Трудовое воспитание и профориентация Компас самоопределения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный.
Advertisements

«Портрет выпускника основной школы» в ФГОСе второго поколения»
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
НОВАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 1 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность.
Теоретико-методологические основы ФГОС основного общего образования, полной (старшей) школы Автор: Л.С.Макеева, учитель математики 2012 г.
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ.
ИКТ - технологии в воспитательной работе Заместитель директора по УВР МОАУ СОШ 12 им. П. Ф. Дерунова Смирнова Наталья Михайловна.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Переход на новые образовательные стандарты начального общего образования средней общеобразовательной школы 30 Краснодар, уч. год.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий.
Портрет выпускника дошкольник - начальная школа Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Психологические особенности подросткового возраста.
Социализация Именно в результате социализации происходит формирование личности. Процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей,
О СНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества,
Транксрипт:

Трудовое воспитание и профориентация Компас самоопределения

Профессиональное Личностное самоопределение Социальное семейное

Ключевые группы факторов для успешного выбора будущей профессии школьником Востребовано на рынке труда могу Имею возможность хочу

Задатки- способности Психологические качества Информационные факторы Уровень притязаний Родительские связи и установки Возраст Религиозные взгляды Состояние здоровья, внешние данные Образование и кругозор Гендерные особенности Морально- нравственные ценности Рекомендации Место жительства Интересы, склонности Семейный доход и социальный статус Воспитание Национальность Задача – научить подростка самостоятельно работать с данными факторами, делать осознанный адекватный его возможностям выбор

Динамика и тенденции развития профориентации в контексте развития российского общества Периоды Критерии До 90-х г.г. 20 века С 90 годов 20 в до 2010 г. Сегодня и завтра Будущее РезультатЗУНЫ ЗУНЫ + ПВК и способности УУД, профессиональные компетентности Комплексы востребованных компетенций Роль образования Образование на всю жизнь Образование для жизни Образование через всю жизнь Образование как образ жизни Место образования Школа, вузы учреждения НПО и СПО Образовательные организации + сайты + диктант + технопарки + смешанное обучение Оптимальное для человека время, форма, место Формы профориентации и проф. обучения УПК, производств. практика предприятия- шефы, трудовые лагеря Профильные классы и смены, центры (кабинеты) профориентации портфолио, проф. и соц. пробы, УПК менторские организации, дуальное обучение, формы временной занятости (проф. отряды, волонтёры, бизнес проекты) Олимпиады по профориентации, школы ИТР

Какое место занимает профориентация в образовательном пространстве? (рамки) Составная часть профессионального самоопределения, ориентирующая обучающегося в мире профессий и вариантов профессионального образования Отдельный вид образовательной деятельности, интегрирующий обучение, воспитание и развитие, но имеющий свои специфические задачи (метапредмет) Один из видов внеурочной деятельности и воспитания Какой будет новая профориентация?

Основные тенденции в развитии экономики, социально-культурной сферы и рынка труда

Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов сформирована личная профессиональная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий

Трансформация «портрета выпускника» в точках перехода в процессе социального взросления и личностного роста ДОУ – начальная школа Начальная школа – основная школа Основная школа – Старшая школа Старшая школа - ВУЗ деятельный и активный ответственный, готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой готовый нести ответственность перед самим собой, другими способен делать выбор, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность любознательный и креативный проявляющий исследовательский интерес, активно познающий мир избирательность интересов креативный, критически мыслящий деятельный и активный активно познающий мир через занятия по интересам в секциях, студиях, творческих объединениях избирательность интересов, проверка своих способностей и возможностей в выбираемых областях деятельности сформирована личная профессиональная перспектива на основе анализа своих возможностей и ограничений, реальных профессиональных проб

Какого человека ждёт от системы образования государство и общество? Какого человека ждёт от системы образования государство и общество? открытого к сотрудничеству и взаимопомощи ответственного исполнительного общественно-активного конструктивно взаимодействует с другими людьми умеет ставить и достигать собственные цели активно действует успешно самореализуется культурного творческого свободного самостоятельного, проявляющего личную инициативу Критически-мыслящего и обладающего социальным интеллектом активно участвует в достижении общих целей Человека который сочетает собственные интересы с интересами других людей, общества и государства, действует на благо России и своей малой родины

Компоненты социальной зрелости (по А.А. Реан) Инициативность и самостоятельность Позитивный взгляд на мир Свобода и ответственность Терпимость Когнитивные способности (способность учиться, схватывать всё на лету, связывать разрозненную информацию ) Эмоциональный интеллект (самоконтроль, социальная чуткость, управление отношениями) Лидерство как разделённая ответственность, функция команды Интеллектуальная скромность – способность видеть свои ограничения в новых ситуациях Опыт продуктивной успешной деятельности Требования к лидеру – 2.0 HR-директора Google

любовь к детям, позитивное мышление фасилитатор конфликтолог и медиатор проектировщик эксперт модератор коммуникатор организаторские способности критическое мышление креативность и социальный интеллект ассертивность толерантность эмпатия и социальный интерес профориентолог и профконсультант конгруэнтность Профессионально-важные качества, роли и позиции эффективного педагога внутренний локус контроля тьютор и коуч Нравственный наставник

Педагог в роли профориентолога и профконсультанта Критерии – вопросы Профориентолог Профконсультант Кто даёт заказ на эту деятельность? Это заказ государства, поэтому я побуждаю ребёнка к выбору востребованных на рынке труда профессий, помогаю подобрать подходящий профиль обучения, подготовиться к деятельности в сфере производства Это запрос ребёнка, поэтому я помогаю ему в жизненном и профессиональном самоопределении, развитии способностей и качеств личности, помогающих достичь профессиональной и личностной самореализации Какой подход я использую Социально-ориентированный (социализация) Личностно-ориентированный (индивидуализация) Какие методы и формы работы применяю Знакомлю с особенностями регионального рынка труда, ориентирую в мире профессий, занимаюсь профессиональным просвещением и воспитанием, помогаю школьнику сформировать профессионально-важные качества и способности в выбираемой им профессии, совершить проф. пробы. Помогаю оптанту осознать и принять свои особенности, определить сильные и слабые стороны личности, оказываю педагогическую поддержку в определении и развитии склонностей и способностей, в выстраивании личного профессионального плана, индивидуального образовательного маршрута. Активизирую ценностно- смысловую сферу личности.

Рынок профессий Рынок труда Проф. ориентация Рынок образовательных услуг Сбор и анализ информации для профессионального самоопределения Проводим анализ федеральных и региональных программ экономического развития, приоритетных направлений развития науки и техники в стране и регионе. Анализируем данные центра занятости, кадровых агентств, сайтов вакансий. Изучаем круг образовательных учреждений СПО и ВПО, реализующих ООП в выбранной области профессиональной деятельности: направления подготовки, сроки освоения ООП, условия приема, стоимость обучения и т.д. Собираем информацию о предприятиях города и края. Организуем реальные и виртуальные экскурсии на предприятия. Знакомим с профессиями в выбранной области проф. деятельности: видеоролики, встречи с представителями, профессиограммы. Узнаём уровень зарплат условия труда, функционал, социальный пакет и др.