми

56 Семинар (вебинар) Немаловажным условием формирования социальной активности учащихся является работа педагога по обучению учащихся организаторским умениям

57 Эффективные технологии работы с современными родителями Семинар (вебинар)

58 Группы родителей Семинар (вебинар) родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать

59 Функции взаимодействия с родителями Семинар (вебинар) Воспитательно-развивающая Охранно-оздоровительная Бытовая Контролирующая Формирующая

60 Формы организации работы с родителями Семинар (вебинар) Информационно – аналитическая. Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации

61 Формы организации работы с родителями Семинар (вебинар) Досуговая Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми

62 Формы организации работы с родителями Семинар (вебинар) Познавательная. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков

63 Формы организации работы с родителями Семинар (вебинар) Наглядно- информационные. Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

64 Направления работы с современными родителями Семинар (вебинар)

65 Изучение семей обучающихся Семинар (вебинар) пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус) диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся

66 Изучение семей обучающихся Семинар (вебинар) диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся

67 Изучение семей обучающихся Семинар (вебинар) психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях

68 Изучение семей обучающихся Семинар (вебинар) родительские собрания: «Психологический комфорт в семье и школе - условие успешной познавательной деятельности», «Педагоги и родители одна семья», «О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми», «Коммуникационные особенности в общении с детьми», «Как ликвидировать конфликт с ребенком?»

69 Психолого-педагогическое просвещение родителей Семинар (вебинар) родительский лекторий: Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения, Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре встречи с медицинскими работниками: Психолого- физиологические возрастные особенности младших школьников. Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний

70 Психолого-педагогическое просвещение родителей Семинар (вебинар) встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов, Повышение качества образования приоритетное направление модернизации сферы образования встреча с юристом, психологом: Права и обязанности ребенка

71 Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся Семинар (вебинар) подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня конкурс Мама, папа, я спортивная семья, семейные альбомы

72 Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся Семинар (вебинар) мероприятия: Седьмое чувство, Русский день, Крестики-нолики, Вместе весело шагать конференция Круг семейного чтения

73 Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся Семинар (вебинар) совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года выставка Семейное хобби, увлечения, занятия, Семейные традиции

74 Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся Семинар (вебинар) совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки

75 Проведение открытых мероприятий для родителей Семинар (вебинар) конференция по обмену опытом воспитания детей Воспитание детей забота, труд, радость организация благоустройства и озеленения школьного двора

76 Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом Семинар (вебинар) создание Управляющего совета организация деятельности Родительского комитета

77 Другие направления Семинар (вебинар) Работа в составе школьного совета Пропаганда здорового образа жизни в семье Повышение правовой культуры родителей

78 Формы участия родителей в управлении ОУ Семинар (вебинар) инвесторы-спонсоры Лекция Конференция Родительские конференции

79 Формы психолого-педагогического просвещения родителей Семинар (вебинар) Университет педагогических знаний социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг эксперты качества образования защитники прав и интересов ребенка

80 Формы психолого-педагогического просвещения родителей Семинар (вебинар) Практикум Открытые уроки Индивидуальные тематические консультации Посещение семьи

81 Формы психолого-педагогического просвещения родителей Семинар (вебинар) Родительское собрание Родительские чтения Родительские ринги Родительские вечера Родительский тренинг